Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
29 апреля 2022 года | Дело № А58-1102/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 20.04.2022.
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2022.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Андреева В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Золото Шаманихи" (ИНН 4909132629, ОГРН 1204900002053) от 03.02.2022 без номера к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435151857, ОГРН 1041402052427) о признании незаконным отказа, оформленный протоколом №178 от 16.12.2021, в переоформлении лицензии на пользование недрами ЯКУ 04036 БЭ от 28.08.2014,
при участии от ответчика: ФИО1 по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Золото Шаманихи" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление, Якутнедра) о признании решения Управления об отказе оформленный протоколом №178 от 16.12.2021 в переоформлении лицензии на пользование недрами ЯКУ 04036 БЭ от 28.08.2014.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Лицензия ЯКУ 04036 БЭ с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении руч. Копач (левый приток р. Шаманиха) выдана ООО «Нера» на основании протокола заседания Аукционной комиссии по подведению итогов аукциона на право пользования недрами (протокол от 31.07.2014) и приказа Якутнедра от 05.08.2021 № 192. Дата государственной регистрации 28.08.2021. Срок окончания действия лицензии 31.12.2028.
На основании решения единственного учредителя № 1/20 от 09.11.2020 об учреждении Общества ООО «Нера» учредило ООО «Золото Шиманихи». Указанное юридическое лицо включено в Единый государственный реестр юридических лиц 16.11.2020.
ООО «Нера» письмом от 30.11.2021 № 392/2 дает согласие на переоформление лицензии на право пользования недрами ЯКУ 04036 БЭ на Общество.
30.11.2021 (вх. № 8053 от 16.12.2021) Общество направило в адрес Якутнедра заявку на переоформление на основании абз. 6 ст. 17.1 Закона РФ «О недрах» лицензии на пользование недрами ЯКУ 04036 БЭ от 28.08.2014 с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении руч. Копач (левый приток р. Шаманиха) с ООО «Мера» на заявителя.
К заявлению Обществом были представлены следующие документы:
- заверенные в установленном порядке копии документов ООО «Золото Шаманихи», включая учредительные и регистрационные документы, выписки из ЕГРЮЛ (ООО «Золото Шаманихи» от 16.11.2021);
- копия лицензии ЯКУ 04063 БЭ;
- акт приема-передачи от 30.11.2021 между ООО «Нера» и ООО «Золото Шаманихи»;
- данные о соответствии претендента требованиям, предъявляемым к пользователям недр, условиям проведения аукциона на право пользования данным участком недр, а также о наличии необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, и о наличии квалифицированных специалистов;
- справка из филиала «Центральный» Банка ВТБ (ПАО) от 09.11.2021 № б/н об остатках денежных средств на расчетных счетах ООО «Золото Шаманихи» по состоянию на 09.11.2021 - 1 999 750 рублей;
- копия договора займа № 1 от 25.03.2021 между ООО «Нера» и ООО «Золото Шаманихи»;
- сведения о специалистах инженерно-технического состава ООО «Золото Шаманихи» с приложением оборотно-сальдовой ведомости по счету 001 Арендованное имущество за 01.01.2021 - 01.11.2021, копий ПТС, копия договора аренды техники с экипажем № 1 от 01.10.2021 с приложениями, копия договора аренды движимого имущества от 25.10.2021 № 2 между ООО «Нера» и ООО «Золото Шаманихи», Договор №104 на оказание услуг на выполнение геолого-маркшейдерское обеспечение горных работ от 01.10.2021 между ООО «Золото Шаманихи» и ООО «Нера» (лицензия на производство маркшейдерских работ № ПМ-76-004478, выданная ООО «Нера»).
Управление, рассмотрев указанное заявление Общества, приняло решение, оформленное Протоколом № 178 от 29.12.2021, об отказе в переоформлении лицензии на пользование недрами ЯКУ 04036 БЭ от 28.08.2014, указав в качестве основания подпункт 5 пункта 65 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр"( далее Административный регламент), утвержденного Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (ред. от 31.05.2016).
Общество считая, что данный отказ является незаконным, поскольку он находится в противоречии с требованиям закона, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В представленном отзыве на заявление Управление отклонило доводы заявителя, указав, что при рассмотрении заявление новая редакция закона «О недрах» еще не действовала, а следовательно основания для отказа установленные Административным регламентом у Якутнедра имелись.
В представленных возражениях на отзыв заявитель отклонил доводы Управления и просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 10 часов 02 минут 13.04.2022 до 12 часов 00 минут 20.04.2022. После судебного перерыва судебное разбирательство продолжено.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя и возражения Управления, приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3).
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение N 3314-1), на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.
Согласно статье 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Положения статьи 17.1 Закона о недрах, определяющие переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр, право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности если пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Аналогичное основание для переоформления права пользования участком недр предусмотрено подпунктом 5 пункта 61 Административного регламента, определяющего последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по переоформлению лицензий.
Согласно пункту 4 Административного регламента результатом исполнения государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр является принятие Роснедрами или его территориальными органами решения о переоформлении лицензии на право пользования недрами или об отказе в переоформлении лицензии.
Подпунктом 5 пункта 65 Административного регламента предусмотрено, что отказ в переоформлении лицензии на пользование участком недр следует в случаях, если заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с даты наступления событий, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента.
По пункту 61 Административного регламента государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в случаях если пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.
С учетом того, что пользователь недр (ООО «Нера») учредило Общество для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр 16.11.2020, в силу указанных норм права заявка на переоформление лицензии должна была быть подана в Управление не позднее подана до 16.05.2021.
Указанный срок является пресекательным, подача заявки за пределами указанного срока является основанием для отказа в переоформлении лицензии (подпункт 5 пункта 65 Административного регламента).
Вместе с тем Общество обратилось в Управление только 30.11.2021 (что подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается), то есть за пределами 6 месячного срока, установленного законодательством для обращения в лицензирующий орган с заявкой на переоформление лицензии.
Довод Общества о том, что применение пропуска 6 месячного срока, предусмотренного подпунктом 5 пункта 65 Административного регламента, в качестве отказа в переоформлении лицензии противоречит нормам Закона о недрах, отклоняется судом в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах, законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 17.1 Закона о недрах (действующий в редакции на момент принятия оспариваемого решения) предусматривает основания (случаи) перехода права пользования участками недр к другому субъекту. При этом, данный Закон о недрах не регулирует процедуру переоформления лицензии, в том числе основания для отказа в переоформлении лицензии.
В силу статьи 17.1 Закона о недрах, порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, т.е. Административным регламентом.
Пунктом 65 Административного регламента предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в переоформлении лицензии. Пункт 65 Административного регламента является действующим, не обжалован в установленном законом порядке и не признан противоречащим действующему законодательству, в связи с чем, подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
Какие-либо противоречия и несоответствия между статьей 17.1 Закона о недрах и Административным регламентом судом не установлены.
Таким образом, отношения недропользования регулируются нормами специального законодательства, принятого в соответствии с Конституцией Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы хозяйствующих субъектов, в данном случае Общества.
Ссылка Общества не редакцию статьи 17.1 Закона о недрах вступившей в силу с 01.01.2022 является необоснованной, поскольку оспариваемое решения Управление принято 29.12.2021, а действие Административного регламента утратило силу с 01.01.2022 (Приказ Минприроды России от 09.12.2021 N 930).
Действительно новая редакция закона установила исчерпывающий перечень оснований для отказа в переходе права пользования участком недр от юридического лица - пользователя недр к иным юридическим лицам и такое основание как истечение 6 месяцев с даты наступления определенных событий в нем отсутствует.
Также в «Порядке переоформления лицензий на пользование недрами", утвержденного совместным Приказом Минприроды России N 751 и Роснедр N 10 от 14.10.2021, вступившего в силу с 01.01.2022, указанные основания для отказа в переоформлении лицензии отсутствуют.
При таких обстоятельствах заявитель не лишен возможности обратиться в Управление с соответствующим заявлением о переоформлении лицензии в условиях действия новых требований закона.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отказ Якутнедра на момент его принятия соответствовал требованиям Закона о недрах и Административного регламента и не нарушает права и законные интересы Общества.
При таких обстоятельствах, требование Общества удовлетворению не подлежит.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии судебного акта на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | В.А. Андреев |