Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
17 августа 2020 года | Дело № А58-11854/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 10.08.2020.
Мотивированное решение изготовлено 17.08.2020.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Телсет" ( ИНН 1435086911, ОГРН 1021401060340) к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027592, ОГРН 1021401067995) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого зданием конторы, расположенным по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, ул. Дежнева, дом 75, корпус 4 с кадастровым номером 14:36:107018:466, изложенного в письме от 23.08.2019 № 04/И-012-8697,
с участием представителей: общества – ФИО1 по доверенности от 20.07.2020; МИЗО – ФИО2 по доверенности от 27.12.2019 № 207/06;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Телсет" (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 25.11.2019 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство, МИЗО) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого зданием конторы, расположенным по адресу: <...> с кадастровым номером 14:36:107018:466, изложенного в письме от 23.08.2019 № 04/И-012-8697.
Обществом (в судебном заседании) представлены технический план здания от 15.07.2020, материальный носитель (аудиодиск) технического плана здания с кадастровым номером 14:36:107018:466.
Представленные документы, материальный носитель приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленного требования общество ссылается на то, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого зданием конторы, расположенным по адресу: <...> с кадастровым номером 14:36:107018:466, изложенный в письме от 23.08.2019 № 04/И-012-8697, противоречит положениям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не содержит ссылок на градостроительные регламенты, не проводится ни максимальных, ни минимальных размеров возможного истребования земельного участка, установление размеров участка в предложенном варианте исключает возможность свободного доступа к зданию, на испрашиваемом земельном участке находится здание, принадлежащее заявителю на праве собственности, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации к покупателю недвижимости переходит право на земельный участок, необходимый для его использования в том объеме, в котором оно существовало у продавца на момент перехода права собственности на объекты недвижимости.
Министерство возражает на требование общества по основаниям, изложенным в отзыве от 28.12.2019 № 04/И-06-13579, при этом отмечает, что оспариваемый отказ вынесен в пределах полномочий Министерства, размер испрашиваемого земельного участка явно несоразмерен размеру объекта, находящегося, по мнению заявителя, на данном участке, здание конторы, принадлежащее заявителю, расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:107018:8, т.е. на ином земельном участке (л.д. 50-52).
Из материалов дела следует.
23.07.2019 общество через сервис подачи документов «Мои документы» обратилось в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 14:36:107018:466 площадью 40 034 кв.м., расположенного по адресу: <...> в собственность без торгов, с приложением, в том числе проекта схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, правоустанавливающего документа на здание, списка здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке, копии договора купли-продажи недвижимого имущества.
Письмом от 23.08.2019 № 04/И-012-8697 Министерство отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 40 034 кв.м., занимаемого зданием конторы, расположенным по адресу: <...> с кадастровым номером 14:36:107018:466 в связи с несоответствием (несоразмерностью) площади образуемого земельного участка площади земельного участка, необходимого для использования здания радиостанции, предложив внести изменения в схему раздела земельного участка в части уменьшения площади образуемого земельного участка и установить границы на расстоянии трёх метров от периметра здания, а также сообщив о том, что объект недвижимости – здание конторы с кадастровым номером 14:36:107018:466, на которое зарегистрировано право собственности общества, расположен в пределах другого земельного участка с кадастровым номером 14:36:107018:8.
Общество, не согласившись с указанным отказом, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя и возражения Министерства, приходит к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Министерством отказано обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 14:36:107019:2346 площадью 40 034 кв.м., расположенного по адресу: <...> по основаниям несоразмерности испрашиваемого земельного участка площади, необходимой для использования объекта недвижимости и по основанию нахождения объекта недвижимости – здание конторы с кадастровым номером 14:36:107018:466, принадлежащего обществу, в пределах другого земельного участка с кадастровым номером 14:36:107018:8.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12, пунктом 1 статьи 13.1 Земельного кодекса РС (Я) от 15.12.2010 888-3 № 673-IV к полномочиям Правительства РС (Я) отнесены полномочия по управлению и распоряжению на территории городского округа «Город Якутск» 9) земельными участками, находящимися в собственности Республики Саха (Якутия).
На основании части 2 статьи 8 и части 3 статьи 12 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 19.06.2007 458-3 № 929-Ш «О системе исполнительных органов государственной власти РС (Я)» полномочия Министерства Республики Саха (Якутия) определяются его положением, которое утверждается Правительством Республики Саха (Якутия). При этом, Правительство Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 18 Конституционного закона РС (Я) от 15.02.1995 3 № 51-1 «О Правительстве РС (Я)» вправе передавать решение отдельных вопросов государственного управления, входящих в его ведение, министерствам и другим исполнительным органам государственной власти.
В этой связи, исходя из положений статьи 18 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 3 № 51-1 «О Правительстве Республики Саха (Якутия)», части 2 статьи 1, статьи 8, части 3 статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 19.06.2007 458-3 № 929-Ш «О системе исполнительных органов государственной власти РС (Я)», утверждено Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений РС (Я) от 26.05.2011 № 226.
Пунктом 3.60 указанного Положения Министерство наделено полномочиями по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия).
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принят в пределах полномочий Министерства.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Статья 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20. настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации).
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка направляется в случае, если земельный участок не образован и не поставлен на государственный кадастровый учет или его границы требуют уточнения.
Пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с пунктом 8 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
На основании части 31 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками в соответствии со статьями 12, 13 настоящего Кодекса, наряду с основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 ЗК РФ, принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: несоответствие (несоразмерность) площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, необходимого для использования зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке; отсутствие на испрашиваемом земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в соответствии с актом обследования испрашиваемого земельного участка, составленным органом, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля.
В рассматриваемом случае основанием для обращения общества с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка явилась эксплуатация объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке.
Вместе с тем, при обращении с заявлением обществом испрошено предварительное согласование представления земельного участка с кадастровым номером 14:36:107019:2346 площадью 40 034 кв.м., а не в соответствии с приложенным к заявлению проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с отображением границ существующего земельного участка с кадастровым номером 14:36:107019:2346 и границ образуемого земельного участка с условным номером :2346:ЗУ площадью 1 950 кв.м.
Таким образом, исходя из заявления общества (л.д. 55-56) и сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о земельном участке с кадастровым номером 14:36:107019:2346, Министерство пришло к выводу о несоразмерности испрашиваемого участка 40 034 кв.м. площади здания, принадлежащего обществу 299,4 кв.м., что подтверждается сведениями из ЕГРН от 15.08.2019 № КУВИ-001/2019-20098116.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Суд считает, что сам по себе факт нахождения здания, право собственности, на которое зарегистрировано за обществом, на земельном участке, еще не является достаточным основанием для предоставления указанного земельного участка в собственность, при этом, суд соглашается с доводом Министерства о том, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактически необходимого землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Кроме того, в целях рассмотрения заявления общества Министерством направлен запрос в Управление Росреестра по РС (Я), на который представлена выписка из ЕГРН от 15.08.2019 № КУВИ-001/2019-20098116 на объект надвижимости – здание конторы с кадастровым номером 14:36:107018:466 площадью 299, 4 кв.м., принадлежащий обществу, расположен на земельном участке с кадастровым номером 14:36:107018:8 (л.д. 64-65), что не соответствует кадастровому номеру испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, суд считает, что Министерство, рассмотрев заявление общества, даже с учетом приложенной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с указанием условного номера земельного участка 2346:ЗУ1, не могло положительно рассмотреть данное заявление ввиду наличия актуальных сведений на дату рассмотрения заявления о нахождении здания конторы на ином земельном участке.
По указанному основанию, суд также не может принять во внимание представленный технический план земельного участка с кадастровым номером 14:36:107018:466, поскольку данное обстоятельство является основанием для внесения корректировки в сведения из ЕГРН в установленном порядке, однако не является основанием для признания незаконным отказа Министерства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для заявителя нарушение прав и законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде определенных и вещественных неблагоприятных конкретно для него последствий от такого нарушения закона. То есть, как указано в данной норме, последствием такого нарушения закона должно быть либо возложение на заявителя каких-либо обязанностей, либо создание для него иных препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акт, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд в соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Отсутствие хотя бы одного из условий, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенные обстоятельства и нормы права, суд считает, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении требований следует отказать полностью.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Телсет» к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого зданием конторы, расположенным по адресу: <...> с кадастровым номером 14:36:107018:466, изложенного в письме от 23.08.2019 № 04/И-012-8697, отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Н. Устинова