ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1116/15 от 07.05.2015 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А58-1116/2015

Резолютивная часть решения объявлена 07.05.2015

Мотивированное решение изготовлено   13.05.2015

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Собардаховой В.Э

при участии в деле открытого акционерного общества Акционерная компания «АЛРОСА» (ИНН <***>, ОГРН <***>), отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Мирнинскому району,  Отдела Министерства внутренних дел России по Мирнинскому району Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства»

в присутствии представителя открытого акционерного общества Акционерная компания «АЛРОСА» ФИО1, представителя  Отдела Министерства внутренних дел России по Мирнинскому району Республики Саха (Якутия) ФИО2, представителя Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола секретарем Жирковой Л.В. дело по заявлению о признании недействительным предписания от 20 февраля 2015 года №20,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество Акционерная компания «АЛРОСА» (далее -заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением (с дополнением от 24.04.2015) с требованием к отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Мирнинскому району (далее – отдел ГИБДД) о признании недействительным предписания от 20 февраля 2015 года 320 по следующим основаниям:

на зимние автомобильные дороги – автозимники действие ГОСТ Р 50597-93 не распространяется;

государственным контрактом, заключенным с Федеральным казенным учреждением «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства»,на содержание автозимника не предусмотрено выполнение работ, указанных в оспариваемом предписании, и соответственно их финансирование. При этом, заявителем по долгосрочному государственному контракту от 26.11.2012 №152-СД/13 работы по устройству и содержанию автозимника за период с 21.01. по 20.02.2015 выполнены в полном объеме;

для составления схемы, осмотра и определения характеристик дорожных условий и места ДТП представитель заявителя не вызывался. Акт в соответствии с Правилами по факту ДТП сотрудниками отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Мирнинскому району не составлялся. Должностные лица отдела  на место ДТП не выезжали, приложенный к предписанию акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения №23 составлен в помещении отдела в г. Мирном;

выполнить предписание в срок до 20.03.2015 в отсутствие финансирования указанных в предписании работ, не предусмотренных государственным контрактом не возможно.

Отдел Министерства внутренних дел России по Мирнинскому району Республики Саха (Якутия) (далее – Отдел МВД) заявленного требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве от 13.04.2015, в том числе,

условия безопасности дорожного движения обеспечивает лишь ГОСТ Р 50597-93,

согласно пункту 6.1. долгосрочного государственного контракта №152-СД/13 на выполнение работ по содержанию автозимника на автомобильной дороге общего пользования федерального значения «Вилюй» в период с 01.01.2013 по 31.03.2018 подрядчик обязан поддерживать требуемый уровень содержания для обеспечения круглосуточного и бесперебойного движения транспортных средств и безопасность дорожного движения на объекте;

акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП составлен сотрудником ДПС Отдела ГИБДД с объяснений участников ДТП и на основании видеозаписи, предоставленной водителем;

в адрес Отдела ГИБДД от Мирнинского управления автомобильных дорог Общества поступил ответ на предписание от 20.02.2015 о выполнении работ на автозимнике «Вилюй» на участке 1310-1472 км в границах Мирнинского района.

Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ «Упрдор Вилюй») позицию заявителя поддерживает, считает заявленное требование подлежащим отказу в удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве от 30.04.2015 №861/09, в том числе,

мероприятия по профилированию проезжей части, проведение которых требует в оспариваемом предписании Отдел ГИБДД, заявителем выполнены быть не могут, так как данный вид работ согласно Справочнику дорожных терминов, разработанному МАДи (ГТУ) (36) относится  к категории работ по ремонту дорожного покрытия переходного и низшего типов (грунтового, грунтового улучшенного, гравийного, щебечного), а автозимник согласно п.1.2. ВСН 137-89 «Ведомственные строительные нормы. Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и северо-востока СССР» от 04.09.1989 представляет собой сезонную дорогу с полотном и дорожной одежды из снега, льда и мерзлого грунта;

составлением акта выявленных недостатков в содержании дорог без привлечения дорожной организации Отделом ГИБДД нарушен порядок анализа дорожно-транспортных происшествий, установленный Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных Федеральной дорожной службой России 29.05.1998;

в акте выявленных недостатков в содержании дорог указан участок автомобильной дороги, на котором были обнаружены недостатки в содержании дороги – км 1381, в оспариваемом предписании указывается участок 1310км-1472км.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования в связи с нижеследующим

19 февраля 2015 года на ФАД «Вилюй» на 1381 км автозимника произошло дорожно-транспортное происшествие, водитель, управлявший автомашиной УРАЛ 4527, нарушив правила расположения транспортного средства на проезжей части, не выбрал безопасный боковой интервал, в результате чего совершил столкновение с автомашиной VOLVOFM-TRUCK6Х6.

19 февраля 2015 года в 14 часов 55 минут в дежурную часть Отдела ГИБДД поступило телефонное сообщение от пом. о/д ОМВД по Ленскому району о том, что в 15 км от Таас-Юрях в сторону Усть-Кут произошло ДТП.

20 февраля 2015 года в 03 часа 15 минут Отделом ГИБДД составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (далее – акт №23), в соответствии с которым выявлен следующий недостаток в содержании дороги: на 1381 км автодороги федерального значения «Вилюй» профиль проезжей части корытообразный.

20 февраля 2015 года в 03 часа 20 минут Отделом ГИБДД составлены схемы места совершения административного правонарушения и места дорожно-транспортного происшествия.

20 февраля 2015 года в 04 часа 10 минут  и в 04 часа 30 минут Отделом ГИБДД приняты объяснения от ФИО4 и ФИО5 соответственно.

20 февраля 2015 года Отделом ГИБДД вынесено предписание №20, в соответствии с которым заявителю в срок до 20 марта 2015 года на ФАД «Вилюй», участок автозимника 1310км-1472 км, в границах Мирнинского района необходимо произвести профилирование проезжей части в целях устранения корытообразного профиля согласно пункту 3 ГОСТ Р 50597-93.

Общество, не согласившись с предписанием Отдела ГИБДД, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК России) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании подпункта 21 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ (далее – Закон о полиции) при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения полиция вправе проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.

Оспариваемым предписанием Общество Отделом ГИБДД предупреждено о том, невыполнение в установленный срок оспариваемого предписания влечет привлечение к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 10.2.7.2. Наставлений по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 (далее – Наставления), по результатам контрольных проверок должностным лицам, нарушившим правила ремонта и содержания дорог, готовится предписание за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения с указанием сроков устранения выявленных недостатков, соответствующих ГОСТу Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". В случае невыполнения предписания составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК России обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В рамках дела рассматриваемого дела об оспаривании предписания Отделом ГИБДД подлежит доказыванию факт нарушения Обществом нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при содержании дорог.

Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее – Закон № 196-ФЗ) дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Пунктом 6.7.1. ОДМД «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», принятого и введенного в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N ОС-28/1270-ис (далее -Методические рекомендации) к зимним автомобильным дорогам - автозимникам отнесены сезонные дороги с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта.

В силу пункта 1 статьи 12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

На основании пункта 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928, автомобильная дорога А-331 «Вилюй» Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ) содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог федерального значения согласно пункту 1 статьи 15 этого Закона обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве,  утвержденного Постановлением Правительства России от 23 июля 2004года №374, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

На основании пункта 5.4.5. упомянутого Положения Федеральное дорожное агентство осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения при проведении работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства России  от 17 ноября 2010 года №928 автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-331 «Вилюй» находится в оперативном управлении ФКУ «Упрдор «Вилюй».

Общество привлечено ФКУ «Упрдор Вилюй» для реализации уставной цели оперативного управления автодорогой «Вилюй» заключением по результатам открытого аукциона долгосрочного государственного контракта №152-СД/13 от 26.11.2012 на выполнение работ по содержанию автозимника на автомобильной дороге общего пользования федерального значения «Вилюй» на участке км 1310+585-км 1553+200 на период с 01.01.2013 по 31.03.2018 (далее – государственный контракт №152-СД/13).

В соответствии с пунктом 1 статья 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК России) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункт 2 статьи 17 Закона №257-ФЗ).

На основании пункта 3 статьи 17 Закона №257- ФЗ Минтрансом России приказом от 16 ноября 2012 года №402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация), в соответствии с пунктом 7 которой в состав работ по зимнему содержанию входят: 1) уход за постоянными снегозащитными сооружениями; 2) устройство снегомерных постов, необходимых для изучения работы автомобильных дорог и дорожных сооружений в зимних условиях; 3) заготовка, установка, перестановка, уборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.), сигнальных вех; формирование снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление; 4) механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; 5) профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части автомобильных дорог с переходным или грунтовым покрытием; 6) погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация; 7) распределение противогололедных материалов; 8) регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов; 9) очистка от снега и льда элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов; 10) круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка; 11) устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог (автозимников); 12) обслуживание и восстановление баз хранения противогололедных материалов и скважин для добычи природных рассолов, приготовление противогололедных материалов, поддержание в чистоте и порядке подъездов к базам хранения противогололедных материалов и скважинам для добычи природных рассолов; 13) поддержание в чистоте и порядке, обслуживание и восстановление автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололедных материалов, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования, на развязках в разных уровнях и искусственных сооружениях; 14) закрытие отверстий водопропускных труб осенью и открытие их весной, очистка водопропускных труб от снега, льда, мусора и посторонних предметов; 15) борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений; 16) проведение противолавинных мероприятий, уборка лавинных отложений; 17) устройство, поддержание в чистоте и порядке ледовых переправ.

В соответствии с пунктом 6.7.3 Методических рекомендаций содержание проезжей части зимников включает в себя: устранение деформаций и разрушений, возникающих в процессе эксплуатации; проведение мероприятий по уменьшению снегозаносимости дороги и ликвидации снежных заносов; выполнение мероприятий по предупреждению выхода наледевых вод и ликвидации наледи; обеспечение условий безопасности для движения транспортных средств по дороге, поддержание в исправном состоянии элементов обстановки пути; организацию работ в весенне-летний период года по устранению разрушений, вызванных паводковыми водами, восстановление технического и эксплуатационного состояния дороги и ее элементов к работе в зимний период.

Согласно утвержденной Приказом Минтранса России от 1 ноября 2007 г. N 157 периодичности проведения видов работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения содержание и устройство зимних автомобильных дорог (автозимников) проводятся по расчету.

В соответствии с пунктом 1.1. государственного контракта №152-СД/13 ФКУ «Упрдор Вилюй» поручает, а Общество в качестве подрядчика принимает на себя обязательства по выполнению работ по устройству и содержанию автозимника на действующей автодороге «Вилюй».

Обязательства по государственному контракту №152-СД/13 выполняются подрядчиком в соответствии с техническим заданием, ведомостью объемов и стоимости работ, классификацией работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования (пункт 1.2. госконтракта).

Согласно пункту 6.2. госконтракта Общество обязалось ежегодно разрабатывать и согласовывать с заказчиком проект производства работ по содержанию объекта в соответствии с требованиями приложения №8 к госконтракту.

В оспариваемом предписании не указано: нарушение каких положений технического задания, ведомости объемов и стоимости работ, классификации работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, проекта производства работ по содержанию объекта на 2015 год допущено Обществом.

Как указывает ФКУ «Упрдор Вилюй» в соответствии с календарным графиком на 2015 год Подрядчик должен выполнить следующие виды работ по содержанию автозимника:

-трассировка автозимника (легкая колонна);

-пробивка автозимников и ледовых переправ (тяжелая колонна);

-устранение колейности при пробивке автозимника:

-расчистка полосы отвода;

-очистка дороги от снега плужными снегоочистителями на базе трактора:

-очистка обочин от снега плужными снегоочистителями на базе трактора:

-распределение противогололедных материалов механизированным способом:

заготовка, установка технических средств регулирования дорожного  движения бесфундаментных на деревянных брусьях:

-очистка технических средств регулирования дорожного движения от снега;

-демонтаж технических средств регулирования дорожного движения:

-устранение колейности, удаление наката при содержании.

Согласно пункту 1 статьи 720 ГК России заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Общество в доказательство надлежащего исполнения обязательств по госконтракты в материалы дела представлены доказательства приемки ФКУ «Упрдор Вилюй» выполненных Обществом работ по устройству и содержанию автозимника без замечаний (акт приемки выполненных работ за февраль 2015 года, ведомость выполненных работ за февраль 2015 года, справка о стоимости выполненных работ за февраль 2015 года).

Факт надлежащего исполнения Обществом обязательств по договору подряда подтверждает и заказчик – ФКУ «Упрдор Вилюй».

Поддерживая требование Общества, ФКУ «Упрдор Вилюй» приводит следующий довод: мероприятия по профилированию проезжей части, проведение которых требует в оспариваемом предписании ответчик, заявителем выполнены быть не могут, так как данный вид работ (согласно Справочнику дорожных терминов, разработанному МАДИ (ГТУ) (36), действующему с 01.01.2005г.), относится к категории работ по ремонту дорожного покрытия переходного и низшего типов (грунтового, грунтового улучшенного, гравийного, щебеночного), а автозимник, согласно п. 1.2. ВСН 137-89 «Ведомственные строительные нормы. Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и северо-востока СССР», утв. Минтрансстроем СССР от 04.09.1989г. №АВ-445, представляет собой сезонную дорогу с полотном и дорожной одежды из снега, льда и мерзлого грунта.

Отдел в отклонение доводов заявителя и третьего лица поясняет, что в соответствии с оспариваемым предписанием Обществу надлежит устранить опасные для дорожного движения условия, а именно ликвидировать корытообразный профиль проезжей части.

Из представленных сторонами материалов, объяснений представителей сторон и третьего лица суд приходит к выводу о том, что предписывая профилировать проезжую часть дороги в целях устранения корытогообразного профиля, Отдел обязал Общество убрать с дороги приведший к сужению проезжей части автозимника снег (снежный вал, накат).

В своем отзыве Отдел МВД указал, что согласно разделу 5 календарного графика ширина дороги автозимника 6 метров, ширина обочин 2 метра, общая ширина 10 метров. При данной норме, как поясняет Отдел МВД, одновременно должны разъехаться в противоположные направления два транспортных средства, при ширине транспортного средства не более 3 метров. Согласно составленной со слов участников ДТП общая ширина дороги с обочинами равна 7,4 метра, что, по мнению Отдела, не соответствует объему и порядку по содержанию автозимника, установленному разделу 5 календарного графика.

Общество выводы Отдела МВД считает основанными на неправильном толковании раздела 5 календарного графика. Согласно разделу 5 календарного графика Общество в качество подрядчика выполняет работы по содержанию автозимника в 2015 году в следующих объемах и порядке: очистка обочин от снега плужными снегоочистителями на базе трактора, объеме – 242.615х2х16, где:

242.615  – км протяженность автозимника;

2 – м общая ширина 2 обочин;

16 – количество очисток за 2015 года, в том числе: январь – 5 раз, февраль – 4 раза, март – 5 раз, декабрь – 2 раза (разбивка в соответствии с финансированием по периодам).

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд (Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090).

В соответствии с пунктом 11.7. утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 014/2011) ширина полосы движения должна обеспечивать возможность безопасной реализации скорости движения, допускаемой в конкретных дорожных условиях для автомобильных дорог различного назначения, класса и категории, а также видов транспортных средств. На дорогах всех категорий следует предусматривать устройство обочин, ширину которых следует назначать исходя из условий обеспечения: а) устойчивости конструкции земляного полотна; б) создания пространства, позволяющего избежать или снизить тяжесть последствия дорожно-транспортных происшествий; в) реализации разрешенных скоростей движения для дорог различных классов и категорий, а также типов транспортных средств; г) возможности для кратковременной остановки транспортных средств за пределами проезжей части дорог соответствующих категорий без помех для движущегося транспортного потока.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93).

Пунктом 3 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Требованиями ГОСТ Р 50597-93 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами, дорожного движения скоростью, указаны предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации (пункт 3.1.1).

Пунктами 3.1.6, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 установлены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик, которые составляют от 4 до 6 часов с момента обнаружения скользкости до ее полной ликвидации, и с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ, а также запрещено формирование снежных валов в установленных местах, а именно: на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; - ближе 5 м от пешеходного перехода; - ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; - на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах.

Исходя из общей ширины дороги, установленной со слов участников ДТП, в 7,4м Отдел ГИБДД, предписывая Обществу очистить проезжую часть автозимника от снега (ликвидировать корытоообразный профиль), не определил фактическую ширину обочин, ширину проезжей части, размеры (толщина, ширина, протяженность) подлежащего уборке снежного вала на проезжей части автозимника.

Пунктом 2.4. ВСН 137-89 «Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР» в качестве одного из основных параметров поперечного профиля регулярных и временных автозимников в зависимости от их категории (I/II/III) ширина проезжей части определена: 8м для I категории, 7м для II категории, 6м для III категории.

Согласно требованию пункта 19 части 1 статьи 12 Закона о полиции на полицию возложен контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 10.2. Наставлений предусмотрено, что контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог осуществляется посредством проведения: комплексной проверки дорог и улиц; специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц, проверки состояния железнодорожных переездов, ледовых переправ, маршрутов общественного транспорта, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов); контрольных проверок; повседневного надзора.

Комплексная проверка проводится комиссией, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по инициативе и на основании предложений управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах в соответствии с их компетенцией.

Специальная проверка готовности дорожных и коммунальных организаций к эксплуатации дорог и улиц в зимний период проводится с 1 сентября по 15 ноября, в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации, с участием представителей организаций коммунального и дорожного хозяйства (пункт 10.2.2.1. Наставлений).

Как следует из материалов дела проверки, в результате которых выявлено подлежащее устранению по оспариваемому предписанию нарушение обязательных требований при содержании автозимника, в отношении Общества Отделом ГИБДД не проводились.

В силу пункта 10.2.8.1 Наставлений повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора.

Согласно п. 10.2.8.2 Наставлений в ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах.

Пунктом 10.2.8.4. Наставлений предусмотрено, что при обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (приложение 8) и действует по указанию дежурного.

В соответствии с пунктом 11.1. Наставлений при осуществлении контроля за состоянием дорог и улиц с целью точной оценки параметров должны применятся измерительные приборы, лаборатория контроля за дорожными условиями, измерительные приборы, фото- и видеотехника. Специальные технические средства применяются в соответствии с методикой контроля транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, изложенной в методическом пособии для сотрудников ДИиОД "Методика и приборы контроля транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог" (пункт 11.2. Наставлений).

Согласно пункту 1.2.7. Методических рекомендаций на покрытии проезжей части нельзя допускать образования колейности, при которой возникают опасные условия движения и создаются помехи для очистки покрытий от снежных отложений и удаления зимней скользкости. Пределы допустимой и предельно допустимой глубины колеи установлены для двух способов измерения глубины колеи при помощи двухметровой рейки: по упрощенной методике, когда рейка укладывается на поверхность покрытия или гребни выпора, и по способу вертикальных отметок, когда отсчет ведется от рейки, выведенной в горизонтальное положение (табл. 1.5).

В соответствии с пунктом 4.3.5. ОДМД «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденного распоряжением Минтранса России от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р количество снежно-ледяных отложений, образовавшихся на 1 кв. м дорожного покрытия, определяют с помощью штангенциркуля или металлической линейки. В пяти характерных точках на заснеженной или обледенелой дороге замеряют толщину отложений и по этим замерам определяют среднюю толщину. Затем определяют плотность отложений путем взвешивания пробы отложений, взятых с дороги в ненарушенном состоянии. До взвешивания должен быть произведен замер сторон пробы и по этим данным рассчитывают ее объем. Отношение массы пробы к объему дает величину плотности отложений. При определенном навыке приблизительную величину плотности можно установить визуально, зная, что плотность рыхлого свежевыпавшего снега равна 0,05 - 0,1 г/куб. см, слегка прикатанного - 0,1 - 0,3, уплотненной корки наката - 0,3 - 0,4, старого наката - 0,4 - 0,6, белесоватого льда с шероховатой поверхностью - 0,6 - 0,7, стекловидного льда - 0,7 - 0,9 г/куб. см. Умножив среднюю толщину отложений (мм) на их плотность, получают количество отложений в миллиметрах воды.

Вышеизложенные нормы хотя и не предусматривают обязательного присутствия представителя дорожной службы при обнаружении недостатков в содержании дорог и дорожных сооружений в ходе проведения повседневного надзора, но предполагают, что контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, в том числе в форме повседневного надзора, должны проводиться должностными лицами Отдела ГИБДД непосредственно, с применением при необходимости измерительных средств, а не со слов третьих лиц (участников ДТП) и по видеозаписи, представленной третьим лицом.

Таким образом, акт №23 как составленный без выезда на участок дороги, в помещении Отдела ГИБДД со слов и по видеозаписи участников ДТП, не является доказательством нарушения Обществом установленных обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автозимника. При этом ни акт №23, ни схемы места дорожно-транспортного происшествия не содержат сведений о несоблюдении Обществом допустимых по условиям обеспечения безопасности движения предельных значений показателей эксплуатационного состояния автозимника, в том числе его проезжей части.

Иных доказательств Отдел ГИБДД и Отдел МВД не представили.

Представленное Отделом МВД в материалы дела письмо мирнинского управления автомобильных дорог Общества от 16.03.2015 доказательством нарушения Обществом нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, условий договора с ФКУ «Упрдор Вилюй» при исполнении обязательств подрядчика, выразившегося в не соблюдении норм очистки проезжей части от снега и приведшего к образованию корытообразного профиля проезжей части автозимника, не является. В своем письме Общество сообщает, что на участке 1310- км 1472 с 23.02.2015 по 27.02.2015 выполнялись работы по срезке колеи автогрейдерами и бульдозерами. В результате движения тяжеловесного транспорта и использования захватывающих устройств типа «цепи» наблюдалось образование новой колеи. С 28.02.2015 по сообщению Общества выполнены работы по срезке колеи автогрейдерами на участке Пикет 150- с. Таас-Юрях. С 10.03.2015 по дату сообщения по срезке колеи на автозимнике работают автогрейдеры и бульдозеры.

Как указано выше, в соответствии с календарным графиком на 2015 год Общество во исполнение обязательств по содержанию автозимника наряду с очисткой дороги и обочин от снега плужными снегоочистителями на базе трактора, должно устранять колейность.

Колейность - искажение поперечного профиля покрытия вдоль полос наката, нередко сопровождающееся продольными трещинами и сеткой трещин (глубина до 30 мм) с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора (пункт 2.6. приложения №1 «Виды дефектов содержания автомобильных дорог» к порядку проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Министерства транспорта Российской Федерации от 08 июня 2012 года №163).

Периодичностью проведения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденной приказом Минтранса России от 01 ноября 2008 года №157, периодичность ликвидации колей глубиной до  30 мм по полосам наката период установлена как 25 пог.м.  на 1 км в год. При этом интенсивности движения отличной от 2000-7000 автомобилей в сутки установлены корректирующие коэффициенты циклов (периодичность) выполнения работ по содержанию автомобильных дорог.

Кроме того, вынося оспариваемое предписание в адрес Общества, Отдел не истребовал от Общества и третьего лица необходимые документы, свидетельствующие об обязанности Общества как подрядчика по содержанию автозимника выполнять указанные в предписании работы, а также документы об условиях и порядке выполнения Обществом подрядных работ по содержанию автозимника.

По совокупности изложенных обстоятельств и норм права заявленное требование подлежит удовлетворению.

Понесенные заявителем в виде уплаты государственной пошлины судебные расходы подлежат взысканию со стороны Отдела МВД.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать недействительным вынесенное отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по Мирнинскому району предписание от 20.02.2015 №20.

Отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по Мирнинскому району устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерной компании «АЛРОСА» (открытое акционерное общество).

Взыскать с Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мирнинскому району (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Акционерной компании «АЛРОСА» (открытое акционерное общество) (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 рублей понесенных судебных расходов.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                В. Собардахова