Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-1337/10
г.Якутск 26.04.2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23.04.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 26.04.2010 г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Терских В. С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Саха-Корейского совместного предприятия по добыче угля общества с ограниченной ответственностью «Эрэл»
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 02.02.2010 г. №9,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности,
от ответчика: не явились, извещены,
установил:
Саха-Корейское совместное предприятие по добыче угля общество с ограниченной ответственностью «Эрэл» (далее – ООО СП «Эрэл») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) (далее Управление, административный орган) об отмене постановления от 02.02.2010 г. №9 о назначении административного наказания.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на п.2.14 Положения Центробанка России №258-П от 01.06.2004 г., в соответствии с которым банк возвращает резиденту один экземпляр справок, в случае, если представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных настоящим Положением.
В дополнении к заявлению ООО СП «Эрэл» полагает, что отсутствие в графе 8 справки о подтверждающих документах символа «*» является недостатком заполнения формы учета по валютным операциям, а не нарушением установленного порядка представления формы учета по валютным операциям. Следовательно, делает вывод заявитель, отсутствие символа «*» в графе 8 справки о подтверждающих документах не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Также заявитель в дополнении от 22.03.2010 г. указывает, что даже если бы отсутствие в графе 8 справки о подтверждающих документах символа «*» и образовывало бы объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то в силу отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, ООО СП «Эрэл» следует освободить от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.
Управление с заявлением не согласно и просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В своем отзыве административный орган ссылается на нарушение ООО СП «Эрэл» порядка заполнения справки о подтверждающих документах, а также на то, что ответственность по заполнению справки о подтверждающих документах лежит на заявителе.
В отзыве на дополнение к заявлению Управление полагает, что ссылка заявителя на судебные акты федеральных арбитражных судов округов, в которых идет указание на неправильное заполнение справки о валютных операциях, не имеет под собой основания. Также административный орган полагает, что положения статьи 2.9 КоАП РФ – малозначительность, в правонарушению, предусмотренному частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, применены быть не могут.
Заявителем представлено уточнение, в котором ООО СП «Эрэл» в уточнение заявленного требования просит признать незаконным и отменить постановление №9 от 02 февраля 2010 г. о назначении административного наказания.
Уточнение требований судом принято.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, ходатайств и заявлений от ответчика не поступало. О месте и времени судебного разбирательства Управление извещено надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителя Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия).
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ООО СП «Эрэл» оформило паспорт сделки №08060002/1481/1769/1769/1/0 от 02.06.2008 г. в Нерюнгринском отделении №8155 Сбербанка РФ по контракту от 12.07.2006 г. №RU/31469245/00053, заключенному с компанией «Гленкор Интернэшнл АГ» (Швейцария).
03.12.2009 г. и.о. начальника отдела валютного контроля Управления вынесено определение о возбуждении в отношении ООО СП «Эрэл» дела об административном правонарушении №98-09/96, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
Также 03.12.2009 г. должностным лицом Управления вынесено определение об истребовании у ООО СП «Эрэл» сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Письмом от 21.12.2009 г. №16-021-1-09/1336 Управление известило ООО СП «Эрэл» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по делу №98-09/96, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
30.12.2009 г. составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО СП «Эрэл».
В протоколе указано следующее.
ООО СП «Эрэл» оформило грузовые таможенные декларации по экспорту товаров №10701020/040309/0000043 на сумму 662 551,47 долларов США, №10701020/040309/0000044 на сумму 133 820,07 долларов США. По данным ГТД ООО СП «Эрэл» в уполномоченный банк была предоставлена справка о подтверждающих документах от 05.03.2009 г.
ООО СП «Эрэл» произвело корректировку стоимости товаров:
- по ГТД №10701020/040309/0000043 на сумму 581 386,78 долларов США;
- по ГТД №10701020/040309/0000044 на сумму 117 426,69 долларов США.
ООО СП «Эрэл» в уполномоченный банк по паспорту сделки №08060002/1481/1769/1/0 была представлена справка о подтверждающих документах от 14.05.2009 г. по откорректированным ГТД №10701020/040309/0000043 на сумму 581 386,78 долларов США, №10701020/040309/0000044 на сумму 117 426,69 долларов США.
ООО СП «Эрэл» заполнило справку о подтверждающих документах от 14.05.2009 г. по откорректированным ГТД №10701020/040309/0000043 на сумму 581 386,78 долларов США, №10701020/040309/0000044 на сумму 117 426,69 долларов США с несоблюдением установленного Положением Центробанка России от 01.06.2004 г. №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» порядка, а именно, в графе 8 справки от 14.05.2009 г. не проставлен символ «*», данный символ проставляется при корректировке фактурной стоимости.
Административным органом сделан вывод о нарушении ООО СП «Эрэл» порядка заполнения справки о подтверждающих документах, утвержденного Положением Центробанка России от 01.06.2004 г. №258-П.
Действия ООО СП «Эрэл» квалифицированы как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Определением о вызове лиц от 31.12.2009 г., определением от 31.12.2009 г. о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган известил ООО СП «Эрэл» о рассмотрении дела об административном правонарушении 14.01.2010 г. в 10 час. 00 мин.
14.01.2010 г. Управление, установив отсутствие доказательств извещения ООО СП «Эрэл» о рассмотрении дела 14.01.2010 г., отложило рассмотрение дела об административном правонарушении №989-09/96 на 02.02.2010 г. в 10 час. 00 мин.
Постановлением от 02.02.2010 г., вынесенным руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РС(Я), ООО СП «Эрэл» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО СП «Эрэл» в суд с заявлением об оспаривании постановления.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, подтверждены пунктом 80 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктом 2 статьи 22 Федерального Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278, приказом Росфиннадзора от 17.11.2004 г. №102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях».
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьей 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса, от имени органов валютного надзора вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом.
В силу части 2 статьи 25.1 и части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении ООО СП «Эрэл» было извещено, что подтверждается извещением от 21.12.2009 г. №16-021-1-09/1376, почтовым уведомлением (л.д.49), определением от 14.01.2010 г. об отложении рассмотрения дела, почтовым уведомлением №677000 22 33022 6 (л.д.60-63).
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования было направлено ООО СП «Эрэл» и получено обществом 09.12.2009 г., что подтверждается уведомлением о вручении (л.д.48).
Годичный срок для привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства, не пропущен.
Таким образом, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении суд не усматривает.
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 данного Закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.
При этом издаваемые Центральным банком Российской Федерации акты органов валютного регулирования, обязательны для резидентов и нерезидентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ).
Указанием ЦБР №1950-У от 10.12.2007 «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» установлены формы учета по валютным операциям для резидентов, к которым отнесена справка о подтверждающих документах.
Согласно п. 2.1. Положения Банка России № 258-П от 01.06.2004 «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций по внешнеторговым сделкам и осуществлением уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В соответствии с п. 2.2, названного Положения резидент представляет в уполномоченный банк подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами Справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к названному Положению
Пунктом 9 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах установлено, что в графе 8 проставляется символ * в случае, если соответствующая строка справки о подтверждающих документах заполнена в соответствии с пунктом 2.16 настоящего Положения на основании документов, подтверждающих изменение стоимости. В иных случаях данная графа не заполняется.
ООО СП «Эрэл» при представлении справки о подтверждающих документах 14.05.2009 г. в графе 8 символ «*» не проставило.
За несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В силу части 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 2.11, 2.12 Положения Банка России № 258-П от 01.06.2004, предусмотрено, что представленные резидентом справки проверяются сотрудником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС предусмотренные настоящим Положением действия по валютному контролю в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС.
В случае надлежащего заполнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС, используемой для целей валютного контроля, зарегистрированной в Банке России.
Один экземпляр справок, а также копии представленных вместе с ними подтверждающих документов или копии банковских выписок помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки.
Второй экземпляр справок и оригиналы подтверждающих документов в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, возвращаются резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.
Однако, в случаях, если представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением установленных Положением требований, а также, если информация, указанная в них, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки, Банк ПС в соответствии с п. 2.14 Положения Банка России № 258-П от 01.06.2004 возвращает резиденту один экземпляр справок, вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с настоящим Положением.
Такие справки и документы возвращаются банком ПС резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.
Второй экземпляр справок с отметкой ответственного лица банка ПС о причине возврата помещается в досье по паспорту сделки.
Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты их получения от банка ПС.
В соответствии с п.8 ст.1 и п.3 ст.22 Федерального закона № 173-ФЗ банк, где оформлен паспорт сделки, - Нерюнгринское отделение №8155 Сбербанка РФ является одновременно уполномоченным банком и агентом валютного контроля в отношении ООО СП «Эрэл».
Согласно п.5 ст.22 Федерального закона № 173-ФЗ органы валютного контроля в пределах своей компетенции и агенты валютного контроля обязаны осуществлять контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.
Положениями пункта 1 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Пунктом 7 ст.23 Федерального закона № 173-ФЗ на агентов валютного контроля и их должностных лиц возложены следующие обязанности:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов (п.12 ст.23 Федерального закона № 173-ФЗ).
Как установлено судом, справка о подтверждающих документах, представленная ООО СП «Эрэл» в уполномоченный банк 15.05.2009 (в установленный законом срок), была проверена на соответствие нормам валютного законодательства и принята валютным контролем банка – уполномоченным на то лицом без замечаний к правильности оформления, что подтверждается отметкой банка и подписью ответственного лица на экземпляре справки о подтверждающих документах, представленной в материалах дела.
Возврат справки о подтверждающих документах в связи с наличием причин, указанных в п. 2.14 Положения № 258-П от 01.06.2004, уполномоченным банком не производился, следовательно, право заявителя на повторное представление справки с устраненными нарушениями в трехдневный срок, предусмотренное Порядком, было нарушено.
Соблюдение Порядка представления заключается не только в правильном отражении информации в Справке и направлении её в банк ПС, но и в строгом соблюдение прав резидента на повторное представление Справки с учетом указаний агента валютного контроля (банка ПС).
Данное обстоятельство имеет существенное значение для определения виновности общества.
Кроме того, и в протоколе об административном правонарушении от 30.12.2009 г., и в оспариваемом постановлении в качестве противоправного деяния ООО СП «Эрэл» вменено нарушение порядка заполнения справки о подтверждающих документах.
При этом, в протоколе об административном правонарушении от 30.12.2009 г. указано, что ООО СП «Эрэл» совершило правонарушение в форме бездействия, за которое установлена административная ответственность ч.6 ст.15.25 КоАП РФ: нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.
В постановлении о назначении административного наказания №9 от 02.02.2010 г. указано на то, что частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранении учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Между тем, нарушения ООО СП «Эрэл» правил оформления паспорта сделки административным органом не установлено и материалами дела не подтверждается.
В нарушение требований ч.2 ст.28.2, п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении административным органом не установлено нарушение ООО СП «Эрэл» порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Между тем, понятие «несоблюдение порядка заполнения справки о подтверждающих документах» не равнозначно понятию «нарушение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям».
В настоящее время административная ответственность за нарушение правил оформления документов установлена только применительно к паспортам сделок, но не к справкам о подтверждающих документах.
Как уже указывалось, из материалов дела следует, что обязанность по предоставлению справки о подтверждающих документах ООО СП «Эрэл» исполнена: справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк 15.05.2009 г.
Неправильное заполнение графы 8 справки о подтверждающих документах не может быть квалифицировано как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям и не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Не проставление в графе 8 в справке о подтверждающих документах символа «*» не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а может расцениваться только как нарушение непосредственно порядка составления указанной справки.
В связи с изложенным доводы Управления подлежат отклонению.
Таким образом, обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством правил и норм, что согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения.
Соответственно, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.
В соответствии с п.1, 2, ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах довод заявителя о малозначительности правонарушения правового значения для разрешения спора не имеет.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) о назначении административного наказания от 02.02.2010 г. №9, вынесенное в г.Якутске, о привлечении Саха-Корейского совместного предприятия по добыче угля ООО «Эрэл» (место нахождения: 678960, <...>, основной государственный регистрационный номер 1021401007484) к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.С.Терских