ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1328/16 от 20.07.2016 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, 28, г. Якутск, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

город Якутск                                                                                                Дело №А58-1328/2016

27 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2016 года.

Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рудых В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Садово-огороднического некоммерческого товарищества "Пригород" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 16.03.2016 без номера

к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 14:35:000000:3046, общей площадью 67 450 кв.м. для использования под садоводство и огородничество,

об обязании принять решение о предоставлении земельного участка,

с участием представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: председатель СОНТ - ФИО1, ФИО2 по доверенности от 12.07.2016; от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 17.12.2015 № 85,

с объявлением перерыва в порядке статьи 163 АПК РФ с 10-55 13.07.2016 до 15-20 20.07.2016, после окончания перерыва дело рассмотрено в том же составе суда и с теми же представителями лиц, участвующих в деле,

у с т а н о в и л:

Садово-огородническое некоммерческое товарищество "Пригород" (далее – заявитель, СОНТ «Пригород») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 14:35:000000:3046, общей площадью 67 450 кв.м. для использования под садоводство и огородничество, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка, по основаниям, подробно указанным в заявлении и поддержанным в суде.

Департамент представил отзыв с изложением доводов возражения.

Судом  установлено.

СОНТ «Пригород» зарегистрирован в качестве юридического лица 05.09.2014 за государственным регистрационным номером <***> Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия).

Заявлением от 09.12.2015 вх.№ 320146 СОНТ «Пригород» обратился в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: РС(Я), <...> с кадастровым номером 14:35:000000:3046, общей площадью 67 450кв.м. для использования под садоводство и огородничество. К заявлению приложены: копии Устава, свидетельства, ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт земельного участка, схема, выписки из протоколов, список членов СОНТ.

Департамент, рассмотрев обращение СОНТ «Пригород», письмом от 25.01.2016 № 455-8430/16 сообщило о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по следующим основаниям:

- площадь земельного участка превышает предельный размер, установленный законом (пункта 16 статья 39.16 ЗК РФ);

- не предусмотрено обращение заинтересованных лиц по вопросу предоставления земельного участка в орган местного самоуправления, поскольку в силу пункта 1 статьи 13 ФЗ №66-ФЗ указанные действия отнесены к полномочиям местного самоуправления по обеспечению граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками по их месту жительства, с учетом утвержденного списка нуждающихся граждан; предоставление земельного участка без учета очередности приведет к нарушению прав иных граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка;

- по сведениям ИСОГД № 07-028154 от 21.12.2015 земельный участок не соответствует проекту планировки территории мкр.Марха ГО «город Якутск», утвержденному распоряжением № 1659р от 24.09.2014, проекту межевания территории мкр.Марха ГО «город Якутск», утвержденному распоряжением № 1650р от 24.09.2014, согласно которым испрашиваемый земельный участок попадает под территорию общего пользования.

 СОНТ «Пригород», не согласившись с отказом Департамента, обратился в арбитражный суд с вышеназванным заявлением с соблюдением установленных процессуальных сроков.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на заявителе.

Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137  "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до разграничения государственной собственности на землю, государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности не требуется.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Следовательно, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Департамент осуществляет функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск», в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО «город Якутск» полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

Таким образом, оспариваемый отказ принят Департаментом в пределах полномочий, определенных действующим законодательством.

По настоящему делу спор касается земельного участка, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов», имеющего разрешенное использование «под садоводство и огородничество».

Установлено, что спорный земельный участок расположен в границах микрорайона Марха Городского округа «город Якутск».

С заявлением в Окружную администрацию города Якутска СОНТ «Пригород» о предоставлении спорного земельного участка на праве безвозмездного пользования на срок не более чем на 5 лет, обратился 09.12.2015 за вх.№ 320146, оспариваемый отказ получен 25.01.2016.

Следовательно, проверка законности оспариваемого решения (отказа) Департамента производится судом с учетом норм, подлежащих применению на дату его принятия.

Исследовав представленные материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Основой существования СОНТ является земля, она представляет собой главный объект их хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства) (пункт 1 статьи 18). Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет принцип формирования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на добровольных началах (абзац пятый статьи 1) и относит к компетенции общего собрания членов такого объединения вопросы приема в его члены (п. 4 ст. 18 и пп. 2 п. 1 ст. 21) (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 года № 195-О-О).

С 01.03.2015 года порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан изменен и дифференцирован в зависимости от цели их предоставления (порядок предоставления земельных участков садоводческим и огородническим некоммерческим объединениям отличается от порядка приобретения земельных участков юридическими лицами в целях ведения дачного хозяйства).

Случаи, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование предусмотрены ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов предусматривается только в отношении некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства. При этом предоставление земельного участка осуществляется на праве безвозмездного пользования на период разработки и утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории (пункт 4 статьи 39.10 ЗК РФ). После образования в соответствии с проектом межевания территории садовые земельные участки могут быть приобретены членами указанной некоммерческой организации в собственность или в аренду без проведения торгов (подпункт 3 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 7 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).

Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. При этом в силу закона решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 названного Кодекса.При этом срок действия указанного решения составляет 2 года (п. 14 ст. 39.15 ЗК РФ).

Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для ведения коллективного садоводства, нормы Земельного кодекса РФ подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 №66 "О садоводческих, огороднических  дачных некоммерческих объединениях граждан" (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ).

Предоставление земельных участков для садоводства производится в особом льготном порядке, регламентированном Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления по месту их жительства о предоставлении им земельного участка в указанных целях.

В силу статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

Предельный размер земельного участка, который может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ в целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной вышеуказанным способом.

С учетом вышеизложенных нормы закона, суд приходит к выводу о неправомерности оснований оспариваемого отказа Департамента, за исключением основания отказа по п.16 ст.39.16 ЗК РФ, в связи с превышением предельного размера испрашиваемого спорного земельного участка, установленного федеральным законом, исходя из следующих выводов.

Основания отказа в силу п.1 ст.13 Федерального закона № 66-ФЗ, в виду отсутствия права заявителя (СОНТ) на обращение по вопросу предоставления земельного участка  в орган местного самоуправления не соответствует Конституции РФ.

Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьей 13 Федерального закона № 66-ФЗ предусмотрена лишь процедура определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в соответствии с которой обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками после их обращения является обязанностью органов местного самоуправления, как уполномоченного лица по распоряжению земельными участками, по месту жительства граждан (пункт 1). А обращение граждан, создавших СОНТ на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и огородничества, в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка – это их конституционное право.

При этом приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 г. № 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов в порядке подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса, в безвозмездное пользование, а именно, некоммерческая организация, созданная гражданами для ведения огородничества или садоводства, представляет:

- Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке (в случае если заявитель указал кадастровый номер земельного участка в заявлении);

- Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;

- Выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

Нормативный правовой акт зарегистрирован 27 февраля 2015 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный номер 36258, размещен (опубликован) 28 февраля 2015 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).81.

Таким образом, отмечая конституционный принцип формирования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения исключительно на добровольных началах, суд полагает, что вопреки доводам Департамента о нарушении очередности, об отсутствии у заявителя права на обращение,  список членов СОНТ «Пригород», в количестве 14 членов, из числа граждан уже состоящих в общей и льготной очереди, утвержден органом местного самоуправления протоколом № 08/15 от 05.03.2015 и протоколом № 47/15 от 10.12.2015 в соответствии с требованиями действующего законодательства.  

Согласно протоколу № 08/15 от 05.2015 органом местного самоуправления принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с установлением ориентировочной площади и границ земельного участка, расположенного по адресу: <...> под организацию СОНТ, являющееся основанием для предоставления земельного участка в установленном порядке.

Судом установлено, что, обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка, СОНТ «Пригород» представил все необходимые документы, предусмотренные Земельным Кодексом РФ и Федеральным законом № 66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Спорный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, проект застройки и планировки территорий согласован и утвержден.

Как утверждает Департамент, использованная законодателем в статье 39.10 ЗК РФ формулировка "могут быть предоставлены" предполагает возможность отказа в предоставлении земельных участков лишь в случаях, предусмотренных законом.

Однако, перечисленных в статье 27 ЗК РФ, в которой предусмотрены ограничения оборотоспособности земельных участков, оснований, позволяющих государственному органу отказать в предоставлении земельного участка товариществу не указано.

В связи с чем, суд отклоняет довод Департамента о диспозитивности положения части 2 статьи 39.10 ЗК РФ, предполагающей возможность отказа в предоставлении земельного участка, поскольку указанная норма императивна и указывает на обязанность органа, осуществляющего публичные полномочия, предоставить такому товариществу земельный участок. При этом обязанность органа, осуществляющего публичные полномочия, в данном случае корреспондирует праву заявителя на получение земельного участка в целях реализации прав граждан на ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В данном случае, с заявлением обратилось СОНТ "Пригород" (при том ранее также неоднократно обращалось) в интересах своих членов, для оформления прав на земельный участок с целью завершения процедуры предоставления земельного участка товариществу и для целей последующего завершения процедуры размежевания и оформления прав членов на земельные участки, в последующем и на возведенные строения, для которых разрешение на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не требуется, с целью ведения садоводства в соответствии с Земельным кодексом РФ и Законом № 66-ФЗ, что в целом не противоречит действующему законодательству.

Доводы Департамента о несоответствии проектам планировки и межевания территории  мкр. Марха ГО «город Якутск», утвержденным распоряжениями № 1650р, № 1659р от 24.09.2014 судом отклоняются, поскольку указанные распоряжения являются всего лишь ненормативными правовыми актами. Более того, не исключена возможность в последующем внести соответствующие изменения в установленном порядке. А также как видно, из представленного проекта застройки и планировки территории смежные с испрашиваемым спорным земельным участком, участки вопреки доводам Департамента, фактически уже представлены иным третьим лицам. Данное обстоятельство подтверждают также представители СОНТ.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень оснований об отказе в предоставлении земельного участка.

Статьей 39.16 ЗК РФ установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

При этом как указано выше спорные правоотношения, связанные с предоставлением земельного участка для ведения товариществом садоводства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ.

В силу п. 16 ст. 39.16 ЗК РФ указание в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации площади земельного участка, превышающего предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом, признается основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством сохранен критерий определения площади земельных участков для ведения садоводства и огородничества, предоставляемых соответствующим некоммерческим объединениям в безвозмездное пользование, исходя из количества членов такого объединения, количество членов садоводческого или огороднического некоммерческого объединения является существенным критерием для определения площади земельного участка для его предоставления такому объединению и в соответствии с нормами действующего в настоящее время законодательства.

В рассматриваемом случае, из  материалов дела следует, сторонами не оспаривается, что в составе садоводческого товарищества значится 14 членов, площадь запрашиваемого земельного участка составляет 67 450кв.м., при этом товариществом заявлено о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка исключительно на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации (пп. 11 п. 2 ст. 39.10, ст. 39.14, 39.15 ЗК РФ).

Как было отмечено выше, правовое значение имеет и то, что именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется и площадь земельных участков общего пользования, необходимая для размещения общей инфраструктуры товарищества.

С учетом пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ размер предоставляемого земельного участка не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.

В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

Таким образом, определение предельного размера земельного участка, который может быть предоставлен некоммерческому объединению, зависит непосредственно от количества членов некоммерческого объединения и установленного предельного максимального размера площади земельного участка для ведения дачного хозяйства, а также земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования. В свою очередь, земельные участки, подлежащие отнесению к имуществу общего пользования, определяются исходя из двадцати пяти процентов площади, определенной в отношении всех членов некоммерческого объединения. Т.е. количество членов некоммерческого объединения является существенным критерием для определения, в том числе земельных участков, подлежащих отнесению к общему имуществу.

В обоснование расчета площади земельных участков, СОНТ «Пригород» указывает, что согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) 888-3 №637- IVот 15.12.2010 установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры предоставляемых собственность земельных участков, в отношении земель для садоводства и огородничества – от 0,01 гектара до 0, 25 гектара. При утверждении схемы расположения земельного участка предусматривалось предоставление члену товарищества земельного участка в размере 0,25 гектара.

Возражая против данного довода, Департамент сослался на предельные размеры земельных участков, согласно Правилам землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденным нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 №169-НПА, из которых следует, что минимальная площадь по зоне С-2А составляет 0,06га. Судом возражения Департамента не принимаются во внимание, поскольку предельный максимальный размер земельного участка указанным нормативным правовым актом не установлен.

Вместе с тем, судом исходя из представленных  материалов дела, сделан следующий расчет: 14 (количество членов) х 0,25 га (2500кв.м.)=35000кв.м. + 8750 (25%)=43750кв.м.

Соответственно, для предоставления СОНТ «Пригород» испрашиваемого земельного участка площадью 67 450кв.м. количество членов товарищества примерно должно составлять: 21 чел.(21х2500+52200+13125=65625) или 22 чел.(22х2500=55000+13750=68750).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у Департамента, несмотря на наличие соответствующего пакета документов, отсутствовали правовые основания для предоставления СОНТ «Пригород» земельного участка в испрашиваемом размере, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

При этом суд отмечает, что поскольку в силу п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 названного Кодекса, и срок действия указанного решения составляет 2 года (п. 14 ст. 39.15 ЗК РФ), с учетом согласования предоставления  спорного земельного участка СОНТ «Пригород» - 05.03.2015, у заявителя есть еще время для решения вопроса об размере испрашиваемого земельного участка, либо о включении дополнительно новых членов в СОНТ.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

   Судья                                                                                              Евсеева Е. А