Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
21 мая 2020 года
Дело № А58-12416/2019
Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2020.
Мотивированное решение изготовлено 21.05.2020.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 13.12.2019 № 511/01/09-1695 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными действия министерства, в части проведения проверок, выраженных в актах плановых проверок от 11.10.19 №44-55, 44-56, 44-57, от 15.11.2019 №44-59, 44-60, 44-61, 44-62, от 26.11.2019 №44-63,
при участии представителей заявителя ФИО1 по доверенности, министерства ФИО2 по доверенности, ФИО3 по доверенности.
установил:
Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Ответчик, Министерство) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании действия Министерства по проведению плановых проверок в отношении Учреждения незаконными, а результаты проверок отраженных в актах проверок от 11.10.19 №44-55, 44-56, 44-57, от 15.11.2019 №44-59, 44-60, 44-61, 44-62, от 26.11.2019 №44-63 недействительными.
Судом установлены следующие обстоятельства.
На основании утвержденного плана проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на второе полугодие 2019 года Министерство, являясь в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 03.03.2014 № 2523 уполномоченным органом по осуществлению контроля в сфере закупок, издало Приказ № 01-04/1452 от 18.09.2019 о проведении плановой проверки Учреждения по закупкам, осуществленным для обеспечения нужд ГБУ РС(Я) «Детская инфекционная клиническая больница» за проверяемый период с 01.10.2018 по 20.09.2019, со сроком проведения с 23.09.2019 по 04.10.2019 в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании данного приказа Министерством была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт № 44-55 от 11.10.2019, из содержания которого Учреждение признали нарушившим часть 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ.
Также Министерством был издан Приказ № 01-04/1453 от 18.09.2019 о проведении плановой проверки Учреждения по закупкам, осуществленным для обеспечения нужд ГКУ «Управление автомобильных дорог» за проверяемый период с 01.10.2018 по 20.09.2019, со сроком проведения с 23.09.2019 по 04.10.2019 в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании данного приказа Министерством была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт № 44-56 от 11.10.2019, из содержания которого Учреждение признали нарушившим часть 1 статьи 82.6 Федерального закона № 44-ФЗ.
Также Министерством был издан Приказ № 01-04/1454 от 18.09.2019 о проведении плановой проверки Учреждения по закупкам, осуществленным для обеспечения нужд ГБУ РС(Я) «Якутская республиканская клиническая больница» за проверяемый период с 01.10.2018 по 20.09.2019, со сроком проведения с 23.09.2019 по 04.10.2019 в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании данного приказа Министерством была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт № 44-57 от 11.10.2019, из содержания которого Учреждение признали нарушившим часть 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ.
Также Министерством был издан Приказ № 01-04/1547 от 04.10.2019 о проведении плановой проверки Учреждения по закупкам, осуществленным для обеспечения нужд ГБУ РС(Я) «Серебряноборская городская больница» за проверяемый период с 01.12.2018 по 21.10.2019, со сроком проведения с 21.10.2019 по 08.11.2019 в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании данного приказа Министерством была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт № 44-60 от 15.11.2019.
Кроме того, Министерством был издан Приказ № 01-04/1548 от 04.10.2019 о проведении плановой проверки Учреждения по закупкам, осуществленным для обеспечения нужд ГБУ РС(Я) «Служба государственного заказчика Республики Саха(Якутия)» за проверяемый период с 01.12.2018 по 21.10.2019, со сроком проведения с 21.10.2019 по 08.11.2019 в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании данного приказа Министерством была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт № 44-62 от 15.11.2019.
Министерством был издан Приказ № 01-04/1549 от 04.10.2019 о проведении плановой проверки Учреждения по закупкам, осуществленным для обеспечения нужд ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская центральная районная больница» за проверяемый период с 01.12.2018 по 04.11.2019, со сроком проведения с 21.10.2019 по 08.11.2019 в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании данного приказа Министерством была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт № 44-61 от 15.11.2019.
Министерством был издан Приказ № 01-04/1550 от 04.10.2019 о проведении плановой проверки Учреждения по закупкам, осуществленным для обеспечения нужд ГБУ РС(Я) «Чульманская городская больница» за проверяемый период с 01.12.2018 по 21.10.2019, со сроком проведения с 21.10.2019 по 08.11.2019 в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании данного приказа Министерством была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт № 44-59 от 15.11.2019.
Министерством был издан Приказ № 01-04/1551 от 04.10.2019 о проведении плановой проверки Учреждения по закупкам, осуществленным для обеспечения нужд ГБУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» за проверяемый период с 01.12.2018 по 04.11.2019, со сроком проведения с 04.11.2019 по 15.11.2019 в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании данного приказа Министерством была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт № 44-64 от 15.11.2019.
Министерством был издан Приказ № 01-04/1554 от 04.10.2019 о проведении плановой проверки Учреждения по закупкам, осуществленным для обеспечения нужд ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская центральная районная больница» за проверяемый период с 01.12.2018 по 04.11.2019, со сроком проведения с 04.11.2019 по 15.11.2019 в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании данного приказа Министерством была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт № 44-57 от 15.11.2019, из содержания которого Учреждение признали нарушившим часть 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ.
Учреждение, считая, что в силу требований части 13 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ плановая проверка в отношении уполномоченного учреждения может проводиться не чаще чем один раз в шесть месяцев, обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В представленном отзыве на заявление Министерство отклонило доводы заявителя, указав, что поскольку акты проверок не являются ненормативными актами, а действия по проведению проверок могут быть обжалованы в досудебном порядке производство по делу подлежит прекращению.
Заявителем на отзыв представлены возражения, с которыми не согласилось Министерство в дополнительно представленном отзыве.
Кроме того, заявителем представлено письменное пояснение по делу от 14.04.2020 на которое поступили возражения Министерства от 15.05.2020. Указанные документы приобщены в материалы дела.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 10 часов 18 минут 12.05.2020 до 10 часов 30 минут 18.05.2020. После судебного перерыва судебное разбирательство продолжено в присутствии представителей сторон.
Суд, рассмотрев представленные материалы дела, изучив мнения лиц, участвующих при рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Порядок осуществления контроля в сфере закупок определен главой 5 Закона о контрактной системе.
На основании положений пункта 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе и Указа Президента Республики Саха (Якутия) №2523 от 03.03.2014 Министерство является уполномоченным органом на осуществление контроля в сфере закупок для государственных нужд. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что Министерство является полномочным органом по проведению плановых проверок в отношении Учреждения и последним данные полномочия не оспариваются.
В соответствии подпунктом а) части 2 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль путем проведения плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев (часть 13 статьи 99 Закона о контрактной системе).
При этом, указанное нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 9 указанного закона (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки) отнесен к грубым нарушениям (пункт 1 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Министерство, являясь органом государственного контроля в нарушение требований указанной нормы права включила в план проведения плановых проверок за второе полугодие 2019 года в отношении Учреждения 9 проверок.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что проведение 8 плановых проверок Учреждения за шестимесячный период (заявителем на оспаривается действия по проведению проверки на основании Приказа Министерства № 01-04/1551 от 04.10.2019 и акта проверки № 44-64) является нарушением требований закона, а также нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им экономической деятельности.
С учетом того, что основанием для проведения плановых проверок являлись соответствующие Приказы Министерства о проведении проверок, суд приходит к выводу о том, что трехмесячный срок обжалования указанных действий, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем соблюден.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования заявителя о признании действий Министерства по проведению плановых проверок на основании приказов №01-04/1452, №01-04/1453, №01-04/1454 от 18.09.2019, №01-04/1547, №01-04/1548, №01-04/1550, №01-04/1549 и №01-04/1554 от 04.10.2019 незаконными являются законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.
С учетом этого, требования Учреждения о признании результатов проверок отраженных в актах проверок №44-55, №44-56, №44-57 от 11.10.2019, №44-59, №44-60, №44-61, №44-62 от 15.11.2019 и №44-63 от 26.11.2019 недействительными, также подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы Министерства об отсутствии нарушении прав заявителя оспариваемыми действиями, а также невозможности рассмотрения данного заявления Арбитражным судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Также подлежит отклонению довод Министерства о том, что разделение плановых проверок в отношении Учреждения по заказчикам закупок является более эффективным и не нарушает прав заявителя, поскольку в силу наличия императивной нормы права о количестве проверки в установленный период времени орган государственного контроля обязан реализовать свои полномочия в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать действия Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) по проведению плановых проверок в отношении Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>) на основании приказов №01-04/1452, №01-04/1453, №01-04/1454 от 18.09.2019, №01-04/1547, №01-04/1548, №01-04/1550, №01-04/1549 и №01-04/1554 от 04.10.2019 незаконными, и результаты проверок отраженных в актах проверок №44-55, №44-56, №44-57 от 11.10.2019, №44-59, №44-60, №44-61, №44-62 от 15.11.2019 и №44-63 от 26.11.2019 недействительными.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
В.А. Андреев