ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1192/12 от 10.05.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-1192/12

решение принято 10 мая 2012 года

мотивированное решение изготовлено 14 мая 2012 года

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),   рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Муниципального казенного учреждения «Администрация села Маган» городского округа «город Якутск» (заявитель)  к Отделу надзорной деятельности по городу Якутску Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) (государственныйорган  ), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Портнягиной Е.Н.,

установил:

на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, заявитель не явился.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства согласно уведомлениям о вручении этим лицам соответственно 20.04.12, 19.04.12 писем с копией определения суда от 16.04.12 и публичному извещению о месте и времени судебного заседания, размещенного 17.04.12 на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Заявитель с учетом заявления от 14.05.12 просит признать недействительным и отменить предписание государственного органа от 14.02.12 №201/1/1.

В обоснование своего требования заявитель ссылается на то, что в силу положений Федерального закона «О пожарной безопасности», Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, а также организация тушения пожаров относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные полномочия с соответствующим финансированием по осуществлению мер по образованию пожарных разрывов, прочистка просек в установленном порядке не передавались Окружной администрации города Якутск, ее территориальным органам.

Государственный орган представил отзыв от 11.04.12 №412-2-1, в котором приводит доводы в обоснование просьбы об оставлении оспариваемого предписания в силе.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

На основании распоряжения Начальника государственного органа Стручкова А.Е. от 10.02.2012 № 201 в отношении заявителя при участии Заместителя главы заявителя Юмаева М.М. проведена внеплановая выездная проверка, по результатам проведенной проверки указанным лицом – государственным инспектором города Якутска по пожарному надзору составлен акт проверки от 14.02.12 №201.

Данным актом установлено, что заявителем не обеспечено противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), - от границы застройки населений с 1-2 этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 м (требования пункта 3 ПБ 01-03, пункт 5 приложения №1 СНИП 2.07.01-89*.

Начальником государственного органа Стручковым по результатам проведенной проверки заявителя вынесено оспариваемое предписание №202/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которым на заявителя в лице его руководителя Александровой О.С. возложена обязанность устранить указанные выше нарушения в срок до 01.04.12.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О пожарной безопасности» (далее – Закон).

Статьей 1Закона установлено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности согласно понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.04 №820, в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения, в том числе, юридическими лицами требований пожарной безопасности.

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

С учетом указанных норм, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, адресованное конкретным лицам.

Согласно пункту 2 статьи 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в числе прочего, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон о местном самоуправлении) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В силу части 5 статьи 21 Закона меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Статьей 19 Закона определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Таким образом, органы местного самоуправления уполномочены на обеспечение первичных и иных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований.

Согласно пункту 36 статьи 2 Технического регламента противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) представляет собой нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

В силу части 1 статьи 75 Технического регламента, противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров.

Приказом от 18.06.03 №313 МЧС России утвердило Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – ППБ 01-03), регулирующие правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Данные Правила официально опубликованы в газете «Российская газета» от 04.07.03 №129 и зарегистрированы в Минюсте России 27.06.03 за №4838.

В силу статьи 20 Закона, пункта 1 ППБ 01-03 данные Правила обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Согласно пункту 5 приложения 1 СНиП 2.07.01-89 расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ не менее - 15 м. В городских поселениях для районов одно-двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.

Актом проверки от 14.02.12 №201 подтверждается факт отсутствия противопожарных разрывов от границ застройки поселения (от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров, от границы застройки населений с 1-2 этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 м, что заявитель не оспаривает и не отрицает, а суд считает достоверным обстоятельством.

Решением Окружного Совета города Якутска от 25.06.07 №РОС-51-1 утвержден Устав городского округа «Город Якутск» (далее – Устав).

Согласно статье 1 Закона о местном самоуправлении городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 22, 43 Устава окружная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и действует под непосредственным руководством Главы округа, в полномочия окружной администрации входит установление порядка принятия решений о создании муниципальных бюджетных и казенных учреждений; установление порядка утверждения уставов муниципальных бюджетных и казенных учреждений, внесения изменений в уставы муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Согласно статье 45 Устава (в редакции решения Якутской городской Думы от 26.05.11 №РЯГД-34-1) в городском округе «город Якутск» образуются административные территории : Автодорожная, Гагаринская, Губинская, Октябрьская, Промышленная, Сайсарская, Строительная, Центральная; в микрорайонах: Кангалассы, Марха; в селах: Маган, Пригородное, Табага; в наслегах: Тулагино-Кильдямский, Хатасский.

В соответствии со статьей 41 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Согласно пункту 24 статьи 10 Устава поселка Маган Республики Саха (Якутия) к вопросам местного значения относится обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании.

Решением Якутской городской Думы от 10.02.09 №РЯГД-13-5 утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Городского округа «Город Якутск».

Статьей 4 данного Положения предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Так, к полномочиям Окружной администрации отнесены организация осуществления мероприятий, исключающих возможность переброски огня при лесных пожарах на здания, строения и сооружения ГО «Город Якутск», очистка территории ГО «Город Якутск» от горючих отходов, мусора, сухой растительности.

Согласно статье 9 Положения Окружная администрация организует осуществление мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания, сооружения, расположенные на территории ГО «Город Якутск» (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности, административные территории, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, строениями и сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы.

Исходя, из приведенных норм права суд считает, что заявитель обладает полномочиями в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в том числе, осуществления мероприятий, исключающих возможность переброски огня при лесных пожарах на здания, строения и сооружения ГО «Город Якутск», очистке территории ГО «Город Якутск» от горючих отходов, мусора, сухой растительности.

Таким образом, суд приходит к выводам о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства о пожарной безопасности, об органах местного самоуправления и не нарушает прав и законных заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Довод заявителя об отсутствии финансирования на проведение мероприятий первичных мер пожарной безопасности суд отклоняет.

В соответствии со статьями 10,19 Закона вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с Законом является расходным обязательством муниципального образования.

Следовательно, выполнение первичных мер пожарной безопасности, в частности, финансирование этих мероприятий, разработка нормативно-правовых актов по вопросам исполнения первичных мер пожарной безопасности, является обязанностью органов местного самоуправления.

В связи с этим отсутствие финансирования или недостаточное финансирование мероприятий первичных мер пожарной безопасности не могут быть основаниями освобождения заявителя от проведения мероприятий по пожарной безопасности, указанных в оспариваемом предписании.

Таким образом, в удовлетворении заявленного требования следует отказать полностью.

Руководствуясь статьями 167-170,176,200,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в заявленном требовании отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд с даты его принятия.

Судья В.В. Столбов