ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-12873/19 от 25.05.2020 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

01 июня 2020 года

Дело № А58-12873/2019

Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2020.

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2020.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Андреева В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновой М.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Городской специализированный дом ребенка" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 30.12.2019 № 01-0/615 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными предписания №17/16-1/11-1900 от 23.10.2019 и пункт 3 представления №17/16-1/11-1901 от 23.10.2019,

при участии представителей заявителя ФИО1 по доверенности, от Министерства ФИО2 по доверенности, ФИО3 по доверенности.

установил:

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Городской специализированный дом ребенка" (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Ответчик, Министерство) с заявлением о признании недействительными в части предписания №17/16-1/11-1900 от 23.10.2019 и пункт 3 представления №17/16-1/11-1901 от 23.10.2019.

Судом установлены следующие обстоятельства.

На основании Приказов Министерства от 05.08.2019 № 01-04/1219 в отношении заявителя была проведена плановая выездная проверка соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) за период 2017-2018 годы.

По результатам проведенной проверки был составлен акт от 11.09.2019, из содержания которого следует, что Учреждением были допущены нарушения на общую сумму 95 029 349,23 рублей, в том числе финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств - 11 271 842,04 руб., из них:

- нецелевое использование бюджетных средств - 859 840,53 руб.;

- неправомерное расходование бюджетных средств - 1 442 651,51 руб.

- другие нарушения при расходовании бюджетных средств - 8 969 350,00 руб.,

Кроме того, установлены нарушения по ведению бухгалтерского учета - 83 757 507,19 руб.

В составе данных нарушений было указано, что Учреждение в нарушение пунктов 11 и 20 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 370 от 13.10.2015 (далее - Порядок) Учреждение допустило нецелевое расходование средств субсидии в размере 859 840,53 рублей, в том числе оплаты за услуги по перевозке пассажиров (такси) в размере 112 080 рублей и оплаты за отопление и электроэнергию гаража, не закрепленного на праве оперативного управления за учреждением в размере 741 246,14 рублей.

23.10.2019 с целью устранения выявленных нарушений Министерством в отношении Учреждения были составлены и выданы:

- предписание № 17/16-1/11-1900, в соответствии с которым на заявителя были возложены обязанность восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) нецелевое использование бюджетных средств в размере 853 326,14 руб.;

- представление № 17/16-1/11-1901, в соответствии с которым на заявителя было возложено обязанность не допускать случаев нецелевого расходования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в виде оплаты за услуги по перевозке пассажиров (такси); оплаты за отопление и электроэнергию гаража, не закрепленного на праве оперативного управления за учреждением (пункт 3 представления).

Заявитель, не согласившись с представлением и предписанием в указанной части обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

В представленном отзыве Министерство отклонило требования заявителя, указав проверкой установлено, что Учреждением из средств полученной субсидии на выполнение государственного задания были произведены расходы не связанные с исполнением данной услуги.

В частности, установлено и не оспаривается заявителем, что Учреждением были заключены договора с индивидуальным предпринимателем ФИО4 на оказание услуг по перевозке пассажиров (такси) от 01.01.2017 и 01.01.2018.

Всего Учреждением за счет средств государственного задания приняты и оплачены
расходы за перевозку работников Учреждения с адресов, указанных в заявке до рабочего места на такси за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составили 112 080,00 рублей, в том числе:

-за 2017 г.-29350,00 руб.;

-за 2018 г.- 82730,00 руб.

Данные расходы были оценены Министерством как нецелевое расходование бюджетных средств, поскольку расходы по обеспечению выполнения работниками возложенных на них обязанностей не являются расходами, непосредственно связанными с оказанием государственных услуг.

Проверкой также было установлено, что Учреждение произвело не целевое использование средств субсидии на содержание имущества (гаража) которое не было за ним закреплено на вещном праве, а факт пользования указанным имуществом на основании договора временного содержания объекта «Городской специализированный дом ребенка на 150 коек в г. Якутске» б/н от 24.12.2015, заключенного между заявителем и государственным казенным учреждением «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия), не может являться правовым основанием для произведения указанных бюджетных расходов, так как не соответствует требованиям пунктам 11 и 20 Порядка.

Министерством также было указано, что по данным фактам нецелевого использования бюджетных средств Учреждение было привлечено к административной ответственности предусмотренной 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за 2017 год (Постановление от 26.09.2019 по делу № 1/15.14-2019/571 от 18.09.2019) и за 2018 год (Постановление от 26.09.2019 по делу № 1/15.14-2019/573 от 18.09.2019).

Законность указанных Постановлений была подтверждена судебными актами Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (дело № А58-10741/2019 и А58-10739/19) соответственно.

Кроме того, к административной ответственности предусмотренной 15.14 Кодекса об административных правонарушениях по указанным эпизодам был привлечен руководитель Учреждения. Обоснованность данного привлечения руководителя к административной ответственности была подтверждена Решениями Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06.11.2019 по делу № 12-1910/2019 и от 05.12.2019 по делу №12-1909/2019.

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 11 часов 30 минут 20.05.2020 до 11 часов 00 минут 25.05.2020. После судебного перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе суда, с участием представителей сторон.

Представителем заявителя в качестве доказательств относимости расходов за услуги такси к транспортным расходам представлена оборотно-сальдовая ведомость по счету 18.01 за 2018 год и пояснительная записка к отчету, которые приобщены к материалам дела. Министерство представило дополнение к отзыву в котором поддержало ранее выраженную правовую позицию по делу.

Суд, рассмотрев представленные материалы дела, изучив мнения лиц, участвующих при рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Министерство, являясь органом внутреннего финансового контроля, наделено полномочиями по составлению и выдаче представлений и предписаний объектам контроля в ходе осуществления контрольных мероприятий.

Статьей 67 Закон Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" установлено, что бюджетные меры принуждения применяются Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и финансовыми органами муниципальных образований в соответствии с главами 29, 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 1).

Порядок исполнения решений о применении бюджетных мер принуждения устанавливается соответственно Министерством финансов Республики Саха (Якутия), финансовыми органами муниципальных образований (ч. 2).

Проверка в отношении Учреждения проведена в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных полномочий, что не оспаривается Учреждением.

Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу статьи 34 БК РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (принцип эффективности использования бюджетных средств).

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата (п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) - это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Таким образом, признаками бюджетного правонарушения являются его противоправность - правонарушитель совершает деяние, противоречащее предписаниям норм бюджетного законодательства, нарушает их; виновность; наличие вреда, причиненного данным деянием; наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим в результате его вредными последствиями; наличие юридической ответственности за его совершение.

Статьей 69.1 БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе на: предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания; оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам.

Статьей 69.2 БК РФ установлено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (ч. 3).

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ (ч. 4).

Суд считает, что на указанное финансирование распространяются общие правила квалификации нецелевого использования средств и порядка применения мер принуждения.

Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1).

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Учитывая, что использование полученных Учреждением государственных средств на выполнение государственного задания, с целью финансирования расходов по оплате проезда работников заявителя в такси, а также содержания имущества, не принадлежащего Учреждению на вещном праве, является неправомерным, суд находит выводы Министерства о том, что использование государственных средств полученных в рамках финансирования данных услуг, как нецелевое использование бюджетных средств является обоснованным.

Доводы Учреждения о том, что расходы на оплату проезда работников посредством услуг такси необоснованно квалифицированы Министерством как нецелевые, поскольку они являются транспортными расходами Учреждения, отклоняются судом в силу следующего.

Из содержания заключенных между Учреждением и Индивидуальным предпринимателем ФИО4 договоров оказания транспортных услуг невозможно установить, что данные расходы Учреждения связаны непосредственно с выполнением государственного задания.

Принятые индивидуальным предпринимателем обязательства по данным договорам определяют организовывать круглосуточное выполнение пассажирских перевозок (такси) на основании заявок Учреждения.

Таким образом, доводы заявителя о том, что указанные расходы по оплате проезда в такси связаны с необходимостью доставки на рабочее место поваров, не подтвержден документально.

При этом, в отсутствие указания в трудовых договорах с указанными работниками такого способа доставки на рабочее место, расходы по обеспечению выполнения работниками возложенных на них обязанностей обосновано были признаны не связанными с оказанием государственных услуг.

Постановлением Правительства РС(Я) от 13.10.2015 N 370 (ред. от 16.03.2020) утвержден Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания.

В соответствии с пунктом 2 Порядка государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения Республики Саха (Якутия), с учетом предложений государственного учреждения Республики Саха (Якутия), касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей государственного учреждения Республики Саха (Якутия) по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году.

Государственное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе в рамках государственного задания, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, порядок контроля за исполнением государственного задания и требования к отчетности о выполнении государственного задания (Пункт 3 Порядка).

При определении базового норматива затрат применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), в том числе постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 г. N 218 "О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 г. N 219 "О нормативных расходах на содержание органов государственной власти Республики Саха (Якутия)", а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере (далее - стандарты услуги) (пункт 17 Порядка).

Пункт 20 Порядка определяет, что за счет средств субсидии могут быть отнесены затраты на оказание государственной услуги в отношении имущества учреждения, используемого в том числе на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования, для выполнения государственного задания и общехозяйственных нужд (далее - имущество, необходимое для выполнения государственного задания).

Вместе с тем, проверкой установлено и не оспаривается заявителем, что за счет средств субсидии производились расходы по эксплуатации гаража, который не находится на вещном праве у Учреждения, а также не используется заявителем на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования.

Довод заявителя о том, что поскольку указанное имущество фактически эксплуатируется учреждением на основании договора временного содержания от 24.12.2015, заключенного между государственным казенным учреждением «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия) и заявителем, расходы по его содержанию могут быть отнесены к расходам на выполнение государственного задания судом отклоняется, поскольку Порядок не предусматривает такой формы пользования при отнесении бюджетных расходов.

Кроме того, поскольку вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Республики Саха(Якутия) (дело № А58-10741/2019 и А58-10739/19) доводы заявителя о незаконности выводов Министерства о нецелевом использование бюджетных средств по указанным основаниям были признаны не состоятельными, а Решениями Якутского городского суда Республики Саха(Якутия) от 06.11.2019 по делу №12-1910/2019 и от 05.12.2019 по делу №12-1909/2019 были отклонены доводы руководителя Учреждения об отсутствии в оспариваемых учреждением действиях состава административного правонарушения предусмотренного 15.14 Кодекса об административных правонарушениях, в силу требований статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы Учреждения суд признает необоснованными.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат отказу в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

В.А. Андреев