Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
28 мая 2020 года | Дело № А58-11652/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 28.05.2020.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Якутскэнерго" ( ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435298761, ОГРН 1151447008481) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на вырубку деревьев, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – Семеновой Ольги Олеговны, с участием представителей: Управления – Степановой А.Н. по доверенности от 26.03.2020 № 148, иные лица, участвующие деле, - не явились, извещены, установил:
публичное акционерное общество "Якутскэнерго" – далее Общество, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска – далее Управление о признании незаконным отказа от 09.10.2019 № 2338-УАиГП в выдаче разрешения на вырубку деревьев.
Определением суда от 20.01.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечена ФИО1.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, отказ вынесен в нарушение положений части 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ.
Управление не согласно с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 25.02.2020 без номера (л.д. 49), отзыве от 12.03.2020 без номера (л.д. 62 – 63).
Третьим лицом отзыв на заявление не представлен.
Судом установлены обстоятельства дела.
14.06.2019 между Обществом и третьим лицом заключен договор № 622/1144 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, которое необходимо для электроснабжения объекта: жилой дом, расположенного (который будет располагаться) по адресу: <...> (земельный участок с кадастровым номером 14:36:102069:87).
19.08.2019 Общество обратилось в Управление с письмом № 10/4968 о согласовании разрешения на вырубку лесных насаждений шириной просеки 4 метра вдоль проектируемой линии ВЛИ – 0,4 кВ с приложением рабочего проекта с планом электрических сетей ВЛИ – 0,4 кВ на топографической основе в связи с тем, что в ходе реализации мероприятий по вышеуказанному договору технологического присоединения выявлены участки с лесными насаждениями, которые препятствуют установке и в дальнейшем обслуживании линии электропередач.
09.10.2019 Управлением направлен Обществу отказ, оформленный в виде письма № 2338-УАиГП в вырубке деревьев на территории земельного участка с кадастровым номером 14:36:102069:87 в связи с тем, что территория вырубки лесных насаждений в пределах земельного участка с кадастровым номером 14:36:1020689:87 расположена в границах лесохозяйственного регламента лесных насаждений и учтен в плане мероприятий по инвентаризации городских лесов, кроме того, испрашиваемая территория по проекту межевания территории учтена под охрану природных территорий, которая состоит на государственном кадастровом учете и имеет кадастровый номер 14:36:102069:334, общей площадью 7 383 кв.м. с видом разрешенного использования: под рекреационно-ландшафтные территории.
Общество, не согласившись с вышеуказанным отказом, посчитав, что отказ нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности и не соответствует положениям Лесного кодекса РФ, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, рассмотрев материалы дела, доводы Общества и возражения Управления, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 ЛК РФ).
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута (часть 4 статьи 45 ЛК РФ).
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты).
Частью 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса РФ приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 № 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Пунктом 3 Правил № 223 предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 4 Правил).
В целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения (пункт 5 Правил).
В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Такие рубки осуществляются в порядке, установленном настоящими Правилами.
В защитных лесах предусмотренные настоящим пунктом Правил выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей использования линейных объектов, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Правил).
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Управление с просьбой о согласовании разрешения на вырубку лесных насаждений шириной просеки 4 метра вдоль проектируемой линии ВЛИ – 0,4 кВ (л.д. 26).
Управление отказало Обществу со ссылкой на то, что территория вырубки лесных насаждений в пределах земельного участка с кадастровым номером 14:36:102069:87 расположена в границах лесохозяйственного регламента лесных насаждений и учтена в плане мероприятий по инвентаризации городских лесов; кроме того, испрашиваемая территория по проекту межевания территории учтена под охрану природных территорий, которая состоит на государственном кадастровом учете и имеет кадастровый номер 14:36:102069:334, общей площадью 7 383 кв.м. с видом разрешенного использования: под рекреационно-ландшафтные территории.
Между тем, как следует из обращения Общества и выяснено в судебном заседании, подтверждено представителем Общества, что заявитель обратился за получением согласования на вырубку лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 14:36:102069:334, находящемся в муниципальной собственности. Данное обстоятельство подтверждается также рабочим проектом с планом электрических сетей ВЛИ – 04 кВ на топографической основе (М 1:500) (л.д. 28, 68).
Таким образом, указание Управления в оспариваемом отказе как причины отказа о том, что территория вырубки лесных насаждений в пределах земельного участка с кадастровым номером 14:36:102069:87 расположена в границах лесохозяйственного регламента лесных насаждений и учтена в плане мероприятий по инвентаризации городских лесов, не имеет отношения к обращению Общества. Более того, материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:102069:87 находится в общей совместной собственности третьего лица ФИО1 и ФИО3, в связи с чем Общество в принципе не могло обратиться в Управление за получением согласования на вырубку лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 14:36:102069:87.
Из оспариваемого отказа следует, что причиной отказа является также то, что испрашиваемая территория по проекту межевания территории учтена под охрану природных территорий, которая состоит на государственном кадастровом учете и имеет кадастровый номер 14:36:102069:334, общей площадью 7 383 кв.м. с видом разрешенного использования: под рекреационно-ландшафтные территории.
Действительно, как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 17.03.2020 № 99/202/319926826 земельный участок с кадастровым номером 14:36:102069:334 относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного пользования – под рекреационно-ландшафтные территории и находится в собственности городского округа «город Якутск».
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно части 11 вышеуказанной статьи ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Учитывая, что испрашиваемый для вырубки лесных насаждений земельный участок с кадастровым номером 14:36:102069:334 отнесен под рекреационно-ландшафтные территории, вырубка деревьев на указанном земельном участке невозможна.
Более того, суд считает, что часть 5 статьи 21 ЛК РФ, положениями которой предусмотрено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, в данном случае неприменима к обстоятельствам настоящего спора, поскольку не регулирует случаи строительства новых линий электропередач.
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемый отказ Управления в выдаче разрешения на вырубку деревьев соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований общества полностью.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований публичного акционерного общества «Якутскэнерго» к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа от 09.10.2019 № 2338-УАиГП в выдаче разрешения на вырубку деревьев отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | А.Н. Устинова |