Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
17 февраля 2017 года | Дело № А58-1351/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2017
Мотивированное решение изготовлено 17.02.2017
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Васильевой А.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Архиповой А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145) от 16.03.2016 № 1062-16 к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о взыскании 355 332 рублей 34 копеек ,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищных отношений» городского округа «Город Якутск», общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гарантия +» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
на судебное заседание явились представители:
от истца: ФИО1 по доверенности;
от ответчика: ФИО2 по доверенности;
от третьего лица ООО УК «Гарантия +»: директор ФИО3 (паспорт);
от третьего лица МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «Город Якутск»: ФИО4, по доверенности;
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Окружной администрации города Якутска о взыскании 355 332 рублей 34 копеек.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.07.2016 принято уменьшение истцом суммы исковых требований до 248 323 руб. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищных отношений» городского округа «Город Якутск».
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13.12.2016 общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гарантия +» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
До судебного заседания от истца поступило заявление об изменении исковых требований от 25.01.2017 г. с приложением писем, акта осмотра.
Представленные документы приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца поддерживает уточнение исковых требований, просит взыскать с ответчика 228 889 руб. 05 коп., в том числе:
<...> – 59 869, 22 руб.
<...> – 12 124, 16 руб.
<...> – 19 228, 87 руб.
<...> – 37 158, 27 руб.
<...> – 29 007, 45 руб.
<...> – 71 501, 08 руб.
за период с сентября 2013 года по декабрь 2015 года, за исключением квартир, находящихся в доме № 5 ул. Воинская. По указанным квартирам расчет произведен до середины сентября 2015 года в связи с пожаром (22.09.2017).
Представитель ответчика и третьих лиц не возражают против принятия уточнения.
Суд определил принять уточнение требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца поддерживает исковые требования.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель муниципального казенного учреждения «Департамент жилищных отношений» городского округа «Город Якутск» дал пояснения.
Представитель общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гарантия +» представила дополнительные документы для приобщения.
Представленные документы приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Из искового заявления и уточнений нему следует, что истец в период с сентября 2013 года по декабрь 2015 года осуществлял поставку тепловой энергии в жилые дома, находящиеся по адресам: <...>, 7.
В материалы дела представлены выписки из реестра муниципальной собственности (т. 1 л.д. 15-20), из которых следует, что в муниципальной собственности ГО «Город Якутск» находятся квартиры, расположенные по адресам:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...> –
<...>.
Истец, указав, что на ответчике, как собственнике спорных квартир, лежит обязанность по оплате коммунальных услуг, обратился в суд с иском о взыскании 228 889 руб. 05 коп.
Ответчик, возражая против исковых требований, указал на то обстоятельство, что часть квартир, расположенных по адресам:
<...>
<...>
<...>
<...>
передана гражданам по договорам социального найма. Следовательно, обязанность по оплате коммунальных услуг должна быть возложена на нанимателей.
Третье лицо в отзыве также не согласилось с требованием истца о взыскании задолженности по адресам: <...>, д. 5, кв. 6, д. 6, корп. 1, кв. 3, ул. Воинская, д. 7, корп. 4, кв. 13. Считает, что по указанным жилым помещениям Окружная администрация города Якутска является ненадлежащим ответчиком, так как обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии со ст. 153 ЖК РФ лежит на нанимателях.
Суд, исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, приходит к следующим выводам.
Истцом заявлено о взыскании задолженности по следующим квартирам:
<...> – 59 869, 22 руб.
<...> – 12 124, 16 руб.
<...> – 19 228, 87 руб.
<...> – 37 158, 27 руб.
<...> – 29 007, 45 руб.
<...> – 71 501, 08 руб.
Факт нахождения указанных квартир в собственности ответчика подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности и не опровергнуто иными доказательствами.
Факт присоединения спорных домов к сетям истца подтверждается актом раздела границ эксплуатационной ответственности тепловых сетей.
Отсутствие письменного договора энергоснабжения в силу статей 307, 309 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации не освобождает обязанное лицо от оплаты фактически принятого количества энергии. Такой вывод следует из пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 60 Кодекса).
В материалы дела представлен договор социального найма от 27.06.2013г. № 1481, заключенный между Окружной администрацией города Якутска в лице МКУ «Департамент жилищных отношений» ГО «город Якутск» и ФИО5 на жилое помещение, расположенное по адресу: <...> (т. 2 л.д. 102-103).
Ранее на данное жилое помещение был выписан ордер на имя ФИО6 от 16.10.1998г. № 015828 (т. 2 л.д. 100-101), в котором ФИО5 указана как дочь ФИО6.
Согласно справке Ф-3 от 21.07.2016 (т. 2 л.д. 104) по адресу: <...> датой регистрации ФИО7 является 05.03.1999г. В указанном жилом помещении зарегистрировано еще три человека.
На жилое помещение по адресу: <...> выдан ордер от 18.03.1991 № 000309 на имя ФИО8 (т. 2 л.д. 108-109).
Справка Ф-3 от 21.07.2016 подтверждает регистрацию ФИО8 с 10.04.1991. Помимо ФИО8 в жилом помещении зарегистрировано еще три человека.
В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего на момент выдачи истцу ордера на жилое помещение в доме, было предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями (статья 50 ЖК РСФСР).
Поскольку наниматель жилого помещения ФИО8 вселилась в спорное жилое помещение не самовольно, отсутствие письменного договора социального найма не препятствует осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения.
На основании выданного ордера на жилое помещение у ФИО8 возникло законное право пользования спорной квартирой, между сторонами фактически возникли правоотношения, вытекающие из договора социального найма, обязанность по оформлению которого лежит на наймодателе жилого помещения.
Более того, в силу ст. ст. 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось. Единственным основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер, выданный на основании решения уполномоченного лица.
На жилое помещение по адресу: <...> также был выдан ордер от 14.11.2001 № 030301 на имя ФИО9 (т. 2 л.д. 111-112).
Справка Ф-3 от 21.07.2016 подтверждает регистрацию ФИО9 с 11.06.2002. Помимо ФИО9 в жилом помещении зарегистрировано еще два человека.
По информации МКУ Департамент жилищных отношений» городского округа «Город Якутск», подтвержденной справкой Ф-3 от 21.07.2016 (т. 2 л.д. 117), поквартирной карточкой (т. 2 л.д. 118), в жилом помещении по адресу: ул. Воинская, д. 6, корп. 1, кв. 3 проживают наниматели ФИО10 и ФИО11, которые зарегистрированы с 06.08.2004. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, до начала заявленного истцом периода – сентябрь 2013 г. в квартирах по адресу: <...>, д. 5, кв. 6, д. 6, корп. 1, кв. 3, ул. Воинская, д. 7, корп. 4, кв. 13 проживали наниматели.
На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно части 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В силу части 4 названной статьи указанного Кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей компанией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Правила N 354 также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
Из изложенного следует, что жилищное законодательство не устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи наймодателю.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Согласно протоколам общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме <...> собственники выбрали способ управления - непосредственное управление (т. 3 л.д. 102-113).
Особенности непосредственного способа управления установлены частью 8 статьи 155, частями 2.1 и 9.1 статьи 161, пунктами 1 и 3 части 8 статьи 161.1, частью 10 статьи 162, статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что собственники, как потребители коммунальных услуг, вступают в прямые непосредственные правоотношения с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими в многоквартирные дома коммунальные ресурсы.
Согласно части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Часть 7.1 названной статьи указанного кодекса закрепляет возможность внесения собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Пункт 8 Правил N 354 предусматривает, что в силу пунктов 9 и 10 Правил ресурсоснабжающая организация в этом случае является исполнителем коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, первое фактическое подключение абонента в установленном порядке к присоединенной сети является достаточным основанием для признания договора заключенным.
В силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пункте 17 Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления.
Таким образом, отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и нанимателем жилого помещения по договору социального найма в данном конкретном случае не освобождает нанимателя от оплаты оказанной ему коммунальной услуги.
Суд считает, что требование истца о взыскании оплаты за оказанные коммунальные услуги с Окружной администрации города Якутска по квартирам: <...>, д. 5, кв. 6, д. 6, корп. 1, кв. 3, ул. Воинская, д. 7, корп. 4, кв. 13 противоречит части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений.
Взыскание названных расходов с Окружной администрации города Якутска фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 302-ЭС15-1968 от 1 сентября 2015 года по делу N А19-12940/2013.
При таких обстоятельствах, в части взыскания задолженности квартирам по адресу: <...>, д. 5, кв. 6, д. 6, корп. 1, кв. 3, д. 7, корп. 4, кв. 13 исковые требования удовлетворению не подлежат.
Истцом и третьим лицом представлен акт осмотра от 13.01.2017 № 02/НАВ, составленный в отношении квартиры, расположенной по адресу: ул. Воинская, д. 7, корп. 4, кв. 13. В ходе осмотра установлено, помещение в течение длительного времени не эксплуатировалось, данное помещение непригодно для проживания.
Истец и третье лицо полагают, что сведения, содержащиеся в указанном акте, свидетельствуют о том, что в квартире никто не проживает, наниматели отсутствуют.
Между тем, истцом заявлен период задолженности: с сентября 2013 г. по декабрь 2015 г.
Доказательств того, что в заявленный период в квартире по адресу: ул. Воинская, д. 7, корп. 4, кв. 13 никто не проживал не представлено, акт осмотра составлен 13.01.2017.
В отсутствие иных доказательств, суд вышеизложенный довод истца и третьего лица отклоняет.
В части исковых требований к ответчику о взыскании задолженности по квартирам: <...> требования истца являются обоснованными.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В связи с отсутствием в жилых домах приборов учета коммунальных ресурсов определение объема их поставки правомерно произведено истцом по нормативам потребления коммунальных услуг, установленным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2012 N 446 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг".
При расчете стоимости поставленных коммунальных ресурсов истец руководствовался тарифами, утвержденными постановлениями Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 07.05.2015 № 66, от 28.05.2014 № 78, приказами Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 15.04.2013 № 55, от 17.01.2014 № 39.
Ответчик контррасчет объемов и стоимости поставленных ему коммунальных ресурсов не представил.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения предъявленного иска в сумме 49 282 руб. 43 коп., в том числе по квартире: ул. Воинская, д. 5, кв. 5 в сумме 12 124, 16 руб., ул. Воинская, д. 6, корп. 1, кв. 1 в сумме 37 158, 27 руб.
Истец при подаче иска произвел уплату государственной пошлины в сумме 10 107 руб. платежным поручением от 24.02.2016 № 2230.
С учетом уменьшения суммы исковых требований государственная пошлина в размере 2529 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения дела, расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком в сумме 1631 руб. 63 коп.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать с Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 49 282 руб. 43 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины 1631 руб. 63 коп.
В остальной части иска отказать.
Возвратить государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2529 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | А.Б. Васильева |