Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск 21 июля 2022 года | Дело № А58-129/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2022
Мотивированное решение изготовлено 21.07.2022
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ВентиляцияСтройСервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным пункта 7 протокола № Р-11/21 от 02.03.2021, обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в деле Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>), привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,
с участием в судебном заседании представителя Окружной администрации города Якутска –ФИО1, по доверенности от 29.12.2021 №368, выданной сроком до 31.12.2022, Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска – ФИО1, по доверенности от 17.01.2022 № 1, выданной сроком до 31.12.2022;
в отсутствие представителей заявителя, извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ВентиляцияСтройСервис» (далее – заявитель, общество, ООО «ВентиляцияСтройСервис») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение от 22.03.2022), к Окружной администрации города Якутска (далее заинтересованное лицо, Администрация)о признании незаконным пункта 7 Протокола заседания рабочей группы по разработке внесению изменений в проекты планировки и проекты межевания территорий кварталов и садово-огороднических товариществ на территории городского округа «горд Якутск» № Р-11/21 от 02.03.2021 в отношении прирезки к земельному участку с кадастровым номером 14:36:107049:578, по адресу: <...>, общей площадью 692 кв.м. Ориентировочная площадь прирезки 400 кв.м и обязании устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка, присоединяемого к земельному участку с кадастровым номером 14:36:107049:578 в части перевода из зоны Л1 в зону Ж-2А в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>).
В судебном заседании представитель Окружной администрации города Якутска требования не признал, поддержал доводы отзыва и дополнений к нему.
Третье лицо поддержало позицию Администрации.
В судебное заседание заявитель явку представителя не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке ст.156, 200 АПК РФ в отсутствии представителя заявителя.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на него, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО «ВентиляцияСтройСервис» является собственником земельного участка, категории земель земли населенных пунктов, разрешенное использование под жилую застройку общей площадью 692 кв.м с кадастровым номером 14:36:107049:578, расположенного по адресу <...>. Согласно доводам заявителя, на указанном земельном участке расположен гараж, при этом данный объект недвижимости частично выходит за пределы земельного участка. Согласно генерального плана города Якутска, как сам земельный участок, так и часть земли за пределами участка, которую занимает гараж находятся в зоне Ж-2А. При этом согласно Правилам землепользования и Проекта межевания территорий, земля за границами земельного участка находится в зоне Л-1, таким образом, Правила землепользования и Проект межевания территорий противоречат основному документу -Генеральному плану города Якутска. В связи с указанными противоречиями, ООО «ВентиляцияСтройСервис» обращалось в Администрацию с заявлением о приведение в соответствии с генеральным планом Правил землепользования, на что был получен отказ. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-6393/2018 требования были удовлетворены и отказ был признан незаконным. В последствии Ответчик внес изменения в Правила землепользования, в отношении прилегающей территории к участку с кадастровым номером 14:36:107049:578, при этом изменения в Проект межевания территорий не вносились.
30.01.2020 ООО «ВентиляцияСтройСервис» обратилось в Управление Архитектуры и градостроительства с заявлением о возможности внесения изменений в ПМТ в части земельного участка с кадастровым номером 14:36:107049:578, расположенного по адресу <...>, вид изменения – перераспределение (л.д.9).
02.03.2021 протоколом заседания рабочей группы №Р-11/2021 Обществу отказано, УМК ОА г.Якутска провести внеплановую проверку и составить акт обследования земельного участка 14:36:107049:578 (пункт 7).
Указанный протокол был получен представителем Истца по электронной почте 12.10.2021.
Общество полагая, что незаконным отказом рабочей группы, Заявитель был лишен права на увеличение площади земельного участка, чем нарушаются его права и законные интересы, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно положениям части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий, служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения возложена на орган, который приняли акт, решение; факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов должно доказать лицо, обратившееся в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 ГрК РФ).
На основании части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Проект планировки территории и проект межевания территории положениями части 4 статьи 41 ГрК РФ отнесены к документации по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Частью 2 указанной статьи ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (часть 3 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются:
1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
5) границы публичных сервитутов.
В соответствии с частью 8 статьи 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 ГрК РФ).
В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой.
В случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: 1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; 2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса; 3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); 4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); 5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
На основании части 1.2 статьи 45 ГрК РФ в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных ли на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа установлены в статье 46 ГрК РФ. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 ГрК РФ. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 ГрК РФ, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 ГрК РФ. Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Согласно части 21 статьи 45 ГрК РФ внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
В силу положений части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Кодекса, содержание которой приведено выше. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается (часть 13.1 ГрК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1591 утверждены Правила внесения изменений в документацию по планировке территории, указанную в части 18 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению (далее - Правила N 1591).
Внесение изменений в документацию по планировке территории осуществляется применительно к основной части проекта планировки территории и (или) основной части проекта межевания территории (п. 2 Правил N 1591).
Согласно п. 4 Правил N 1591 внесение изменений в проект межевания территории осуществляется в целях:
а) изменения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
б) установления, изменения, отмены красных линий;
в) изменения перечня образуемых земельных участков, в том числе возможных способов их образования, и сведений о площади таких земельных участков в случае, если площадь земельного участка, полученная в результате выполнения кадастровых работ, отличается от площади земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории, более чем на 10%;
г) изменения вида разрешенного использования земельного участка;
д) изменения сведений о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащих перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН;
е) изменения линий отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
ж) исправления технических ошибок (описок, опечаток и иных).
Согласно п. 5 Правил N 1591 решение о подготовке изменений в документацию по планировке территории принимается и подготовка таких изменений обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, которыми обеспечивалась подготовка такой документации по планировке территории (далее - инициатор).
Согласно п. 6 Правил N 1591 решение об утверждении изменений в документацию по планировке территории принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на утверждение документации по планировке территории в соответствии с ч. 2 ст. 45 ГрК РФ (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 7 Правил N 1591, в случае если согласование изменений в документацию по планировке территории является обязательным в соответствии с законодательством РФ, такие изменения после завершения их подготовки направляются инициатором на согласование в органы государственной власти, органы местного самоуправления, главе поселения, городского округа, владельцам автомобильных дорог (далее - согласующие органы, владельцы автомобильных дорог), указанным в п. 13 Правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2017 N 884 (далее - Правила N 884).
В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление изменений на согласование в соответствии с пп. "в" и "е" п. 13 Правил N 884 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 884 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласующие органы, владельцы автомобильных дорог обеспечивают рассмотрение представленных на согласование изменений в документацию по планировке территории в течение 30 календарных дней со дня их получения и уведомляют в письменной форме о результатах согласования инициатора (п. 8 Правил N 1591).
В случае если согласующими органами, владельцами автомобильных дорог по истечении 30 календарных дней со дня направления изменений в документацию по планировке территории в соответствии с п. 7 Правил N 1591 не представлено уведомление о результатах рассмотрения изменений в документацию по планировке территории, такие изменения считаются согласованными (п. 9 Правил N 1591).
В соответствии с п. 10 Правил N 1591 для внесения изменений в документацию по планировке территории инициатор направляет в уполномоченный орган заявление, в котором указывается следующая информация:
а) вид документации по планировке территории, в которую вносятся изменения;
б) реквизиты (номер и дата) решения об утверждении документации по планировке территории;
в) мотивированное обоснование необходимости внесения изменений в документацию по планировке территории.
К указанному заявлению прилагаются (п. 11 Правил N 1591):
а) изменения в документацию по планировке территории;
б) обоснование изменений в документацию по планировке территории, представляемые в виде графической части и пояснительной записки;
в) материалы и результаты инженерных изысканий, используемые при подготовке изменений в документацию по планировке территории;
г) уведомления согласующих органов, владельцев автомобильных дорог, подтверждающие согласование изменений в документацию по планировке территории, в случае если согласование таких изменений является обязательным в соответствии с законодательством РФ. Уполномоченный орган не вправе требовать от инициатора уведомления о результатах согласования согласующих органов, владельцев автомобильных дорог, если такими органами, владельцами по истечении 30 календарных дней со дня получения изменений в документацию по планировке территории инициатору не предоставлено такое уведомление.
Согласно п. 12 Правил N 1591 материалы, указанные в пп. "а" - "в" п. 11 Правил N 1591, направляются инициатором в уполномоченный орган на бумажном носителе в сброшюрованном и прошитом виде в 2 экземплярах, а также на электронном носителе в одном экземпляре для хранения в архиве уполномоченного органа. Материалы, указанные в пп. "а" и "б" п. 11 Правил N 1591, направляются в уполномоченный орган на электронном носителе в количестве экземпляров, равном количеству поселений, городских округов, применительно к документации по планировке территории которых осуществлялась подготовка изменений, и субъектов РФ, осуществляющих ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в которых такие материалы подлежат размещению.
Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня получения заявления проверяет их комплектность и соответствие требованиям, указанным в ч. 10 ст. 45 ГрК РФ, и по результатам такой проверки принимает решение об утверждении изменений в документацию по планировке территории либо отклоняет такие изменения и направляет их на доработку (п. 13 Правил N 1591).
Уполномоченный орган отклоняет изменения в документацию по планировке территории и направляет их на доработку в случае, если:
а) в заявлении о внесении изменений в документацию по планировке территории отсутствует информация, предусмотренная п. 10 Правил N 1591;
б) инициатором не представлены документы, предусмотренные п. 11 Правил N 1591;
в) изменения в документацию по планировке территории не соответствуют требованиям, указанным в ч. 10 ст. 45 ГрК РФ. В случае отклонения изменений в документацию по планировке территории и направления их на доработку такие изменения подлежат повторному согласованию с согласующими органами, владельцами автомобильных дорог только в части доработанных изменений (п. п. 14, 15 Правил N 1591).
В соответствии с п. 16 Правил N 1591 в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об утверждении изменений в документацию по планировке территории уполномоченный орган уведомляет о принятом решении инициатора и направляет ему один экземпляр изменений в документацию по планировке территории на бумажном носителе с отметкой уполномоченного органа об утверждении изменений в документацию по планировке территории на месте прошивки с приложением копии решения уполномоченного органа. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об утверждении изменений в документацию по планировке территории направляет копию такого решения в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в которых решение об утверждении изменений в документацию по планировке территории подлежит размещению, а также в орган регистрации прав в случае, если изменения внесены в проект межевания территории.
В течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об утверждении изменений в документацию по планировке территории уполномоченный орган уведомляет о таком решении главу поселения, главу городского округа, применительно к документации по планировке территории которых принято такое решение, с приложением копии указанного решения.
Изменения в документацию по планировке территории, инициатором которых является уполномоченный орган, утверждаются таким уполномоченным органом после их согласования в соответствии с п. 7 Правил N 1591.
В случае если согласование изменений в документацию по планировке территории, инициатором которых является уполномоченный орган, в соответствии с законодательством РФ не требуется, такие изменения утверждаются уполномоченным органом после их подготовки (п. 17 Правил N 1591).
Как следует из правовой позиции заявителя, незаконным отказом рабочей группы по внесению изменений в проекты планировки и проекты межевания территорий кварталов и садово-огороднических товариществ на территории городского округа «горд Якутск» № Р-11/21 от 02.03.2021 в отношении прирезки к земельному участку с кадастровым номером 14:36:107049:578, Заявитель был лишен права на увеличение площади земельного участка.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом избираемый истцом способ защиты нарушенного права должен обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа Департамента на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу положений статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается; существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (части 1, 2).
Основания перераспределения земельных участков установлены пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Согласно указанной норме перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо установить наличие одновременно трех условий:
1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
Установление оснований для перераспределения, то есть наличие предусмотренных в подпункте 2 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, является необходимым для решения вопроса о возможности перераспределения спорных земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса обстоятельств.
Исходя из смысла пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктами 2 - 13, подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении указанного соглашения на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 данного Кодекса
Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Приведенный правовой подход соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.10.2018 № 303-ЭС18-3686 по делу № А73- 8476/2017, и нашел свое отражение в пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Таким образом, обращаясь с заявлением о перераспределении земель в порядке пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, заявитель должен подтвердить наличие одного из оснований, приведенных в данной норме, как цели такого перераспределения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что заявитель в спорный период за предоставлением муниципальной услугой о перераспределении земель не обращался, что заявителем не опровергнуто. Доказательств того, что в предоставлении данной услугой ему было отказано по изложенным основаниям (необходимость внесения изменения в ПМТ) не имеется. Таким образом, суд приходит к выводу, что в настоящем случае проверка необходимых условий Департаментом не произведена, тогда как решение об отказе в перераспределении обосновывается подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29.ЗК РФ.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив, что требования заявителя направлены на оспаривание отказа рабочей группы по внесению изменений в проекты планировки и проекты межевания территорий кварталов и садово-огороднических товариществ на территории городского округа «город Якутск», изложенного в протоколе № Р-11/21 от 02.03.2021, суд приходит к выводу, что из представленных суду доказательств не следует, что данным отказом нарушены права и законные интересы в сфере экономической и предпринимательской деятельности (заявителем проигнорированы предложения суда представить доказательства нарушения прав общества как субъекта предпринимательской деятельности оспариваемым отказом); заявителем не представлено доказательств того, что отмена оспариваемого отказа приведет к восстановлению каких-либо прав и интересов Общества.
Таким образом, поскольку несоответствия оспариваемого обществом отказа действующему нормативному регулированию порядка изменения проекта межевания территории не имеется, и также не установлено нарушения указанным отказом прав и законных интересов заявителя, то в удовлетворении заявления обществу суд отказывает.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «ВентиляцияСтройСервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья | Клишина Ю. Ю. |