Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
12 марта 2019 года | Дело № А58-10487/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2019
Мотивированное решение изготовлено 12.03.2019
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЯкутСтройСити» (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 31.10.2018 № 107
к Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным распоряжения от 17.10.2018 № 2228/зр ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 17.12.2018;
от заинтересованного лица – ФИО2, представителя по доверенности от 26.12.2018;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЯкутСтройСити» (далее заявитель, ООО «ЯкутСтройСити», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным распоряжения от 17.10.2018 № 2228/зр.
По мнению заявителя, распоряжение Администрации от 17.10.2018 №228/зр «не соответствует нормам Градостроительного кодекса РФ, положениям Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нарушает права и законные интересы ООО «ЯкутСтройСити».
Заинтересованным лицом представлен отзыв о несогласии с заявленными требованиями.
В судебном заседание представитель заявителя требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель заинтересованного лица по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просил в удовлетворении требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на него, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Установлено по делу, что 17.10.2018 Заместителем главы городского округа город Якутск было принято распоряжение № 2228зр «Об отмене распоряжения первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 15 июня 2018 года № 1824/1 зр «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «ЯкутСтройСити» разрешения на отклонение от предельных параметров строительства».
Не согласившись с указанным распоряжением Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа.
Согласно части 1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность принятия решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лишь при наличии одного из условий:
- размер земельного участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров;
- конфигурация, инженерно-геологические и иные характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки.
Основанием для применения части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются именно характеристики земельного участка, не позволяющие осуществить строительство в соответствии с установленными разрешенными параметрами строительства. Из буквального толкования данной правовой нормы следует, что сами разрешенные параметры строительства не являются теми характеристиками земельного участка, в связи с которыми эти же параметры подлежат изменению.
Иные основания для обращения с заявлениями о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства действующим законодательством не предусмотрены.
В силу части 2 данной статьи отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Положениями частей 3 - 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен порядок обращения заинтересованного лица с заявлением о получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, рассмотрения данного вопроса и принятия решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
В соответствии с Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства" от 22.02.2013 № 21п (далее - Административный регламент) определен стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и установлены сроки, последовательность административных процедур (действий) при предоставлении муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (далее - муниципальная услуга).
В соответствии с пунктом 1.2. Административного регламента муниципальная услуга предоставляется физическим и юридическим лицам, являющимся правообладателями земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, заинтересованным в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Органом, предоставляющим муниципальную услугу, является Администрация в лице Департамента градостроительной политики (пункт 2.2).
Результатом предоставления муниципальной услуги является получение заявителем:
- разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства в виде распоряжения;
- мотивированного отказа в выдаче разрешения в виде распоряжения (пункт 2.4).
Пунктом 3.1 предусмотрено, что в рамках предоставления муниципальной услуги осуществляются следующие административные процедуры:
1) прием заявления о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
2) направление запросов в территориальные органы федеральных органов государственной власти и иные организации для получения документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
3) рассмотрение документов и назначение общественных обсуждений или публичных слушаний;
4) организация и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний;
5) назначение заседания Комиссии для подготовки рекомендаций;
6) принятие решения главой администрации о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения;
7) направление результата муниципальной услуги.
Проект разрешения о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения подлежит согласованию со структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска в соответствии с регламентом Окружной администрации города Якутска и подписывается главой либо уполномоченным первым заместителем главы Окружной администрации города Якутска в срок, не превышающий 4 рабочих дней.
Решение главы Окружной администрации города Якутска о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения подлежит опубликованию в порядке, установленном регламентом Окружной администрации города Якутска.
Результатом административной процедуры является принятие решения главы либо уполномоченного первого заместителя главы Окружной администрации города Якутска о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения.
Решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в выдаче такого разрешения принимается главой Окружной администрации города Якутска на основании рекомендаций Комиссии.
Рекомендации Комиссии об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должны содержать все причины, послужившие основанием таких рекомендаций. Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства испрашивается для объектов капитального строительства, не соответствует градостроительному регламенту и (или) повлечет нарушение требований технических регламентов, прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности;
2) участники общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства представили обоснованные предложения и замечания, в которых возражают о предоставлении заявителю испрашиваемого разрешения.
Главой 4 Административного регламента установлено, что текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению муниципальной услуги, и принятием решений ответственными должностными лицами осуществляется непрерывно заместителем главы городского округа "город Якутск", в ведении которого находится Департамент, и начальником Департамента.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается заместителем главы городского округа "город Якутск", в ведении которого находится Департамент, или начальником Департамента.
Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании планов работы Администрации) и внеплановыми. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением муниципальной услуги (комплексные проверки), или отдельные вопросы (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.
Для проведения проверки полноты и качества предоставления муниципальной услуги может создаваться комиссия. Результаты деятельности комиссии оформляются в виде отчетов, в которых отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению (пункт 4.19).
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (Определения от 26.05.2011 N 739-О-О, от 22.03.2012 N 486-О-О, от 29.01.2015 N 140-О).
В этой связи, решения органов и должностных лиц местного самоуправления об отмене ранее изданных (принятых) ими муниципальных правовых актов или об утрате ими юридической силы должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты), а сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены.
Вместе с тем, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов и осуществляться произвольно. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04.
Таким образом, по смыслу приведенных положений муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля в случаях, если они приняты с нарушением действующего законодательства и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности, при этом, акт отменяющий ранее принятый, должен соответствовать закону и содержать обоснование принятого решения.
Как следует из материалов дела, право собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105019:983 зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) 25.05.2016.
Распоряжением Окружной Администрации города Якутска от 15.06.2018 № 1824/1 зр «О предоставлении ООО «ЯкутСтройСити» разрешения на отклонение от предельных параметров» предоставлено Обществу разрешение на отклонение от предельных параметров строительства объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105019:983 по адресу: <...> квартал «51» в части отступа от красной линии на 2,5 метра.
На основании Федерального закона №131-ФЗ и протокола совещания заместителя главы городского округа «Город Якутск» по развитию территорий со структурными подразделениями от 11.10.2018 №55 принято оспариваемое распоряжение от 17.10.2018 № 2228зр, которым отменено распоряжение первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 15.06.2018 № 1824/1 зр «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «ЯкутСтройСити» разрешения на отклонение от предельных параметров строительства».
В соответствии с протоколом совещания от 11.10.2018 №55 пунктом 5 принято решение МБУ «Главное архитектурно-планировочное учреждение» произвести работу по отзыву разрешения на отклонение от предельных параметров строительства объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105019:983 по адресу: <...> квартал «51» в срок до 24.10.2018.
Кроме того, согласно позиции заинтересованного лица, приведённой в судебном заседании, основанием для отмены распоряжения от 15.06.2018 № 1824/1 зр послужило отсутствие мотивированного решения по нему, а также факт того, что при проведении публичных слушаний не было учтено мнение всех участников.
Рассмотрев указанные доводы заинтересованного лица, суд их отклоняет по следующим основаниям.
Распоряжение от 15.06.2018 № 1824/1 зр было издано на основании результатов публичных слушаний, проведенных 22.05.2018.
Порядок проведения публичных слушаний и предоставления разрешение на отклонение от предельных параметров установлен статьями 5.1, 39, 40 ГрК РФ.
Часть 24 статьи 5.1. Градостроительного кодекса РФ указывает на то, что уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются: 1) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; 2) организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; и ряд других положений.
На территории городского округа город Якутска принят нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 15.02.2012 № 53-НПА "О публичных слушаниях, общественных обсуждениях в городском округе "город Якутск".
Статьей 19 этого НПА установлено, что уполномоченным органом по проведению слушаний по отклонению от предельных параметров разрешенного строительства является Комиссия по Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
Заключение публичных слушаний № 73 от 28.05.2018 утверждено заместителем председателя комиссии, члены комиссии присутствовали на публичных слушаниях, заключение содержит обоснование к рекомендации о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров.
В Распоряжении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров есть указание на то, что Заключение и Протокол являются приложением к нему.
Таким образом, мотивировка решения исполняющего обязанности первого заместителя главы о предоставлении Обществу разрешения на отклонение от предельных параметров содержится в Заключении комиссии, которое в свою очередь является приложением к Распоряжению.
Вместе с тем, оценивая основания для отмены, приведенные в оспариваемом распоряжении от 17.10.2018 № 2228/зр, суд отмечает, что протокол от 11.10.2018 №55 не содержит мотивированного обоснования для принятия решения об отзыве разрешения на отклонение от предельных параметров строительства объекта, ссылка на нарушение норм Градостроительного закона, либо на нарушение иных нормативно-правовых актов также отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовых оснований для отмены распоряжения от 15.06.2018 № 1824/1 зр у Администрации не имелось.
Суд считает, что реализация Администрацией полномочий, установленных пунктом 1 статьи 48 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не может ставиться в зависимость исключительно от ее усмотрения и основываться только на формальном праве отмены ранее принятого ненормативного правового акта.
В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ Администрацией в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что отмененное распоряжение от 15.06.2018 № 1824/1 зр не соответствовало Градостроительному кодексу Российской Федерации или иным нормативным правовым актам, а распоряжение Администрации от от 17.10.2018 № 2228зр напротив, соответствует закону и не нарушает законных прав и интересов общества.
С учетом того, что в результате принятия оспариваемого распоряжения Администрацией нарушены требования закона, что безусловно, приводит к нарушению имущественных прав заявителя и его законных интересов, требования подлежат удовлетворению
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С заинтересованного лица в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование общества с ограниченной ответственностью «ЯкутСтройСити» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение заместителя главы городского округа «Город Якутск» от 17.10.2018 №2228/зр «Об отмене распоряжения первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 15.06.2018 года № 1824/1 зр «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «ЯкутСтройСити» разрешения на отклонение от предельных параметров строительства», как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Обязать Окружную администрацию города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЯкутСтройСити» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать заявителю при представлении оригинала (подлинника) платежного поручения от 31.10.2018 №134.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья | Клишина Ю. Ю. |