Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
09 апреля 2018 года | Дело № А58-10474/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена 27.03.2018.
Мотивированное решение изготовлено 09.04.2018.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ИНН 1435167945, ОГРН 1061435006808) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) о признании недействительным предписания, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – муниципального казенного учреждения «Департамент жилищных отношений» Окружной администрации города Якутска» (ИНН 1435138020, ОГРН 1031402054793), с участием представителей: Общества – Николаева О.В. по доверенности от 20.05.2016, УГСЖН – Архан Д.Е. по доверенности от 12.05.2017 № 02-04-4608, третьего лица – Бурцева А.Д. по доверенности от 19.12.2017 № 27, установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" – далее Общество, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) – далее Управление, УГСЖН о признании недействительным предписания от 12.12.2017 № 08-02-514-17-л по результатам проведения внеплановой документарной проверки.
Определением суда от 26.02.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищных отношений» Окружной администрации города Якутска».
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность по оборудованию индивидуальными приборами учета жилых помещений в МКД, последствием неисполнения указанной обязанности является применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления холодной воды при расчете платы за услуги водоснабжения и водоотведения; применение повышающего коэффициента не поставлено в зависимость от волеизъявления сторон договора водоснабжения и является обязательным; вывод УГСЖН о том, что наниматель квартиры № 55 по ул. Северная, дом 7 не является собственником и не обязан оплачивать повышающий коэффициент является несостоятельным со ссылкой на часть 2 статьи 153, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ; споры и претензии относительно размера платы за коммунальные ресурсы нанимателями жилого помещения должны предъявляться к лицу (собственнику), предоставившему им жилое помещение в пользование; доказательства обращения нанимателя к собственнику об установке прибора учета отсутствуют, т.е. нанимателю до введения повышающих коэффициентов было выгодно оплачивать коммунальные услуги по нормативам; с 01.01.2017 изложен в иной редакции пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а именно понятие «потребитель» изложен в новой редакции, в связи с чем часть 1 статьи 157 ЖК РФ применяется и к нанимателям жилых помещений.
УГСЖН не согласно с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 23.01.2018 (л.д. 30 – 31).
Третье лицо представило пояснения о том, что между МКУ «ДЖО» и ФИО4 заключен договор социального найма от 25.08.2016 № 4766 на передачу в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <...> и в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений РС (Я) от 20.08.2003 № 1796 жилой дом по адресу: <...> был передан из государственной собственности в собственность муниципального образования «город Якутск», т.е. указанный жилой дом находится в собственности Окружной администрации города Якутска.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал заявленные требования Общества.
Судом установлено.
13.11.2017 за вх. № 16800 в Управление поступило заявление от нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <...> на предмет правомерности начисления платы за «повышающий коэффициент ГВ, ХВ» и «капитальный ремонт» (л.д. 71).
17.11.2017 главным специалистом Управления вынесено представление в связи с поступлением заявления от 13.11.2017 за вх. № 16800 о назначении внеплановой проверки в отношении ООО УКОЖФ «ЖКХ Губинский» в связи с установлением возможного нарушения жилищного законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги (л.д. 72).
17.11.2017 Управлением издан приказ № 01-09-3194-17 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО УКОЖФ «ЖКХ Губинский» в срок с 21.11.2017 до 18.12.2017 на основании представления от 17.11.2017 с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД, изложенных в обращении от 13.11.2017 вх. № 16800 (л.д. 74 – 75).
21.11.2017 в адрес ООО УКОЖФ «ЖКХ Губинский» направлено требование № 01-26-11150 «О предоставлении информации», в соответствии с которым в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса необходимо представить договор управления МКД, расположенным по адресу: <...>; финансовые счета по начислению и внесению платы за ЖКУ по квартире № 55 МКД № 7 по ул. Северная города Якутска с июля по октябрь 2017 года (помесячно, в разрезе услуг); объяснение на каком основании с нанимателя взимают плату за «повышающий коэффициент ГВ, ХВ», «капитальный ремонт»; обратился ли собственник квартиры о составлении акта о наличии/отсутствии технических возмещений установлении ИПУ потреблении ХГВС (л.д. 73).
01.12.2017 Обществом сопроводительным письмом от 29.11.2017 № 2/7759 (л.д. 76) представлены истребованные документы и пояснения.
12.12.2017 по результатам проведенной проверки должностным лицом Управления составлен акт проверки № 08-01-1835-17-л, в котором отражено:
обязанность по установке ИПУ потребления коммунальных услуг и оплата повышающего коэффициента в случае их отсутствия возлагается на собственника помещения в МКД;
собственником квартиры № 55 по ул. Северная, дом 7 г. Якутска является администрация ГО «город Якутск», которая предоставлена заявителю – нанимателю квартиры № 55 на основании распоряжения от 19.08.2016 № 1406р, с нанимателем заключен договор социального найма;
повышающий коэффициент по причине неоснащенности квартиры № 55 ИПУ водопотребления должен начисляться администрации ГО «город Якутск» как собственнику помещения;
из счетов-квитанций по оплате ЖКУ следует, что Общество начислило и получило с жильца квартиры № 55 денежные средства за услуги «повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение» за период с мая по декабрь 2017 года включительно;
Общество, начислив и получив оплату за услуги «повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение» за период с мая по декабрь 2017 года включительно с нанимателя квартиры № 55, нарушило пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
12.12.2017 Управлением вынесено предписание № 08-02-514-17-л по результатам проведения внеплановой документарной проверки, которым заявителю предписано устранить нарушение в срок до 25.12.2017, выразившееся в начислении и принятии платы за услуги «повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение» за период с мая по декабрь 2017 года включительно с нанимателя квартиры № 55 (в нарушение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) путем прекращения начисления платы за услуги «повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение» нанимателю квартиры № 55, проведения перерасчета (возврата) полученной суммы за услуги «повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение», в предписании имеется ссылка о том, что информацию о выполнении предписания с приложением документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений законодательства надлежит направить в Управление в срок до 27.12.2017.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО УКОЖФ «ЖКХ Губинский» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого предписания недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 196 ЖК РФ должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
В соответствии с пунктом 4.3.3 Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) должностные лица Управления вправе, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 данной статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 2, подпункта 3 пункта 5 статьи 20 ЖК РФ, пункта 4.3.3 Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах его компетенции.
Грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проведения УГСЖН проверки в отношении заявителя не установлено.
Положения части 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ обязывают своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги организаций и граждан, являющихся собственниками помещений, а также нанимателями жилых помещений по договору социального найма, нанимателями жилых помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, членами жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, собственниками помещений.
Согласно положениям статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для собственников, так и для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 в Правила N 354 были внесены изменения, предусматривающие порядок расчета нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов при отсутствии приборов учета в условиях технической возможности их установки.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, в том числе с применением повышающих коэффициентов определен Правилами N 306.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, в том числе в Правила N 354, Правила N 306.
Данным Постановлением из Правил N 306 исключены положения, касающиеся порядка расчета норматива платы с повышающим коэффициентом, а пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем 3, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, при отсутствии приборов при наличии технической возможности их установки размер платы коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению должен определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов и именно на собственников помещений в многоквартирных домах, возлагается обязанность обеспечить оснащение таких домов как общедомовыми, так и индивидуальными приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Пункт 81 Правил N 354, регулирующий порядок ввода приборов учета в эксплуатацию, предусматривает, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Таким образом, именно собственники обязаны обеспечить оснащение принадлежащих им жилых помещений индивидуальными приборами учета, и только они наделены правомочиями требовать от исполнителя коммунальных услуг ввода приборов учета в эксплуатацию и принятия их к последующему расчету. Наниматели помещений такими полномочиями не наделены, обязанности по установке приборов учета также на них не возложены.
Таким образом, из буквального толкования положений статьи 157 ЖК РФ, статьи 13 Закона об энергосбережении, системного толкования положений Правил N 306, Правил N 354 в соотношении с вышеприведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона об энергосбережении следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлена в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Общество необоснованно выставляло нанимателю квартиры № 55 по ул. Северная, дом 7 плату за услуги «повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение» за период с мая по декабрь 2017 года в нарушение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в связи с чем оспариваемое предписание УГСЖН в части прекращения начисления платы за услуги «повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение» и проведения перерасчета (возврата) полученной суммы за услуги «повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение» нанимателю квартиры, расположенной по адресу: <...>, за период май – октябрь 2017 года соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оспариваемое предписание в части проведения перерасчета (возврата) полученной суммы за услуги «повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение» нанимателю квартиры, расположенной по адресу: <...>, за период ноябрь – декабрь 2017 года подлежит признанию недействительным, т.к. исходя из имеющихся в материалах дела доказательства поступления денежных средств за коммунальные услуги по квартире № 55 по ул. Северная, дом 7 на момент внеплановой документарной проверки (л.д. 102) отсутствовали. Данные доказательства не представлены УГСЖН и в суд в ходе рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах, завяленные требования Общества подлежат удовлетворению частично - признанию оспариваемого предписания от 12.12.2017 № 08-02-514-17-л по результатам проведения внеплановой документарной проверки недействительным в части проведения перерасчета (возврата) полученной суммы за услуги «повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение» нанимателю квартиры, расположенной по адресу: <...>, за период ноябрь – декабрь 2017 года, в удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
При обращении в арбитражный суд Обществом уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, которая подлежит в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ взысканию с Управления в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
предписание Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 12.12.2017 № 08-02-514-17-л по результатам проведения внеплановой документарной проверки, проверенное на соответствие положениям Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», признать недействительным в части проведения перерасчета (возврата) полученной суммы за услуги «повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение» нанимателю квартиры, расположенной по адресу: <...>, за период ноябрь – декабрь 2017 года.
Обязать Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилищного фонда «ЖКХ Губинский».
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилищного фонда «ЖКХ Губинский» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | А.Н. Устинова |