Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
11 марта 2019 года | Дело № А58-12540/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2019.
Мотивированное решение изготовлено 11.03.2019.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) ( ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) к обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Сэттэ" (ИНН 1435194434, ОГРН 1071435019622) о привлечении к административной ответственности, без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, установил:
Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) – далее Управление, УГСЖН, административный орган обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания «Сэттэ» - далее Общество, ООО СК «Сэттэ» о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено.
Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Сэттэ» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.11.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), имеет основной государственный регистрационный номер <***>.
ООО СК «Сэттэ» является генеральным подрядчиком при строительстве объекта капитального строительства «Жилой комплекс со встроенными помещениями социально-общественного назначения в кв. 142 г. Якутска «Победа» (1 очередь строительства)».
В период с 10.08.2018 по 20.08.2018 Управлением на основании приказа от 02.08.2018 № 01-08-С-922-18 проведена выездная проверка на объекте капитального строительства «Жилой комплекс со встроенными помещениями социально-общественного назначения в кв. 142 г. Якутска «Победа» (1 очередь строительства)».
По результатам проведенной проверки составлен акт от 20.08.2018 № 04-08-705-18, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения – представлена проектная документация ш. 1186-1-АР, ш. 1186-1-ОВ, ш. 1186-1-.ОВ.С, ш. 1186-1-ЭОМ, ш. 1186-1-ГСВ, ш. 1186-1-ГСН, разработанная проектной организацией ООО ПБ «ГорПроект», допущенная к производству работ застройщиком-заказчиком ООО ДСО «Сэттэ» от 10.06.2018, при этом проектная документация с данным шифром не имеет положительного заключения экспертизы; выполнены кладочные работы на блок-секции № 5 до 9 этажа отм. +25,300, юлок-секции № 2, 3, 4 до 8 этажа отм. +22,800, юлок-секции № 1 до 7 этажа отм. +19,300, по проектной документации ш. 1186-1-АР, не имеющей положительного заключения экспертизы, данные работы освидетельствованы с оформлением актов освидетельствования скрытых работ № 2 от 03.05.2018, № 3 от 21.05.2018, № 5 от 26.05.2018, № 7 от 05.06.2018, № 8 от 02.07.2018 (блок-секция № 1), № 1 от 29.04.2018, № 4 от 21.05.2018, № 6 от 08.06.2018, № 9 от 09.07.2018, № 10 от 11.07.2018 (блок-секция № 2), № 7 от 21.07.2018 , № 6 от 09.07.2018, № 5 от 30.06.2018, № 4 от 04.06.2018, № 3 от 22.05.2018, № 2 от 18.05.2018, № 1 от 29.04.2018 (блок-секция № 3), № 7 от 21.07.2018, № 6 от 09.07.2018, № 5 от 30.06.2018, № б/н от 04.06.2018, № 3 от 22.05.2018, № 2 от 18.05.2018, № 1 от 29.04.2018 (блок-секция № 4), № 1 от 01.08.2018, № 2 от 30.04.2018, № 3 от 19.05.2018, № 4 от 07.06.2018, № 5 от 30.06.2018, № 6 от 10.07.2018, № 7 от 21.07.2018 (блок-секция № 5); при этом разрешение на строительство № 14-RU14301000-61-2017 от 12.05.2017 выдано на строительство данного объекта капитального строительства по проектной документации ш. 720-16, разработанной проектной организацией ООО «Центр проектно-изыскательских и строительно-реставрационных работ «Вест-Лайн», имеющей положительное заключение госэкспертизы № 0054-14/ГЭ РС (Я) от 10.03.2017; тем самым не осуществлена обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в форме государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации.
Управлением выдано Обществу предписание от 20.08.2018 № 04-08-705-18 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Указанным предписанием Обществу предписано в срок до 24.09.2018 не осуществлять работы по проектной документации, не имеющей положительного заключения экспертизы в соответствии с требованиями части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Предписание получено 20.08.2018 представителем Общества ФИО1 по доверенности от 08.08.2018.
11.10.2018 руководителем административного органа издан приказ № 01-08-С-1277-18 о проведении внеплановой выездной проверки с целью фактического устранения при строительстве объекта капитального строительства выявленных ранее нарушений, предписанных к устранению предписанием от 20.08.2018 № 04-08-705-18.
Уведомлением от 12.10.2018 № 04-10-2036-18 Общество уведомлено о дате проведения проверки по факту исполнения предписания от 20.08.2018 № 04-08-705-18.
В период с 25.10.2018 по 02.11.2018 административным органом проведена проверка Общества на объекте капитального строительства «Жилой комплекс со встроенными помещениями социально-общественного назначения в кв. 142 г. Якутска «Победа» (1 очередь строительства)» в присутствии представителей ФИО1 и ФИО2 по доверенностям от 22.10.2018.
По результатам проверки составлены:
акт проверки от 02.11.2018 № 04-08-1033-18, в соответствии с которым установлено невыполнение предписания от 20.08.2018 № 04-08-705-18, а именно ведутся работы по проектной документации, не имеющей положительного заключения экспертизы, а именно выполнены кладочные работы – кладка стен наружных и внутренних на блок-секции № 5 с 9 по 14 этажи отм. +40,370, блок-секции № 2, 3, 4 с 8 до 9 этажа, чердак отм. +25,700, юлок-секции № 1 с 7 до 13 этажа отм. +37,370, что также подтверждается установленной стадией строительства и записями в общем журнале работ;
протокол об административном правонарушении в строительстве от 07.11.2018 № 04-13-303-18, в котором зафиксированы выявленные нарушения в ходе проверки, а именно невыполнение предписания от 20.08.2018 № 04-08-705-18.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество не согласно с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 09.01.2019 (л.д. 129 – 129 оборот).
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.1.1, 3.1.2 Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 № 1599, Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять на территории Республики Саха (Якутия), в том числе региональный государственный строительный надзор.
В области государственного строительного надзора: организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, норм и правил в области градостроительной деятельности (п. 3.1.1).
Осуществляет государственный строительный надзор при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 3.1.2).
Согласно пункту 70 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 6 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса.
Кроме этого, пунктом 4.1.9. Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) предусмотрено, что составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право следующие должностные лица Управления: руководитель, первые заместители руководителя, заместитель руководителя, руководители структурных (территориальных) подразделений, главные и ведущие специалисты структурных (территориальных) подразделений, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля).
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть 1).
Протокол об административном правонарушении от 07.11.2018 № 04-13-303-18 составлен должностным лицом – главным специалистом Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) ФИО3, следовательно, суд приходит к выводу о том, что протокол составлен уполномоченным должностным лицом.
Протокол составлен в присутствии законного представителя Общества ФИО4
С учетом изложенного, суд считает, что процедура проверки и составления протокола об административном правонарушении административным органом, не нарушена.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки в период с 10.08.2018 по 20.08.2018 на объекте капитального строительства «Жилой комплекс со встроенными помещениями социально-общественного назначения в кв. 142 г. Якутска «Победа» (1 очередь строительства)» Обществу-генеральному подрядчику выдано предписание от 20.08.2018 № 04-08-705-18 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в предписании разъяснено, что за неисполнение или не исполнение в срок настоящего предписания, застройщик или заказчик либо лицо, осуществляющее строительство несет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; кроме того, в предписании содержится информация со ссылкой на пункт 16 и Приложение 9 РД 11-04-2006 о необходимости после устранения выявленных проверкой нарушений направить в УГСЖН РС (Я) извещение об устранении выявленных нарушений до 24.09.2018.
Экземпляр предписания получен представителем Общества ФИО1 20.08.2018, что не отрицается Обществом.
Между тем, проверкой, проведенной административным органом в период с 25.10.2018 по 02.11.2018 установлен факт невыполнения выданного УГСЖН РС (Я) предписания от 20.08.2018 № 04-08-705-18, что подтверждается актом проверки от 02.11.2018 № 04-08-1033-18, протоколом от 07.11.2018 № 04-13-303-18 об административном правонарушении в строительстве.
Объективная сторона части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с частями 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В силу части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Пунктом 16 РД-11-04-2006 установлено, что после устранения выявленных государственным строительным надзором нарушений лицо, осуществляющее строительство, направляет в орган государственного строительного надзора извещение об устранении выявленных нарушений, составляемое по образцу, предусмотренному в Приложении N 9 к настоящему Порядку.
Из материалов дела следует, что Обществом представлено в УГСЖН извещение от 19.09.2018 № 1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства по предписанию от 20.08.2018 № 04-08-705-18, в котором указано о том, что экспертиза, предусмотренная ч. 1 ст. 49 ГрК РФ в отношении проектной документации ш. 1186-1-АР, ш. 1186-1-ОВ, ш. 1186-1-ОВС, ш. 1186-1-ЭОМ, ш. 1186-1-ГСВ, ш. 1186-1-ГСН, разработанной проектной организацией ООО ПБ «ГорПроект», не требуется, поскольку ООО ДСО «Сэттэ» было получено заключение ГАУ «Управление Госэкспертизы РС (Я)» от 25.07.2018 № 14/01-465 о том, что по изменениям, внесенным проектной документацией, разработанной ООО ПБ «ГорПроект» (по замене централизованного отопления квартир объекта на поквартирные газовые котлы), проведения повторной экспертизы такой проектной документации не требуется.
Между тем, суд считает, что Обществом предписание УГСЖН не исполнено по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 утверждено Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - Положение), которым регулируется порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядок взимания этой платы.
В соответствии с пунктом 44 Положения проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
Общество ссылается на письма ГАУ «Управление Госэкспертизы РС (Я)» от 25.07.2018 № 14/01-465 и от 28.11.2018 № 14/01-735, в которых ГАУ «Управление Госэкспертизы РС (Я)» поясняет, что экспертиза, предусмотренная частью 1 статьи 49 ГрК РФ, в отношении указанных изменений в проект (по замене централизованного отопления квартир объекта на поквартирные газовые котлы), не требуется.
УГСЖН в отношении письма ГАУ «Управление Госэкспертизы РС (Я)» от 28.11.2018 № 14/01-735 пояснило о том, что проектная документация ш. 720-16, разработанная проектной организацией ООО «Центр проектно-изыскательских и строительно-реставрационных работ «Вестлайн», имеет положительное заключение экспертизы № 0054-14/ГЭ РС (Я), никакие другие проектные организации и шифры проектной документации не указаны в положительном заключении экспертизы, никаких договорных обязательств с другими проектными организациями на разработку проектной документации ООО «Вестлайн» не имеет; в проектной документации ш. 720-16 предусмотрено центральное отопление, разделы ГСВ и ГСН не разрабатывались проектной организацией ООО «Вестлайн», соответственно в положительном заключительном экспертизы данные разделы отсутствуют, в текстовых и графических частях проектной документации отражения также не имеются; фактически строительство объекта ведется по проектной документации ш. 1186-1, разработанной проектной организацией ООО ПБ «Горпроект», которой подготовлены такие разделы как АР, ОВ, ОВ.С., ЭОМ, ГСВ и ГСН; изменения, предусмотренные разделом АР таковы: строительный объем составил - 72 228,68 куб.м. (в разрешении на строительство № 14-RU14301000-61-2017 от 15.05.2017 и проектной документацией ш. 720-16 предусмотрено 73 842,70 куб.м.), общая площадь здания 20 786,83 кв.м. (18 923,61 кв.м.), общая площадь торгово-офисной части 1 967,46 кв.м. (1 333,33 кв.м.), площадь квартир 12 712,76 кв.м. (12 907,25 кв.м.), общая площадь квартир 13 135,91 (13 316,47 кв.м.), высота здания +52,300 (+53,280) и прочее, тем самым все данные изменения затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
Таким образом, УГСЖН считает обязательным прохождение проектной документации ш. 1186-1 (разделы АР, ОВ,ОВ.С., ЭОМ, ГСВ и ГСН), разработанной проектной организацией ООО ПБ «Горпроект», государственной или негосударственной экспертизы и не принимает изложенные доводы ГАУ «Управление Госэкспертизы РС (Я)» в письме № 14/01-735 от 28.11.2018 в адрес застройщика-заказчика ООО ДСО «Сэттэ» по необязательному прохождению экспертизы проектной документации.
УГСЖН представило в материалы дела письмо ГАУ «Управление госэкспертизы РС (Я)» от 06.02.2019 № 14/01-62, в котором указано о том, что в ходе проведенного совещания с представителями ООО ДСО «Сэттэ» по объекту капитального строительства «Жилой комплекс со встроенными помещениями социально-общественное назначения в квартале 142 города Якутска «Победа» (1 очередь строительства), принято решение и рекомендовано заказчику в кратчайшие сроки подготовить проектную документацию с учетом корректировок и пройти государственную экспертизу проектной документации.
Строительство объекта по проектной документации, не имеющей положительного заключения экспертизы, а также факт совершения нарушения подтверждается актами проверок от 20.08.2018 № 04-08-705-18, от 02.11.2018 № 04-08-1033-18, протоколом об административном правонарушении от 07.11.2018 № 04-13-303-18, иного Обществом не доказано.
Поскольку на момент проверки и составления протокола об административном правонарушении лицом, привлекаемым к административной ответственности, не были представлены доказательства выполнения предписания от 20.08.2018 № 04-08-705-18 в срок, установленный в нем (до 24.09.2018), то имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния Общества по части 6 статьи 19.5 Кодекса и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
У Общества имелась возможность для соблюдения требований законодательства в области строительства, проектной документации, доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности по соблюдению требований законодательства, не представлены, в связи с чем, суд приходит к выводу о доказанности вины Общества во вменяемом ему правонарушении.
Доказательства, подтверждающие своевременное принятие Обществом необходимых мер по исполнению предписания, в материалы дела не представлены.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Управление законно и обоснованно квалифицировало действия Общества по неисполнению предписания от 20.08.2018 № 04-08-705-18 по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, позволяющих квалифицировать вмененное Обществу правонарушение в качестве малозначительного, судом не установлено.
В силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения; а за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При этом, в силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54), при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
В части 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, невыполнение Обществом предписания представляет собой нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в связи с чем, к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Указанный вывод подтверждается пунктом 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016), а также постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2016 по делу № 305-АД16-9927.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 4.1 Кодекса установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность судом не установлены, оснований для освобождения от административной ответственности суд не находит, в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность суд относит совершение вменяемого правонарушения впервые.
При таких условиях, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности предпринимателя за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в минимальном размере 50 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Сэттэ» (место нахождения: 677027, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 09.11.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) за основным государственным регистрационным номером <***>, идентификационный номер налогоплательщика <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам – наименование получателя платежа: УФК по РС (Я) (Управление государственного строительного и жилищного надзора РС (Я); лицевой счет <***>, ИНН <***>; КПП 143501001; КБК 30311690040048000140; ОКТМО 98701000; расчетный счет <***>; Наименование банка: ГРКЦ НБ Республика Саха (Якутия) Банка России г. Якутск; БИК 049805001, УИН: 0.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу № А58-12540/2018.
Заверенную копию документа об уплате административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд направляет судебный акт в течение десяти суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | А.Н. Устинова |