ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-10973/2022 от 25.09.2023 АС Республики Саха (Якутия)





Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2023 года. 

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при  ведении протокола секретарем судебного заседания Жирковой Л.В., рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя без  образования юридического лица ФИО1 (ИНН <***>,  ОГРН <***>) от 28.12.2022 к Департаменту имущественных и земельных  отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН  <***>) о признании незаконным решения об отказе от 08.11.2022 № 6852- ДИЗО/22 в предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилой  дом, с участием представителей: ИП ФИО1 – ФИО2 по доверенности от  30.11.2022, диплом, ДИиЗО – ФИО3 по доверенности от 26.04.2023; 

У С Т А Н О В И Л :

индивидуальный предприниматель без образования юридического лица ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с  заявлением о признании незаконным решения от 08.11.2022 № 6852-ДИЗО/22  Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города  Якутска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка  под жилой дом, расположенный по адресу: <...>,  блок 12 с кадастровым номером 14:36:105013:1873 площадью 62,7 кв.м. 


Определением суда от 12.01.2023 заявление возвращено на основании пункта 1  части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023  определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.01.2023 по делу № А5810973/2022 отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд  Республики Саха (Якутия). 

Определением суда от 19.04.2023 заявление индивидуального предпринимателя без  образования юридического лица ФИО1 от 28.12.2022 принято к  производству Арбитражного суда Республики Саха (Якутия). 

В целях ознакомления сторонами с регистрационным делом на земельный участок с  кадастровым номером 14:36:105013:1878 в судебном заседании в порядке статьи 163  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 1020 час. 18.09.2023 до 15-45 час. 25.09.2023. Публичное извещение об объявлении перерыва  размещено в сети Интернет сервиса «Картотека арбитражных дел». 

ФИО1 не согласен с отказом Департамента от 08.11.2022 № 6852-ДИЗО/22 в  предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под  индивидуальным жилым домом с кадастровым номером 14:36:105013:1873, находящимся  на праве собственности заявителя, по основанию наличия исключительного права на  приобретение земельного участка в силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской  Федерации. 

Департамент представил отзыв, дополнение к отзыву, просит в удовлетворении  заявленного требования отказать в связи с несоответствием испрашиваемого земельного  участка территориальной зоне (Ж-5 – зона застройки среднеэтажными многоквартирными  жилыми домами), необходимостью предварительного внесения изменения в Правила  землепользования и застройки в части территориальной зоны с Ж-5 на Ж-2, которое  носит заявительный характер. 

Из материалов дела следует.


проведения торгов в порядке, предусмотренном пунктом 1.2 Административного  регламента «Предварительное согласование предоставление земельных участок без торгов  из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная  собственность на которые не разграничена» собственнику здания с приложением, в том  числе правоустанавливающего документа на жилой дом, перечня всех зданий на  земельном участке, схемы расположения земельного участка (том 1 л.д. 53-57). 

Письмом от 08.11.2022 № 6852-ДИЗО/22 Департамент отказал в предварительном  согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <...>, блок 12, под индивидуальный жилой дом по  основаниям: согласно сведениям из информационной системы обеспечения  градостроительной деятельности от 24.10.2022 № 07-078183 проектом межевания  территории квартала «136», утвержденным распоряжением Окружной администрации  города Якутска от 24.09.2014 № 1656р, предусмотрено формирование участка под  подстанцию; запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж5» (зона застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами на территории  городского округа), в которой использование участка под индивидуальный жилой дом не  предусмотрено со ссылкой на пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской  Федерации (том 1 л.д. 58-59). 

Не согласившись с вынесенным отказом, ИП ФИО1 обратился в  арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. 

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов  Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о  признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и  действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух  условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также  нарушение прав и законных интересов заявителя. 

Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской  Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и  настоящим Кодексом. 

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации  предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной 


собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или  органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями  9 - 11 настоящего Кодекса. 

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного решением  Якутской городской Думы от 11.06.2014 № РЯГД-8-6, Департамент является отраслевым  (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуры Окружной  администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления и  распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а  также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена  в ГО «город Якутск», в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО  «город Якутск» полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных  государственных полномочий. 

Пунктом 1.3 Административного регламента установлено, что структурным  подразделением администрации, ответственным за предоставление муниципальной  услуги, является Департамент. 

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации  предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или  органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями  9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган). 

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа  земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев,  предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. 

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых  расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо  помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса  (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации). 

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации  исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду  имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений,  расположенных на таких земельных участках. 

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное)  пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в 


государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов  регламентирован в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. 

Одним из его этапов является подача в уполномоченный орган гражданином или  юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления  земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы  земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О  государственном кадастре недвижимости». 

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса  Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в  государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает в  себя в качестве первого этапа принятие решения о предварительном согласовании  предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего  Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного  участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной  регистрации недвижимости". 

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса  Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления  земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на  приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем,  установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть  представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного  взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый  земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в  границах которой предстоит образовать такой земельный участок. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации  в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном  согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает  поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в  предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих  рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании  предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8  настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления  земельного участка и направляет принятое решение заявителю. 


Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в  предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы  одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к  заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не  может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего  Кодекса. 

В силу пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема  расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане  территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой  изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков  на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается  площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается  образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. 

Пунктами 4, 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения  земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка  утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации,  положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного  участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка,  в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за  исключением случаев, установленных федеральными законами; 

Как следует из материалов дела, согласно сведениям из государственной  информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, земельный  участок по адресу: <...> расположен в пределах кадастрового  квартала 14:36:105013, площадь испрашиваемого земельного участка составляет 90,1 кв.м. 

Решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА утверждены  Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» (далее -  Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск»). 

Департаментом в результате сравнения схемы расположения земельного участка,  приложенной к заявлению ФИО1, а также карты территориального зонирования с  учетом Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск»  установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне  «Среднеэтажная жилая застройка» (Ж-5), при котором не предусмотрено такого вида  разрешенного использования как «индивидуальное жилищное строительство». 


При указанных обстоятельствах, схема расположения испрашиваемого земельного  участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории, в связи с чем, у  Департамента отсутствовали правовые основания для утверждения схемы расположения  земельного участка и предварительного согласования земельного участка. 

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.16.1 Административного регламента  предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги  «Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель,  находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на  которые не разграничена», утвержденного постановлением Окружной администрации г.  Якутска от 27.02.2015 № 49п, основанием для отказа в предоставлении муниципальной  услуги является, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению  о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть  утверждена, по основанию расположения земельного участка, образование которого  предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для  которой утвержден проект межевания территории. 

Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 24.09.2014 № 1656р  утвержден проект планировки и проект межевания квартала «136», в соответствии с  которым на испрашиваемом земельном участке предусмотрено формирование земельного  участка под подстанцию. 

Суд считает, что норма пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской  Федерации, устанавливающая исключительное право на приобретение земельных  участков в собственность собственниками зданий, расположенных на таких земельных  участках, подлежит применению после завершения процедуры формирования земельного  участка, его постановки на кадастровый учет в соответствии с проектом межевания и  утвержденной территориальной зоной. 

На основании изложенного, суд считает, что заявителем не доказано нарушение прав  и законных интересов оспариваемым решением, в связи с чем отказ Департамента  соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской деятельности. 

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает  решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. 


При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для  удовлетворения заявленных требований. 

При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в  размере 3 000 рублей. 

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской  Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством  Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в  следующих размерах: при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта  недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц  незаконными: для физических лиц - 300 рублей. 

С учетом указанного в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации суд считает необходимым возвратить ИП ФИО1  государственную пошлину в размере 2 700 рублей, уплаченную платежным поручением  от 29.12.2022 № 69. 

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется  лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети «Интернет» по адресу  www.kad.arbitr.ru. 

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть  направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства  заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя без  образования юридического лица ФИО1 к Департаменту  имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о  признании незаконным решения об отказе от 08.11.2022 № 6852-ДИЗО/22 в  предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилой дом,  отказать. 

Возвратить индивидуальному предпринимателю без образования юридического  лица ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) 


государственную пошлину в размере 2 700 рублей, уплаченную платежным поручением  от 29.12.2022 № 69, выдать справку. 

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного  срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи  апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в  законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной  инстанции. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения  (изготовления его в полном объеме). 

Судья А.Н. Устинова


Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).