Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
10 мая 2016 года
Дело № А58-1162/2016
Резолютивная часть решения объявлена 04.05.2016
Мотивированное решение изготовлено 10.05.2016
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шамаевой Т. С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Т. А., рассмотрев дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 9 125 000 рублей,
с участием представителя истца по доверенности ФИО2, представителя ответчика по доверенности ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании 9 125 000 руб. по соглашению от 21.09.2012 №01-МП.
Ответчик представил дополнительные документы, в т.ч. копии платежных поручений от 19.06.2015 №295, от 01.10.2014 №23, 5.
В судебном заседании объявлен перерыв с 28.04.2016 до 15 час. 45 мин. 04.05.2016. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признает, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Также представитель ответчика пояснил суду, что решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-4199/2013 расторгнут договор поставки от 28.09.2012 №9/12 между ООО «СКБ-Витязь» дочернее хозяйственное общество ОАО «Витязь» и индивидуальным предпринимателем ФИО1, с общества в пользу предпринимателя ФИО1 взысканы 10 220 000 руб. Фактически обществом произведена оплата в сумме 1 107 250,44 руб. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2016 по делу №А07-19456/2015 ООО «СКБ-Витязь» дочернее хозяйственное общество ОАО «Витязь» признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.05.2012 №209 "Об утверждении Порядка предоставления муниципальным районам и городским округам субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование муниципальных инвестиционных проектов в 2012 году» и распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.08.2012 №898-р «О распределении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на софинансирование муниципальных инвестиционных проектов в 2012 году» между Администрацией муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключено соглашение от 21.09.2012 №01-МП о предоставлении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование муниципального инвестиционного проекта «Организация круглогодичного снабжения труднодоступных сельских наслегов» в размере 9 115 000 руб.
Истец платежными поручениями от 24.09.2012 №1560, от 18.12.2012 №2158, 2159 перечислил на расчетный счет ответчика денежные средства в размере 9 125 000 руб., основанием платежа указано соглашение от 21.09.2012 №01-МП (л.д.13, 15, 16).
Поскольку ответчик обязательства по соглашению не исполнил, уведомлением от 15.02.2016 №114 истцом ответчику предлагалось возвратить денежные средства в добровольном порядке (л.д.14).
Ответчик денежные средства не возвратил, что послужило поводом для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик в отзыве на исковое заявление заявил о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку срок исковой давности начался с 11.01.2013 и истек 11.01.2016, исковое заявление поступило в арбитражный суд 07.03.2016, т.е. за пределами срока исковой давности.
Предметом соглашения является предоставление предпринимателю (ответственному исполнителю) субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование муниципального инвестиционного проекта согласно приложению №1 к настоящему соглашению.
Администрация (муниципалитет) направляет ответственному исполнителю денежные средства в сумме 9 115 000 руб. на софинансирование муниципального инвестиционного проекта «Организация круглогодичного снабжения труднодоступных сельских наслегов».
Как следует из решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-4199/2013, Администрацией муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) был разработан и представлен в Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) паспорт муниципального инвестиционного проекта МО «Верхоянский район» от 06.06.2012 №372, целью которого является снижение транспортных расходов по доставке социально значимых грузов при предоставлении услуг грузовым транспортом, услуг транспортной экспедиции в соответствии с «ОК 002-93 Общероссийской классификатор услуг населению», развитие транспортной инфраструктуры. Форма реализации инвестиционного проекта: приобретение двухзвенного гусеничного транспортера «Витязь». Срок реализации инвестиционного проекта – один год. Сведения об исполнителе: индивидуальный предприниматель ФИО1.
Между Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и муниципальным образованием «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) заключено соглашение о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование муниципального инвестиционного проекта от 04.09.2012 №1, предметом которого является предоставление муниципалитету субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование муниципального инвестиционного проекта согласно приложению №1 - организация круглогодичного снабжения труднодоступных сельских наслегов, ответственный исполнитель проекта - ИП ФИО1, сумма 9 594 000 руб.
Распоряжением Администрации муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) от 24.09.2012 №806-РА индивидуальному предпринимателю ФИО1 предоставлен аванс субсидии на софинансирование муниципального инвестиционного проекта в сумме 6 380 500 руб.
18.12.2012 Администрацией муниципального образования «Верхоянский район» вынесено распоряжение №1135-РА «Об окончательном расчете с ИП ФИО1», согласно которому истцу выплачены 2 744 500 руб.
Согласно пункту 2.1 (подпункты 2.1.1-2.1.7) соглашения ответчик обязался направить субсидию на реализацию муниципального инвестиционного проекта, обеспечить достижение значений, показателей результативности предоставления субсидии (приложение №2), целевое использование субсидии, предоставить в срок не позднее 10 октября текущего года отчет (приложение №3) и акты сдачи-приемки выполненных работ, предоставить не позднее 10 января года, следующего за отчетным, отчет о расходовании субсидии на реализацию муниципального инвестиционного проекта, отчет о расходовании субсидии из государственного бюджета, направленного на софинансирование муниципального инвестиционного проекта в 2012 году и отчет фактического достижения показателей результативности (приложения №3-5), заключить не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, с муниципалитетом соглашение о муниципально-частном партнерстве, выполнять иные обязательства.
В случае невозможности исполнения ответственным исполнителем муниципального инвестиционного проекта, а также существенного нарушения им условий реализации муниципального инвестиционного проекта, соглашение подлежит расторжению в одностороннем порядке по инициативе муниципалитета или по соглашению сторон (пп.3.2.5 соглашения).
В случае использования субсидий не по целевому назначению, а также в случае, предусмотренными подпунктами 3.2.2, 3.2.5 настоящего соглашения субсидии подлежат взысканию в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с бюджетным законодательством РФ (пп.3.2.6 соглашения).
Срок действия соглашения установлен с момента его подписания сторонами до полной реализации ответственным исполнителем муниципального инвестиционного проекта (п.5.1 соглашения).
Положениями ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 названного Кодекса).
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно положениям ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 23.07.2013 №252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из материалов дела следует и сторонами подтвержден факт использования полученных предпринимателем средств для достижения целей, на которые она была предоставлена.
Так, предпринимателем был заключен с ООО «СКБ-Витязь» договор поставки от 28.09.2012 №9/12, в соответствии с которым общество как поставщик обязалось поставить двузвенный гусеничный транспортер ДТ-30П с термокузовом на сумму 14 600 000 руб., в т.ч. НДС 18%. Предпринимателем была произведена оплата по договору поставки на общую сумму 10 220 000 руб. Обществом был предложен иной товар – двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМНЖ-Т с двигателем марки ЯМЗ-8401.10-24, предприниматель отказался от получения от предложенного товара ввиду несоответствия условиям договора по поставке двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30П. Согласно отчету об определении технического состояния транспортных средств ДТ 30ПАМНЖ-т и ДТ 30П, выполненного экспертом ИП ФИО4 транспортер ДТ 30 ПМНЖ-Т АЩЭ 05.1 имеет силовой агрегат ЯМЗ 8401.10-14 мощностью 650 л.с., что не соответствует приложению №1 к договору №9/12 от 28.09.2012 на поставку транспортёра ДТ 30П с силовым агрегатом В46-5 мощностью 780 л.с. (дело №А58-4199/2013).
Таким образом, ответчиком субсидия в сумме 9 125 000 руб. израсходована на приобретение двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30П.
Между тем, ответчиком не исполнено обязательство предоставления истцу отчета о расходовании субсидии на реализацию инвестиционного проекта (пп.2.1.5 соглашения), таких доказательств ответчик суду не представил.
Реализация инвестиционного проекта ограничена временной рамкой – один год.
Согласно п.1 ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса
Согласно ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Согласно п.5.1 соглашение от 21.09.2012 №01-МП вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полной реализации ответственным исполнителем муниципального инвестиционного проекта.
Срок реализации муниципального инвестиционного проекта согласно паспорту от 06.06.2012 №372 составляет один год.
Согласно пп.2.1.5, 2.1.6 ответчик обязался предоставить отчетность не позднее 10 января, следующего за отчетным годом и заключить соглашение о партнерстве не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным годом.
Согласно п.1 ст.195 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Таким образом, срок реализации муниципального инвестиционного проекта истекает 31.12.2013.
Кроме того, поскольку субсидии предоставляются получателю из соответствующего бюджета, следовательно, при определении начала момента исчисления срока исковой давности, необходимо руководствоваться Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу ст.12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Следовательно, право на возврат субсидии у истца возникло не позднее 01.01.2017.
Исковое заявление поступило в электронном виде посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по веб-адресу: my.arbitr.ru, 11.03.2016 и зарегистрировано 11.03.2016.
Таким образом, установленный ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехгодичный срок исковой давности по требованию о возврате суммы субсидии истцом не пропущен.
При изложенных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Истец в силу ст.105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч.3 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
При изготовлении резолютивной части решения допущена описка, абзац первый после слов «9 125 000 руб. основного долга» следовало изложить «в доход федерального бюджета 68 625 руб. государственной пошлины». Судом в порядке ст.179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведено исправление допущенной описки при изготовлении решения в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) 9 125 000 руб. основного долга, в доход федерального бюджета 68 625 руб. государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru
Судья Т.С. Шамаева