ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-11788/19 от 08.06.2020 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

15 июня 2020 года

Дело № А58-11788/2019

Резолютивная часть решения объявлена 08.06.2020.

Мотивированное решение изготовлено 15.06.2020.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов имени В.И. Кононова" (ИНН 1435010158, ОГРН 1021401046480) без даты и номера к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435248577, ОГРН 1111435013887) о признании недействительным полностью представление №01/1-08/73 от 25.10.2019 ,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне должника - Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435037181, ОГРН 1021401067907),

с участием от Счетной палаты РС(Я): Софронов С.Н. по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела и пояснения сторон, на основании поручения Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)№ 58-VI от 21.11.2018 и пункта 2.6 Плана работы на 2019 год Счетной палатой Республики Саха (Якутия) (далее Палата, государственный орган) в отношении  Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов имени В.И. Кононова" (далее - заявитель, Интернат), являющегося получателем субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), было проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета РС(Я), направленных на содержание социальных учреждений республики в рамках реализации государственных программ РС(Я) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха(Якутия) на 2012-2019 годы».

По результатам проведения контрольного мероприятия составлен акт от 12.09.2019 № 05-11/115 из содержания которого следует, что заявителем были допущены нарушения статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в виде нецелевого использования бюджетных средств, выраженных в излишне выплаченной сумме заработной платы руководящего персонала за июнь-август 2019 года в размере 81 210,84 рублей.

Постановлением Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 21.10.2019 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия.

По результатам контрольного мероприятия заявителю» выдано Представление  Палаты  от 25.10.2019 № 01/1-08/73 (далее - представление) из содержания которого следует, что Интернатом допущено нарушение:

- в нарушение  условий заключенных Соглашений о предоставлении Субсидии на государственное задание допущено нецелевое использование средств субсидии, выраженное в излишне выплаченной сумме заработной платы руководящего персонала в размере 81.2 тыс. рублей, не предусмотренного Положением об оплате труда и штатным расписанием.

Данное нарушение явились основанием для представления Интернату в срок до 25.11.2019 обеспечить возврат государственный бюджет Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого использования средств Субсидии, предусмотренной на реализацию государственного задания, выраженные в оплате руководящему персоналу Учреждения надбавок на общую сумму 81,2 тыс. рублей.

Заявитель не согласился с данным представлением  в указанной части по мотиву неправильного применения требований законодательства, что явилось основанием для обращения  с настоящим заявлением в Арбитражный суд.

В представленном отзыве на данное заявление государственный орган отклонил доводы заявителя, указав на законность и обоснованность оспариваемого представления.

Определением Арбитражного суда от 29.01.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

В представленном отзыве на заявление третье лицо поддержало правовую позицию заявителя и просило заявление удовлетворить в полном объеме.

Представители заявителя и третьего лица, извещенные надлежащим образом о мете и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. В связи с этим, рассмотрение производится в отсутствие их представителей.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, рассмотрев материалы дела и выслушав мнения лиц, участвующих деле, приходит к следующим выводам.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого акта, закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим актом.

В соответствии со статьями 2 и 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 41-ФЗ) Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), к функциям которого относится осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.

Частью 5 статьи 14 Федерального закона N 41-ФЗ установлено, что при проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палатой осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. В рамках реализации своих полномочий Счетная палата проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона N 41-ФЗ в полномочия Счетной палаты входит направление по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представлений, предписаний.

При выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата вправе направить органам государственной власти, иным государственным органам, руководителям иных объектов аудита (контроля) представления для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 26 Федерального закона N 41-ФЗ).

В случаях невыполнения представлений Счетной палаты, несоблюдения сроков их рассмотрения Счетная палата имеет право направлять руководителям объектов аудита (контроля) обязательные для исполнения предписания (часть 1 статьи 27 Федерального закона N 41-ФЗ).

Предписания Счетной палаты членам Правительства Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям иных объектов аудита (контроля) принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты (часть 2 статьи 27 Федерального закона N 41-ФЗ).

Предписание Счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания (часть 3 статьи 27 Федерального закона N 41-ФЗ).

Правовые основы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия, в частности: контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-З N 837-IV (ред. от 25.03.2015) "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)"- далее  «закон № 976-З» к полномочиям палаты отнесены:

- контроль за исполнением государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия);

- внешняя проверка годового отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия);

- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия) и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- анализ бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия) и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

- контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).

Статья 9 закон № 976-З определяет в качестве формы осуществления палатой внешнего государственного финансового контроля соответствующего акта, который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта  палатой составляется отчет.

Палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Республике Саха (Якутия), муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (статья 18 закона № 976-З).

Представление Палаты подписывается председателем Счетной палаты либо его заместителем.

Органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

В соответствии со статьей 19 закона № 976-З акты, составленные  палатой при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в срок до семи рабочих дней со дня получения указанных актов, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью. Проверяемые органы и организации и их должностные лица вправе обжаловать действия (бездействие), предписания и представления Счетной палаты в установленном законодательством порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Палаты по проведению проверки в отношении Интерната, являющегося получателем субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), осуществлены в пределах предоставленных ей полномочий.

Как было установлено материалами проверки, государственное задание Интернату на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждено третьим лицом от 27.12.2018 №1505-ОД и соответствует форме, установленной Порядком №370.

На выполнение доведенного заявителю государственного задания между третьим лицом и Интернатом было заключено Соглашение от 16.01.2019 №03-035-009 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - Соглашение №03-035-009). В соответствии с графиком перечисления субсидии к указанному Соглашению №03-035-009 размер предоставляемой субсидии на оказание государственных услуг (выполнение работ) составил 183 957 614,26 рублей.

Также проверкой установлено и не оспаривается заявителем, что порядок оплаты труда работников Интерната регулируется следующими нормативными документами.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.08.2017 N 290 утвержден Порядок формирования фонда оплаты труда работников учреждений, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)".

На основании данного Постановления, был издан приказ третьего лица от 22.02.2019 N 204-ОД "Об утверждении Положения об оплате труда работников учреждений сферы социального обслуживания, охраны труда и оказания социальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".

Кроме того, третьим лицом был издан Приказ от 16.05.2019 № 69-ОД «Об утверждении Положения об оплате труда работников Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «ГБУ РС(Я) «Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов им. В.И. Кононова»».

Из содержания указанных документов следует, что к окладу руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера могут быть установлены следующие выплаты стимулирующего характера:

- надбавка за интенсивность труда;

- надбавка на наличие ученой степени;

- надбавка за наличие почетного звания, ведомственного знака отличия;

- доплата за работу в сельской местности;

 - доплата за работу в арктических улусах (районах).

При этом, согласно пункту 3.14 Положения, утвержденного приказом Минтруда РС(Я) от 22.02.2019 №204-ОД назначение стимулирующих выплат в виде надбавок, выплат компенсационного характера, оказание материальной помощи руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам по всем источникам финансирования без согласования с Минтрудом РС(Я) не производится.

Штатным расписанием Интерната, действующим от 01.06.2019 утвержденным директором Коротких И.В. по согласованию с третьим лицом для категории персонала руководители установлены следующие надбавки: за интенсивность труда, доплата за работу в сельской местности и премирование.

В соответствии с пунктом 3.12 приказа Минтруда РС(Я) от 22.02.2019 №204-ОД, Положения об оплате труда №69-ОД с учетом условий труда руководителя учреждения и его заместителям, главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 5 Положения.

Вместе с тем, раздел 5 Положения содержит в себе порядок и условия премирования работников учреждения, которые состоят из периодических выплат и единовременных выплат и не определяет порядок выплат компенсационного характера.

При проведении контрольного мероприятия палатой посредством выборочной проверки начисления и выплаты заработной платы было установлено, что помимо установленных штатным расписанием надбавок, за период с 01.06.2019 директору, заместителю директора по общим вопросам, заместителю директора по МСС и главному бухгалтеру выплачены не предусмотренные штатным расписанием действующим с 01.06.2019, Положением об оплате труда №69-ОД, приказом Минтруда РС(Я) от 22.02.2019 №204-ОД следующие надбавки:

- персональный коэффициент в связи с напряженными и особо тяжелыми условиями труда;

- персональная надбавка.

Государственный орган, сделав вывод о том, что в нарушение установленного Положением порядка Интернат в период с 01.06.2019 по 01.09.2019 производил за счет средств субсидии по государственному заданию непредусмотренные расходы по оплате надбавки за отклонение от нормальных условий труда в размере 4 %, расценил данные действия как нецелевое использование бюджетных средств и указал в оспариваемом представлении произвести возврат указанную сумму средств  в доход государственного бюджета.

Суд соглашается с выводом палаты в силу следующего.

В силу статьи 34 БК РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (принцип эффективности использования бюджетных средств).

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата (п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) - это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Таким образом, признаками бюджетного правонарушения являются его противоправность - правонарушитель совершает деяние, противоречащее предписаниям норм бюджетного законодательства, нарушает их; виновность; наличие вреда, причиненного данным деянием; наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим в результате его вредными последствиями; наличие юридической ответственности за его совершение.

Статьей 69.1 БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе на: предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания; оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам.

Статьей 69.2 БК РФ установлено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (ч. 3).

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ (ч. 4).

Суд считает, что на указанное финансирование распространяются общие правила квалификации нецелевого использования средств и порядка применения мер принуждения.

Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1).

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Поскольку выплата надбавки указанным лицам была произведена в нарушение установленного Порядка, государственный орган обосновано признал указанные действия нецелевым использованием бюджетных средств.

Довод заявителя о том, что указанные выплаты производились на основании  п.6 Положения, предусматривающего, что в случае, если уровень оплаты труда работника, устанавливаемый в соответствие с Положением, оказывается ниже уровня оплаты труда, выплачиваемой до введения Положения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работника и выполнения им работ той же квалификации, ему устанавливается персональная надбавка также обосновано отклонен государственным органом, поскольку пункт 3 Положения, определяющего условия оплаты труда руководителя, его заместителей и главного бухгалтера Интерната устанавливает закрытый перечень доплат и премий  и выплат компенсационного характера в нем не предусмотрен.

Также суд признает правильным довод государственного органа о необоснованном применении надбавки со ссылкой на положения ст. 147 Трудового кодекса РФ, предусматривающей выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - в данном случае в связи с наличием на рабочих местах искусственного освещения, подтвержденного заключениями эксперта.

Как следует из материалов дела, указанные лица в связи с наличием искусственного освещения получали надбавку в размере 4% процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Вместе с тем, порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".

Согласно пункту 1.4.1 Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденному приложением № 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н к вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса в световой среде относятся освещенность рабочей поверхности.

В связи с наличием искусственного освещения, указанные работники получали надбавку в размере 4% процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Вместе с тем, порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".

Действительно в соответствии с пунктом 1.4.1 Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденному приложением № 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н к вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса в световой среде относятся освещенность рабочей поверхности.

Однако с учетом новой редакции, установленной  Приказом Минтруда России от 20.01.2015 N 24н "О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н" в примечании к которому указано, что освещенность рабочей поверхности идентифицируется как вредный и (или) опасный фактор только при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, или при осуществлении подземных работ, в том числе работ по эксплуатации метрополитена.

К таковым работу руководителя Интерната, его заместителей и главного бухгалтера отнести нельзя.

В связи с прямым указанием в нормативном акте оснований для установления вредных условий, связанных с освещенностью рабочей поверхности, государственный орган обосновано не принял во внимание содержание заключений эксперта по результатам проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов от 21.11.2018 №243/18/СПС, от 19.05.2017 №Ф.2017.143779 произведенного ООО «СибПрофСтандарт».

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

В.А. Андреев