ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-10535/09 от 14.05.2010 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск Дело № А58-10535/2009

14 мая 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2010г. Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2010г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н.,   рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Бугаева Андрея Владимировича к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) о признании незаконными действий налогового органа по доначислению налога на игорный бизнес в размере 138 000 рублей, составив протокол в соответствии с ч.3 ст.155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с участием представителей ИП: Яныгиной О.А. по доверенности от 22.03.2010г., МРИ: Егорова А.П. по доверенности от 11.01.2010г. № 05/64, установил:

В судебном заседании был объявлен перерыв с 12-50 часов 13.05.2010г. до 14-15 часов 14.05.2010г., уведомление об объявлении перерыва размещено на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в Интернете и на стенде объявлений Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Бугаев Андрей Владимирович – далее Предприниматель обратился с заявлением с учетом уточнения требования от 10.02.2010г. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) - далее Инспекция о признании незаконными действий по доначислению налога на игорный бизнес всего в размере 138 000 рублей, в том числе в размере 72 000 рублей за февраль 2005г. и 66 000 рублей за август 2006г.

Предпринимателем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в арбитражный суд (л.д. 23 – 24), в обоснование ходатайства Предпринимателем указано то, что заявителю стало известно о нарушении прав и законных интересов с 01.09.2009г., т.к. уточненного требования в порядке, предусмотренном нормами НК РФ, с учетом содержания письма Инспекции от 20.05.2009г. – ответа на запрос Предпринимателя от 19.03.2009г. им не было получено, кроме того, Предприниматель не имел возможности обратиться в арбитражный суд ранее в силу того, что велась переписка с Инспекцией и ею предпринимались действия по восстановлению нарушенного права налогоплательщика во внесудебном порядке (произведено сторнирование доначисления по налогу на игорный бизнес за январь 2005г.), между тем данные действия только частично удовлетворили требования Предпринимателя.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суд, рассмотрев ходатайство Предпринимателя, считает возможным признать причины пропуска процессуального срока уважительными и восстановить пропущенный срок на подачу заявления в арбитражный суд о признании незаконными действий налогового органа.

Инспекцией представлен отзыв на заявление Предпринимателя (л.д. 34 – 36), в котором Инспекция не согласна полностью с доводами Предпринимателя и просит отказать в удовлетворении заявления Предпринимателя.

Судом установлены обстоятельства дела.

Инспекцией в адрес Предпринимателя было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.02.2009г. № 78740 (л.д. 8), в котором указано о том, что по состоянию на 20.02.2009г. за Предпринимателем числится общая задолженность в размере 306 926, 03 рублей, в том числе по налогам (сборам) в размере 184 710, 93 рублей.

Предприниматель обратился в Инспекцию с письмом от 19.03.2009г. (л.д. 9), в котором указал о том, что доначисление налога на игорный бизнес за январь 2005г. по сроку 21.02.2005г. в размере 72 000 рублей и за февраль 2005г. по сроку 21.03.2005г. в размере 72 000 рублей произведено незаконно в связи с тем, что Закон РС (Я) № 401-III от 29.12.2004г. был официально опубликован в газете «Якутия» от 03.01.2005г. и с учетом положений статьи 2 данного Закона новые ставки налога должны действовать только с 01.03.2005г., что и было сделано Предпринимателем; также произведено незаконно доначисление налога за август 2006г. в размере 66 000 рублей, т.к. по мнению Инспекции в связи с тем, что игровые автоматы были установлены 31.08.2006г., т.е. во второй половине августа 2006г., то налог должен быть исчислен за полмесяца по ½ ставке, между тем, объекты были установлены только 01.09.2006г., начисление налога за август 2006г. некорректно, кроме того, любое противоречие в налоговом законодательстве принимается в пользу налогоплательщика (по мнению Предпринимателя имеются противоречия в пунктах 3 и 4 статьи 366 НК РФ), в связи с изложенным Предприниматель обратился с просьбой о производстве аудита или камеральной проверки.

Инспекцией в ответ на письмо Предпринимателя представлено письмо от 20.05.2009г. № 17-23/13895 (л.д. 10), в котором Инспекция указала о том, что Закон РС (Я) № 195-З № 401-III от 29.12.2004г. «О внесении изменений в Закон РС (Я) «О налоговой политике РС (Я)» был официально опубликован в газете «Якутия» № 245 от 31.12.2004г., с учетом положений статьи 2 данного Закона и даты опубликования Закона оплата налога по новой ставке применяется с 01.02.2005г., в связи с чем Инспекцией проведена корректировка карточки лицевого счета (сторнирование доначисленного налога в размере 72 000 рублей) за январь 2005г.; в части доначисления налога за август 2006г. в размере 66 000 рублей Инспекция с учетом положений пункта 4 статьи 366 НК РФ указала о том, что доначисление является правомерным и предложила оплатить образовавшуюся задолженность.

31.08.2005г. Предприниматель обратился в Инспекцию с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 22 штук (л.д. 11 – 12).

Инспекцией 04.09.2005г. выдано свидетельство № 259 о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (л.д. 13 – 14).

Как следует из акта установки игровых автоматов от 02.09.2005г. (л.д. 15) игровые автоматы в количестве 22 штук согласно перечню по заявлению о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в МРИ ФНС № 5 по РС (Я) от 31.08.2005г. (вх. № 7487418) по адресу: г. Якутск, ул. Красильникова, 8, 3 этаж, переданы в материальную ответственность менеджера Мурунова А.Е., начало эксплуатации 04.09.2005г.

Изучив материалы дела, доводы Предпринимателя и возражения Инспекции суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Материалами дела подтверждается, что Предприниматель являлся в 2005 – 2006 годах налогоплательщиком указанного налога.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 12 НК РФ региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и в пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2004г. 195-З № 401-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» установлены налоговые ставки налога на игорный бизнес, тем самым, согласно пунктам 4, 6 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации, данный Закон является законодательным актом субъекта Российской Федерации о налогах и сборах и на него распространяются правила действия законодательства о налогах и сборах во времени, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со статьей 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующий месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Статьей 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2004г. 195-З № 401-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» определено, что пункт 1 статьи 1 Закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Согласно статье 368 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц.

Закон 195-З № 401-III от 29.12.2004г. «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» был официально опубликован в средствах массовой информации – газете «Якутия» № 1 от 03.01.2005г., что подтверждается представленной Предпринимателем заверенной Национальным архивом РС (Я) от 29.04.2010г. копией газеты «Якутия» № 1 за 2005 год (л.д. 57).

Ссылка Инспекции на то, что Закон 195-З № 401-III от 29.12.2004г. «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» был официально опубликован в средствах массовой информации – газете «Якутия» № 245 от 31.12.2004г. опровергается представленной в материалы дела выпиской из газеты «Якутия» № 1 от 03.01.2005г.

Таким образом, ставки налога на игорный бизнес, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2004г. 195-З № 401-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» (55 000 рублей за один игровой стол, 6 000 рублей за один игровой автомат, 55 000 рублей за одну кассу тотализатора или одну букмекерскую контору), с учетом положений статьи 2 данного Закона и пункта 1 статьи 5 НК РФ подлежат применению при исчислении налога с 01.03.2005г.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что доначисление Инспекцией налога на игорный бизнес за февраль 2005г. в размере 72 000 рублей является незаконным и нарушает права и законные интересы Предпринимателя.

При таких обстоятельствах требование Предпринимателя о признании незаконным действия Инспекции по доначислению налога на игорный бизнес за февраль 2005г. в размере 72 000 рублей подлежит удовлетворению.

Пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что игровой автомат является одним из объектов обложения налогом на игорный бизнес.

Согласно названной статье Кодекса каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки. Налогоплательщик также обязан регистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта.

При этом игровой автомат считается установленным, если он подготовлен к использованию для проведения азартных игр и размещен на территории, доступной для участников таких игр.

Пунктом 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком соответствующего заявления в налоговый орган.

С учетом положения указанной нормы, а также того, что Кодексом не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения и данный орган лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль, суд считает, что доначисление Инспекцией налога на игорный бизнес с даты подачи в Инспекцию заявления о регистрации объектов налогообложения (игровых автоматов) является обоснованным.

Статьей 368 Кодекса налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц.

В пункте 3 статьи 370 Кодекса предусмотрено, что при установке нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При установке нового объекта налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Поскольку материалами дела подтверждается и не оспаривается Предпринимателем, что заявление о регистрации объектов налогообложения (22 игровых автоматов) Предприниматель представил в Инспекцию 31.08.2005г., он обязан был исчислять и уплачивать с этих объектов налог на игорный бизнес за август 2005г. по ставке, установленной пунктом 3 статьи 370 НК РФ.

Данный вывод суда основан на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2006г. № 11390/05, от 05.06.2007г. № 12829/06 и от 25.11.2008г. № 3457/08.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Предпринимателя о признании незаконным действия Инспекции по доначислению налога на игорный бизнес за август 2006г. в размере 66 000 рублей.

Руководствуясь частью 4 статьи 198, статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Бугаева Андрея Владимировича о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд удовлетворить.

Восстановить Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Бугаеву Андрею Владимировичу пропущенный срок на подачу заявления в арбитражный суд.

Действие Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) по доначислению налога на игорный бизнес за февраль 2005г. в размере 72 000 рублей, проверенное на соответствие Налоговому кодексу РФ, признать незаконным.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя Бугаева Андрея Владимировича.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья А.Н. Устинова