ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1142/09 от 21.08.2009 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  677000 ул.Курашова, 28, г.Якутск, Арбитражный суд РС (Я)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Якутск Дело №А58-1142/09

22.10.2009

Резолютивная часть решения объявлена 21.08.2009

Мотивированное решение изготовлено 22.10.2009

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Аринчёхиной А.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей Аринчёхиной А.Ю.

рассмотрев исковое заявление Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Саха (Якутия)

к Муниципальному образованию «Алданский район»

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора инспекция Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Республика Саха (Якутия), в лице Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия)

о признании права собственности

при участии:

от истца: по доверенности ФИО1

от ответчика: по доверенности ФИО2, по доверенности ФИО3, по доверенности ФИО4

от ИФНС по Алданскому району РС (Я): по доверенности ФИО5

от РС (Я), в лице МИО РС(Я): ФИО6 по доверенности

Российская Федерация в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Саха (Якутия) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Муниципальному образованию «Алданский район» с исковым заявлением о признании права федеральной собственности на объект недвижимого имущества – гараж, общей площадью 134,1 кв.м., расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 ч. 00 м. 20.08.2009 и до 9 ч. 00 м. 21.08.2009. После перерыв судебное заседание продолжено.

Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований от 10.06.2009 № 02-1691, о признании права федеральной собственности на гараж, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>, общей площадью 134,1 кв.м., с номерами по плану строения №№ 8,9,10, 11, 12, 13, 14.

Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято.

Ответчик отзывом с дополнениями иск не признал, в том числе по мотиву того, что истец не доказал право собственности на спорное имущество, правомерность включения имущества в реестр федеральной собственности.

Третье лицо ИФНС по Алданскому району Республики Саха (Якутия), представило отзыв, в котором указало, что с 1992 года инспекция располагалась в административном здании ответчика (аренда), также ей был выделен в пользование спорный гараж. Инспекция принимала участие в ремонте спорного гаража, поэтому гараж ошибочно поставлен на баланс инспекции, коммунальные платежи платил ответчик, за исключением трех последних лет, в течение которых за отопление платила инспекция. Письмом от 04.07.2008 № 01-01-07/12716 инспекция обратилась к истцу о рассмотрении вопроса о передаче спорного имущества в муниципальную собственность, поскольку гараж расположен на земельном участке ответчика и в инспекции имеется только технический паспорт на гараж, с 2006 года гараж инспекцией не эксплуатируется. 04.08.2008 поступило Распоряжение истца от 30.07.2008 № 01-03/345 «О прекращении права оперативного управления объекта недвижимости ИФНС России по Алданскому району РС (Я)» и акт приема-передачи объекта недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, а 20.08.2008 поступило письмо ответчика с предложением об освобождении спорного гаража. В настоящее время гараж не освобожден, передача с баланса не произведена.

Третье лицо, Республика Саха (Якутия), в лице Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) представило отзыв на иск, в котором, считает требования истца неподлежащими удовлетворению, в том числе поскольку, полагает, что в данном случае право федеральной собственности не могло возникнуть в силу закона; что спорный гараж до передачи в собственность ответчику являлся государственной собственностью Республики Саха (Якутия), поэтому довод истца о том, что на спорный объект право федеральной собственности не прекращалось, считает необоснованным. Также полагает, что технический паспорт не является правоустанавливающим документом, на основании которого возникают вещные права, указал, что неясно на каком праве был закреплен за инспекцией спорный гараж.

В судебном разбирательстве объявлялись перерывы до 15 часов 00 минут 20.08.2009, до 09 часов 00 минут 21.08.2009.

После перерывов судебное разбирательство продолжено.

Заслушав представителей сторон и третьих лиц, изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Истец полагая, что с момента ввода в эксплуатацию, с 1973 года, спорный объект недвижимого имущества, гараж, расположенный: по адресу: <...> находился в оперативном управлении Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому улусу, а с 1994 года в соответствии с техническим паспортом (инвентарный номер 17 от 01.08.1994) инспекция является правообладателем спорного объекта недвижимого имущества, а также полагая, что спорный объект на момент разграничения государственной собственности использовался Инспекцией Федеральной налоговой службы по Алданскому улусу (району) Республики Саха (Якутия) со ссылкой на п.1 Приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991, кроме того, поскольку спорный объект является объектом учета реестра ТУ Росимущества по Республике Саха (Якутия), поэтому право федеральной собственности на спорный гараж не прекращалось, обратился в арбитражный суд с иском о признании право федеральной собственности на гараж, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>, общей площадью 134,1 кв.м., с номерами по плану строения №№ 8,9,10, 11, 12, 13, 14.

Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса РФ. Одним из таких способов защиты является признание права в судебном порядке.

Истцом по такому иску должен быть собственник индивидуально-определенной вещи, как владеющий, так и не владеющий ею. Основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности.

Необходимым условием удовлетворения иска является подтверждение истцом своих прав на спорное имущество.

Как усматривается из материалов дела, спорное здание гаража: расположенное по адресу: <...> построено в 1973 году, поставлено на технический учет 13.01.1979, как принадлежащее районному исполнительному комитету Алданского района на основании права застройки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К отношениям, являющимся предметом спора по настоящему делу, подлежит применению постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 и Соглашение Президента Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.11.1992 "О разграничении Государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия)", в соответствии с которыми спорный объект недвижимости отнесен к объектам собственности субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия).

До 2003 года в Республике Саха (Якутия) не были созданы органы местного самоуправления и, соответственно, отсутствовала муниципальная собственность, а действовали улусные, городские администрации, которые являлись местными исполнительными и распорядительными органами государственной власти в Республике Саха (Якутия) и входили в единую систему органов исполнительной власти республики, функционирующую на основе принципов единоначалия и подотчетности населению (ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия)) от 17.12.1996 З № 147-I «Об улусной, городской (города республиканского значения) администрациях в Республике Саха (Якутия)».

Согласно статьей 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.12.1996 З № 147-I «Об улусной, городской (города республиканского значения) администрациях в Республике Саха (Якутия)» государственную собственность составляли жилищный и нежилой фонд, государственные жилищно-эксплуатационные, ремотно-строительные предприятия, городской пассажирский транспорт, местные дороги, объекты инженерной инфраструктуры, предприятия государственной торговли, бытового обслуживания и общественного питания, имущество администрации улуса, города, государственные банки, ценные бумаги и иные финансовые активы, объекты и учреждения здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты и спорта, другое движимое и недвижимое имущество и иные объекты, в связи с чем, спорное имущество являлось объектом учета реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия), что подтверждается письмом от 10.06.2009 № и-09-5345 Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия).

После создания органов местного самоуправления Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.08.2003 № 539 «О безвозмездной передаче объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальному образованию «Алданский район» Республики Саха (Якутия) принято предложение Алданского районного Собрания депутатов муниципального образования «Алданский район» и Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) о безвозмездной передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) объектов упраздненных государственных органов власти, согласно приложению № 2, в том числе спорного гаража.

Затем в соответствии вышеуказанным постановлением Правительства № 539 от 14.08.2003 на основании договора о передаче объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в собственность муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) от 26.11.2003 по передаточному акту № 2/31 от 24.12.2003 в соответствии с приложением № 1 передано имущество в муниципальную собственность, в том числе спорный гараж.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 № 2428 утверждены передаточные акты на объекты государственной собственности Республики Саха (Якутия), передаваемые в муниципальную собственность муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия), в том числе передаточный акт № 2/31.

Право собственности на земельный участок общей площадью 990 кв.м., расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский улус, <...>, на котором находится спорный гараж, зарегистрировано за Муниципальным образованием «Алданский район» Республики Саха (Якутия), о чем выдано свидетельство серии 14-АА № 328018.

11.08.2008 на основании вышеуказанных документов зарегистрировано право собственности за Муниципальным образованием «Алданский район» Республики Саха (Якутия) на объект недвижимости: здание гаража, назначение: нежилое, транспортного назначения, 1- этажный, общая площадь 338,7 кв.м., инв. № 98 203 501/1/001096, лит. А, адрес объекта: Республика Саха (Якутия), Алданский улус, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 14-АА № 439341.

Как следует из материалов дела, инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Алданскому улусу Республики Саха (Якутия) создана 21.02.1990, правопреемником которой является инспекция Федеральной налоговой службы по Алданскому улусу (району) Республики Саха (Якутия), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.04.2009.

Между тем, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие владение и пользование спорным гаражом на момент разграничения государственной собственности Инспекцией Федеральной службы Российской Федерации по Алданскому (улусу) району Республики Саха (Якутия), либо ее правопредшественником. Поэтому доводы истца о том, что спорный гараж с момента ввода в эксплуатацию, с 1973 года находился в оперативном управлении инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому улусу (району) Республики Саха (Якутия), суд признает необоснованными.

В материалы дела не представлено доказательств того, что спорное имущество передано в оперативное управление третьего лица либо передано на каком-либо ином праве, и поставлено на баланс инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому улусу (району) Республики Саха (Якутия) (либо ее правопредшественника).

Представленные в материалы дела: Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Саха (Якутия) от 30.07.2008 № 01-03/345 о прекращении права оперативного управления инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия)» на объект недвижимости – гараж, расположенный по адресу: <...> с остаточной стоимостью 71,1 тыс. руб., с общей площадью 137,8 кв.м. и об утверждении прилагаемого акта приема-передачи объекта недвижимости, находящегося в федеральной собственности, а также акт приема-передачи объекта недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности от 30.07.2008, суд признает в порядке статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеющими отношения к данному делу доказательствами, поскольку, спорный гараж находится по адресу: <...>, а по адресу ул. Пролетарская, 11 по техническому учету Алданского БТИ зарегистрирован 04.12.1992 жилой дом за ФИО7 на основании договора передачи в собственность № 99 от 27.10.1992, что подтверждается письмом Алданского БТИ от 07.05.2009 № 9/5-4

Технический паспорт, с инвентарным номером 17 от 01.08.1994, в котором правообладателем спорного объекта значится налоговая инспекция не имеет правого значения, поскольку не подтверждает факт принадлежности спорного объекта налоговой инспекции на момент разграничения государственной собственности.

Таким образом, включение спорного объекта в реестр федерального имущества Территориального управления Росимущества по Республике Саха (Якутия) суд признает необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений

Материалы дела свидетельствуют, что факты наличия у истца права собственности и отсутствия у ответчика законных оснований для владения имуществом истцом не доказаны.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в иске.

Истец в порядке статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса РФ освобожден от оплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый апелляционный арбитражный суд г.Чита.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья А.Ю. Аринчёхина