Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
17 июля 2019 года | А58-11580/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 15.07.2019
Мотивированное решение изготовлено 17.07.2019
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Немытышевой Н.Д., при ведении протокола секретарем судебного заседания Архиповой А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПромПрогресс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 2 698 964,11 рублей,
при участии в судебном заседании представителя истца ФИО1 по доверенности; от ответчика: ФИО2 по доверенности.
УСТАНОВИЛ:
27.11.2018 общество с ограниченной ответственностью «ПромПрогресс» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» о взыскании 2 698 964,11 рублей убытков.
Определением от 10.06.2019 ходатайство истца об объединении настоящего дела с делом № А58-1514/2019 в одно производство для совместного рассмотрения удовлетворено с присвоением делу № А58-11580/2018 (л. д. 124-125 т. 2).
В материалы дела от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, ходатайство о приобщении письменных доказательств с приложением копии заключения эксперта, объяснения по дополнениям ответчика к отзыву, Аукционной документации.
От ответчика поступило дополнение к отзыву на возражение истца от 05.07.2019 № 08/36-3358 с приложением копии заявки № 1, копии заявки на участие в электронном аукционе, копии заявки № 1, копии приказа от 03.07.2019 № К -126.
Представленные документы приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В соответствии со статьей 49 АПК РФ суд принял уточнение заявленных требований, а именно о взыскании с ответчика 6 578 342 руб. 84 коп. убытков, вызванных снабжением нефтебазы электричеством с использованием дизельных электроподстанций АД-200С-Т400-3Р и VisaP30GX за период с июня 2017 года по октябрь 2018 года включительно.
Представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика с иском не согласен, просит в иске отказать.
Руководствуясь статьей 163 АПК РФ, суд в судебном заседании объявил перерыв до 10 часов 45 минут 15.07.2019. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в сети Интернет в установленном порядке.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
28.07.2015 Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (заказчик, ответчик) и общество с ограниченной ответственностью «ПромПрогресс» заключили государственный контракт № 0316100015215000248-47497 на оказание услуг по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, текущему содержанию и управлению нефтебазой первого этапа строительства.
Согласно предмету контракта исполнитель по поручению и за счет заказчика принимает на себя обязательство ввести в эксплуатацию и в дальнейшем оказывать услуги по эксплуатации, техническому обслуживанию, текущему содержанию резервуаров, складов и временных площадок, насосного и иного оборудования, указанного в Приложении № 1 к контракту, а также поддерживать имущество и оборудование заказчика в надлежащем состоянии, позволяющим производить его надлежащую и безопасную эксплуатацию.
Согласно пункту 1.7 контракта следует, что в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135- ФЗ «О защите конкуренции» для целей исполнения настоящего контракта с исполнителем будет заключен договор аренды нефтебазы на срок, не превышающий срок действия настоящего контракта.
06.04.2016 истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключен договор аренды недвижимого имущества.
Договор аренды заключен в целях исполнения контракта № 0316100015215000248_47497 на оказание услуг по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, текущему содержанию и управлению нефтебазой первого этапа строительства от 28.07.2015, заключенного с арендатором по результатам аукциона, проведенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предоставление указанных прав предусмотрено Аукционной документацией по проведению открытого аукциона в электронной форме № 248/15 на оказание услуг по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, текущему содержанию и управлению нефтебазой первого этапа строительства (пункт 1.1. договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора ответчик обязался предоставить истцу за плату во временное пользование объекты недвижимого имущества – нефтебаза 1 этап строительства (далее - объект аренды), назначение – нежилое, расположенный по адресу: <...>, согласно акту приема-передачи (приложение 2).
Цель аренды – исполнение контракта, предусмотренного пунктом 1.1. настоящего договора. Иные цели использования объекта аренды не допускаются (пункт 1.3. договора).
В соответствии с пунктом 1.5 договора объект аренды является федеральной собственностью и принадлежит ответчику на праве оперативного управления, что подтверждается следующими свидетельствами о государственной регистрации права:
- трубопровод подтоварной воды, назначение: нежилое, 1.2, 370 м. – № 153014 от 19.03.2016;
- резервуар летнего дизельного топлива 1.1., назначение: нежилое, 3 000 куб. м. – № 153017 от 18.03.2016;
- резервуар летнего дизельного топлива 1.2, назначение: нежилое, 3 000 куб. м. – № 153016 от 18.03.2016;
- резервуар летнего дизельного топлива 1.3, назначение: нежилое, 3 000 куб. м. – № 153015 от 18.03.2016;
- резервуар летнего дизельного топлива 1.4, назначение: нежилое, 3 000 куб. м. – № 146261 от 18.03.2016;
- резервуар арктического дизельного топлива 1.5, назначение: нежилое, 3 000 куб. м. – № 146266 от 18.03.2016;
- резервуар бензина 1.6, назначение: нежилое, 3 000 куб. м. – № 146260 от 18.03.2016;
- резервуар бензина 1.7, назначение: нежилое, 3 000 куб. м. – № 146264 от 18.03.2016;
- резервуар дизельного топлива 1.8, назначение: нежилое, 3 000 куб. м. – № 146265 от 18.03.2016;
- резервуар дизельного топлива 1.9, назначение: нежилое, 3 000 куб. м. – № 146262 от 18.03.2016;
- резервуар авиационного топлива 1.10, назначение: нежилое, 3 000 куб. м. – № 146263 от 18.03.2016;
- площадка узла задвижек, назначение: нежилое, 57,5 кв. м. – № 146268 от 18.03.2016;
- площадка продуктовых насосов с навесом, назначение: нежилое, 56,4 кв. м. – № 146267 от 18.03.2016;
- трубопроводы технологические, назначение: нежилое, 1981 м. – № 146410 от 18.03.2016;
- нежилое здание (АБК с операторной и проходной), назначение: нежилое, 116,9 кв. м. – № 145587 от 18.03.2016;
- площадка с навесом для налива нефтепродуктов, назначение: нежилое, 215,6 кв. м. – № 145588 от 18.03,.2016;
- сети водоснабжения и пожаротушения, сети пожарной сигнализации и связи, назначение: нежилое, 3 132 м. – № 145589 от 18.03.2016;
- подземные емкости подтоварной воды № 14, назначение: топливной промышленности, объем – 40 куб. м. № 155814 от 01.04.2016;
- подземные емкости подтоварной воды № 15, назначение: топливной промышленности, объем – 40 куб. м. № 155815 от 01.04.2016.
Срок аренды устанавливается с момента подписания акта приема-передачи и по 28.07.2025 (пункт 2.1. договора).
Пунктом 4.4.21 договора предусмотрена обязанность истца в течение 20 рабочих дней со дня подписания настоящего договора заключить соответствующие договоры на энерго-, водо-, тепло-, газоснабжение иными ресурсами объекта непосредственно с организациями, предоставляющими данные услуги либо с их абонентами.
В исковом заявлении истец указал о том, что в нарушение проектных решений, примененных на нефтебазе, комплекс имущества не обеспечен подключением к присоединенной сети, предусмотренным проектом, в связи с чем, в целях обеспечения нефтебазы электричеством истец использует дизельную электрическую станцию АД 200С-Т400-3Р двигатель № 80012389, генератор № 080803106, а также VisaP30GX№ B15j440897.
Для снабжения указанных дизельных электростанций топливом истец заключил договор товарного кредита № 01-0617/ПП от 01.06.2017 с ООО «Северо-Западная Топливная Компания «НордБерг», по условиям которого приобретает дизельное топливо для работы генераторов. На основании пункта 1.1 договора товарного кредита стоимость одной тонны дизельного топлива составляет 63 750 руб., в том числе НДС.
Расходы истца на выработку электрической энергии при эксплуатации дизельной электростанции АД 200С-Т400-ЗР составили 2 763 690 руб.
- с июня 2017 года по декабрь 2017 года 15 820,20 литров ДТ (согласно журналам учета потребления топлива), что в пересчете на тоны составляет (М=(V х 0,835) / 1000):13,210 тонн. При этом было выработано 7 040 кВт.час. Таким образом, для выработки 1 кВт.час было затрачено (13,210 тонн х 63 750 руб./тонна) 842 137,50 руб./7 040 кВт.час = 119,62 руб./кВт.час.;
- с января 2018 года по июнь 2018 года было затрачено 36 097,80 литров ДТ (согласно журналов учета потребления топлива), что в пересчете на тонны составляет (M=(Vx 0.835) / 1000): 30,15 тонн. При этом было выработано 12 720 кВт.час. Таким образом, для выработки 1 кВт.час было затрачено (30,142 тонн х 63 750 руб./тонна) 1 921 552,50 руб. / 12 720 кВт.час = 151,066 руб. кВт.час.
Итого истцом было израсходовано 43,352 тонн дизельного топлива.
Согласно письму Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 03.09.2018 № 04-02/92/И-49, тарифы на электрическую энергию для предприятий поселка Витим Ленского района в 2017 году установлены постановление Правления ГКЦ РС(Я) от 01.08.2017 № 290 «О внесении изменений в некоторые постановления Правления ГКЦ РС(Я)»:
Показатель (группы потребителей с разбивкой потребителей по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Единица измерения | с 01.01.2017 по 30.06.2017 | с 01.07.2017 по 31.12.2017 | |||||||
Цена (тариф) | Цена (тариф) | |||||||||
1.5 | Одноставочный тариф с учетом субсидии | руб./кВт.ч | 3,02928 | 3,12910 | 3,22909 | 3,27347 | 3,02928 | 3,12910 | 3,22909 | 3,27347 |
В 2018 году – постановление Правления ГКЦ РС (Я) от 26.12.2017 № 728 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Якутскэнерго» на 2018 год:
Показатель (группы потребителей с разбивкой потребителей по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Единица измерения | с 01.01.2018 по 30.06.2018 | с 01.07.2018 по 31.12.2018 | |||||||
Цена (тариф) | Цена (тариф) | |||||||||
1.5 | Одноставочный тариф с учетом субсидии | руб./кВт.ч | 3,02927 | 3,12909 | 3,22909 | 3,27346 | 3,63513 | 3,75490 | 3,87490 | 3,92815 |
Таким образом, как указывает истец, при наличии присоединенных сетей и заключенного договора энергоснабжения, расходы по получению 7 040 кВт. час электрической энергии при поставке в соответствии с регулируемыми тарифами с 01.06.2017 по 31.12.2017 составила бы 23 087,47 руб., а 12 720 кВт.час с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 41 638,42 руб. Суммарный размер оплаты за полученную электрическую энергию составил бы в рассматриваемом периоде 64 725,89 руб.
В исковом заявлении истец указал, что разница между стоимостью электрической энергии по тарифу и стоимостью электрической энергии, полученной с помощью дизель-генераторов (2 763 690 руб. – 64 725,89 руб.) в сумме 2 698 964,11 руб., является убытками арендатора, возникшими по вине арендодателя, в связи с отсутствием энергоснабжения объекта в соответствии с проектным решением.
Истцом в адрес ответчика направлена досудебная претензия.
Определением от 13.03.2019 суд принял к производству исковое заявление о взыскании с ответчика 3 879 378 руб. 73 коп. убытков за период с июня 2017 года по октябрь 2018 года.
30.11.2018 истец направил в адрес ответчика претензию.
В связи с неисполнением претензионных требований со стороны ответчика, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Как указывает истец для эксплуатации нефтебазы в соответствии с указанными Правилами, необходимо обеспечение нефтебазы электрической энергией в соответствии с проектом строительства объекта. Проектной документаций предусмотрено строительство внеплощадочных электрических сетей для энергоснабжения нефтебазы. Между тем, до настоящего времени такие сети не построены, нефтебаза не имеет внешнего источника энергоснабжения.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что имея только показатели выработки электрической энергии (кВт*ч) для расчета расхода ДТ, необходимо применять Порядок определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденный приказом Минэнерго РФ № 32З от 30.12.2008.
Данный порядок, как указывает ответчик, применяется при установлении нормативов удельных расходов топлива (далее – НУР) на очередной расчетный период регулирования (финансовый год). Под НУР понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу электрической энергии, отпускаемой с шин. НУР определяются для каждой тепловой электростанции.
По мнению ответчика, для расчета расхода ДТ по вышеуказанному порядку требуются следующие показатели:
1. Нагрузка на шины (выработка электрической энергии) (ед. изм. – кВт*ч), определена на основании журнала.
2. Наработка (моточасы) (ед. изм. – час), определена на основании журнала.
3. Количество пусков ДГ (ед. изм. – ед.), определено на основании письма № 96-17/ПП от 28.12.2017.
Расход ДТ на выработку электрической энергии в период с июня 2017 года по июнь 2018 года по двум ДГ, как указывает ответчик, составил: ДГ-200 – 10,397 тонн и ДГ-24 – 29,302 тонн, что в сумме 39.699 тонн. Разница между стоимостью потребленного ДТ и стоимостью выработанной электроэнергии, по расчету ответчика составляет 2 092 405,19 руб., в том числе НДС в размере 319 180,45 руб.
Истец считает, что указанный порядок расчета не применяется в данном случае по следующим мотивам. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что порядок применяется при установлении НУР (норматив удельного расхода топлива) на очередной расчетный период регулирования (финансовый год), а также при установлении НУР на каждый расчетный период регулирования в рамках долгосрочного периода регулирования при установлении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения. Пунктом 9 Порядка установлено, что расчеты НУР выполняются для каждого из месяцев расчетного периода регулирования (долгосрочного периода регулирования) и в целом за весь расчетный период регулирования (каждый расчетный период в рамках долгосрочного периода регулирования). НУР в целом за расчетный период регулирования определяется по результатам расчетов за каждый месяц.
Таким образом, как указал ответчик, можно сделать вывод о том, что данный порядок применяется организациями осуществляющим выработку электрической и тепловой энергии, в целях установления тарифа.
Данный вывод также подтверждается и Приказом Минэнерго России от 22.09.2015 № 660, которым утвержден Административный регламент предоставления Минэнерго России государственной услуги по утверждению нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической энергии. Пунктом 2 указанного регламента установлен круг заявителей данной государственной услуги, к которым относятся юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство электрической и тепловой энергии, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов (цен).
Кроме того, применение порядка и расчетов, в результате которых размер компенсации менее, чем реальный ущерб, понесенный истцом, не соответствует принципам возмещения вреда в полном объеме, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 82 АПК РФ для разъяснения возникших при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд по ходатайству истца назначил судебную экспертизу для ответа на вопрос: Определить рыночный размер ущерба, причиненный ООО «ПромПрогресс», из-заотсутствия постоянного энергоснабжения нефтебазы, расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>, возникший из необходимости получения электричества с пользованием дизельной электростанции АД200С-Т400-ЗР за период с июня 2017 по июнь 2018 года включительно?
Проведение экспертизы поручено судом ООО «Партнерство экспертов Северо-Запада».
Согласно заключению эксперта № 21 о проведении судебной экспертизы представлен ответ на поставленный судом вопрос: Рыночный размер ущерба, причиненный ООО «ПромПрогресс», из-за отсутствия постоянного энергоснабжения нефтебазы, расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>, возникший из необходимости получения электричества с использованием цельной электростанции АД200С-Т400-ЗР за период с июня 2017 года по июнь 2018 года включительно составляет: 2 470 000,00 рублей.
17.05.2019 истец представил отзыв, согласно которому просит в удовлетворении иска отказать, поскольку истец, заключая контракт, согласился с условиями контракта, взяв на себя расходы необходимые для осуществления исполнителем своих обязательств по контракту. Поскольку договор аренды заключен в целях исполнения контракта, соответственно арендатор при заключении договора аренды знал об отсутствии присоединения нефтебазы к электрическим сетям, однако согласился в условиями договора аренды, в том числе указав на то, что сведения об объекте, изложенные в договоре и приложениях к нему, являются достаточными для надлежащего использования объекта. Истец, заключая договор аренды, должен был иметь финансовую возможность исполнения его условий без внешнего источника энергоснабжения. В этой связи, расходы, связанные с приобретением и с потреблением топлива исполнителем контракта, в том числе и по договору аренды, целиком и полностью лежат на исполнителе в силу пункта 2.3 контракта, и условий договора аренды (л. д. 64-67 т. 2).
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что предметом иска является требование истца о взыскании с ответчика 6 578 342 руб. 84 коп. убытков, вызванных снабжением нефтебазы электричеством с использованием дизельных электроподстанций АД-200С-Т400-3Р и VisaP30GX за период с июня 2017 года по октябрь 2018 года включительно.
Правоотношения сторон вытекают из контракта на оказание услуг по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, текущему содержанию и управлению нефтебазой первого этапа строительства от 28.07.2015 № 316100015215000248_47497, договора аренды недвижимого имущества от 06.04.2016 и подлежат регулированию Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктами 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного Кодекса.
Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) установлен порядок заключения государственных и муниципальных контрактов.
Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Таким образом, поскольку финансирование закупки товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд осуществляется из соответствующего бюджета, обязательным условием для сторон поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд является заключение государственного (муниципального) контракта в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 названного Закона запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 20 Обзора судебной практики от 28.06.2017).
Согласно определению, содержащемуся в статье 3 Федерального закона № 44-ФЗ, государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (часть 10 статьи 70 названного Федерального закона).
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу вышеназванных норм, ответчик - ФБУ «Администрация Ленского бассейна», в извещение о проведении электронного аукциона от 23.06.2015 № 0316100015215000248,аукционной документации по проведению электронного аукциона № 248/15 на оказание услуг по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, текущему содержанию и управлению нефтебазой первого этапа строительства в составе объектов закупки включило: резервуарный парк, площадка продуктовых насосов с навесом, площадка узла задвижек площадка с навесом для налива нефтепродуктов, подземные ёмкости подтоварной воды 40м3-2 шт, ливневый колодец, АБК с операторной и проходной, трансформаторная подстанция, инженерные сети: технологические трубопроводы, внутриплощадные канализационные сети подтоварной воды совместно с напорными сетями, сети водоснабжения, сети пожаротушения, сети пожарной сигнализации и связи (л. д. 80-89 т. 2).
Следовательно, ООО «ПромПрогресс», участвуя в электронном аукционе, при ознакомлении с размещенной аукционной документацией на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru было осведомлено об отсутствии внешнего источника энергоснабжения нефтебазы.
Несмотря на отсутствие в аукционной документации сведений о подключении Витимской нефтебазы к электрическим сетям, 28.07.2015 ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (заказчик) и ООО «ПромПрогресс» (исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, текущему содержанию и управлению нефтебазой первого этапа строительства № 316100015215000248_47497 (далее - контракт).
Согласно предмету контракта исполнитель по поручению и за счет заказчика принимает на себя обязательство ввести в эксплуатацию и в дальнейшем оказывать услуги по эксплуатации, техническому обслуживанию, текущему содержанию резервуаров, складов и временных площадок, насосного и иного оборудования, указанного в Приложении № 1 к контракту, а также поддерживать имущество и оборудование заказчика в надлежащем состоянии, позволяющим производить его надлежащую и безопасную эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 1.1.1 контракта под вводом в эксплуатацию нефтебазы понимается, техническая подготовка нефтебазы к надлежащей и безопасной эксплуатации, в том числе проведение необходимых испытаний; получение положительного заключения экспертизы промышленной безопасности с внесением в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзора; регистрация нефтебазы в государственном реестре опасных производственных объектов с получением свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов; оформление Лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что в рамках исполнения контракта исполнитель оказывает услуги по управлению нефтебазой: осуществляет прием, хранение, учет и отпуск нефтепродуктов, выполняет зачистку ёмкостей и осуществляет контроль качества наливных грузов, а также оказывает другие, связанные с этим услуги.
Согласно пункту 2.3 контракта в цену контракта включены все расходы исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по контракту в полном объеме и надлежащего качества. Цена по настоящему контракту включает в себя компенсацию всех издержек: эксплуатационные и накладные расходы, налоги и прочие затраты связанные с рисками исполнителя.
Поскольку нефтебаза не была оснащена внешним источником энергоснабжения (подключением к электрическими сетям), заказчик при заключении контракта включил в цену контракта все расходы необходимые для осуществления исполнителем своих обязательств по контракту в полном объеме.
Таким образом, ООО «ПромПрогресс», заключая вышеназванный контракт, согласилось с условиями указанными в нем, взяв на себя расходы необходимые для осуществления исполнителем своих обязательств по контракту.
Согласно пункту 1.7 контракта следует, что в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для целей настоящего контракта с исполнителем будет заключен договор аренды нефтебазы на срок, не превышающий срок действия настоящего контракта.
В целях исполнения названного выше контракта, 06.04.2016 ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (арендодатель) и ООО «ПромПрогресс» (арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества.
Пунктом 1.3 договора аренды предусмотрено, что целью аренды является исполнение контракта.
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное пользование объекты недвижимого имущества – нефтебаза 1этап строительства, назначение – нежилое, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, нефтебаза Витимского района водных путей и судоходства (ул. Энтузиастов, 15).
Таким образом, договор аренды недвижимого имущества от 06.04.2016 заключен сторонами в целях исполнения названного контракта на оказание услуг по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, текущему содержанию и управлению нефтебазой первого этапа строительства.
Согласно части 2 статьи 612 ГК РФ арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.
Договором аренды недвижимого имущества от 06.04.2016, актом приема-передачи объектов (приложение № 2 к договору аренды) не предусмотрена передача в составе передаваемого в аренду имущества: присоединенные к нефтебазе электрические сети.
При таких обстоятельствах, арендодатель не может отвечать за недостатки сданного в аренду имущества, которые были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества при заключении договора и передачи имущества в аренду.
Согласно пункту 1.4 договора аренды сведения об объекте, изложенные в договоре и приложениях к нему, являются достаточными для надлежащего использования объекта в соответствии с целями, указанными в пунктах 1.1 и 1.3 договора.
Поскольку договор аренды заключен в целях исполнения контракта, соответственно арендатор при заключении договора аренды знал об отсутствии присоединения нефтебазы к электрическим сетям, однако согласился с условиями договора аренды, в том числе указав на то, что сведения об объекте, изложенные в договоре и приложениях к нему, являются достаточными для надлежащего использования объекта.
ООО «ПромПрогресс», заключая договора аренды, должен был иметь финансовую возможность исполнения его условий без внешнего источника энергоснабжения.
В этой связи, расходы, связанные приобретением и с потреблением топлива исполнителем в целях исполнения условий контракта, в том числе и по договору аренды, целиком и полностью лежат на исполнителе в силу пункта 2.3 контракта, и условий договора аренды.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Основаниями для удовлетворения требования о взыскании убытков являются факт их причинения, наличие причинной связи между понесенными убытками и противоправным (виновным) поведением лица, причинившего вред, документально подтвержденный размер убытков.
В силу положений пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление факта нарушения ответчиком принятых по договору обязательств, наличие причинно-следственной связи между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору и причиненными убытками, факт и размер убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств, надлежащее исполнение договорных обязательств со стороны истца,
Соответственно, на истце лежит обязанность доказать факт причинения ему вреда, размер убытков и наличие причинной связи, а на ответчике – отсутствие вины в причинении вреда.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд пришел к выводу о недоказанности противоправности поведения ответчика и причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении иска следует отказать.
Истец платежным поручением № 668 от 14.11.2018 перечислил в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 38 810 руб. 00 коп.
Истец платежным поручением № 81 от 22.02.2019 перечислил в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 42397 руб. 00 коп.
Общая сумма государственной пошлины, перечисленной по платежным поручениям № 668 от 14.11.2018, № 81 от 22.02.2019 составляет 81 207 руб. 00 коп.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при цене иска 6 578 342 руб. 84 коп. размер государственной пошлины составляет 55 892 руб. 00 коп.
С учетом результатов рассмотрения дела, расходы истца по уплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ относятся на истца.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ государственную пошлину в сумме 25 315 руб. 00 коп. (81 207 руб. 00 коп.- 55 892 руб. 00 коп.) следует вернуть истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 49, 110, 130, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске отказать полностью.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ПромПрогресс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 25 315 руб. 00 коп.
Финансово-хозяйственному отделу Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) перечислить с депозитного счета суда Обществу с ограниченной ответственностью «Партнерство экспертов Северо-Запада» (ИНН <***>, ОГРН: <***>) 98 000 рублей за проведение судебной экспертизы по делу № А 58-11580/2018 по счету № 21 от 27.03.2019.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | Н.Д. Немытышева |