Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Жирковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 28.12.2022 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения об отказе от 08.11.2022 № 6852- ДИЗО/22 в предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилой дом, с участием представителей: ИП ФИО1 – ФИО2 по доверенности от 30.11.2022, диплом, ДИиЗО – ФИО3 по доверенности от 26.04.2023;
У С Т А Н О В И Л :
индивидуальный предприниматель без образования юридического лица ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным решения от 08.11.2022 № 6852-ДИЗО/22 Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилой дом, расположенный по адресу: <...>, блок 12 с кадастровым номером 14:36:105013:1873 площадью 62,7 кв.м.
Определением суда от 12.01.2023 заявление возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.01.2023 по делу № А5810973/2022 отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Определением суда от 19.04.2023 заявление индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 от 28.12.2022 принято к производству Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
В целях ознакомления сторонами с регистрационным делом на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105013:1878 в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 1020 час. 18.09.2023 до 15-45 час. 25.09.2023. Публичное извещение об объявлении перерыва размещено в сети Интернет сервиса «Картотека арбитражных дел».
ФИО1 не согласен с отказом Департамента от 08.11.2022 № 6852-ДИЗО/22 в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под индивидуальным жилым домом с кадастровым номером 14:36:105013:1873, находящимся на праве собственности заявителя, по основанию наличия исключительного права на приобретение земельного участка в силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департамент представил отзыв, дополнение к отзыву, просит в удовлетворении заявленного требования отказать в связи с несоответствием испрашиваемого земельного участка территориальной зоне (Ж-5 – зона застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами), необходимостью предварительного внесения изменения в Правила землепользования и застройки в части территориальной зоны с Ж-5 на Ж-2, которое носит заявительный характер.
Из материалов дела следует.
проведения торгов в порядке, предусмотренном пунктом 1.2 Административного регламента «Предварительное согласование предоставление земельных участок без торгов из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» собственнику здания с приложением, в том числе правоустанавливающего документа на жилой дом, перечня всех зданий на земельном участке, схемы расположения земельного участка (том 1 л.д. 53-57).
Письмом от 08.11.2022 № 6852-ДИЗО/22 Департамент отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <...>, блок 12, под индивидуальный жилой дом по основаниям: согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 24.10.2022 № 07-078183 проектом межевания территории квартала «136», утвержденным распоряжением Окружной администрации города Якутска от 24.09.2014 № 1656р, предусмотрено формирование участка под подстанцию; запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж5» (зона застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами на территории городского округа), в которой использование участка под индивидуальный жилой дом не предусмотрено со ссылкой на пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 58-59).
Не согласившись с вынесенным отказом, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного решением Якутской городской Думы от 11.06.2014 № РЯГД-8-6, Департамент является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуры Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в ГО «город Якутск», в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО «город Якутск» полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Пунктом 1.3 Административного регламента установлено, что структурным подразделением администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Департамент.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из его этапов является подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает в себя в качестве первого этапа принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Пунктами 4, 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок по адресу: <...> расположен в пределах кадастрового квартала 14:36:105013, площадь испрашиваемого земельного участка составляет 90,1 кв.м.
Решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» (далее - Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск»).
Департаментом в результате сравнения схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению ФИО1, а также карты территориального зонирования с учетом Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск» установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Среднеэтажная жилая застройка» (Ж-5), при котором не предусмотрено такого вида разрешенного использования как «индивидуальное жилищное строительство».
При указанных обстоятельствах, схема расположения испрашиваемого земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории, в связи с чем, у Департамента отсутствовали правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка и предварительного согласования земельного участка.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.16.1 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.02.2015 № 49п, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена, по основанию расположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 24.09.2014 № 1656р утвержден проект планировки и проект межевания квартала «136», в соответствии с которым на испрашиваемом земельном участке предусмотрено формирование земельного участка под подстанцию.
Суд считает, что норма пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая исключительное право на приобретение земельных участков в собственность собственниками зданий, расположенных на таких земельных участках, подлежит применению после завершения процедуры формирования земельного участка, его постановки на кадастровый учет в соответствии с проектом межевания и утвержденной территориальной зоной.
На основании изложенного, суд считает, что заявителем не доказано нарушение прав и законных интересов оспариваемым решением, в связи с чем отказ Департамента соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 300 рублей.
С учетом указанного в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым возвратить ИП ФИО1 государственную пошлину в размере 2 700 рублей, уплаченную платежным поручением от 29.12.2022 № 69.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения об отказе от 08.11.2022 № 6852-ДИЗО/22 в предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилой дом, отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
государственную пошлину в размере 2 700 рублей, уплаченную платежным поручением от 29.12.2022 № 69, выдать справку.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья А.Н. Устинова
Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).