ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-11652/19 от 18.05.2020 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

28 мая 2020 года

       Дело № А58-11652/2019

Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 28.05.2020.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Якутскэнерго" ( ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435298761, ОГРН 1151447008481) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на вырубку деревьев, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – Семеновой Ольги Олеговны, с участием представителей: Управления – Степановой А.Н. по доверенности от 26.03.2020 № 148, иные лица, участвующие деле, - не явились, извещены, установил:      

публичное акционерное общество "Якутскэнерго" – далее Общество, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска – далее Управление о признании незаконным отказа от 09.10.2019 № 2338-УАиГП в выдаче разрешения на вырубку деревьев.

Определением суда от 20.01.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечена ФИО1.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, отказ вынесен в нарушение положений части 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ.

Управление не согласно с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 25.02.2020 без номера (л.д. 49), отзыве от 12.03.2020 без номера (л.д. 62 – 63).

Третьим лицом отзыв на заявление не представлен.

Судом установлены обстоятельства дела.

14.06.2019 между Обществом и третьим лицом заключен договор № 622/1144 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, которое необходимо для электроснабжения объекта: жилой дом, расположенного (который будет располагаться) по адресу: <...> (земельный участок с кадастровым номером 14:36:102069:87).

19.08.2019 Общество обратилось в Управление с письмом № 10/4968 о согласовании разрешения на вырубку лесных насаждений шириной просеки 4 метра вдоль проектируемой линии ВЛИ – 0,4 кВ с приложением рабочего проекта с планом электрических сетей ВЛИ – 0,4 кВ на топографической основе в связи с тем, что в ходе реализации мероприятий по вышеуказанному договору технологического присоединения выявлены участки с лесными насаждениями, которые препятствуют установке и в дальнейшем обслуживании линии электропередач.

09.10.2019 Управлением направлен Обществу отказ, оформленный в виде письма № 2338-УАиГП в вырубке деревьев на территории земельного участка с кадастровым номером 14:36:102069:87 в связи с тем, что территория вырубки лесных насаждений в пределах земельного участка с кадастровым номером 14:36:1020689:87 расположена в границах лесохозяйственного регламента лесных насаждений и учтен в плане мероприятий по инвентаризации городских лесов, кроме того, испрашиваемая территория по проекту межевания территории учтена под охрану природных территорий, которая состоит на государственном кадастровом учете и имеет кадастровый номер 14:36:102069:334, общей площадью 7 383 кв.м. с видом разрешенного использования: под рекреационно-ландшафтные территории.

Общество, не согласившись с вышеуказанным отказом, посчитав, что отказ нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности и не соответствует положениям Лесного кодекса РФ, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, доводы Общества и возражения Управления, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.

Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 ЛК РФ).

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута (часть 4 статьи 45 ЛК РФ).

Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты).

Частью 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса РФ приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 № 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Пунктом 3 Правил № 223 предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов.

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 4 Правил).

В целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения (пункт 5 Правил).

В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Такие рубки осуществляются в порядке, установленном настоящими Правилами.

В защитных лесах предусмотренные настоящим пунктом Правил выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей использования линейных объектов, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Правил).

Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Управление с просьбой о согласовании разрешения на вырубку лесных насаждений шириной просеки 4 метра вдоль проектируемой линии ВЛИ – 0,4 кВ (л.д. 26).

Управление отказало Обществу со ссылкой на то, что территория вырубки лесных насаждений в пределах земельного участка с кадастровым номером 14:36:102069:87 расположена в границах лесохозяйственного регламента лесных насаждений и учтена в плане мероприятий по инвентаризации городских лесов; кроме того, испрашиваемая территория по проекту межевания территории учтена под охрану природных территорий, которая состоит на государственном кадастровом учете и имеет кадастровый номер 14:36:102069:334, общей площадью 7 383 кв.м. с видом разрешенного использования: под рекреационно-ландшафтные территории.

Между тем, как следует из обращения Общества и выяснено в судебном заседании, подтверждено представителем Общества, что заявитель обратился за получением согласования на вырубку лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 14:36:102069:334, находящемся в муниципальной собственности. Данное обстоятельство подтверждается также рабочим проектом с планом электрических сетей ВЛИ – 04 кВ на топографической основе (М 1:500) (л.д. 28, 68).   

Таким образом, указание Управления в оспариваемом отказе как причины отказа о том, что территория вырубки лесных насаждений в пределах земельного участка с кадастровым номером 14:36:102069:87 расположена в границах лесохозяйственного регламента лесных насаждений и учтена в плане мероприятий по инвентаризации городских лесов, не имеет отношения к обращению Общества. Более того, материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:102069:87 находится в общей совместной собственности третьего лица ФИО1 и ФИО3, в связи с чем Общество в принципе не могло обратиться в Управление за получением согласования на вырубку лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 14:36:102069:87.

Из оспариваемого отказа следует, что причиной отказа является также то, что испрашиваемая территория по проекту межевания территории учтена под охрану природных территорий, которая состоит на государственном кадастровом учете и имеет кадастровый номер 14:36:102069:334, общей площадью 7 383 кв.м. с видом разрешенного использования: под рекреационно-ландшафтные территории.

Действительно, как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 17.03.2020 № 99/202/319926826 земельный участок с кадастровым номером 14:36:102069:334 относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного пользования – под рекреационно-ландшафтные территории и находится в собственности городского округа «город Якутск».

В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно части 11 вышеуказанной статьи ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Учитывая, что испрашиваемый для вырубки лесных насаждений земельный участок с кадастровым номером 14:36:102069:334 отнесен под рекреационно-ландшафтные территории, вырубка деревьев на указанном земельном участке невозможна.

Более того, суд считает, что часть 5 статьи 21 ЛК РФ, положениями которой предусмотрено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, в данном случае неприменима к обстоятельствам настоящего спора, поскольку не регулирует случаи строительства новых линий электропередач.

С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемый отказ Управления в выдаче разрешения на вырубку деревьев соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований общества полностью.   

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                         РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований публичного акционерного общества «Якутскэнерго» к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа от 09.10.2019 № 2338-УАиГП в выдаче разрешения на вырубку деревьев отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                          А.Н. Устинова