ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-12694/19 от 23.06.2020 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

29 июня 2020 года

Дело № А58-12694/2019

Резолютивная часть решения объявлена 23.06.2020

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2020

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Саха (Якутское) межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения от 05.12.2019 № 03.1528/СЯМТУ

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО2, по доверенности от 08.10.2018, сроком на пять лет;

заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности от 27.01.2020 №07.94, сроком на шесть месяцев;

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее заявитель, предприниматель ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением к Саха (Якутское) межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее заинтересованное лицо, С(Я) МТУ Росавиации) о признании недействительным решения от 05.12.2019 № 03.1528/СЯМТУ об отказе в возобновлении действия приостановленного сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ.

По мнению Общества, оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку не содержит мотивированного обоснования.

Заинтересованным лицом представлен отзыв и дополнение к нему о несогласии с заявленными требованиями, ссылаясь на тот факт, что в ходе проверки специалистами С(Я) МТУ Росавиации представленных документов на соответствие установленным требованиям были выявлены ряд недостатков, указанных в листе согласования от 22.11.2019 и являющихся приложением к оспариваемому решению.

В судебном заседание представитель лиц, участвующих в деле, поддержали доводы заявления и отзыва на него.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на него, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Установлено по делу, что 21.11.2019 предприниматель ФИО1 обратился с заявлением в (С(Я) МТУ Росавиации) о получении сертификата эксплуатанта АР-11-16-011 от 17.06.2016 для выполнения авиационных работ.

05.12.2019 С(Я) МТУ Росавиации принято № 03.1528/СЯМТУ об отказе в возобновлении действия приостановленного сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ

Не согласившись с указанным решением С(Я) МТУ Росавиации, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.

В силу положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.

Согласно пункту 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними. Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Саха (Якутское) межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта является уполномоченным органом в сфере воздушного транспорта по осуществлению государственных услуг, территориальным органом Росавиации. В соответствии с Положением, выдача сертификатов эксплуатанта на авиационные работы, как вид государственных услуг входит в полномочия С(Я) МТУ Росвиации на подведомственной территории.

Таким образом, оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом в пределах представленной компетенции.

Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ) устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

В силу статьи 20 ВК РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Пунктом 1 статьи 61 ВК РФ установлено, что в целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

Согласно пункту 3 статьи 61 ВК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

Таким образом, в силу приведенных положений статьи 61 ВК РФ эксплуатация авиационным предприятием воздушного судна в целях, определенных для гражданской авиации, включая выполнение авиационных работ, возможна только при наличии у предприятия сертификата (свидетельства) эксплуатанта. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (пункт 1 статьи 21 ВК РФ).

Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения (пункт 3 статьи 21 ВК РФ).

Порядок и процедуры проведения сертификации эксплуатантов на выполнение авиационных работ установлены Приказом Министерства транспорта РФ от 13.03.2014 № 86 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических и физических лиц, выполняющих авиационные работы» (Далее - Административный регламент № 86).

Требования к эксплантатам, осуществляющим авиационные работы установлены Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденными Приказом Минтранса РФ от 23.12.2009 № 249 (Далее ФАП - 249).

При рассмотрении заявления о внесении изменений в сертификат эксплуатанта специалисты территориального органа проверяют соответствие представленных документов требованиям ФАП-249 и настоящего Административного регламента (пункт 65.2. Административного регламента).

Если документы представлены в полном объеме, специалисты территориального органа проводят автоматизированную проверку представленных в электронной форме данных заявления о внесении изменений в сертификат эксплуатанта и оценку соответствия документов сертификационным требованиям ФАП-249 и требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 65.3 Административного регламента).

Основанием для начала административного действия является оформление листа согласования. Решение по заявлению о внесении изменений в сертификат эксплуатанта принимается руководителем территориального органа с учетом выводов, указанных в листе согласования.

При принятии отрицательного решения по заявлению о внесении изменений в сертификат эксплуатанта заявитель информируется об отказе о внесении изменений в сертификат (пункты 66.1 и 66.2 Административного регламента).

ФАП № 249 содержит сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата (пункт 2 ФАП № 249).

В соответствии с пунктом 16 ФАП-249 эксплуатант имеет воздушные суда на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, оборудованные для выполнения заявленных видов работ и имеющие сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), обеспечивает поддержание летной годности, выполнение правил подготовки и выполнения полетов воздушных судов.

Согласно пункту 14 ФАП-249 в случае нарушения обладателем сертификата эксплуатанта ограничений, изложенных в сертификате эксплуатанта, а также воздушного законодательства Российской Федерации, могут быть введены ограничения в действие сертификата эксплуатанта, его действие может быть приостановлено или сертификат эксплуатанта может быть аннулирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче сертификата эксплуатанта закреплен в пункте 11 Раздела II ФАП-249, к которым относятся: недостоверность содержащихся в заявлении эксплуатанта данных, несоответствие содержащихся в заявлении эксплуатанта данных требованиям п. п. 4, 5 ФАП-249.

Пункт 5 Раздела II ФАП-249 содержит перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению в заверенных копиях, в том числе сертификаты летной годности (удостоверения о годности к полетам) воздушных судов.

Согласно пункту 6 для внесения изменений в сертификат эксплуатанта к заявлению прилагаются указанные в пункте 5 настоящих Правил документы, относящиеся к заявляемым изменениям.

В соответствии с пунктом 15 Административного регламента срок предоставления государственной услуги с даты получения заявления составляет:

при выдаче сертификата эксплуатанта, включая устранение заявителем выявленных в ходе проведения сертификации недостатков (несоответствий), - не более 10 рабочих дней;

при внесении изменений в сертификат эксплуатанта - не более пяти рабочих дней;

при выдаче дубликата сертификата эксплуатанта - не более пяти рабочих дней;

предоставление сведений о выданных сертификатах - не более трех рабочих дней.

Пунктом 7 Административного регламента предусмотрено, что заявители, направившие в территориальные органы документы на предоставление государственной услуги, в обязательном порядке информируются должностными лицами в двух случаях:

-об отказе в предоставлении государственной услуги;

-о результатах предоставления государственной услуги.

В пункте 31 Административного регламента указано, что в предоставлении услуги отказывается, если выявленные в ходе проведения процедур сертификации несоответствия сертификационным требованиям не были устранены заявителем в установленные сроки, предусмотренные пунктом 15 Административного регламента, то есть в течении 10 рабочих дней.

Процесс взаимодействия между заявителем и органом, предоставляющим услугу по устранению выявленных в процессе рассмотрения документов недостатков Административным регламентом и ФАП-249 не регламентирован, вместе с тем пунктом 5 Административного регламента установлена возможность получения информирования (консультации) по вопросам предоставления государственной услуги, в том числе о составе документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и требований, предъявляемых к ним, комплектности (достаточности) представленных документов. Консультации предоставляются при личном или письменном обращении, по телефону, электронной почте.

Пунктом 8 Административного регламента установлено, что Заявитель имеет право на получение сведений о предоставлении государственной услуги по телефону, посредством электронной почты или при личном посещении территориального органа. Таким образом, ответственность за предоставление, комплектность и своевременность исправления недостатков документов лежит н на заявителе.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 21.11.2019 ФИО1 обратился в С(Я) МТУ Росавиации с заявлением с приложением дополнительных документов.

Согласно части 12 ФАП - 249 сертификат эксплуатанта выдается сроком на 3 года. При этом действие сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ № АР-11-16-011 от 17.06.2016 на момент подачи заявления истекло.

В соответствии с частями 60.3, 60.5 Административного регламента № 86, при принятии заявления специалисты территориального органа проверяют соответствие представленных документов требованиям ФАП-249 и пункту 18 Административного регламента № 86. Рассмотрение заявления о сертификации проводится с целью оценки соответствия заявителя сертификационным требованиям и требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.

В процессе рассмотрения заявления о сертификации устанавливается, что:

1)заявление о сертификации и прилагаемые к нему документы оформлены в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента и подтверждают соответствие заявителя сертификационным требованиям ФАП- 249;

2)руководство по производству полетов соответствует требованиям Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128.

В соответствии с частью 60.4 Административного регламента № 86, если документы представлены в полном объеме, для рассмотрения заявления о сертификации оформляется лист согласования функциональными подразделениями территориального органа.

В ходе проверки специалистами С(Я) МТУ Росавиации представленных документов на соответствие установленным требованиям были выявлены следующие недостатки, указанные в листе согласования от 22.11.2019 и приложениях к нему:

1.В заявлении тип ВС не соответствует данным свидетельства о регистрации (в заявлении - Ev-97, в свидетельстве о регистрации - EvroStar SLW (по данным, содержащимся в реестре ВС) - нарушение абз. 7, части 4, статьи II ФАП 249; «В заявлении указываются заявляемые к использованию воздушные суда с указанием их типа (наименования), государственного и регистрационного опознавательных знаков»;

2.В заявлении не указана цель сертификации - нарушение абз. 4, части 4 статьи II ФАП 249 «В заявлении указываются цель проведения сертификации (получение сертификата эксплуатанта, внесение изменений в сертификат эксплуатанта)»;

3.Представленная страховка не актуальна, так как у СК «Стерх» отозвана лицензия - нарушение абз, 4, части 5 статьи II ФАП 249, пункта 18 Административного регламента № 86 «К заявлению прилагаются заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих страхование, предусмотренное статьями 131, 132 и 135 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»;

4.Отсутствует свидетельство о регистрации гражданских воздушных судов - нарушение абз. 2, части 5, статьи II ФАП 249, пункта 18 Административного регламента № 86 «К заявлению прилагаются заверенные надлежащим образом копии свидетельств о регистрации гражданских воздушных судов»;

5.Отсутствует сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) воздушных судов - нарушение абз. 3, части 5, статьи II ФАП 249, пункта 18 Административного регламента № 86 «К заявлению прилагаются заверенные надлежащим образом копии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам) воздушных судов»;

6.Отсутствуют сертификаты (свидетельства) членов экипажей воздушных судов и лиц инженерно-технического персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении заявленных видов работ -нарушение абз. 6, части 5, статьи II ФАП 249, пункта 18 Административного регламента № 86 «К заявлению прилагаются заверенные надлежащим образом копии сертификатов (свидетельств) членов экипажей воздушных судов и лиц инженерно-технического персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении заявленных видов работ»;

7.Согласно базе данных информационной системы воздушного транспорта ФГИС «Реестр авиационного персонала»: - заявленные на осуществление авиационных работ пилоты:

-ФИО1 имеет свидетельство пилота СВС UPL № 001973 от 18.04.2014. Срок действия истек 21.03.2016,

-ФИО4 3. имеет свидетельство пилота СВС UPL № 000898 от 18.07.2013. Срок действия истек 28.06.2015,

что является нарушением абз. 6, части 5, статьи II ФАП 249, части 2.4.1. части Раздела II ФАП-128 «Каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 147*(3), и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.

8. В заявлении не представлена информация (фамилия, имя отчество, а также квалификация и виды работ, выполнение которых разрешено квалификационными отметками), на должности, установленные в РПП - нарушение абз. 8, части 4, статьи II ФАП 249 и требования к РПП, установленные в ФАП-128 (п. 4.10. ФАП-128) «К заявлению прилагаются заверенные надлежащим образом копии сертификатов (свидетельств) членов экипажей воздушных судов и лиц инженерно-технического персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении заявленных видов работ»;

Данные нарушения, установленные специалистами С(Я) МТУ Росавиации, занесены в лист согласования и представлены суду с материалами дела.

В рассматриваемом случае предпринимателем не опровергнуты установленные Управлением в ходе проверки и подтвержденные материалами дела в ходе судебного разбирательства обстоятельства, связанные с нарушением требований воздушного законодательства Российской Федерации и сертификационных требований к юридическим лицам, выполняющим авиационные работы.

Доказательств, свидетельствующих об устранении предпринимателем на дату принятия оспариваемого решения недостатков в представленных документах сертификационным требованиям, изложенных в листе согласования, материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу, о законности и обоснованности принятого административным органом решения от 05.12.2019.

Рассмотрев доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения, в части необоснованной ссылки С(Я) МТУ Росавиации на телеграмму Росавиации от 27.09.18 HP 270700 и позицию Федерального агентства воздушного транспорта, изложенной в письме от 04.06.2018 №13689/01, суд приходит к следующему.

Как следует из содержания решения от 05.12.2019 № 03.1528/СЯМТУ, основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой услуги явилось наличие недостатков, изложенных в приложении. Кроме того, в абзаце 3 решения изложено предложение административного органа об исключении из сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ воздушное судно EV-97 RA-0046A. зарегистрированное в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ как ЕЭВС и авиаперсонал, имеющий свидетельства пилота СВС, со ссылкой на телеграмму Росавиации от 27.09.18 HP 270700 и позицию Федерального агентства воздушного транспорта, изложенной в письме от 04.06.2018 №13689/01.

Суд соглашается с позицией заявителя о том, что Воздушным законодательством Российской Федерации не устанавливается запрет на применение единичных экземпляров воздушных судов для целей, отличных от целей авиации общего назначения, в частности для выполнения авиационных работ.

Вместе с тем, из вышеприведенного содержания оспариваемого решения от 05.12.2019 следует, что основанием для отказа в предоставлении услуги послужило именно наличие выявленных в ходе проверки недостатков, а изложенное в абзаце 3 информационное предложение административного органа не повлияло на принятие законного решения, а следовательно, не влечет нарушения прав и интересов предпринимателя.

Суд, также отмечает, что выявленные Управлением недостатки не являются формальными, а непосредственно влияют на обеспечение безопасности полетов, а также создают угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц, и не только из числа возможных участников воздушных перевозок.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судебные расходы распределяются в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Саха (Якутское) межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения от 05.12.2019 № 03.1528/СЯМТУ, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья

Клишина Ю. Ю.