Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-1328/11
03 мая 2011 года
Арбитражный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Писаревой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Норд-Спецстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании штрафных санкций в размере 5 680 руб., с участием в судебном заседании представителя Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) – ФИО1 по доверенности от 20.09.2010 без номера, в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью «Норд-Спецстрой»,
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (Управление) обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Норд-Спецстрой» (общество) о взыскании штрафных санкций в размере 5 680 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Отзыв на заявление обществом не представлен.
Дело рассматривается в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей общества, извещенных о времени и месте судебного заседания согласно уведомлению № 684285 о вручении 01.04.2011 обществу заказного письма с копией определения суда от 30.03.2011.
Информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 02.03.2011.
Судом установлены обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Норд - Спецстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.08.1999 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) за основным государственным регистрационным номером <***>.
Управлением проведена камеральная проверка общества, по итогам которой составлен акт от 26.07.2010 № 17. Согласно акту проверки от 26.07.2010 № 17 установлено представление неполных и (или) недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период 2007 год. Расхождения выявлены при сверке данных формы АДВ -11 и данных акта выездной налоговой проверки от 13.01.2010 № 13/2 за 2007 год. Пунктом 2, 2.1 акта проверки предложено: привлечь общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996 № 27-ФЗ; в срок до 19.08.2010 представить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год и уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с отметкой о сдаче в территориальном налоговом органе.
Акт проверки с извещением о времени и месте рассмотрения акта (рассмотрение акта назначено на 23.08.2010 в 14 часов 00 минут) направлен в адрес общества почтовой связью 29.07.2010, что подтверждается реестром заказных писем со штампом почтового отделения связи о принятии для отправки.
В назначенный день 23.08.2010 Управлением рассмотрены материалы проверки (в отсутствие представителя общества) и вынесено решение № 9 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Созвездие» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год в виде взыскания штрафа в размере 5 680 руб.
Требованием от 23.08.2010 № 8 ПУ обществу предложено в срок до 11.09.2010 уплатить штраф в размере 5 680 руб.
Решение от 23.08.2010 № 9 и требование от 23.08.2010 № 8 ПУ направлены обществу 21.08.2010.
В установленный срок требование Управления обществом не исполнено, что явилось основанием для обращения Управления с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом согласно статье 1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Общество с ограниченной ответственностью «Норд- Спецстрой» является страхователем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации", а также согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 5 статьи 8, части 2 статьи 12, части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом № 212-ФЗ.
На основании изложенного, учитывая, что проверка проведена Управлением после 01 января 2010 года, применению подлежат положения Федерального закона № 212-ФЗ к спорным правоотношениям в части процедуры проведения проверки.
Согласно статье 34 данного закона камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 № 957н утверждены, в том числе требования к составлению акта камеральной налоговой проверки. Согласно указанным требованиям:
акт камеральной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой (пункт 4);.
вводная часть акта камеральной проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом плательщике страховых взносов и должна содержать, в том числе общие положения, содержащие: дату начала и дату окончания проведения камеральной проверки; перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, на основе которых проведена камеральная проверка (пункт 5);
описательная часть акта камеральной проверки должна содержать, в том числе сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки (пункт 6).
итоговая часть акта камеральной проверки должна содержать: выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с плательщика страховых взносов суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов; предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах; предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений (пункт 7).
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки регулируется статьей 39 Федерального закона № 212-ФЗ, согласно которой акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Пунктом 9 статьи 39 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействий), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Закрепленные в законе положения направлены на соблюдение прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии с актом проверки от 26.07.2010 № 17 установлено предоставление неполных и (или) недостоверных сведений для осуществления индивидуального персонифицированного учета за расчетные периоды 2007 год. Акт содержит указание, что расхождения выявлены при сверке данных АДВ -11 и данных акта выездной налоговой проверки от 13.01.2010 № 13/7 (фактически акт выездной налоговой проверки датируется 20.01.2010).
Между тем, из акта проверки не усматривается, в чем выразилось нарушение, совершенное обществом. В акте не изложены обстоятельства совершения правонарушения, не указано, когда представлены недостоверные сведения, какие конкретные сведения признаны недостоверными, в чем выражается их недостоверность, не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий общества, виновности его в совершении правонарушения. Указания на то что, при сопоставлении каких иных кроме акта № 13/7 выездной налоговой проверки общества от 13.01.2010 документов, представленных обществом, в отношении конкретно каких лиц, Управлением сделан вывод о недостоверности представленных обществом сведений, в акте отсутствуют.
Таким образом, в акте от 26.07.2010 № 17 не описана объективная сторона состава вменяемого правонарушения, событие правонарушения.
Более того, рассмотрев акт проверки от 26.07.2010 № 17, Управление решением от 23.08.2010 № 9 привлекло общество с ограниченной ответственностью «Норд- Спецстрой» к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год, то есть за иное правонарушение, чем указанное в акте проверки от 26.07.2010 № 17.
Поскольку решением от 23.08.2010 № 9 общество привлечено к ответственности именно за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год, а акт проверки от 26.07.2010 № 17 составлен по факту представления недостоверных и (или) неполных сведений за 2007 год страхователь был лишен права знать, в чем его обвиняют, права на представление обоснованных письменных возражений по акту.
В пояснениях без даты и без номера, поступившем в суд 25.03.2011, Управление указало о том, что общество привлечено к ответственности за непредставление в срок, установленный в акте проверки, корректирующих форм индивидуальных сведений.
Довод Управления о том, что общество привлечено ответственности за непредставление корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный (расчетный) период 2007 год, который изложен в пояснении без даты и без номера, поступившем в суд 25.03.2011, подлежит отклонению как не основанный на нормах права, поскольку сроки представления корректирующих сведений не установлены Законом № 27-ФЗ.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, как указывалось выше, регулируется статьей 39 Федерального закона № 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (пункт 2 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ).
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (пункт 8 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ).
Исходя из системного толкования указанных положений материалы камеральной проверки и возражения страхователя на акт проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) Управления путем непосредственного исследования всех имеющихся доказательств при условии обеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки с последующим принятием решения по результатам рассмотрения материалов проверки тем же должностным лицом Управления.
Акт от 26.07.2010 № 17, возражения на него и другие материалы налоговой проверки, по результатам которой вынесено решение, согласно протоколу от 23.08.2010 № 35/10 рассмотрены заместителем начальника Управления ФИО2, которая никакого решения по результатам рассмотрения материалов проверки не принимала.
Вместе с тем, 23.08.2010 вынесено решение № 9, но иным должностным лицом – и.о. заместителя начальника ФИО3, которая не рассматривала материалы проверки.
Таким образом, имеет место нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которое привело к нарушению прав общества.
На основании изложенных обстоятельств дела и приведенных норм права суд приходит к выводу, что Управлением при проведении проверки существенно нарушены требования к проведению проверки, в том числе принципы обоснованности, полноты и комплексности проверки всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, Управлением нарушено право страхователя знакомиться с результатами проведенной налоговой проверки и представлять свои объяснения и возражения по существу установленных обстоятельств, участвовать в рассмотрении материалов проверки. В результате допущенных нарушений не представляется возможным достоверно определить наличие состава правонарушения, соблюдения установленного порядка привлечения к ответственности. Более того, заместитель начальника Управления ФИО2 какого -либо решения по результатам рассмотрения материалов проверки не принимала, а решение № 12 вынесено лицом, которое не рассматривало материалы проверки.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается судом, поскольку государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) выступает в судебном процессе в защиту государственных интересов, следовательно, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе при подаче апелляционной жалобы (пункт 2 раздела II Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139). Таким образом, судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, заявителем не понесены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Норд -Спецстрой» штрафных санкций в размере 5 680 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 215, 216 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия,
в Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда.
Судья Е.Б. Бадлуева