Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
16 мая 2014года
Дело № А58-1103/2014
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи
Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН<***>) от 07.03.2014 № 32/279 к Обществу с ограниченной ответственностью Частное охранная организация "Охрана-Сервис-Мирный" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от административного органа: ФИО1 по доверенности от 23.10.2012 № 1/70,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН<***>) (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 07.03.2014 № 32/279 к Обществу с ограниченной ответственностью Частное охранная организация "Охрана-Сервис-Мирный" (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, представлено отзыв от 24.04.2014 № 30 о частичном согласии с выявленными нарушениями и о том, что нарушения устранены.
15.05.2014 от ответчика поступило ходатайство от 08.05.2014 № 83 о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью Частное охранная организация "Охрана-Сервис-Мирный" является юридическим лицом, зарегистрирован в качестве юридического лица 27.03.2003 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Республике Саха (Якутия) (Структурное подразделение по г.Мирный), ИНН <***>, ОГРН <***>; имеет лицензию ЧО № 020010 № 10 от 14.11.2012 сроком действия до 16.02.2017 на право оказания охранных услуг согласно перечню приложения.
На основании распоряжения от 05.02.2014 № 32/122 должностными лицами административного органа проведена плановая комиссионная проверка лица, привлекаемого к административной ответственности, по итогам которой составлен акт от 19.02.2014.
Инспектором по особым поручениям ЦЛРР МВД по РС(Я) майором полиции ФИО2 в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, его директора – ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2014 36 № 012383/550, выразившемся в осуществлении лицом, привлекаемым к административной ответственности предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет ответственность по части 3 статьи 14.1 Кодекса.
Согласно данному протоколу обстоятельства правонарушения выразились в следующих обстоятельствах, обнаруженных в ходе плановой проверки:
во всех договорах не отражены сведения о договоре безвозмездного оказания услуг о взаимодействии ООО ЧОО «Охрана-Сервис-Мирный» и ООО ЧОО «Охрана-Сервис-Светлый»;
к действующим договорам не приложены копии документов заверенных заказчиком и подтверждающих его право владения или пользования охраняемым имуществом;
не направлены должностные инструкции в ОВД по месту нахождения соответствующего объекта охраны, в сроки, установленные для уведомлений ЧОО;
у охранника ФИО4 отсутствовало удостоверение частного охранника и личная карточка охранника;
у охранника ФИО5 на момент проверки отсутствовало разрешение на хранение и ношение служебного оружия при исполнении служебных обязанностей, выданный органами внутренних дел на служебное оружие МР-471 КВ № 074101366.
Законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, дал объяснение, в котором указано, что ФИО5 разрешение РСЛа на служебный пистолет не имеет.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции)
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498, (далее – Положение о лицензировании частной охранной деятельности), лицензия на осуществление частной охранной деятельности предоставляется юридическому лицу сроком на 5 лет соответствующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными на осуществление действий по лицензированию в этой сфере деятельности.
Протокол об административном правонарушении от 19.02.2014 36 № 012383/550 составлен должностным лицом Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) – государственного органа, выдавшего лицу, привлекаемому к административной ответственности, лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Протокол от 19.02.2014 36 № 012383/550 соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса, составлен при участии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ему разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса, копия протокола вручена, что подтверждается соответствующей подписью в протоколе.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процессуального порядка составления протокола об административном правонарушении.
На основании статьи 11.2 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1) и пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В силу статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498, лицензионными требованиями являются соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, части 3 статьи 11.4, частей 1, 2, 3, 7, 8 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1 Закона № 2487-1 частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Статьей 3 Закона № 2487-1 предусмотрено, что частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление, в том числе следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона № 2487-1 оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Частью 1 статьи 9 Закона о частной детективной и охранной деятельности предусмотрено, что частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.
Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи (часть вторая статьи 9).
Между тем, отсутствие в договорах сведений о договоре безвозмездного оказания услуг о взаимодействии ООО ЧОО «Охрана-Сервис-Мирный» и ООО ЧОО «Охрана-Сервис-Светлый» не свидетельствует о нарушении обществом статьи 9 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
В порядке части 4 статьи 12 Закона № 2487-1 заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона, при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обществом не оспаривается, что на момент проверки ни к одному из договоров на охрану объектов, которые осуществляет общество, не прилагались копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране.
Однако вменяемое нарушение не относится к лицензионным требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 12.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы. Экземпляр должностной инструкции частного охранника в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
Приказом МВД России от 22.08.2011 № 960 утверждены типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, которая регламентирует действия частного охранника на объекте охраны при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов, его права и обязанности при выполнении им трудовой функции.
Пунктом 1 указанных типовых требований установлено, что должностная инструкция частного охранника на объекте охраны регламентирует действия частного охранника на объекте охраны при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов, его права и обязанности при выполнении им трудовой функции.
Вместе с тем, как следует из договоров на оказание охранных услуг от 28.11.2013 № 15, от 29.11.2013 № 35, от 09.12.2013 № 42 обществом в рамках заключенных договоров оказываются услуги по централизованной охране и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны на объектах. Кроме того, в случае приема сигналов «Тревога», «Пожар» общество обязуется обеспечить оперативный выезд Группы Быстрого Реагирования (ГБР) для принятия мер по задержанию, в рамках закона, лиц совершающих противоправные действия, а также определения причины срабатывания системы автоматической пожарной сигнализации, вызове (в случае возникновения пожара) ГПС МЧС и оказания помощи (в случае возникновения пожара) персоналу в эвакуации находящихся на объекте людей.
Следовательно, общество не осуществляет обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов, в связи с чем им не нарушены требования части 2 статьи 12.1 Закона.
Согласно части 1 статьи 11.1 Закон об охранной деятельности право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона № 2487-1 обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.
Таким образом, наличие у работников частного охранного предприятия, осуществляющих охранные функции, личной карточки и удостоверения частного охранника, выданного органами внутренних дел, является лицензионным условием.
Согласно пунктам 62, 67, 68 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, изданными в соответствии со статьей 25 Закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" (далее по тексту - Закон об оружии), ношение оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия работниками юридических лиц с особыми уставными задачами - при исполнении служебных обязанностей. При ношении оружия лица обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность (паспорт или служебное удостоверение, военный или охотничий билет и т.п.), а также выданные органами внутренних дел лицензию либо разрешение на хранение и ношение имеющегося у них оружия.
Подпунктом "д" пункта 3 Положения о лицензировании № 498 предусмотрено, одним из условий лицензирования деятельности является при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации.
Следовательно, наличие у работников частного охранного предприятия, осуществляющих охранные функции, разрешения на хранение и ношение служебного оружия, является лицензионным условием.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Факт осуществления охранной деятельности с нарушением указанных норм подтверждается материалами дела, а именно актом от 19.02.2014, протоколом об административных правонарушения от 19.02.2014 36 № 012383/550 и объяснением законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Следовательно, установленные протоколом об административном правонарушении от 19.02.2014 36 № 012383/550, обстоятельства правонарушения представляют собой нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет ответственность по части 3 статьи 14.1 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статья 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела не усматривается, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не имело возможности для соблюдения требований Положения о лицензировании частной охранной деятельности и данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, обнаруженные деяния лица, привлекаемого к административной ответственности, при осуществлении предпринимательской деятельности являются нарушением установленных лицензионных требований.
Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью Частное охранная организация "Охрана-Сервис-Мирный" за нарушение условий лицензирования следует с учетом норм статьи 4.1 Кодекса привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
привлечь Общество с ограниченной ответственностью Частное охранная организация "Охрана-Сервис-Мирный" (место нахождения: 678170, Республика Саха (Якутия), Мирнинский улус (район), <...>, зарегистрирован в качестве юридического лица 27.03.2003 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Республике Саха (Якутия) (Структурное подразделение по г.Мирный), ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: УФК по Республике Саха (Якутия) (МВД по Республике Саха (Якутия)), ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г.Якутск, БИК 049805001, ИНН получателя: <***>, КПП получателя: 143501001, расчетный счет: <***>, КБК 18811621040045000140, номер лицевого счета: ФБ 04161101710.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу арбитражному суду направить судебный акт в течение трех суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
Р.И. Эверстова