ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1131/17 от 01.10.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

08 октября 2018 года

Дело № А58-1131/2017

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 08 октября 2018 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Семёновой У. Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Собакиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Лан Бон Хва (ИНН 143500006741, ОГРНИП 304143503100060) к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124, дата государственной регистрации: 18.02.2003, регистрирующий орган –межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, 15) о признании объекта завершенным объектом строительства и введенным в эксплуатацию, о признании права собственности,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646, дата государственной регистрации: 27.12.2004, регистрирующий орган –межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 677018, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Ярославского, 37).

На судебное заседание явились представители:

от истца: Буртовая П.А. по доверенности от 17.02.2017 г., Лан Бан Хва по паспорту от 17.12.2009 г. серия 9809, номер 251216;

от ответчика: Александров А.С. по доверенности от 26.01.2018 г. № 50;

от третьего лица: не явились, извещены.

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Лан Бон Хва обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска о признании объекта недвижимости: «5-ти этажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 кв.м.. адрес местоположения объекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д.5, корп.1 «А», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 кв. м. по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск ул. Очиченко. д. 5/1 Б завершенным объектом строительства и введенным в эксплуатацию; признании права собственности гражданки Лан Бон Хва на объект недвижимости: «5-ти этажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 кв.м., адрес местоположения объекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко. д.5. корп.1 «А», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 кв. м. по адресу: Республика Саха (Якутия г. Якутск, ул. Очиченко, д. 5/1 Б.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия).

Определением суда от 12.12.2017 производство по делу №А58-1131/2017 приостановлено до вступления в силу судебных актов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-8125/2017 и Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) по делу №2а-11296/2017(М-11029/2017).

Определением суда от 19.04.2018 назначено судебное заседание по вопросу возможности возобновления производства по делу.

Определением суда от 15.05.2018 производство по делу №А58-1131/2017 приостановлено до вступления в силу судебного акта Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) по делу №2а-3283/2018.

23.07.2018 поступило заявление истца индивидуального предпринимателя Лан Бон Хва о возобновлении производства по делу.

Представитель истца поддержал заявление о возобновлении производства по делу.

Представитель ответчика считает возможным возобновить производство по делу.

Апелляционным определением от 27.06.2018 по делу № 33а-2244/2018 решение Якутского городского суда Республика Саха (Якутия) от 19.04.2018 отменено, административный иск Лан Бон Хва к Окружной администрации города Якутска удовлетворен в части признания недействующим распоряжения Окружной администрации города Якутска от 03.10.2014 № 1731р «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск», распоряжение Окружной администрации города Якутска от 26.09.2016 № 1621р «О внесении изменения в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 03.10.2014 № 1731р «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск» в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 14:36:101025:99 общей площадью 6 742 кв.м.

Суд руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть вопрос о возобновлении производства по делу в отсутствие надлежаще извещенного третьего лица.

Представитель истца дал пояснение, ответил на вопрос ответчика.

Ответчик с иском не согласен.

Представитель истца заявил ходатайство об объявлении перерыва.

Судом объявлен перерыв с 12 час. 26 мин. 26.09.2018 до 01.10.2018 в 15 час. 20 мин. Информация о перерыве размещена в сети Интернет.

После перерыва с 15 час. 29 мин. 01.10.2018 судебное заседание продолжено в том же составе суда, секретарь судебного заседания Собакина А.И.

На судебное заседание явились представители:

от истца: Буртовая П.А. по доверенности от 17.02.2017 г.;

от ответчика: Александров А.С. по доверенности от 26.01.2018 г. № 50;

от третьего лица: не явились, извещены.

26.09.2018 от истца поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов.

27.09.2018 от ответчика поступило дополнение к отзыву.

Представленные документы приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца уточнила исковые требования по второму требованию, на признание права собственности объект самовольной постройки; а также уточнила подачу искового заявления не как от гражданки, а от индивидуального предпринимателя.

Представитель ответчика не возражает против уточнений исковых требований

Суд принимает уточнение исковых требований, судом установлено, что уточнение исковых требований не противоречит закону, не нарушает прав друг лиц, заявлено полномочным лицом.

Представитель истца поддержал исковые требования.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Как следует из искового заявления и материалов дела, Лан Бон Хва на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:101025:238 (земельный участок 14:36:101025:99 преобразован в земельный участок 14:36:101025:238 в тех же границах, что и прежний, что сторонами не спаривается и подтверждается материалами дела) из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования: «под административные учреждения различных предприятий» общей площадью 6742 кв.м., расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Очиченко Д.5/1Б (Собственность № 14-14\001-14\001\107\2016\4259\1 от 21.11.2016 года).

На указанном участке истцом возведен объект недвижимости «5-ти этажное административное здание по ул. Очиченко, д.5, корп.1 «А» в г. Якутске» с общим строительным объемом 6075 кв.м.

04.03.2014 на основании заявления Лан Бон Хва от 01.04.2014 года приказом Департамента градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска от 04.04.2014 был утвержден и выдан Градостроительный план земельного участка № RU 14301000-2014-2676-145.

03.04.2014 года ООО «Меридиан» была подготовлена топографическая съемка согласованная Геослужбой 04.04.2014 года с обозначением границ проектируемого административного здания Лан Бон Хва.

03.06.2014 года ОАО «Ростелеком» Лан Бон Хва были выданы Технические условия для предоставления доступа к сети связи объекта «Административное здание».

07.07.2014 года Управлением дорог и вертикальной планировки Окружной Администрации г. Якутска Лан Бон Хва были выданы Технические условия № 14V2-04-138 на благоустройство территории.

23.07.2014 года ОАО «Водоканал» выдало Технические условия № 93 строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и канализации и информации о плате за подключение.

23.07.2014 года между Лан Бон Хва и ОАО «Водоканал» был заключен Договор на подключение объекта к сетям водоснабжения г. Якутска, ОАО «Водоканал» выдан расчет платы за подключение.

25.07.2014 года ООО «Стройарсеналкомплектом» в адрес ОАО «Водоканал» было, выдано согласие, спроектированное в Технических условиях № 1 на подключение к сетям канализации, Технических условиях № 2 на подключение к источнику теплоснабжения, Технических условиях № 3 на подключение к сетям горячего и холодного водоснабжения, Технические условия № 4 на присоединение к существующей электрической сети на соседнем земельном участке. На топографической основе согласованы точки врезки согласно проектируемых заданий.

30.07.2014 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Саха (Якутия) (Аккредитованный испытательный лабораторный центр) согласно Протокола лабораторных исследований № 6113 от 30.06.2014 произвел отбор почв на соответствие Сан ПиН 2.1.7.1287-036 (микробиологические, санитарно- гигиенические, паразитологиченские, радиологические показатели). Согласно Заключения к протоколу лабораторных исследований № 6113.7.14 все показатели соответствуют гигиеническим требованиям и не превышают нормируемые показатели.

18.09.2014 года ОАО АК «Якутскэнерго» Якутская Теплоценраль» выдало Технические условия № 370/1872 на проектирование объекта капитального строительства 5-этажное административное здание на подключение к сетям Теплоснабжения. Согласовав при этом Акт от 22.08.2013 года границ балансовой и эксплуатационной ответственности между ЯТЭЦ и потребителем.

Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 03.10.2014 № 1731р земельный участок с кадастровым номером 14:36:101025:99 зарезервирован для муниципальных нужд сроко на 7 лет в целях строительства железной дороги.

21.10.2014 года ОАО АК «Якутскэнерго» и Лан Бон Хва заключили Договор № 950 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Выдав при этом Технические условия для присоединения к электрическим сетям. Приложением № 2 к Договору были выданы Технические требования к средствам учета электрической энергии потребителя, присоединяемого к электрическим сетям ОАО «АК Якутскэнерго», График расчетов, Расчет платы за технологическое присоединение.

31.10.2014 года МУП «Главное Архитектурно - планировочное учреждение» в адрес заявителя Лан Бон Хва выдало Сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности № 07-014671. Из которых следует, что намерения заявителя Лан Бон Хва по функциональному использованию объекта: 5 - ти этажное административное здание по адресу: г. Якутск, ул. Очиченко 5\1 на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:99 полностью соответствует использованию в Территориальной зоне П-4 и Проекту Планировке территории квартала «172» ГО г. Якутск, утвержденного Распоряжением № 1507р от 12.09.2014 года.

По заказу гражданки Лан Бон Хва по Договору № 16-1\2014 от 29.05.2014 года проектной организацией ООО «СПРИНТ» была разработана Проектная документация на объект строительства вместе со схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта. Которая в последующем 27.01.2015 года была согласована самим же Департаментом Градостроительства Окружной Администрации ГО г. Якутск в лице Главного архитектора г. Якутска А.И. Степанова. Эта же самая Схема планировочной организации земельного участка 23.12.2014 года была согласована начальником Управления дорог и вертикальной планировки Окружной Администрации Городского округа год Якутск Эверстовой А.Н.

Проектная документация на объект содержала в себе Техническое задание на проектирование объекта, в том числе и на разработку раздела «Проект организации строительства». Из пункта 2.2.1. следует, что генеральной подрядной организацией по строительству 5-этажного здания является ООО «Арион».

В рамках данных договорных отношений проектная документация была направлена на проведение негосударственной экспертизы по объекту «5-ти этажное административное здание по УЛ. Очиченко. д.5. корп.1 «Б» в г. Якутске», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:99 с общей площадью 6 742 кв. м. по адресу: г. ЯКУТСК. Промышленный округ, ул. Очиченко. д. 5/1 Б. В ходе, которой ООО «Промэкспертиза» (г. Москва Лубянский проезд д.27\1 стр.1) в адрес гражданки Лан Бон Хва по всем разделам экспертируемой проектной документации выдало Положительное заключение от 30.09.2014 года№ 1-1-1-0303-14.

Лан Бон Хва за выдачей разрешения на строительство обратилась с заявлением (вх. № 7133-ДГП) еще 13.05.2015 года, в ответ, получив отказ Департамента градостроительной политики Окружной Администрации г. Якутска от 20.05.2015 года за исх. № 6395.

Далее 02.08.2016 года Лан Бон Хва повторно подала заявление через орган МФЦ № 380175 от 02.08.2016 года. На указанное заявление было получено уведомление от Департамента градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска от 09.08.2016 года за № 16326 об отказе в предоставлении разрешения на строительство обусловленное несоответствием вида разрешенного использования земельного участка, заявленному.

Окружной администрацией городского округа г. Якутск Лан Бон Хва согласно приказу № 701 начальника Департамента градостроительства был выдан Градостроительный план земельного участка № RU 14301000-2016-16503-714 от 10.08.2016 года, в котором отмечены места допустимого размещения зданий, строений и сооружений.

18.08.2016 истцом было подано заявление в Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска о выдаче разрешения на строительство объекта: «административное здание по ул. Очиченко, д.5, корп.1 «Б» в г. Якутске».

Письмом от 26.08.2016 № 18115 Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска, ссылаясь на заключение 26.08.2016 № СЗ 43987, отказало ответчику в выдаче разрешения на строительство объекта: «5-ти этажное административное здание по ул. Очиченко, д.5, корп.1 «Б» в г. Якутске», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:99 с общей площадью 6 742 кв. м. по адресу: г. Якутск, Промышленный округ, ул. Очиченко, д. 5/1 Б, поскольку в соответствии части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выявлено несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (согласно Свидетельству о государственной регистрации права на земельный участок от 21.11.2015 г. №14-14-01/089/2012-308 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:101025:99 под объекты бытового обслуживания: - комбинаты бытового обслуживания; -бани; - банно-оздоровительные комплексы; - приемные пункты прачечных и химчисток и прочее. Однако разрешение на строительство выдается на административное здание. В соответствие с проектной документацией данный объект капитального строительства не используется под объекты бытового обслуживания - отсутствует видах разрешенного использования земельного участка в зоне П-4)

Как указывает истец, им были устранены обстоятельство по вышеуказанному отказу вид разрешенного использования земельного участка приведен в соответствие, что подтверждается Выпиской из ЕГРП от 05.09.2016 года, согласно которому вид разрешенного использования установлен «административные учреждения различных предприятий».

06.09.2016 Лан Бон Хва обратилась в Департамент градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска, что подтверждается распиской МФЦ в получении документов от 06.09.2016 года № 391703.

Департамент градостроительной политики Окружной Администрации Городского округа г. Якутск, уведомлением от 12.09.2016 года № 19174-ДГ отказал в выдаче разрешения на строительство на основании отрицательного заключения Правового Департамента Окружной Администрации г. Якутска от 09.09.2016, в котором указал на то, что судебное производство по сносу вышеуказанного объекта (самовольного строительства) не окончено.

Между истцом, ООО «Сахастроймеханизация», ООО «Строительство, проектирование, инжиниринг новых технологий», ООО «Арион», ООО СК «Интер» составлены акты освидетельствования скрытых работ от 04.04.2012 № 1, от 07.07.2012 № 2, от 08.07.2012 № 3, от 13.07.2012 № 4, от 16.07.2012 №№ 1, 2, 3, 4, 5, от 17.07.2012 № 6, от 22.07.2012 № 7, от 25.07.2012 № 8, от 26.07.2012 № 9, от 31.07.2012 № 10, от 03.08.2012 № 11, от 03.08.2012 № 11, от 14.08.2012 № 12, от 09.08.2012 № 13, от 12.08.2012 № 14, от 13.08.2012 № 15, от 19.08.2012 № 16, от 22.08.2012 № 17, от 23.08.2012 № 18, от 07.09.2012 № 19, от 09.09.2012 № 20, от 10.09.2012 № 21, от 25.09.2012 №№ 22, 25, от 26.09.2012 №№ 26, 27, от 28.09.2012 № 23, от 29.09.2012 № 24, от 14.10.2012 № 28, от 16.10.2012 № 29, от 17.10.2012 № 30, от 25.04.2013 № 313,от 27.04.2013 № 32, от 28.04.2013 № 33, от 11.05.2013 №№ 34, 37, от 12.05.2013 №№ 38, 39 от 13.05.2013 № 35, от 14.05.2013 № 36, от 20.05.2013 № 40, от 23.05.2013 № 41, от 03.07.2013 № 1, от 07.07.2013 № 1, от 08.07.2013 № 1 от 13.07.2013 № 2, от 17.07.2013 № 2, от 30.07.2013 № 3, от 04.08.2013 № 2, от 22.08.2013 № 4, от 23.08.2013 № 3, от 11.09.2013 № 4, от 14.09.2013 № 5, от 25.09.2013 № 5, от 23.09.2013 № 1, от 29.09.2013 №№ 1, 2, 6, от 01.10.2013 № 1, от 03.10.2013 № 1, от 05.10.2013 № 1, от 17.10.2013 № 2, от 28.10.2013 № 3, от 09.11.2013 № 4, от 21.11.2013 № 5, от 27.11.2013 №№ 1, 6; Акт гидравлического или манометрического испытания на герметичность системы отопления от 01.10.2013 № 1; Акт разбивки осей капитального строительства от 14.06.2012 № 1; Акт освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства от 14.06.2012 № 1; Акты освидетельствования ответственных конструкций от 16.07.2012 № 1, от 23.08.2012 № 1.

ОАО «ЯкутПНИИС» изготовлены протоколы испытаний от 05.08.2012 № 2232, от 15.08.2012 № 2251, от 24.08.2012 № 2269, от 03.09.2012, № 2281, от 11.09.2012 № 2292, от 21.09.2012 № 2301, от 27.09.2012 № 2311, от 01.10.2012 № 2312, от 08.10.2012 № 2320, от 17.10.2012 № 2345, от 29.10.2012 № 2354, от 15.11.2012 № 2375.

Истец обратился в суд с иском с учетом уточнений.

Ответчик исковые требования не признал по основаниям изложенным в отзыве, дополнениях.

Суд исследовав материалы дела приходит к следующим выводам.

Основными целями арбитражного судопроизводства является обращение заявителя с целью защиты своих нарушенных или оспариваемых прав (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Гражданским законодательством предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Применение иных способов защиты возможно только в случаях, предусмотренных законом.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

Не подлежат удовлетворению требования лица, права которого не нарушены.

Необходимым условием защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В данном случае истцом не представлены документы, подтверждающие обращение к ответчику для признания объекта завершенным и введенным в эксплуатацию, а также отказ ответчика в признании объекта завершенным и введенным в эксплуатацию.

Поскольку истцом не доказано нарушения его прав ответчиком в части требований о признании объекта завершенным и введенным в эксплуатацию, у арбитражного суда не имеется правовых оснований для удовлетворения иска, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о признании объекта недвижимости: «5-ти этажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 кв.м.. адрес местоположения объекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д.5, корп.1 «А», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 кв. м. по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск ул. Очиченко. д. 5/1 Б завершенным объектом строительства и введенным в эксплуатацию.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В пункте 28 Постановления N 10/22 разъяснено, что положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и истцом не оспаривается, что постройка объекта, осуществлена без разрешения на строительство в нарушение предписаний статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Положения пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают критерии, соблюдение которых дает лицу возможность признать право собственности на самовольную постройку. В частности, вышеназванным пунктом установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из разъяснений, данных в пункте 26 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 (далее - Постановление N 10/22), следует, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

Таким образом, исходя из предмета и основания рассматриваемого иска и подлежащих применению норм материального права, суду надлежит выяснить вопрос о наличии у истца права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на котором расположен спорный объект; о целевом использовании земельного участка, которое допускает размещение на нем объекта; о соответствии постройки параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или иным обязательным требованиям к параметрам постройки; о соответствии самовольной постройки требованиям градостроительных, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных норм и правил; отсутствии нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц; отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан.

Бремя доказывания обстоятельств, положенных лицами, участвующими в деле, в основу заявленных требований и возражений, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из принципа состязательности, возлагается на стороны.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Судом установлено, что спорный объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 кв. м. по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск ул. Очиченко, д. 5/1 Б», принадлежащего истцу на праве собственности.

Целевое назначение земельного участка с кадастровым номером 14:36:101025:2386: Административные учреждения различных предприятий.

Спорный объект построен согласно территориальному зонированию: П-4: производственная зона, предназначенная для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV-V классов опасности.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.

С целью определения соответствия спорного объекта градостроительным и строительным нормам и правилам, а также его безопасности арбитражным судом в рамках настоящего дела была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:

1. Является ли 5-ти этажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 кв.м.. адрес местоположения объекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д.5, корп.1 «А», расположенное на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 кв. м. по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск ул. Очиченко, д. 5/1 Б» завершенным объектом строительства и введенным в эксплуатацию, соответствуют ли размеры указанные в проектной документации, фактическим размерам здания?

2. Соответствует ли на день обращения в суд с иском 06.03.2017 постройка «5-ти этажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 кв.м. адрес местоположения объекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д.5, корп.1 «А», расположенное на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 кв. м. по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск ул. Очиченко, д. 5/1 Б" параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования (в том числе находится ли объект границах земельного участка с кадастровым номером 14:36:101025:238) и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки (требованиям СНиП, СанПиН, градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, сейсмическим нормам и правилам), содержащимися в иных документах?

3. Создает ли угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает ли права и охраняемые законом интересы других лиц «5-ти этажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 кв.м.. адрес местоположения объекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д.5, корп.1 «А», расположенное на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 кв. м. по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск ул. Очиченко. д. 5/1 Б»?

В экспертном заключении от 24.08.2017 экспертами сделаны следующие выводы:

- пятиэтажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 кв. м. адрес местоположения объекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д. 5, корп.1 «А», расположенное на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 кв. м. по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск ул. Очиченко, д. 5/1 «Б» является завершенным объектом строительства и введенным в эксплуатацию и размеры, указанные в проектной документации, соответствуют фактическим размерам здания;

- пятиэтажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 м2, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д. 5/1А, возведенное на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 м2 по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск ул. Очиченко, д. 5/1 Б, на день обращения в суд с иском 06.03.2017 г. соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования-и застройки, в том числе объект экспертизы находится в границах земельного участка с кадастровым номером 14:36:101025;238, и обязательными требованиями к параметрам постройки (требованиям СНиП, СанПиН, градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, сейсмическим нормам и правилам), содержащимися в иных документах;

- пятиэтажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 м2, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д. 5, корп.1 «А», расположенное на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 м2 по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск ул. Очиченко. д. 5/1 «Б» не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Экспертное заключение эксперта Якушевой Н.А. достоверно и соответствует необходимым требованиям, является полным и ясным, по результатам которого сделаны выводы о соответствии нежилого здания площадью 6 075 кв.м. строительным нормам и правилам; об отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан.

Кроме этого, объект недвижимости - нежилое здание общей площадью 6 075 кв.м. соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН (Протокола лабораторных исследований № 6113 от 30.06.2014 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Саха (Якутия); полностью соответствует пожарным нормам и правилам (экспертное заключение от 24.08.2017); экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (экспертное заключение от 24.08.2017); находится в границах земельного участка, находящегося в собственности истца (экспертное заключение от 24.08.2017), объект соответствует использованию в Территориальной зоне П-4 и Проекту Планировке территории квартала «172» ГО г. Якутск, утвержденного Распоряжением № 1507р от 12.09.2014 (письмо от 31.10.2014 МУП «Главное Архитектурно - планировочное учреждение»).

Истец предпринимал меры для легализации объекта: обращалось в администрацию города Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство (15.05.2015, 02.08.2016, 18.08.2016), однако было отказано по формальным основаниям - в связи с отсутствием разрешения на строительство.

Экспертное заключение соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а потому принято судом в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего осуществление строительства спорного объекта без нарушения градостроительных, строительных, и иных норм и правил.

Ответчик в ходе судебного процесса указывает, что разрешение на ввод объекта не может быть выдано по основания изложенным в отзыве.

Суд, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что спорный объект находится в границах земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, сохранение объекта не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, не создает угрозы жизни или здоровью граждан, арбитражный суд находит исковые требования о признании права собственности на самовольную постройку индивидуального предпринимателя Лан Бон Хва (ИНН 143500006741, ОГРНИП 304143503100060) на объект недвижимости: «5-ти этажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 кв.м., адрес местоположения объекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д.5. корп.1 «А», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 кв. м. по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д. 5/1 Б, подлежащими удовлетворению.

Суд не принимает доводы ответчика изложенные в отзыве по следующим основаниям.

Экспертное заключение соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а потому принято судом в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего осуществление строительства спорного объекта без нарушения градостроительных, строительных, и иных норм и правил.

Апелляционным определением от 27.06.2018 по делу № 33а-2244/2018 решение Якутского городского суда Республика Саха (Якутия) от 19.04.2018 отменено, административный иск Лан Бон Хва к Окружной администрации города Якутска удовлетворен в части признания недействующим распоряжения Окружной администрации города Якутска от 03.10.2014 № 1731р «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск», распоряжение Окружной администрации города Якутска от 26.09.2016 № 1621р «О внесении изменения в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 03.10.2014 № 1731р «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск» в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 14:36:101025:99 общей площадью 6 742 кв.м.

Кроме того, распоряжением Окружной Администрации города Якутска от 23.08.2018 №1804р "Об отмене распоряжения Окружной администрации города Якутска от 03 октября 2014 года №1731р "О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа "город Якутск" отменено распоряжение Окружной администрации города Якутска от 03 октября 2014 года №1731 р "О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа "горд Якутск".

В соответствии со пунктами 2, 4статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, резервирование земель может быть осуществлено только в случаях, прямо предусмотренных законом, и не может носить произвольный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об изъятии (резервировании) земельных участков.

В соответствии с пунктом 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.

Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2013 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" резервирование земельных участков для строительства железной дороги не относится к компетенции местного самоуправления.

Железная дорога не предусмотрена перечнем объектов муниципального значения, необходимость размещения которых может рассматриваться в качестве основания для резервирования земельных участков для муниципальных нужд городского округа (часть 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план ГО "город Якутск" является документом территориального планирования местного уровня муниципального образования и не может являться основанием для резервирования объектов федерального значения.

Поскольку объект строительства железная дорога является федеральным проектом, следовательно, ограничивать собственников земельных участков, попавших в схему территориального планирования имеет право в соответствии с федеральным порядком лишь орган исполнительной власти соответствующего уровня.

В иных случаях он может уполномочить на это орган местного самоуправления, однако ответчиком не представлено доказательств наделения его полномочиями для резервирования земельных участков для строительства железной дороги федерального значения.

Из изложенного следует, что ответчик не наделен полномочиями по резервированию земельного участка истца с кадастровым номером 14:36:101025-99.

В экспертом заключении, а также в пояснении эксперта указано, что фактический отступ от красной линии до места допустимого размещения здания на земельном участке кадастровым номером 14:36:101025:99 (14:36:101025:238), равен 5м., что соответствует Правилам землепользования и застройки ГО "город Якутск", утвержденным Якутской городской Думой Республики Саха (Якутия) №16-НПА от 25.12.2013, ПМТ квартала 172 г.Якутска №854р от 30.05.2016, следовательно, о нахождении спорного объекта в пределах красных линий.

Кроме того, экспертом установлено, что процент застройки земельного участка с кадастровым номером 14:36:101025:238 составляет 26,80%, при разрешенном 60%; спорный объект расположен вне охранной зоны ЛЭП.

Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 12 000 рублей, что подтверждается чеками –ордерами от 21.02.2017, от 09.03.2017.

Истцом на депозитный счет внесено 220 000 рублей (платежное поручение от 04.04.2017 №339), определением суда от 18.04.2018 истцу с депозитного счета суда 124 000 рублей.

Экспертной организацией выставлен счет на оплату экспертизы в размере 96 000 рублей.

Пунктом 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" установлено, что на основании положений статьи 106, частей 1 и 2 статьи 107 АПК РФ эксперту выплачивается вознаграждение за работу, выполненную по поручению суда; перечисление денежных средств эксперту (экспертному учреждению, организации) производится с депозитного счета суда или за счет средств федерального бюджета финансовой службой суда на основании судебного акта, в резолютивной части которого судья указывает размер причитающихся эксперту денежных сумм.

Ответ на первый вопрос относится к первому требованию истца в удовлетворении которого отказано, учитывая, что стоимость по проведению экспертизы на каждый вопрос экспертом не устанавливалась, суд считает возможным стоимость каждого ответа на вопрос в размере 32 000 рублей исходя из следующего расчета: 96 000/3=32 000 рублей.

С учетом того, что экспертиза судом признана надлежащим доказательством по делу, с депозитного счета суда подлежат перечислению автономной некоммерческой организации "Союзэкспертиза" Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия) 96 000 рублей за проведение экспертизы, согласно счета на оплату от 28.08.2017 №104.

С учетом результатов рассмотрения дела с ответчика в пользу истца подлежит взысканию: 6 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, 64 000 рублей расходов по проведению экспертизы (два ответа эксперта на вопросы относятся к удовлетворенным требованиям 96 000/3*2).

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

принять уточнение исковых требований по пункту 2 требований о признании права собственности на самовольную постройку индивидуального предпринимателя Лан Бон Хва (ИНН 143500006741, ОГРНИП 304143503100060) на объект недвижимости: «5-ти этажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 кв.м., адрес местоположения объекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д.5. корп.1 «А», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 кв. м. по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д. 5/1 Б.

Признать право собственности на самовольную постройку индивидуального предпринимателя Лан Бон Хва (ИНН 143500006741, ОГРНИП 304143503100060) на объект недвижимости: «5-ти этажное административное здание с кадастровым номером 14:36:101025:225 обшей площадью 6075 кв.м., адрес местоположения объекта: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д.5. корп.1 «А», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101025:238 обшей площадью 6742 кв. м. по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д. 5/1 Б.

Взыскать с Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124, дата государственной регистрации: 18.02.2003, регистрирующий орган –межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, 15) в пользу индивидуального предпринимателя Лан Бон Хва (ИНН 143500006741, ОГРНИП 304143503100060) 70 000 рублей судебных расходов, в том числе 6 000 рублей расходов на оплату государственной пошлины, 64 000 рублей расходов по проведению экспертизы.

Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) автономной некоммерческой организации "Союзэкспертиза" Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия) 96 000 рублей за проведение экспертизы, согласно счета на оплату от 28.08.2017 №104.

В остальной части иска отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Семёнова У. Н.