ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1035/2022 от 22.03.2022 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

28 марта 2022 года

Дело № А58-1035/2022

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 28 марта 2022 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435004700, ОГРН 1021401057237) от 12.01.2022 № 5566/323/3 к обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Нерюнгринского района» (ИНН 1434046916, ОГРН 1141434000597) о взыскании 43 500 руб. финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме «СЗВ-М» за сентябрь 2019 года, январь, февраль 2020 года (доп.), январь 2021 года (исх.), без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее – Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 12.01.2022 № 5566/323/3 к обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Нерюнгринского района» (далее – страхователь) о взыскании 43 500 руб. финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме «СЗВ-М» за сентябрь 2019 года, январь, февраль 2020 года (доп.), январь 2021 года (исх.).

Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики  Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явился, возражений против рассмотрения дела в отсутствие него и продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции не заявил.

На основании пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательств.

10.03.2022 страхователем представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя общества, отзыв на заявление от 02.03.2022 № 100 об отказе в удовлетворении требования, либо снижении размера санкции с учетом наличия обстоятельств, смягчающих ответственность.

Из материалов дела следует.

Пенсионным фондом в отношении страхователя проведена проверка достоверности,  правильности заполнения, полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», по результатам которых установлено и вынесены.

Решением от 02.12.2019 №016S19190014861 Пенсионный фонд привлек страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений об 1 застрахованном лице за сентябрь 2019 года по форме СЗВ-М (дополняющая).

Требованием от 30.12.2019 №016S01190019838 страхователю предложено в срок до 17.01.2020 в добровольном порядке уплатить сумму финансовой санкции в размере 500 рублей.

Решением от 29.09.2021 №016S19200012408 Пенсионный фонд привлек страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений об 1 застрахованном лице за январь 2020 год по форме СЗВ-М(дополняющая).

Требованием от 27.10.2020 №016S01200012046 страхователю предложено в срок до 16.11.2021 в добровольном порядке уплатить сумму финансовой санкции в размере 500 рублей.

Решением от 29.09.2020 №016S19200012407 Пенсионный фонд привлек страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений об 1 застрахованном лице за февраль 2020 года по форме СЗВ-М (дополняющая).

Требованием от 27.10.2020 №016S01200012045 страхователю предложено в срок до 16.11.2020 в добровольном порядке уплатить сумму финансовой санкции в размере 500 рублей.

Решением от 26.05.2021 №016S1920006417 Пенсионный фонд привлек страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 42 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений о 84 застрахованных лицах за январь 2021 года по форме СЗВ-М (исходная).

Требованием от 23.06.2021 №016S01210006668 страхователю предложено в срок до 12.07.2021 в добровольном порядке уплатить сумму финансовой санкции в размере 42000 рублей.

Неисполнение указанных требований явилось основанием для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в сумме 43 500 рублей в судебном порядке.

В силу положений статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном)», территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с требованием об уплате от 21.06.2021 № 016S01210006668 об уплате финансовых санкций (сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей) в размере 42 000 рублей, срок для добровольной уплаты санкций установлен до 12.07.2021, то есть с заявлением о взыскании финансовых санкций, Пенсионный фонд вправе обратиться в срок до 12.01.2022.

Согласно штампу входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Саха, (Якутия), с заявлением о взыскании финансовой санкции Управление обратилось 10.02.2022, то есть за пределами шестимесячного срока, установленного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Факт пропуска срока на обращение с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке, Пенсионный фонд признает, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в обоснование которого указал о своевременном обращении с первоначальным заявлением о выдаче судебного приказа. 

По общему правилу, арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (часть 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку процессуальным законодательством не установлены какие-либо критерии для определения уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, вопрос о том, являются ли причины пропуска указанного срока уважительными, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков внутренние организационные причины, а также необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Указанная позиция содержится в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В обоснование поданного ходатайства о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании штрафа, Пенсионным фондом представлена копия определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.12.2021 по делу № А58-8266/2021 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с наличием спора о праве с проставленным входящим штампом Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.12.2021 (л.д. 54).

Отнесение причин пропуска срока к уважительным или неуважительным является прерогативой суда и право установления этих причин и их оценка принадлежат суду.

Суд считает, что причины пропуска Пенсионным фондом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением являются уважительными, так как Управление в данном случае не бездействовало, а принимало активные меры для взыскания санкций, что подтверждается своевременным обращением в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока и восстанавливает пропущенный срок на подачу заявления в суд, в  связи с чем заявленные требования рассматриваются судом по существу.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ОМВД является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Пунктом 2.2 указанной статьи Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

На основании статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Данные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Такие сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя (статьи 8, 9, 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Следовательно, Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно разделу 3 «Тип формы» выбирают  один из предлагаемых кодов: «исх», «доп», «отм».

Код «исх» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в Пенсионный фонд России сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.

Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах «доп» и «отмн».

Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, влечет применение к такому страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Как следует из актов от 28.10.2019 № 016S18190014007, от 18.08.2020 № 016S18200011396, № 016S18200011396 страхователем представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2019 года на 84 застрахованных лиц в Пенсионный фонд 09.10.2019, за январь 2020 года на 81 застрахованных лиц - 13.02.2020, за февраль 2020 года на 91 застрахованных лиц - 16.03.2020, т.е. в рамках установленного Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ сроков.

При этом страхователь представил сведения о застрахованном лице за указанные периоды с типом формы «дополняющая» в отношении 1 застрахованного лица (сентябрь 2019 года, за январь, февраль 2020 года) 18.10.2019 и 02.07.2020 (в один день по двум периодам).

В акте и в решениях Пенсионный фонд, квалифицируя выявленное нарушение как непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, указывает, что данные сведения представлены в отношении иного застрахованного лица, на которого ранее сведения не представлялись. Следовательно, ошибки в ранее представленном исходном отчете СЗВ-М в отношении работающих у страхователя застрахованных лиц отсутствуют. Дополняющие формы СЗВ-М представлены в отношении другого застрахованного лица, а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.

На основании статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда РФ, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом РФ (протокол проверки).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (в ред. действующей на дату представления исходных сведений), следует, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Аналогичные положения содержатся в пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, действующей с 27.07.2020.

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом уведомление в адрес страхователя об устранении имеющихся расхождений по представленным сведениям в исходной форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года, январь, февраль 2020 года не направлялись.

Страхователем корректировка сведений по исходным формам СЗВ-М за сентябрь 2019 года, январь, февраль 2020 года произведена самостоятельно, путем представления 22.01.2021 дополняющих форм СЗВ-М.

Следовательно, страхователь самостоятельно обнаружил ошибки в ранее представленных сведениях, отсутствие в них сведений о застрахованных лицах, самостоятельно исправил ошибку путем направления в орган Пенсионного фонда дополняющих сведений за указанные периоды, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющих форм сведений (а не исходных), провел проверку представленных сведений и выявил нарушения Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.

Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.

По мнению Пенсионного органа, представление корректирующих сведений не освобождает страхователя от ответственности, поскольку в пункте 40 Инструкции N 211н установлено, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.

Этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях., по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.

Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным 17 законом № 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.

Положения статьи 15 закона № 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.

Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом, в статьи 15 и 17 закона № 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности.

Таким образом, подав 18.10.2019, 02.07.2020 дополняющие формы СЗВ-М за сентябрь 2019, за январь, февраль 2020 года, страхователь реализовал свое право, предусмотренное статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, на дополнение и уточнение переданных сведений.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в действиях страхователя по представленным сведениям по форме СЗВ-М «дополняющая» за сентябрь 2019, за январь, февраль 2020 года отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, правовых оснований для взыскания санкции в размере 1 500 рублей не имеется. 

Вместе с тем, в части финансовых санкций в размере 42 000 рублей, наложенных решением от 26.05.2021 №016S1920006417 за непредставление в установленный срок сведений о 84 застрахованных лицах за январь 2021 года по форме СЗВ-М (исходная), суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается представление страхователем сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете), с нарушением установленного законом срока за период январь 2021 года (должны были быть представлены не позднее 15.02.2021, представлены – 16.02.2021).

Суд считает, что вменяемое страхователю правонарушение по указанному периоду правомерно квалифицировано как непредставление страхователем индивидуальных сведений о застрахованных лицах в установленный срок, как это предусмотрено пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном).

Расчет санкции проверен судом, размер санкции 42 000 рублей исчислен верно (500 рублей*84), в связи с чем страхователь правомерно привлечен к ответственности по статье 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Доказательства уплаты штрафных санкций в материалы настоящего дела, страхователем не представлены.

В представленном отзыве страхователь просит при вынесении решения участь обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение нарушения, а именно незначительный период просрочки (1 день), отсутствие умысла в нарушении, перевод работника, ответственного за сдачу отчета на дистанционную работу в связи распространение новой короновирусной инфекции (с 04.02.2020 по 28.02.2020); отсутствие ущерба бюджету, учесть, что страхователь является ресурсоснабжающей организацией п. Золотника и н. Иенгра Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), на обслуживании организации находятся объекты жизнеобеспечения (четыре котельные), ведется подача тепло-водоснабжения и водоотведения в другие объекты населенных пунктов.

Порядок привлечения страхователя к ответственности установлен также статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

Так, указанной статьей предусмотрено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение, в том числе о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

При этом Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ не предусматривает возможность органа Пенсионного фонда при рассмотрении материалов проверки выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 № 2-П признал не соответствующими Конституции РФ положения законодательства о страховых взносах, которые не позволяют учитывать смягчающие обстоятельства при назначении штрафов, и постановил, что федеральный законодатель должен установить порядок снижения штрафов. До принятия соответствующего закона при привлечении плательщиков страховых взносов к ответственности обстоятельства, смягчающие ответственность, могут быть учтены судом при принятии судебного акта.

Действовавший до 01.01.2015 статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах" предполагала установление обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, причем перечень этих обстоятельств носил открытый характер. С принятием Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ указанная статья Закона № 212-ФЗ утратила силу, статья 39 подверглась изменениям, по смыслу которых выявляются только обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения (п. 4 ч. 6 ст. 39), а на дату вынесения оспариваемых решений утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах".

Вместе с тем Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.

В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочия суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что снижение размера взыскиваемого штрафа является правом суда, занимающего особую роль как независимого и беспристрастного арбитра и наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти.

При определении размера санкции суд, оценив доводы страхователя в обоснование ходатайства, считает возможным признать в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, доводы страхователя, изложенные в ходатайстве и основываясь на материалах дела, считает обоснованным и справедливым снижение размера санкций в 10 раз.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

С учетом указанной нормы Кодекса, с общества подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение заявления в размере 192 рублей.

Руководствуясь статьями 117, 137, 167-170, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

ходатайство Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 09.02.2022 № 5566/3635/2 о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления о взыскании установленных законом обязательных санкций удовлетворить.

Восстановить Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) пропущенный процессуальный срок на подачу заявления о взыскании финансовых санкций.

Требование Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Нерюнгринского района» (ИНН 1434046916, ОГРН 1141434000597) в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435004700, ОГРН 1021401057237) 4 200 рублей финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за представление сведений о застрахованных лицах по форме «СЗВ-М» (исх.) за январь 2021 года с нарушением срока и в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 192 рубля.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                       А.Н. Устинова