Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
03 марта 2020 года
Дело № А58-12025/2019
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2020 года, полный текст решения изготовлен 03 марта 2020 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Заря" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 28.11.2019 № 217 к Благовещенской таможне Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 07.11.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10704000-953/2019, с участием представителей: заявителя – ФИО1 по доверенности от 20.11.2019, ФИО2 по доверенности от 31.12.2019 (до перерыва); Таможни – ФИО3 по доверенности от 30.12.2019;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Заря" (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением от 28.11.2019 № 217 к Благовещенской таможне Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - Таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 07.11.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10704000-953/2019.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15 час. 20 мин. 18 февраля 2020 года до 09 час. 30 мин. 25 февраля 2020 года.
18.02.2020 заявителем в судебном заседании представлены дополнительные доказательства по делу – копия поручения экспедитору от 28.11.2019, копии деклараций на товары, копия ведомости банковского контроля по контракту от 31.052018 № 18050001/1481/1753/2/1, расчеты по ключевой ставке ЦБ РФ.
20.02.2020 от заявителя поступили пояснения от 18.02.2020 № 37/1.
20.02.2020 Таможней с сопроводительным письмом от 20.02.2020 № 28-21/02696 представлена судебная практика по аналогичным спорам.
25.02.2020 через систему «Мой арбитр» Таможней представлены дополнительные возражения от 25.02.2020 № 04-60/02771.
25.02.2020 в судебном заседании заявителем представлены пояснения от 24.02.2020 № 40/1.
Заявленное требование общество обосновывает по основаниям, изложенным в заявлении (том 1 л.д. 1-10), в том числе по основанию недоказанности объективной стороны вменяемого правонарушения.
Таможня возражает на заявление, просит отказать в удовлетворении требований заявителя, что отражено в отзыве от 26.12.2019 № 04-60/19898 (том 1 л.д. 30-31), дополнительных возражениях от 258.02.2020 № 04-60/02771 (поступило 25.02.2020).
Дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует.
27.03.2019 должностными лицами Благовещенской таможни составлена докладная записка на имя начальника Благовещенской таможни № 18-13/0374 о том, что по результатам проведенного анализа имеющихся баз данных составлен список внешнеэкономических контрактов, которые целесообразно включить в план проверок на 2019 год, в том числе по контракту от 20.03.2018, паспорт сделки № 18050001/1481/1753/2/1, участник сделки – ООО «Артель старателей «Заря» (том 2 л.д. 1-2).
В рамках проведения проверки соблюдения валютного законодательства Таможней в адрес ООО «АС «Заря» направлен запрос от 27.03.2019 № 18-34/04413 о предоставлении документов, имеющих отношение к осуществлению валютных операций по контракту от 20.03.2018 № JR/200318 (том 2 л.д. 3-4).
22.04.2019 в Таможню от общества с сопроводительным письмом от 16.04.2019 № 16/04 поступил ответ на запрос от 27.03.2019 № 18-34/04413 с приложением истребованных документов (том 2 л.д 5-47).
17.06.2019 в Таможню за вх. № 05743 от общества с сопроводительным письмом от 10.06.2019 № 116 поступил ответ на запрос от 24.05.2019 № 18-34/07641 (том 2 л.д 54).
20.06.2019 уведомлением № 18-34/08980 Таможня известила общество о необходимости явки 22.08.2019 в 08-15 час. в Благовещенскую таможню по адресу: <...>, каб. 303 для составления протокола об административном правонарушении по факту невыполнения обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары в размере 3 869 270 иен, причитающиеся по условиям контракта (том 2 л.д. 55).
Письмом от 22.08.2019 № 18-34/12588 Таможня известила общество об отзыве уведомления о составлении протокола об административном правонарушении на 22.08.2019 в 08-15 час. (том 2 л.д. 58).
26.08.2019 Отделом контроля таможенной стоимости составлена докладная записка № 18-13/1144 начальнику правового отдела Таможни об изложении позиции по представленным обществом документам, в том числе в части заключения дополнительного соглашения от 08.04.2019 № 1 после контрольного срока возврата денежных средств (том 2 л.д. 49-50).
28.08.2019 от общества в Таможню поступило извещение от 19.08.2019 № 153 о невозможности направления для составления протокола об административном правонарушении своего представителя с пояснениями по существу вменяемого нарушения (том 2 л.д. 56-57).
10.09.2019 правовым отделом Таможни составлена служебная записка № 04-37/0292 в ответ на докладную записку от 26.08.2019 № 18-13/1144 (том 2 л.д. 51-52).
Письмом от 16.09.2019 № 18-34/13773 Таможней у общества истребованы дополнительные документы (том 2 л.д. 59-60).
Письмом от 08.10.2019 № 18-34/15138 Таможней у общества истребованы дополнительные документы (том 2 л.д. 63-64).
18.10.2019 за вх. 430 обществу вручено уведомление от 08.10.2019 № 18-34/15136 о необходимости явки 22.10.2019 в 08-30 час. в Благовещенскую таможню по адресу: <...>, каб. 303 для составления протокола об административном правонарушении по факту невыполнения обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары в размере 3 869 270 иен, причитающиеся по условиям контракта (том 2 л.д. 61).
21.10.2019 от общества в Таможню во исполнение письма от 08.10.2019 № 18-34/15138 представлен ответ от 21.10.2019 № 144 (том 2 л.д. 65).
В рамках возбужденного производства по делу об административном правонарушении, Таможней направлены запросы в отношении ООО «АС «Заря» в Управление ГИБДД по РС (Я) от 22.10.2019 № 18-34/16028 – о наличии транспортных средства, в Управление ФНС России по РС(Я)от 22.10.2019 № 18-34/16029 – о привлечении к административной ответственности по статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Филиал АК «Сбербанк России» (ПАО) от 22.10.2019 № 1834/16030 – о наличии денежных средств на счетах, о дате открытия/закрытия счета определением от 22.10.2019 об истребовании сведений (том 2 л.д. 108-111).
По результатам проведенной проверки в период с 27.03.2019 по 22.10.2019 установлено – между ООО «Артель старателей «Заря» (Покупатель) и компанией «ALEEM TRADERS CO, LTD» (Продавец, Япония) 20.03.2018 заключен внешнеторговый импортный контракт на поставку спецтехники, автозапчастей и иного; общая сумма контракта состоит из совокупной цены продукции, поставленной Продавцом по всем инвойсам (спецификациям) в течение срока действия контракта (п. 2.2); оплата стоимости отдельных партий товара должна быть произведена в течение 180 календарных дней со дня окончания таможенного оформления товара Покупателем банковским переводом на счет Продавца в японских иенах, либо путем перечисления предоплаты (авансовый платеж), поставка осуществляется не позднее 90 дней после оплаты (п. 3.1); срок действия контракта установлен с момента его подписания обеими сторонами по 31.12.2018 (п. 2.3); Якутским отделением № 8603 ПАО «Сбербанк России» от общества принят на учет контракт от 20.03.2018 № JR/200318 без суммы и 31.05.2018 присвоен УНК № 18050001/1481/1753/2/1 с датой завершения исполнения обязательств по контракту 31.12.2018; 08.04.2019 ООО «Артель старателей «Заря» (Покупатель) и компанией «ALEEM TRADERS CO, LTD» (Продавец, Япония) заключили дополнительное соглашение № 1, которым пролонгировали действия контракта от 20.03.2018 № JR/200318 на 2019 года с внесением изменений в пункты 2.3, 3.1 контракта «2.3 настоящий контракт действует с момента его подписания обеими сторонами по 31.12.2019»; «пункт 3.1 – поставка товара осуществляется в срок до 30.11.2019, в случае не поставки товара в указанный срок Продавец обязуется возвратить Покупателю уплаченные за товар денежные средства в полном объеме в срок до 15.12.2019 путем перечисления на счет Покупателя»; в соответствии с условиями контракта Покупатель перечислил иностранному контрагенту 17 663 270 японских иен, иностранным партнером поставлен товар на сумму 13 794 000 японских иен, невозврат за товар составил 3 869 270 японских иен; контрольная дата возврата денежных средств (05.06.2018+90+30) – 03.10.2018. Дополнительное соглашение от 08.04.2019 № 1 об изменении срока поставки товара и возврата денежных средств, уплаченных за товар иностранному контрагенту заключено после контрольного срока возврата денежных средств (03.10.2018), поскольку условия содержаться не в основном документе – контракте от 20.03.2018 № JR/200318 и не могут распространять свое действие на правоотношения сторон, вследствие чего в действиях участника внешнеэкономической деятельности усматриваются признаки нарушения валютного законодательства, выразившегося в необеспечении возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за навезённые в Российской Федерации товары, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем составлен акт проверки от 22.10.2019 № 10704000/221019/0000111 (том 2 л.д. 112-125).
22.10.2019 главным государственным таможенным инспектором отдела контроля таможенной стоимости Благовещенской таможни составлен протокол об административном правонарушении № 10704000-953/2019, в котором зафиксировано: ООО «АС «Заря» по контракту от 20.03.2018 № JR/200318 не исполнило обязанность до 03.10.2018 обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств на свой счет в уполномоченном банке, уплаченных нерезиденту за не ввезённые в Российскую Федерацию товары, нарушив требования пункта 2 части 1 статьи 19 Закона Российской Федерации № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», за которое предусмотрена ответственность по части 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 2 л.д. 130-139). Протокол с актом проверки № 10704000/221019/0000111 направлены в адрес общества с сопроводительным письмом от 22.10.2019 № 18-34/16026.
24.10.2019 заместителем начальника Таможни вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества на 07.11.2019 в 09-30 час. в помещении Благовещенской таможни, <...> (том 2 л.д. 144). Определение вручено обществу 24.10.2019 за вх. № 433 (том 2 л.д. 145).
07.11.2019 заместитель начальника Таможни, рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении № 10704000-953/2019, вынес постановление о назначении административного наказания № 10704000-953/2019, признав виновным ООО «АС «Заря» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде штрафа в размере 1 667 694, 06 рублей (три четвертых суммы денежных средств, не возвращенных на счета в уполномоченном банке – том 3 л.д. 165-172).
Одновременно Таможней вынесено представление № 28-21/16983 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (том 2 л.д. 173-174). Постановление и представление направлены в адрес общества заказным письмом № 67597241131433 (том 2 л.д. 175).
Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу с части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении поступило в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) 02.12.2019 почтовой связью. Согласно информации размещенной в общедоступном сервисе «Отслеживание почтовых отправлений» на официальное сайте в сети Интернет «Почта России», заказное письмо № 67597241131433 с постановлением и представлением вручено адресату – обществу 25.11.2019. Следовательно, с заявлением общество обратилось в пределах срока, установленного процессуальным законодательством.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 3 части 2 указанной статьи установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 статьи 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе: руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП Российской Федерации, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 "О Федеральной таможенной службе", (далее - положение о ФТС России) Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции органа валютного контроля.
Подпунктом 5.3.3 Положения о ФТС России установлено, что Федеральная таможенная служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.
Таким образом, ФТС России в рамках проведения таможенного контроля вправе осуществлять валютный контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров через таможенную границу.
Перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержден приказом Федеральной таможенной службы от 02.12.2014 № 2344 "Об утверждении перечня должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание", в котором значится главный государственный таможенный инспектор.
В данном случае протокол об административном правонарушении от 22.10.2019 № 10704000-953/2019 составлен главным государственным таможенным инспектором, то есть уполномоченным лицом, оспариваемое постановление вынесено заместителем начальника Благовщенской таможни.
С учетом указанного, суд считает, что протокол и оспариваемое постановление вынесены уполномоченными должностными лицами.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Объектом названного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в контроле над внешнеэкономической деятельностью юридических и физических лиц в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушения образует противоправное деяние, заключающееся в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных на основании внешнеторгового контракта нерезиденту за невезенный товар в срок установленный законодательством Российской Федерации.
Субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является резидент, в том числе созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку и уплатившее нерезиденту денежные средства.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Целью Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт б) пункта 9); валютные ценности – это иностранная валюта и внешние ценные бумаги (пункт 5); нерезидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации (подпункт б) пункта 7).
Пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ установлено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В силу статьи 25 Закона № 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 19 Закона № 173-ФЗ срок возврата денежных средств должен определяться на основании документов, содержащих информацию о дате окончания срока действия контракта, если контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств по контракту, либо дате завершения всех обязательств по контракту, указываемой резидентом в паспорте сделки в графе 6 раздела 3 листа 1, если условиями контракта предусмотрено, что обязательства сторон должны быть выполнены до определенного в нем момента.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (пункт 4); к внешней торговле товарами относится импорт и (или) экспорт товаров (пункт 7); импорт товара – это ввоз товара на территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе (пункт 10).
Таким образом, требования статьи 19 Закона № 173-ФЗ распространяются на резидентов при исполнении ими сделок, результатом осуществления которых должен являться и (или) является ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм применительно к обстоятельствам настоящего дела следует, что объективную сторону вмененного административного правонарушения образует бездействие ООО «АС «Заря» по возврату денежных средств, уплаченных нерезиденту за товар, который не был поставлен.
Юридически значимым обстоятельством для квалификации административного правонарушения по части 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является срок, определяемый для возврата денежных средств.
Если договором не определен срок возврата денежных средств, в случае непоставки оплаченного товара, правонарушение считается оконченным со дня, следующего за последним днем, когда по договору товар должен быть передан нерезидентом резиденту.
Из материалов дела следует, что 20.03.2018 между ООО «Артель старателей «Заря» (Покупатель) и компанией «ALEEM TRADERS CO, LTD» (Продавец, Япония) заключен внешнеторговый импортный контракт № JR/200318 на поставку спецтехники, автозапчастей и иного; общая сумма контракта состоит из совокупной цены продукции, поставленной Продавцом по всем инвойсам (спецификациям) в течение срока действия контракта (п. 2.2); оплата стоимости отдельных партий товара должна быть произведена в течение 180 календарных дней со дня окончания таможенного оформления товара Покупателем банковским переводом на счет Продавца в японских иенах, либо путем перечисления предоплаты (авансовый платеж), поставка осуществляется не позднее 90 дней после оплаты (п. 3.1); срок действия контракта установлен с момента его подписания обеими сторонами по 31.12.2018 (п. 2.3 контракта – том 2 л.д. 35-35).
29.05.2018 между ООО «Артель старателей «Заря» (Покупатель) и компанией «ALEEM TRADERS CO, LTD» (Продавец, Япония) заключено дополнительное соглашение, которым контракт от 20.03.2018 № JR/200318 дополнен пунктом 4.2 «В случае нарушения сроков поставки товара Продавец обязан вернуть авансовый платеж в течение 30 дней на валютный счет Покупателя» (том 2 л.д. 40-41).
31.05.2018 Якутским отделением № 8603 ПАО «Сбербанк России» принят на учет контракт от 20.03.2018 № JR/200318 без суммы и присвоен УНК № 18050001/1481/1753/2/1 с датой завершения исполнения обязательств по контракту 31.12.2018.
Во исполнение условий контракта обществом перечислило иностранному контрагенту денежные средства на сумму 17 663 270 японских иен, иностранным партнёром поставлен товар на сумме 13 794 000 рублей.
Исходя из условий контракта, контрольная дата возврата денежных средства за не поставленный товар должна была быть, по мнению Таможни, 03.10.2018 (05.06.2018+90+30) на сумму 3 869 270 японских иен.
Между тем, 08.04.2019 между ООО «Артель старателей «Заря» (Покупатель) и компанией «ALEEM TRADERS CO, LTD» (Продавец, Япония) заключено дополнительное соглашение № 1, которым пролонгирован срок действия контракта от 20.03.2018 № JR/200318 на 2019 год с внесением изменений в пункты 2.3, 3.1 контракта «п. 2.3 настоящий контракт действует с момента его подписания обеими сторонами по 31.12.2019»; «пункт 3.1 – поставка товара осуществляется в срок до 30.11.2019, в случае не поставки товара в указанный срок Продавец обязуется возвратить Покупателю уплаченные за товар денежные средства в полном объеме в срок до 15.12.2019 путем перечисления на счет Покупателя».
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
При отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если, исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов. В таком случае исключение соглашением сторон ее применения или установление условия, отличного от предусмотренного в ней, недопустимо либо в целом, либо в той части, в которой она направлена на защиту названных интересов.
Изменение и расторжение договора, в силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ, возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации или договором.
В соответствии с пунктом 3 статьи 453 ГК РФ в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.
Из приведенных норм следует, что стороны внешнеэкономического договора вправе изменить его условие о сроках поставки товара или сроках действия договора, как и иных условий.
Если в договоре отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, договор признается действующим до момента исполнения сторонами обязательств.
Иными словами, сам по себе факт истечения срока действия договора не означает прекращения обязательства.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой данной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
Поскольку контракт от 20.03.2018 № JR/200318не содержит условия о том, что окончание срока его действия (31.12.2018) влечет прекращение обязательств сторон по контракту, соглашений о прекращении действия контракта либо о прекращении исполнения обязательств по договору после наступления срока окончания действия контракта сторонами не заключено, принимая во внимание, что сторонами 08.04.2019 подготовлено дополнительное соглашение № 1, согласно которому срок действия контракта продлен до 31.12.2019, указанные изменения внесены в паспорт сделки, суд считает, что подготовку дополнительного соглашения следует рассматривать, как реальное обоюдное намерение сторон на исполнение контракта от 20.03.2018 № JR/200318, как со стороны Покупателя, так и со стороны Продавца, которое совершено заблаговременно.
Кроме того, дополнительным соглашением от 08.04.2019 стороны распространили действия условий дополнительного соглашения с момента подписания контракта, то есть с 20.03.2018, что не противоречит пункту 3 статьи 453 ГК РФ.
Действия сторон, по мнению суда, позволяют утверждать заинтересованность Покупателя (заявитель) и инопартнера (Продавца) именно в получении результата услуг по договору, инопартнер имел определенное намерение оказать такую услугу, что в действительности и имело место быть.
Исходя из поведения сторон, свидетельствующих о намерении заключить дополнительное соглашение, принимая во внимание фактическое исполнение контракта от 20.03.2018 № JR/200318, суд полагает о необоснованности доводов Таможни о недействительности дополнительного соглашения от 08.04.2019 ввиду его подписания после истечения срока действия указанного контракта (31.12.2018).
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении от 22.10.2019 № 10704000-953/2019 у общества не имелось наступившей, но не исполненной обязанности по возврату валютной выручки, поскольку срок исполнения указанной обязанности в силу дополнений к контракту не истек.
Следовательно, в действиях ООО «АС «Заря» отсутствовали событие вмененного обществу административного правонарушения и вина заявителя в его совершении.
Отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, у Таможни не имелось оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, заявление подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Благовещенской таможни Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы от 07.11.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10704000-953/2019, предусмотренном частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Заря» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
А.Н. Устинова