ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1318/08 от 19.03.2008 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-1318/08

резолютивная часть оглашена 19.03.08

полный текст изготовлен 20.03.2008

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)   в лице судьи Григорьевой В.Э.,

при участии в деле Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) (Управление), индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Константинова Семена Григорьевича (Предприниматель),

и в присутствии представителя Управления Делахова К.А., Константинова Семена Григорьевича

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления о привлечении Предпринимателя к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях, в связи с установлением в ходе проверки нарушения лицензионных условий.

Предприниматель с заявленным требованием не согласен, считает факты нарушения законодательства не доказанными и не установленными.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса

Константинов С.Г. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрирован в этом качестве 3 апреля 2007 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия).

Предприниматель имеет лицензию рег№ АСС-14-031447 от 16.07.2007 года со сроком действия с 18.07.2007 по 17.07.2012, вид деятельности «перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек».

28 февраля 2008 года приказом Управления №125 назначена внеплановая проверка Предпринимателя.

По результатам проверки составлен акт №12-лиц от 4 марта 2008 года. Согласно акту проверкой установлено, 14.02.2008 года в 8 часов 40 минут неустановленный водитель не пропустил пешехода на регулируемом пешеходном переходе, совершил наезд на гражданку Винокурову Л.А. и оставил место ДТП, участником которого являлся. 21 февраля 2008 года постановлением мирового судьи Бабаев Сорбижон признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.27 ч.2 КоАП России. У водителя Бабаева С, работающего по календарно пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) за рулем превышает 8 часов, составляет 10 часов в феврале 2008 года. Продолжительность рабочего времени в неделю составила 50 и 60 часов.

С актом проверки Предприниматель ознакомлен, экземпляр акта ему вручен под роспись.

4 марта 2008 года составлен протокол №36 об административном правонарушении.

6 марта 2008 года Управление обратилось в арбитражный суд по месту нахождения Предпринимателя с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно материалам дела Управлением в ходе проверки установлено:

в нарушение раздела 3.4. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 9.03.1995 года №27 не обеспечена профессиональная надежность наемного водителя Бабаева С.,

в нарушение статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» водитель работал на регулярных городских автобусных маршрутах 10 часов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В материалах административного контроля, заявлении о привлечении к ответственности не указано в каких действиях (бездействии) Предпринимателя выразилось необеспечение профессиональной надежности наемного водителя. Представитель Управления в данной части необходимых пояснений не представил. То обстоятельство, что наемный водитель был признан виновным в совершении административного правонарушения сам по себе не свидетельствует о виновности Предпринимателя в административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно имеющимся материалам проверкой установлено, что продолжительность рабочего времени водителя превышает нормальную.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию;

В силу статьи 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Кодексом.

Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

В соответствии с пунктом 4 Положения работодателем утверждаются графики работы (сменности), которыми устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Управлением при проверке продолжительность рабочего времени установлена на основании путевых листов. В деле имеются копии путевых листов с 4.02.2008 по 9.02.2008 и с 12.02.2008 по 20.02.2008. Представитель Управления пояснил, что рабочее время было установлено на основании данных указанных в поле «Время в работе, ч., мин» раздела II «Результаты использования автобуса». Во всех путевых листах указано 10 часов.

При этом в соответствии с пунктом 8 Положения в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Пунктом 9 Положения установлено, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

В соответствии с пунктом 11 Положения при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Таким образом, Положением предусмотрено возможность установления продолжительности ежедневной работы (смены) водителя до и более 10 часов.

Пунктом 15 Положения предусмотрено, что рабочее время водителя состоит из следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Положения время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения).

Согласно пункту 17 Положения при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

В соответствии с пунктом 18 Положения при суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

Предприниматель обоснованность выводов Управления о том, что рабочее время водителя Бабаева С. ежедневно составляло 10 часов, а также что суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов не признает.

Управлением в доказательство совершения правонарушения, выразившегося в нарушении установленных нормативов рабочего времени водителя, представлены копия акта, копии путевых листов, копия журнала регистрации путевых листов, копия протокола об административных правонарушениях. Иных доказательств превышения рабочего времени Управлением не представлено.

Пунктом 2 статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к заявлению о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно частям 8, 9 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются в арбитражный суд в случае, если обстоятельства дела согласно федеральному закону или иному нормативному правовому акту подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию арбитражного суда.

В соответствии с частью 6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа.

Управлением представлена копия протокола об административном правонарушении и копии документов в обоснование заявленных требований. На определение суда Управлением оригинал протокола представлен не был.

Между тем, пунктом 2 статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено представление подлинника протокола об административном правонарушении.

Таким образом, представленная инспекцией копия протокола о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может считаться надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении.

По совокупности изложенных обстоятельств и норм права суд приходит об отказе в привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 206, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности отказать.

Судья В. Григорьева