АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-1221/2009
1 апреля 2009 года
Резолютивная часть решения оглашена 26.03.2009 года, решение изготовлено в полном объеме 1.04.2008 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора города Якутска к Муниципальному учреждению «Служба эксплуатации городским хозяйством» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при ведении протокола судебного заседания судьёй в порядке статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при участии от заявителя – Самойловой В.В. по удостоверению № 171286, от заинтересованного лица – Воробьева С.С. по доверенности от 03.03.2009г.,
при участии в судебном заседании свидетеля – главного специалиста УГАСН Эртюков Г.Ю. (паспорт 9803 №721471),
установил:
Прокурор города Якутска (заявитель) заявлением от 13.02.2009г. №7-52-09 просит привлечь Муниципальное учреждение «Служба эксплуатации городским хозяйством» (заинтересованное лицо), к административной ответственности и применить к нему административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление без даты и номера (л.д. 78-80), дополнение к отзыву от 11.03.2009г. №373 (л.д. 93), дополнение к отзыву от 26.03.2009г. №421.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует. Приказом начальника Управления государственного строительного надзора РС(Я) от 29.08.2008г. №361 для осуществления государственного строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, в том числе объекта «Ремонтно-восстановительные работы жилого дома», расположенного по адресу: г.Якустк, ул.Можайского, 19 (заказчик МУ «СЭГХ»), назначен главный специалист отдела мерзлотного контроля Эртюков Г.Ю.
На основании уведомления, вынесенного главным специалистом Управления государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия) Эртюковым Г.Ю., от 11.02.2009г. о проведении проверки при капительном ремонте объекта капительного строительства проведена проверка объекта капительного строительства «Капитальный ремонт и усиление жилого дома по ул. Можайского, 19» по вопросу соблюдения проекта, требований техрегламентов (норм и правил), нормативных правовых актов и нормативной техдокументации на основании заявления жильцов от 29.01.2009г. (вх. №127 от 03.01.2009г.). В качестве заказчика по указанному объекту в уведомлении указано МУ «СЭГХ», в качестве подрядчика – ООО «Новатор». Проверка проведена в период с 11.02.2009г. по 12.02.2009г. в присутствии представителя ООО «Новатор» и без участия представителей МУ «СЭГХ».
Проведенной проверкой установлено:
на момент проверки ведутся работы по уборке наледей из проветриваемого подполья, завершены работы по замене кладки стен 1-го этажа по периметру здания и внутри лестничных клеток в соответствие проекта шифр:281, РП, ООО «Стройтехпроект»;
на объекте «Капитальный ремонт и усиление жилого дома по ул.Можайского, 19» заказчиком – МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства г.Якутска» производство работ осуществляется без полученного в установленном порядке разрешения на капитальный ремонт в соответствие ст.51 Градостроительного кодекса РФ;
вырытая траншея для усиления фундаментов глубиной 1м. под здание по проекту шифр: 9005-КУ, ОАО «Сахапроект», затоплена аварийными водами, в результате несвоевременного устранения утечек аварийных вод колонны и опалубка для бетонирования колонн находятся в наледях, наледи на месте утечек фекальных вод из канализации в первом и в третьем подъезде доходят до уровня фундаментных балок;
на момент проверки утечка аварийных вод из канализационных труб через стены первого здания устранены, визуально отмечается контруклон канализационных труб, выходящих через стены первого этажа;
не завершены работы по монтажу стягивающей обоймы (металлический пояс) по осям 1-12; А-В (2, 3, 4 .этажи) в соответствие требований проекта шифр: 281-КЖ, РП, ООО «Стройтехресурс», Якутск – 2008г.;
не завершено усиление свай по захваткам в соответствии с требований проекта лист 2, шифр: 281-КЖ, РП, ООО «Стройтехпроект», Якутск-2008г.и ППР (проекта производства работ), усиление выполнено по периметру здания по осям «11» и «Д-А»; «А» и «1-11»; «1» и «А-Д», кроме дворового фасада;
не выполнено ограждение вырытых котлованов со стороны дворовой территории глубиной 3,5 м, чем нарушен п.6.29 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
металлические конструкции усиления местами не окрашены антикоррозионной защитой краской БТ-177 ГОСТ 5631-79 2 раза по грунтовке гф-021 ГОСТ 25129-82* в соответствие проекта шифр: 281-КМ, РП, ООО «Стройтехпроект»;
не выполнена антикоррозионная защита сварных швов монтажных стыков МП-1 по оси «1-12»; «А-В» в нарушение проекта шифр: 281-КМ, ООО «Стройтехпроект» и п.3.38 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
не выполнено антикоррозионная защита металлических тяжей по оси «1-12»; «А-В»в соответствие требований проекта шифр: 281-КМ, ООО «Стройтехпроект» и п.3.38 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
штрабы металлического пояса не зачеканены жестким мелкозернистым бетоном В15 по периметру здания с 2-го по 4-ый этажи в соответствие требований проекта: лист 7, шифр: 281-КМ, ООО «Стройтехпроект»;
не представлены документы, подтверждающие достижение проектной прочности бетона, при устройстве монолитных фундаментальных конструкций в соответствии с п.1.1 ГОСТ 18105-86 «Бетоны. Правила контроля прочности»
не представлены результаты испытаний кладочного раствора согласно п.7.70 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
в проекте не предусмотрено восстановление температурных трубок для ежегодного замера температур грунтов основания в период реконструкции и эксплуатации в нарушение требований «Рекомендации по наблюдению за состоянием грунтов оснований и фундаментов зданий и сооружений, возводимых для вечномерзлых грунтах»;
в Управление государственного строительного надзора РС(Я), уполномоченном на осуществление государственного надзора, не было направлено извещение о начале капитального ремонта в соответствие в соответствии с ч.5 ст.52 Градостроительного кодекса РФ;
общий журнал работ не зарегистрирован в Управлении государственного строительного надзора РС(Я), уполномоченном на осуществление ГСН в соответствии с ч.5 ст.52 Градостроительного кодекса РФ и РД 11-05-2007;
не предоставлена исполнительно-техническая документация (журналы специальных видов работ, акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные съемки, паспорта и сертификаты соответствия материалов, акты освидетельствования ответственных конструкций и т.д.), оформленная в соответствии с п.12 РД-11-04-2006;
на момент проверки не предоставлены приказы на лиц ответственных за обеспечение строительного контроля со стороны подрядчика и заказчика в соответствие п.4.14 СНиП12-01-2004;
в рабочих чертежах нет штампа заказчика о допуске к производству работ в соответствии с п.4.14 СНиП 12-01-2004;
в рабочих чертежах нет штампа заказчика о допуске к производству работ, чем нарушен п.4.3 СНиП 12-01-2004;
помещение внутри здания не оборудованы средствами пожаротушения в соответствие с п.2.6.5.1 СНиП 12-06-99 «Безопасность труда в строительстве» и ППБ-03-01;
на момент проверки не предоставлен энергетический паспорт объекта, выполненный в соответствии с п.12 СНиП 23-03-2003;
не осуществляется постоянный вывоз строительного мусора со строительной площадки, чем нарушен п.6.1.6 СНиП 12.03.99 «Безопасность труда в строительстве»;
в квартире №53 (второй этаж подъезда №4) по оси «Б» и «3-4» над перемычкой внутренней несущей стены образовались вертикальные косые трещины шириной раскрытия до 5-10 мм и длиной 2м., произошло смятие кладки от нагрузки вышележащих конструкций (перекрытия, стены);
в квартире №57 (третий этаж подъезда №4) в комнате по оси «В-Б» и «3-4» имеется раскрытие шва по стыкам плит перекрытий и трещина на перегородке, начинающаяся от потолка до пола квартиры шириной до 5 мм;
в квартире №61 (четвертый этаж подъезда №4) в комнате по оси «В-Б» и «3-4» имеется раскрытие шва по стыкам плит перекрытий и трещина на перегородке, начинающаяся от потолка до пола квартиры шириной до 5 мм;
в квартирах 41,45 первого подъезда по оси «11» и «А-В» на кухне произошел отрыв внутренних стен от наружных стен и плиты перекрытия с шириной раскрытия до 5 см;
по периметру несущих стен и по внутренним несущим стенам подъездов, а также под квартирами 53, 57, 61 на первом этаже по оси «В-Б» и «3-4» заменены наружные и внутренние несущие стены;
в появившихся трещинах на стенах 3 и 4 подъезда квартир №№41, 45, 53, 57 гипсовые маяки не установлены;
гипсовые маяки на лестничных клетках находятся в рабочем состоянии, разрывов по маякам не наблюдается;
на момент проверки по осям «В» и «3-4» подведены шпальные клети с подклинкой под фундаментные балки в четвертом подъезде, квартирах 53,57 и 61 разгружающие подпорные устройства под перемычкой внутренних несущих стен не установлены, разгружающие устройства установлены только под плиты перекрытия квартир 53, 57, 61 по осям «В» и «3-4».
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от №58-09 при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 12.02.2009г.
13.02.2009г. Прокурором города Якутска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства».
В указанном постановлении зафиксировано: в нарушение частей 2, 6, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства», являясь заказчиком ремонтно-восстановительных работ в доме №19 по ул.Можайского, г.Якутска, не имеет разрешения проведение ремонтно-восстановительных работы ведущихся по указанному объекту; в нарушение части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФМУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» не представило извещение о проведении аварийно-восстановительных работ.
17.02.2009г. Прокурора города Якутска обратился с заявлением от 13.02.2009г. №7-52-09 о привлечении МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованным лицом представлен отзыв на заявление, в котором выражает несогласие с заявление в связи с тем, что являясь заказчиком, а не застройщиком по объекту капительного строительства в соответствии с положениями статей 51, 52 Градостроительного кодекса РФ МУ «СЭГХ» не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В дополнении к отзыву от 11.03.2009г. №373, от 19.03.2009г. №7-52-09, от 26.03.2009г. №421 заинтересованное лицо указывает: муниципальный контракт на проведение аварийно-восстановительных работ по объекту «Можайского, 19» завершился 20.12.2008г., часть бетонных работ, которые невозможно произвести в связи с низкими температурами были перенесены на 2009 год, оставшиеся работы в 2009 году будут произведены согласно проведения запроса котировок цен на основании Федерального закона №94-ФЗ; в данное время на согласовании находится Распоряжение Главы ГО «Город Якутск» на проведение оставшихся бетонных и других работ по объекту «Можайского, 19»; проведение капитального ремонта в связи с чрезвычайной ситуацией согласно действующему законодательству не является тем случаем, когда не требуется разрешение строительство; на момент проверки истек срок договора подряда ; проверяющим органом была выявлена уборка наледи, что в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 19.12.2008г. №274 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» не относится работам по капитальному ремонту объектов капительного строительства.
Суд, изучив доводы сторон, материалы дела, установил.
20.05.2008г. состоялось заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Городского округа «Город Якутск», протокол от 20.05.2008года №31 по вопросу о проведении ремонтно-восстановительных работ в жилых домах по адресам ул. Орджоникидзе 8, ул.Стадухина 84, ул.Можайского 19; решением комиссии заказчиком на проведение ремонтно-восстановительных работ в жилых домах, в числе по адресу: ул.Можайского дом 19, определен МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства», протокол от 20.05.2008г. №31; решением комиссии поручено МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» определить подрядную организацию.
04.06.2008года между МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» и ООО «Новатор» заключен муниципальный контракт №28кр (авр) на выполнение аварийно-восстановительных работ жилищного фонда г.Якутска (л.д. 55-61).
Согласно контракту от 04.06.2008г. №28кр (авр) ООО «Новатор» (генеральный подрядчик) обязуется выполнить по заданию МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» (заказчик) аварийно-восстановительные работы объекта, указанного в приложении №1 к контракту за счет средств местного бюджета Городского округа «Якутск» на основании Протокола комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Городского округа «Город Якутск» №31 от 20.05.2008г. и в соответствии с условиями и порядка, утвержденного распоряжением главы Городского округа «Якутск» №344 от 06.04.2007гю «Об организации, размещении и контроле заказов на выполнение работ и услуг для муниципальных нужд и сдать ее результат Заказчику.
Согласно пункту 1.3 контракта от 04.06.2008г. №28кр (авр) работа считается выполненной после подписания акта приема-передачи Заказчиком и Генеральным подрядчиком.
В соответствии с пунктом 6.1 контракт от 04.07.2008г. №28кр (авр) вступает в силу в момента его регистрации в порядке, установленном Распоряжением Главы города Якутск №344 от 06.04.2007г. и действует до 24.12.2008г.
05.11.2008г. состоялось заседание Городской экспертной комиссии, которой решено в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 55 №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставку материалов, выполнение работ, оказание услуг для государственный и муниципальных нужд», согласовать заключение муниципального контракта с предложенной заказчиком МУ «СЭГХ» подрядной организацией ООО Новатор» на выполнение второго этапа аварийных и ремонтно-восстановительных работ жилого дома по адресу ул.Можайского, 19 на общую сумму 18 152 308 руб., согласовать заключение муниципального контракта на проведении I этапа работ с предложенными заказчиком МУ «СЭГХ» подрядными организациями ООО «Якуттеплогаз» на сумму 2 213 747,47 руб., ЯкутПНИИС РС(Я) на сумму 183 121,10 руб., что зафиксировано в протоколе от 05.11.2008г. №21-08 (л.д. 70-72).
МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» и ООО «Новатор» заключен муниципальный контракт №181кр (авр) (далее муниципальный контракт №181 кр (авр) от 14.11.2008г.) на выполнение II этапа аварийно-восстановительных работ жилищного дома по адресу ул.Можайского, 19 от 14.11.2008г. (л.д. 62-68).
Согласно пункту 1.1 муниципального контракта №181 кр (авр) от 14.11.2008г. ООО «Новатор» (генеральный подрядчик) обязуется выполнить по заданию МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» (заказчик) II этап аварийных и ремонтно-восстановительных работ жилого дома по адресу ул.Можайского, 19, согласно рабочего проекта «Капитальный ремонт и усиление жилого дома по ул.Можайского, 19 в г.Якутске» (шифр: 281, Арх.№362), за счет средств местного бюджета Городского округа «Город Якутск» на основании протокола комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Городского округа №Город Якутск» №31 от 20.05.2008г., Протокола ГЭК №21.08 от 05.11.2008г. и в соответствии с условиями, и порядка, утвержденного Распоряжением Главы Городского округа «Якутск» №344 от 06.04.2007г. «Об организации, размещении и контроле заказов на выполнение работ и услуг для муниципальных нужд» и сдать ее результат Заказчику.
Согласно пункту 6.1 муниципального контракта №181 кр (авр) от 14.11.2008г. контракт вступает в силу с момента его регистрации в порядке, установленном Распоряжением Главы города Якутска №344 от 06.04.2007г. и действует до 20.12.2008г.
Между МУ «СЭГХ» и ООО «Новатор» подписаны акты о приеме выполненных работ ль 26.12.2008г. №02-02-2-а, от 26.12.2008г. №02-02-05-а, без даты №02-02-2-2*, без даты №02-02-01-1, без даты №02-02-04-А, от 26.12.2008г. №02-02-06, от 18.12.2008г. без номера, от 26.12.2008г. №02-02-3-1, без даты №02-02-02, без даты №02, от 09.09.2008г. №02, от 09.09.2008г. №01 (л.д. 99-105, 108-120, 131-153, 160-172, 179-180, 186-187).
Прокурор города Якутска вменяет МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП установлена административная ответственность за строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, является осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а также статьи 29.10 КоАП РФ при составлении протокола и вынесении постановления об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Между тем постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не позволяет определить, какие именно работы по капитальному ремонту жилого дома по адресу: ул.Можайского дом 19 выполнялись заинтересованным лицом на момент проверки, кроме работ по уборке наледи из проветриваемого подполья. Кроме того, указано о завершении работ по замене кладки стен 1-го этажа по периметру здания и внутри лестничных клеток в соответствие проекта шифр:281, РП, ООО «Стройтехпроект.
В судебном заседании свидетель Эртюков Г.Ю. показал, что на момент проверки на объекте 11.02.2009года велись работы по уборке наледей из проветриваемого подполья, так как наледь препятствовала проведению работ по укреплению свай и фундаментных работ.
Согласно приказу Минрегиога РФ от 09.12.2008года «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» вид работ работ – уборка наледей из проветриваемого подполья для проведения работ по укреплению свай и фундаментных работ не относится к видам работ, на осуществление которых требуется разрешение в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
При таких условиях суд приходит к выводу о недоказанности прокурором выполнения заинтересованным лицом таких работ, которые должны быть квалифицированы как капитальный ремонт объекта капитального строительства и (или) его частей, возлагающих на него обязанность получить разрешение на строительство.
При этом суд считает, что акт проверки от 12.02.2009г. №58-09 не является достаточным доказательством того, что выполнение работ, указанных в этом акте, требует получения разрешения на строительство, поскольку в акте зафиксирован не факт осуществления конкретных видов работ по капитальному строительству, а факт невыполнения отдельных видов работ, не представления документов.
На основании материалов дела суд приходит к выводу, что в данном случае прокурор не доказал событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обязано доказывать свою невиновность и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом.
Вина является основным признаком субъективной стороны административного правонарушения.
Таким образом, исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу о привлечении к административной ответственности и является обязательным.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено материалами дела, решение о проведении ремонтно-восстановительных работ в жилых домах, в числе по адресу: ул.Можайского дом 19, принято комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Городского округа «Город Якутск», протокол от 20.05.2008года №31. Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности заказчиком на проведение ремонтно-восстановительных работ в жилых домах, в числе по адресу: ул.Можайского дом 19 определен МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства».
Согласно Положению о комиссии по чрезвычайным ситуациям главы администрации города Якутска, утвержденному распоряжением главы администрации г.Якутска от 6.03.1998года №16р, комиссия является органом со специальными полномочиями для координации и контроля за работой организаций, предприятий, объектов, служб, Глав администраций пригородных поселков и сел по радиационной безопасности, профилактике, предотвращению и ликвидации последствий стихийных и экологических бедствий, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих ведение аварийно-спасательных работ. При этом председателем комиссии является первый заместитель главы администрации города Якутска.
05.11.2008г. заседанием Городской экспертной комиссии решено в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 55 №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставку материалов, выполнение работ, оказание услуг для государственный и муниципальных нужд», согласовать заключение муниципального контракта с предложенной заказчиком МУ «СЭГХ» подрядной организацией ООО Новатор» на выполнение второго этапа аварийных и ремонтно-восстановительных работ жилого дома по адресу ул.Можайского, 19 на общую сумму 18 152 308 руб.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 55 Федерального закона О размещении заказов на поставку материалов, выполнение работ, оказание услуг для государственный и муниципальных нужд» размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта.
Согласно пункту 1 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе, и выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются документы.
Пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Между тем, как установлено материалами дела, МУ «Служба эксплуатации городским хозяйством» определено заказчиком решением комиссии по чрезвычайным ситуациям, а не в порядке реализации своего права осуществить капитальный ремонт жилого дома; при этом решением комиссии МУ «Служба эксплуатации городским хозяйством» определен заказчиком на проведение ремонтно-восстановительных работ в жилых домах, в том числе жилого дома на ул.Можайского 19; председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям главы города Якутска является первый заместитель главы города Якутска – органа местного самоуправления.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств дела, анализа норм права, суд приходит к выводу о том, аварийно-восстановительные работы по жилому дому по решению комиссии по чрезвычайным ситуациям главы города Якутска - органа местного самоуправления могут быть осуществлены без оформления разрешения на строительство в том порядке, который предусмотрен пунктами 6-7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для привлечения заказчика МУ ««Служба эксплуатации городским хозяйством» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л:
В привлечении муниципального учреждения «Служба эксплуатации городским хозяйством» к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.Б. Бадлуева