ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-11578/18 от 22.04.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

30 апреля 2019 года

Дело № А58-11578/2018

Резолютивная часть решения объявлена 22.04.2019.

Мотивированное решение изготовлено 30.04.2019.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой К.С. (до перерыва), секретарем судебного заседания Федоровой О.Н. (после перерыва), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Районной администрации муниципального района "Томпонский район" Республики Саха (Якутия)(ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными предписания и приказа в части, с участием представителей: Администрации – ФИО1 по доверенности от 04.12.2018 № 11/557, ФИО2 по доверенности от 08.02.2019 № 11/538 (до перерыва), Минфина – ФИО3 по доверенности от 07.03.2019 № 17/16-1-33/5-400 (до перерыва), ФИО4 по доверенности от 15.04.2019 № 17/16-1-33-5/652 (после перерыва), установил:

Районная администрации муниципального района "Томпонский район" Республики Саха (Якутия)– далее Администрация, заявитель обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) – далее Минфин о признании недействительными предписания от 23.10.2018 № 16-1-19/1739 в части отражения как возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в размере 677 800 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку базовых свиноводческих хозяйств в размере 195 260 рублей и приказа от 23.10.2018 № 01-04/1544 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия)» в части взыскания субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в размере 677 800 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку базовых свиноводческих хозяйств в размере 195 260 рублей.

В обоснование заявленных требований Администрация ссылается на то, что:

- между Администрацией и Администрацией МО «Поселок Джебарики-Хая» подписано соглашение о передаче полномочий по приобретению жилых помещений, финансовых средств на софинансирование муниципальной адресной программы МР «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 – 2017 годы», в соответствии с которым Район передает, а Поселение принимает на себя полномочия по реализации мероприятий программы в части переселения граждан из аварийных МКД,, подлежащих переселению, согласно предусмотренному Программой Перечню, на основании указанного Соглашения помещения по адресу: <...> и квартира 6 были выданы ФИО5 и ФИО6, в связи с тем, что от ФИО5 поступило заявление о предоставлении проекта соглашения о выкупной стоимости за принадлежащую ему на праве собственности квартиру по адресу: <...> было принято решение о временном предоставлении жилого помещения ФИО7 из МКД, который был признан аварийным 27.12.2016, далее с ФИО7 договор социального найма жилого помещения и договор мены были расторгнуты, правообладателем квартиры № 1 по ул. Охлопкова, дом 16 является МО «Поселок Джебарики-Хая», в рамках Программы ФИО5 передается данное жилое помещение по договору мены, от ФИО6 поступил отказ и было принято решение о временном предоставлении жилого помещения ФИО8 из МКД, который был признан аварийным 05.04.2012, далее с ФИО8 договор социального найма жилого помещения и договор мены были расторгнуты, правообладателем квартиры № 6 по ул. Охлопкова, дом 16 является МО «Поселок Джебарики-Хая», права ФИО6 на данное помещение не нарушены, факты нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) отсутствуют, кроме того субъектом привлечения к ответственности должно быть МО «Поселок Джебарики-Хая»;

- Минфин не имел полномочий на проведение проверок по выполнению муниципального задания непосредственно в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, в бюджетные полномочия Минфина входят полномочия органа внутреннего государственного, а не муниципального финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, полномочия по контролю за выполнением муниципального задания осуществляет орган, на который возложены функции и полномочия учредителя учреждений, а именно районная Администрация МР «Томпонский район», Минфином не учтен факт, что средства, выделяемые органом местного самоуправления муниципальным бюджетным учреждениям на выполнение муниципального задания являются субсидией и учреждениями фактически производились расходы не самой субсидии на выполнение муниципального задания, а образовавшихся остатков прошлого года, для которых федеральным законодательством установлен определенный правовой режим, законодательством РФ не установлен запрет на использование остатков субсидии, образовавшихся по итогам выполнения муниципальных заданий прошлых лет;

- является неправомерным вывод Минфина о том, что Томпонский район не относится к северным и арктическим районам РС (Я), в связи с чем установлено нецелевое использование средств субвенции на поддержку базовых свиноводческих хозяйств на сумму 195 260 рублей, т.к. имеется ряд документов Правительства РС (Я), указывающих на то, что Томпонский район отнесен к северным и арктически районам и для признания базовыми свиноводческими хозяйствами необходимо наличие 10 голов маточного поголовья свиноматок;

- целью предоставления субсидий из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я) является обеспечение выполнения конкретных мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах РС (Я), при этом, проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи само по себе является не целью осуществляемого софинансирования, а способом (средством) достижения основной цели, то, что Администрация не провела конкурс может свидетельствовать о нарушении условий предоставления таких субсидий, более того, постановлением Правительства РС (Я) от 20.12.2018 № 341 организация и проведение конкурса на предоставление субсидии из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам исключены из Порядка № 55.

Минфин не согласен с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве на заявление от 25.01.2019 № 17/16-1-33/5-98 (том 1, л.д. 21 – 37), дополнении к отзыву от 25.02.2019 № 17/16-1-33/5-334 (том 8, л.д. 116 – 118).

Судом установлены обстоятельства дела.

На основании приказа от 07.08.2018 № 01-04/1153 Минфином с 13.08.2018 по 07.09.2018 проведена выездная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджетов муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия), муниципальных образований Томпонского района Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за период 2016 - 2017 годы.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 18.09.2018 в районной администрации муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия), из содержания которого следует, что Администрацией допущено, в том числе нецелевое расходование бюджетных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия):

- в размере 4 852 049, 72 рублей - в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, целей и задач республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», утвержденной постановлением Правительства РС (Я) от 11.06.2013 № 193, п. 3.3.1 Соглашения от 02.06.2016 № 29/РАП2016 МО «Поселок Джебарики-Хая» в результате заключения договора мены от 06.10.2017 и заключения договора социального найма от 06.10.2017 № 27 и последующего переселения граждан из МКД, не включенных в перечень аварийных МКД, подлежащих переселению, утвержденный постановлением Правительства РС (Я) от 11.06.2013 № 193, произведено нецелевое расходование средств государственного бюджета РС (Я) в размере 4 852 049, 72 рублей (2 426 024, 86 рублей * 2) (73%);

- в размере 677 800 рублей – в нарушение статьи 38 БК РФ и п. 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 14.03.2015 № 55, п. 1.1 Соглашения от 29.04.2016 № 4 и п. 1.1 Соглашения от 08.05.2017 № 28, в 2016 году субсидия из государственного бюджета РС (Я) в размере 418 431 рублей направлена на приобретение ТМЦ и оплату слуг по изготовлению материальных запасов, а не в виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии, в 2017 году субсидия из государственного бюджета РС (Я) в размере 259 369 рублей направлена на организацию участия в республиканском Ысыахе молодежи и оплату услуг по изготовлению флагов, а не виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии;

- в размере 1 368 864, 48 рублей – в нарушение п. 6 и п. 8 Методики расчета объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной постановлением Правительства РС (Я) от 28.10.2015 № 406 и п. 2.2.4 Соглашения от 16.01.2015 № 26 остатки средств субвенции, оставшиеся на счетах муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций, направлены в 2016 году на цели, не соответствующие целям их получения на сумму 222 319, 68 рублей, в нарушение пункта 3.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152 и п. 2.2.3 Соглашения от 11.01.2016 № 26 остатки средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, оставшиеся на счетах муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций, направлены в 2017 году на цели, не соответствующие целям их получения на сумму 1 146 544, 80 рублей;

- в размере 728 398, 32 рублей – в нарушение п. 3.2 постановления Правительства РС (Я) от 29.04.2014 № 117, п. 2.2.2 Соглашения от 16,01.2015 № 26 МБДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко» остатки средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях направлены в 2016 году на оплату услуг по определению энергетического ресурса на сумму 159 491, 54 рублей, в нарушение п. 3.2 постановления Правительства РС (Я) от 29.04.2014 № 117, п.2.2.3 Соглашения от 11.01.2016 № 28 остатки средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, оставшиеся на счетах муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений направлены в 2017 году на цели, не соответствующие целям их получения на сумму 568 906, 78 рублей;

- в размере 195 260 рублей – в нарушение статьи 38 БК РФ, п. 2.7.3.1 Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 30.12.2011 № 678 и п. 3.1 Положения о базовых свиноводческих хозяйствах, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики от 21.07.2010 № 367 МКУ «Томпонское управление сельского хозяйства» допущено нецелевое использование в 2016 году субвенции на поддержку базовых свиноводческих хозяйств на сумму 195 260 рублей в виде предоставления субсидии хозяйствам, не являющимся базовыми свиноводческими хозяйствами.

Акт вручен уполномоченному представителю Администрации 19.09.2018.

23.10.2018 Минфином вынесено предписание № 16-1-19/1739, в соответствии с которым Минфин предписал, в том числе отразить как возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в размере 677 800 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку базовых свиноводческих хозяйств в размере 195 260 рублей.

23.10.2018 Минфином вынесен приказ № 01-04/1544 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия)», в соответствии с которым Минфин приказал взыскать с муниципального района «Томпонский район» РС (Я), в том числе субвенцию на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенцию на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидию на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в размере 677 800 рублей; субсидию по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей; субвенцию на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку базовых свиноводческих хозяйств в размере 195 260 рублей.

Администрация, не согласившись с предписанием и приказом Минфина в части, указанной выше, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, доводы Администрации и возражения Минфина, выслушав представителей Администрации и Минфина, приходит к следующим выводам.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого распоряжения закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим распоряжением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111 -V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) местных администраций, по осуществлению муниципального финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Саха (Якутия) осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса РФ полномочиями Министерства финансов Республики Саха (Якутия) являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении данных полномочий Министерством финансов Республики Саха Якутия): проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения оприменении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами; государственные (муниципальные) учреждения.

Аналогичная норма содержится в пункте 7 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 № 315 Министерство финансов РС (Я) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с частью 2 статьи 269.2, частью 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 24 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111 -V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», пунктом 69 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557, пунктом 9 Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов РС (Я) от 07.07.2014 № 01-04/0499-Н, заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) выдает предписание, содержащее обязательные для исполнения в указанный срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В соответствии с Указом Главы РС (Я) от 11.03.2016 № 984 «О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)» заместителем министра Республики Саха (Якутия) назначена ФИО9, которой выдано оспариваемое предписание.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано в пределах компетенции Минфина.

В соответствии с частью 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются бюджетные меры принуждения, в том числе бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Частью 4 вышеуказанной статьи БК РФ порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 306.3 БК РФ финансовые органы принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов Российской Федерации или муниципальных образований), копии соответствующих решений - органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля.

В соответствии с частью 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Приказом Минфина РС (Я) от 02.06.2014 № 01-04/0365-Н утвержден Порядок исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) решения о применении бюджетных мер принуждения по уведомлениям органов государственного финансового контроля.

С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен в пределах компетенции Минфина.

По эпизоду нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 4 852 049, 72 рублей:

Проверкой Минфина установлено, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, целей и задач республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», утвержденной постановлением Правительства РС (Я) от 11.06.2013 № 193, п. 3.3.1 Соглашения от 02.06.2016 № 29/РАП2016 МО «Поселок Джебарики-Хая» в результате заключения договора мены от 06.10.2017 и заключения договора социального найма от 06.10.2017 № 27 и последующего переселения граждан из МКД, не включенных в перечень аварийных МКД, подлежащих переселению, утвержденный постановлением Правительства РС (Я) от 11.06.2013 № 193, произведено нецелевое расходование средств государственного бюджета РС (Я) в размере 4 852 049, 72 рублей (2 426 024, 86 рублей * 2) (73%).

Из материалов дела следует, что между Администрацией и Администрацией МО «Поселок Джебарики-Хая» подписано Соглашение от 28.11.2016 о передаче полномочий по приобретению жилых помещений, финансовых средств на софинансирование муниципальной адресной программы MP «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 – 2017 годы».

Согласно п. 1.2 Соглашения Район передает, а Поселение принимает на себя полномочия по реализации мероприятий программы в части переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению, согласно предусмотренному Программой Перечню, а именно: по своевременному расселению аварийных многоквартирных домов; по своевременному заселению вновь построенных многоквартирных домов; по проверке соответствия Списка расселяемых и заселяемых граждан утвержденному программой Перечню; по внесению в установленном порядке соответствующих изменений в Программу в случае изменения очередности заселения (отказ граждан от переселения и пр.).

В соответствии с пунктами 2.2.6 и 2.2.7 Соглашения Поселение обязано не допускать заселения в жилые помещения (квартиры) граждан, не включенных в утвержденные списки заселяемых, вносить в установленном порядке соответствующие изменения в муниципальную адресную программу в случае изменения очередности заселения (отказ граждан о переселения и пр.) и /или расселения аварийных многоквартирных домов.

На основании данного Соглашения распоряжением Главы МО «Поселок Джебарики-Хая» от 31.08.2017 № 276 «О распределении социального жилья по муниципальной адресной программе MP «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2017 годы» помещение по адресу: <...> выдано ФИО5.

Из проведенного опроса жильцов аварийного жилого дома по ул. Советская, д. 18, подлежащих переселению в 2016 году, от 20.11.2015 следует, что все жильцы проголосовали за новое строительство.

Из материалов дела следует, что от гр. ФИО5 поступило заявление от 03.03.2017 о выплате выкупной стоимости и предоставлении проекта соглашения о выкупной стоимости за принадлежащую ему на праве собственности квартиру по адресу: 678711, Республика Саха (Якутия), <...>. кв. 3.

Материалами дела подтверждается, что МО «Поселок Джебарики-Хая» было принято решение о предоставлении жилого помещения по адресу: <...>, ФИО7 из многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, который признан аварийным и подлежащим сносу на основании акта обследования многоквартирного дома № 1 от 27.12.2016 и заключения № 1 от 27.12.2016 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (обследование проведено Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы МО «Поселок Джебарики-Хая» от 26.12.2016 № 69). 06.10.2017 между МО «Поселок Джебарики-Хая» и гр. ФИО7 заключен договор мены, в соответствии с которым жилое помещение по адресу: <...> передано ФИО7 взамен жилого помещения по адресу: <...>.

Между тем, на основании распоряжения Главы МО «Поселок Джебарики-Хая» от 06.09.2018 № 287/2 «О расторжении договора социального найма жилого помещения и договора мены» подписаны соглашения от 06.09.2018 между администрацией МО «Поселок Джебарики-Хая» и гражданином ФИО7 о расторжении договора социального найма жилого помещения № 25/1 от 06.10.2017 и о расторжении договора мены от 06.10.2017, согласно пунктам 5 данных соглашений были составлены акты приема-передачи квартиры от 06.09.2018, где у сторон нет претензий по состоянию квартиры.

Из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН на помещение по адресу: <...> от 21.09.2018 правообладателем данной квартиры является МО «Поселок Джебарики-Хая», в рамках Программы MP «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2017 годы» ФИО5 передается данное жилое помещение по адресу: <...> по договору мены, который направлен по месту его жительства: <...>.

На основании Соглашения от 28.11.2016 распоряжением Главы МО «Поселок Джебарики-Хая» от 31.08.2017 № 276 «О распределении социального жилья по муниципальной адресной программе MP «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 – 2017 годы» помещение по адресу: <...> выдано ФИО6.

Из проведенного опроса жильцов аварийного жилого дома по ул. Советская, д. 18, подлежащих переселению в 2016 году, от 20.11.2015 следует, что все жильцы проголосовали за новое строительство.

Из материалов дела следует, что от гр. ФИО6 поступило заявление от 04.10.2017 об отказе от любого предлагаемого жилья взамен жилья, расположенного в доме по ул. Советская, дом 18 и о выплате выкупной стоимости за квартиры 5 и 12 в указанном доме.

Решением Томпонского районного суда РС (Я) от 07.11.2017 по делу № 2-190/2017, вступившим в законную силу 25.12.2017 (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РС (Я) по делу № 33-4933/2017), в удовлетворении искового заявления ФИО6 к Администрации МР «Томпонский район» об обязании выплатить выкупную стоимость аварийного жилого помещения отказано.

Материалами дела подтверждается, что МО «Джебарики-Хая» было принято решение о предоставлении жилого помещения по адресу: <...>, ФИО8 из многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, который признан аварийным и подлежащим сносу от 05.04.2012. 06.10.2017 между МО «Поселок Джебарики-Хая» и гр. ФИО8 заключен договор социального найма жилого помещения от 06.10.2017 № 27.

Между тем, на основании распоряжения Главы МО «Поселок Джебарики-Хая» от 06.09.2018 № 287/2 «О расторжении договора социального найма жилого помещения и договора мены» подписано соглашение от 06.09.2018 между администрацией МО «Поселок Джебарики-Хая» и гражданином ФИО8 о расторжении договора социального найма жилого помещения от 06.10.2017 № 27, согласно пункту 5 данного соглашения был составлен акт приема передачи помещения от 06.09.2018, где у сторон нет претензий по состоянию квартиры.

Из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН на помещение по адресу: <...> от 21.09.2018 правообладателем данной квартиры является МО «Поселок Джебарики-Хая», в рамках Программы MP «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2017 годы» ФИО5 передается данное жилое помещение по адресу: <...> по договору мены, который направлен по месту его жительства: <...>.

Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Материалами дела подтверждается, что Администрация цели и задачи республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», утвержденной постановлением Правительства PC (Я) от 11.06.2013 № 193 исполнила в полном объеме, иного Минфином не установлено в ходе проведенной проверки.

Таким образом, суд считает, что факты нецелевого расходования средств государственного бюджета PC (Я) в данном случае отсутствуют.

Кроме того, в случае если имеется факт нецелевого расходования средств государственного бюджета PC (Я), суд соглашается с доводом Администрации о том, что субъектом, допустившим нецелевое расходование средств государственного бюджета PC (Я) должно быть МО «Поселок Джебарики-Хая» со ссылкой на Соглашение от 28.11.2016 о передаче полномочий по приобретению жилых помещений, финансовых средств на софинансирование муниципальной адресной программы MP «Томпонский район» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 – 2017 годы».

При таких обстоятельствах, оспариваемые предписание и приказ Минфина в части нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 4 852 049, 72 рублей не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Администрации, требования Администрации подлежат удовлетворению, возражения Минфина подлежат отклонению.

По эпизоду нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 677 800 рублей:

Проверкой установлено, что в нарушение статьи 38 БК РФ и п. 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 14.03.2015 № 55, п. 1.1 Соглашения от 29.04.2016 № 4 и п. 1.1 Соглашения от 08.05.2017 № 28, в 2016 году субсидия из государственного бюджета РС (Я) в размере 418 431 рублей направлена на приобретение ТМЦ и оплату слуг по изготовлению материальных запасов, а не в виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии, в 2017 году субсидия из государственного бюджета РС (Я) в размере 259 369 рублей направлена на организацию участия в республиканском Ысыахе молодежи и оплату услуг по изготовлению флагов, а не виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 № 2511 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи».

Целью подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи» является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); задачами подпрограммы – развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи; поддержка мероприятий по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России; государственная поддержка общественных объединений патриотической направленности и допризывная подготовка молодежи.

В соответствии с Приложением № 7 к Указу Президента РС (Я) от 24.02.2014 № 2511 в систему программных мероприятий подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи» входит, в том числе проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) (2.2.3).

На основании статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 27 части 1 статьи 15, пункта 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 14.03.2015 № 55 утвердило Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).

Вышеуказанный Порядок устанавливает цель, условия, критерии отбора по предоставлению и расходованию субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).

Расходование средств осуществляется в соответствии с заключенными между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами (городскими округами) Соглашениями на предоставление Субсидии (пункт 4.2 Порядка).

В соответствии с пунктом 4.6 Порядка субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.

Из материалов дела следует, что в целях реализации подпрограммы "Патриотическое воспитание граждан" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы", утвержденной вышеуказанным Указом Президента Республики Саха (Якутия), в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 № 55, постановлениями Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 155 «О распределении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в 2016 году" и от 28.04.2017 № 152 "О распределении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в 2017 году" Томпонскому району выделена субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 418 431 рублей и 259 369 рублей соответственно.

На основании Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 № 55, между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (Минмолодежи РС (Я)) и Администрацией муниципального образования «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) (Администрация) заключены Соглашения от 29.04.2016 № 4 и от 08.05.2017 № 28 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2016 и 2017 годах бюджету МО «Томпонский район» субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере 418 431 рублей и 259 369 рублей соответственно.

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашений предметом соглашения является предоставление из государственного бюджета РС (Я) в 2016 и 2017 годах бюджету МО «Томпонский район» субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я) в размере 418 431 рублей и 259 369 рублей соответственно.

Согласно пункту 2.2.5 Соглашений Администрация как получатель субсидии использует перечисленные Министерством субсидии по целевому назначению в соответствии с пунктом 1.1 Соглашения.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Администрацией, что субсидия в размере 418 431 рублей и 259 369 рублей соответственно были использованы в 2016 – 2017 годах на оплату текущих расходов (приобретение ткани для пошива танцевальных костюмов для участников конкурса танцев на республиканском Ысыахе молодежи, оплата услуг по изготовлению флагов, баннера, урасы, скатерти для участия делегации в республиканском Ысыахе молодежи, оплата услуг по изготовлению флажков для участников республиканского Ысыаха молодежи, приобретение дымовых шашек для участников конкурса танцев на республиканском Ысыахе молодежи, приобретение продуктов питания для участников мероприятия «Военно-полевые сборы», оплата услуг по пошиву танцевальных костюмов для участников конкурса танцев на республиканском Ысыахе молодежи, приобретение лент «Триколор» и воздушных шаров для проведения мероприятия «День государственного флага Российской Федерации», приобретение умывальников, раскладушек, емкостей для воды и продуктов для участников мероприятия «Военно-полевые сборы», приобретение медалей и кубков на проведение военно-спортивной игры «Снежный барс», оплата услуг по изготовлению стендов и блокнотов для проведения 1 районной конференции по патриотическому воспитанию, оплата услуг по изготовлению стендов и футболок с эмблемой района, оплата паромных переправ, питания и взносов участников республиканского Ысыаха молодежи, приобретение ГСМ для участия делегации в республиканском Ысыахе молодежи, приобретение продуктов питания для участников мероприятия «Военно-полевые сборы», приобретение единой формы (толстовки «Томпо») для участников республиканского Ысыаха молодежи, оплата услуг по изготовлению флагов).

Между тем, Администрация считает, что средства субсидии использованы по целевому назначению, а именно на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи является способом (средством) достижения цели программы.

Доводы Администрации подлежат отклонению судом, т.к. Указом Президента РС (Я) от 24.02.2014 № 2511 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи», которая предусматривает разные мероприятия в рамках указанной подпрограммы, в том числе проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия); Порядком предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 № 55 предусмотрены цель, условия, критерии отбора по предоставлению и расходованию субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) и в соответствии с пунктом 2.1 Порядка целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).

Суд считает, что материалами дела подтверждается, что Администрацией нарушены статья 38 Бюджетного кодекса РФ, пункт 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 14.03.2015 № 55, пункты 1.1 и 2.2.5 Соглашений между Минмолодежи РС (Я) и Администрацией от 29.04.2016 № 4 и от 08.05.2017 № 28 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2016 и 2017 годах бюджету МО «Томпонский район» субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, тем самым Администрацией допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2016 – 2017 годах на сумму 418 431 рублей и 259 369 рублей соответственно, выразившееся в использовании субсидии, предоставленной из государственного бюджета РС (Я) в 2016 – 2017 годах бюджету МО «Томпонский район» на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я), на иные цели.

Подлежит отклонению довод Администрации о том, что постановлением Правительства РС (Я) от 20.12.2018 № 341 слова «организация и проведение конкурса на предоставление субсидии из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам» исключены из Порядка № 55, т.к. данным постановлением не предусмотрено, что его положения применяются к правоотношениям, возникшим до его официального опубликования.

При таких обстоятельствах, оспариваемые предписание и приказ Минфина в части нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 677 800 рублей соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Администрации, требования Администрации подлежат отклонению.

По эпизоду нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 1 368 864, 48 рублей (субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования) и в размере 728 398, 32 рублей (субвенции на реализацию государственного стандарта дошкольного образования):

Проверкой установлено, что в нарушение п. 6 и п. 8 Методики расчета объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной постановлением Правительства РС (Я) от 28.10.2015 № 406 и п. 2.2.4 Соглашения от 16.01.2015 № 26 остатки средств субвенции, оставшиеся на счетах муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций, направлены в 2016 году на цели, не соответствующие целям их получения на сумму 222 319, 68 рублей, в нарушение пункта 3.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152 и п. 2.2.3 Соглашения от 11.01.2016 № 26 остатки средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, оставшиеся на счетах муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций, направлены в 2017 году на цели, не соответствующие целям их получения на сумму 1 146 544, 80 рублей; в нарушение п. 3.2 постановления Правительства РС (Я) от 29.04.2014 № 117, п. 2.2.2 Соглашения от 16,01.2015 № 26 МБДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко» остатки средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях направлены в 2016 году на оплату услуг по определению энергетического ресурса на сумму 159 491, 54 рублей, в нарушение п. 3.2 постановления Правительства РС (Я) от 29.04.2014 № 117, п.2.2.3 Соглашения от 11.01.2016 № 28 остатки средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, оставшиеся на счетах муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений направлены в 2017 году на цели, не соответствующие целям их получения на сумму 568 906, 78 рублей.

Из материалов дела следует, что Минфин, делая вывод о нецелевом использовании образовательными учреждениями средств субсидии, полученных на реализацию государственного образовательного стандарта дошкольного образования и государственного стандарта общего образования указывает, что указанные средства были использованы не в связи с образовательным процессом.

Администрация, оспаривая выводы Минфина, указывает, что Минфин ведет речь о средствах, являющихся экономией субсидий, полученных в предыдущие годы на реализацию государственного образовательного стандарта дошкольного образования и государственного стандарта общего образования.

Минфин не оспаривает того факта, что в данном случае идет речь о средствах экономии субсидий, полученных в предыдущие годы на реализацию государственного образовательного стандарта дошкольного образования и государственного стандарта общего образования.

Вместе с тем статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями (ч. 17).

Из указанного следует, что бюджетные и автономные учреждения, получающие средства на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания вправе неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств предоставленных из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации использовать в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).

Минфином по результатам проверки не установлено и не оспаривается, что образовательными учреждениями достигнуты показатели государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).

Следовательно, образовательные учреждения на законных основаниях вправе использовать остатки средств полученных субсидий для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Как установил Минфин и не оспаривается Администрацией, образовательные учреждения остатки субсидий использовали на оплату определения энергетического ресурса, электроэнергии, услуг по поставке тепловой энергии, потребление тепловой энергии.

Доказательств, что данные расходы не связаны с достижением целей, ради которых образовательные учреждения созданы в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ Минфин в суд не представил, как и не устанавливал данные обстоятельства в ходе проверки.

Доводы Минфина о том, что образовавшиеся остатки субсидии должны направляться не на осуществление мероприятий по собственному усмотрению, а на цели предусмотренные порядком расходования субвенций, судом отклоняются, т.к. как было указано выше, в соответствии с ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ образовательные учреждения на законных основаниях вправе использовать остатки средств полученных субсидий для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, следовательно, у Администрации нет законных оснований ограничивать образовательные учреждения в использовании указанных средств, если такие средства расходуются для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Между тем, подлежит отклонению довод Администрации о том. что Минфин не имел законных оснований проводить встречные проверки муниципальных образовательных учреждений при проведении проверки получателя межбюджетных трансфертов – Администрации.

Факт того, что Администрация получала из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субвенции с целью выделения ею соответствующих субсидий образовательным учреждениям на реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного и среднего образования не оспаривается сторонами. Не оспаривается сторонами, что образовательными учреждениями были получены субсидии из муниципального бюджета, куда в свою очередь поступили субвенции из бюджета Республики Саха (Якутия).

Следовательно, в силу статьи 6 БК РФ Администрации признается получателем бюджетных средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

В то же время, Администрация признается главным распорядителем (распорядителем, получателем) бюджетных средств.

В соответствии со статьей 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе: главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами; государственные (муниципальные) учреждения; государственные (муниципальные) унитарные предприятия (ч.1).

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты (ч.2).

Из указанного следует, что Минфин, как орган финансового контроля за использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), вправе осуществлять контроль как за непосредственными получателями средств бюджета Республики Саха (Якутия), так и иных получателей средств бюджета кому были предоставлены межбюджетные трансферты.

Поскольку муниципальные образовательные учреждения получали субсидии из бюджета муниципального образования, которые были предоставлены последним за счет полученных субвенции (межбюджетных трансфертов) из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), Минфин как орган финансового контроля вправе был проверять целевое использование указанных средств, как органами муниципального образования, так и муниципальными учреждениями, получавшими субсидии, выделенные за счет полученных субвенций, с целью проведения встречных проверок и подтверждения сведений предоставленных непосредственным получателем межбюджетных трансфертов – Администрации.

При таких обстоятельствах, оспариваемые предписание и приказ Минфина в части нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 1 368 864, 48 рублей (субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования) и в размере 728 398, 32 рублей (субвенции на реализацию государственного стандарта дошкольного образования) не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Администрации, требования Администрации подлежат удовлетворению, возражения Минфина подлежат отклонению.

По эпизоду нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 195 260 рублей:

Проверкой установлено, что в нарушение статьи 38 БК РФ, п. 2.7.3.1 Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 30.12.2011 № 678 и п. 3.1 Положения о базовых свиноводческих хозяйствах, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики от 21.07.2010 № 367 МКУ «Томпонское управление сельского хозяйства» допущено нецелевое использование в 2016 году субвенции на поддержку базовых свиноводческих хозяйств на сумму 195 260 рублей в виде предоставления субсидии хозяйствам, не являющимся базовыми свиноводческими хозяйствами.

Соглашением от 27.01.2016 № С-38/05 об обязательствах Сторон при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на 2016 год с изменениями, предусмотренными дополнительными соглашениями, заключенными между MP «Томпонский район» РС (Я) и Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) на поддержку базовых свиноводческих хозяйств предусмотрен объем бюджетных ассигнований на сумму 305 800 рублей.

Согласно Порядку предоставления субсидий из бюджета MP «Томпонский район» PC (Я) на поддержку сельскохозяйственного производства на 2016 год и плановый период 2017 – 2018 годов, утвержденному постановлением Главы MP «Томпонский район» PC (Я) от 09.02.2016 № 47 (с изменениями и дополнениями) субсидия на поддержку свиноводческих хозяйств предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ, на возмещение части затрат на поддержку базовых свиноводческих хозяйств.

Одним из условий предоставления субсидии является наличие не менее 10 голов маточного поголовья свиноматок по данным официальной статистической отчетности на начало текущего года

Согласно Протоколу заседания комиссии по развитию сельского хозяйства от 02.03.2016 № 03 постановлением Главы района от 15.03.2016 № 157 утверждены 2 получателя субсидии: К(Ф)Х «Хаадьыма» ИП ФИО10 - 10 свиноматок, сумма субсидии 97 630 рублей; К(Ф)Х «Чэчир» ИП ФИО11 - 10 свиноматок, сумма субсидии 97 630 рублей.

В соответствии с п. 2.7.3.1 Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 30.12.2011 № 678, муниципальные образования осуществляют расходы на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Закона № 264-ФЗ, отвечающим критериям базовых свиноводческих хозяйств, установленным приказом Министерства сельского хозяйства Р С(Я) - на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по приобретению комбикормов для свиней.

Приказом Министерства сельского хозяйства РС (Я) от 21.07.2010 № 367 утверждено Положение о базовых свиноводческих хозяйствах (далее - Положение).

Согласно п. 3.1 Положения базовые свиноводческие хозяйства улусов должны иметь поголовье свиноматок - не менее 25 голов, для труднодоступных наслегов улусов маточное поголовье должно составлять - не менее 20 голов, для северных и арктических улусов - не менее 10 голов.

Суд считает, что муниципальный район «Томпонский район» не является северным и арктическим улусом по следующим основаниям:

-согласно п. 6 Указа Президента РФ от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях арктической зоны РФ» к территориям арктической зоны в Республике Саха (Якутия) относятся: Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район), Булунский улус (район), Нижнеколымский район, Усть-Янский улус (район);

-в соответствии с ч. 2 раздела 1 Концепции устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера РС (Я) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства РС (Я) от 17.12.2007 № 515, к арктической зоне относятся 12 улусов: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский;

-в ч. 3 Комплексной программы РС (Я) «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов РС (Я) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РС(Я) от 15.08.2014 № 251, указаны органы местного самоуправления муниципальных образований 13 арктических и северныхрайонов Республики Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Анабарский национальный (долгано-эвенкийский), Булунский, Верхоянский, Верхнеколымский, Жиганский национальный эвенкийский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский эвенкийский национальный, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский национальный улусы (районы));

-согласно Закону РС (Я) от 15.12.2010 881-3 N 639-1V (ред. от 03.07.2018) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» при определении размера субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района на развитие животноводства, MP «Томпонский район» РС (Я) относится к 3 группе наряду с центральными районами РС (Я).

Таким образом, суд соглашается с выводом Минфина о том, что Администрацией необоснованно установлен в Порядке предоставления субсидий из бюджета MP «Томпонский район» PC (Я) на поддержку сельскохозяйственного производства на 2016 год и плановый период 2017 – 2018 годов критерий условия предоставления субсидии: «наличие не менее 10 голов маточного поголовье свиноматок по данным статистической отчетности на начало текущего финансового года».

Более того, Минфином представлен в материалы дела ответ Министерства сельского хозяйства РС (Я), являющегося уполномоченным органом по предоставлению субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку базовых свиноводческих хозяйств на запрос Минфина о предоставлении перечня муниципальных образований, включенных в группу северных и арктических районов при определении размера субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района на развитие животноводства, из содержания которого следует, что Томпонский район к таковым не относится.

При таких обстоятельствах, оспариваемые предписание и приказ Минфина в части нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 195 260 рублей соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Администрации, требования Администрации подлежат отклонению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований Администрации – о признании пункта 3 предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 23.10.2018 № 16-1-19/1739 недействительным в части отражения как возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей и приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 23.10.2018 № 01-04/1544 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия)» в части взыскания субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

При этом, поскольку судом установлено, что средства в размере 728 398, 32 рублей; 1 368 864, 48 рублей; 4 852 049, 72 рублей на момент обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением фактически взысканы, суд в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов Администрации, считает необходимым возложить обязанность на Минфин обязанность произвести возврат в бюджет муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) денежных средств в размере 6 949 312, 52 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

пункт 3 предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 23.10.2018 № 16-1-19/1739, проверенный на соответствие положениям Бюджетного кодекса РФ, признать недействительным в части отражения как возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей.

Приказ Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 23.10.2018 № 01-04/1544 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия)», проверенный на соответствие положениям Бюджетного кодекса РФ, признать недействительным в части взыскания субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в размере 728 398, 32 рублей; субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 1 368 864, 48 рублей; субсидии по обеспечению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 4 852 049, 72 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Обязать Министерство финансов Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов районной администрации муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) путем возврата в бюджет муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) денежных средств в размере 6 949 312, 52 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

А.Н. Устинова