ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1352/2022 от 25.10.2022 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

28 октября 2022 года

Дело № А58-1352/2022

Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2022.

Мотивированное решение изготовлено 28.10.2022.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 21.02.2022 без номера, к Администрации муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным распоряжения от 22.04.2019 №258,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом» муниципального района «Усть – Алданский улус (район) Республики Саха (Якутия)» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании от заявителя: ФИО2 по доверенности, ФИО3 по доверенности, ФИО4 по доверенности, от Администрации: ФИО5 по доверенности, от третьего лица ФИО6 по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, заявитель) обратился в суд с заявлением от 21.02.2022 без номера, к Администрации муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее – администрация, ответчик) о признании незаконным распоряжения от 22.04.2019 №258, о снятии обременения, наложенные на объект незавершенного строительства.

Определением суда от 01.03.2022 заявление ИП ФИО1 оставлено без движения, как несоответствующее требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 23.03.2022 заявление принято к рассмотрению.

Определением суда от 26.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным имуществом» муниципального района «Усть – Алданский улус (район) Республики Саха (Якутия)» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Водоснаб» (далее – ООО «Водоснаб») принадлежало право собственности на объект незавершенного строительством нежилое, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, Мюрюнский наслег, <...>, с кадастровым номером земельного участка 14:29:100002:0123 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.10.2007).

27.09.2005 между Администрацией и ООО «Водоснаб» был заключен договор аренды земельного участка  с кадастровым номером 14:29:100002:0123 общей площадью 1185,9 кв.м, с видом разрешенного использования под  строительство общественного объекта, сроком действия до 27.09.2054 года. Пунктом 1.3 данного договора было установлено, что на земельном участке имеется недостроенное здание.

19.10.2010 между ООО «Водоснаб» и ИП ФИО1 был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества согласно которого последний приобрел право собственности на объект незавершенного строительством, принадлежащий продавцу, а также право аренды земельного участка с кадастровым номером 14:29:100002:0123.

03.07.2015 ООО «Водоснаб» прекратило деятельность в качестве юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.

28.03.2019 Администрация в связи с ликвидацией ООО «Водоснаб» издало Постановление № 211 «О прекращении права аренды на земельный участок».

22.04.2019 Администрация издало Распоряжение № 258 согласно которого, было решено изъять земельный участок, расположенный в квартале 14:29:100002 (п.1.1.) а также изъять объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке согласно приложению № 2 к распоряжению (п.1.2).

В пункте 3 Приложения № 2 к распоряжению был указан объект недвижимости принадлежащий предпринимателю на основании договора от 19.10.2010, ранее принадлежавший ООО «Водоснаб».

Предприниматель неоднократно обращался с требованиями к ООО «Водоснаб» и в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о государственной регистрации перехода права собственности на объект незавершенного строительством.

Указанный переход права был зарегистрирован 26.11.2021.

Зарегистрировав права собственности на объект заявителю стало известно о наличии решения Администрации изъятия указанного объекта недвижимости для муниципальных нужд.

Отсутствие согласия с данным решением явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в Арбитражный суд.

В представленном отзыве Администрация не согласилась с требованиями заявителя, указав, что на момент принятия оспариваемого решения не знало о наличии договора купли-продажи от 19.10.2010 и полагало, что в связи с ликвидацией ООО «Водоснаб» объект недвижимости не имеет собственника.

Узнав о наличии собственника, предложило предпринимателю подписать соглашение об изъятии объекта, однако заявителем указанные предложения были отклонены.

В процессе рассмотрения дал в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом» муниципального района «Усть – Алданский улус (район) Республики Саха (Якутия)» (далее - третье лицо) которое в своих пояснениях указало, что арендная плата за период действия договора аренды не оплачивалась и информации о реализации объекта недвижимости не обладало.

Представителем Администрации было заявлено ходатайство об истребовании в налоговом органе бухгалтерскую отчетность Общества с ограниченной ответственностью «Водоснаб» за период 2008-2013 годы с целью подтверждения заключения договора от 19.10.2010.

Суд рассмотрев указанное ходатайство не находит оснований для его удовлетворения, поскольку Администрация в нарушение требований части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, а также причины, препятствующие получению доказательства самостоятельно.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил суду, что оспаривает распоряжение только в части касающееся изъятия объекта недвижимости принадлежащего предпринимателю. С учетом данных пояснения суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение требований о признании недействительным пункта 3 приложения № 2 к Распоряжению «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд муниципального района «Усть – Алданский улус (район)» Администрации муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) от 22.04.2019 №258.

Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, возражения антимонопольного органа, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривают специальную систему гарантий прав собственников недвижимости, расположенной на участках, изымаемых для государственных и муниципальных нужд (статьи 235, 239, 239.2, 279, 281 ГК РФ, глава VII.1 ЗК РФ).

Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 ГК РФ следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).

Пунктом 3 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В статье 239.2 ГК РФ закреплено, что отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1). В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно (пункт 2).

В соответствии со статьей 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

- объекты использования атомной энергии;

- объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

- объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Согласно статье 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок (пункт 5 статьи 56.3 ЗК РФ).

В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязан выполнить определенные действия, подробный перечень которых приведен в пункте 1 статьи 56.5 ЗК РФ.

В соответствии с указанной нормой права в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны:

1) запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества;

2) обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

3) обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, и официальном сайте указанного в подпункте 2 настоящего пункта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

4) обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков, которое должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4, 6 и 7 пункта 5 настоящей статьи, на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.

Из содержания оспариваемого распоряжения следует, что имущество предпринимателя с целью осуществления строительства объектов VIII спортивных игр народов Республики Саха (Якутия).

С учетом императивных норм указанных в статье 49 ЗК РФ строительство спортивных объектов в муниципальных нуждах не может являться основанием для изъятия земельного участка для муниципальных нужд. 

Кроме того, с учетом того, что решение о выборе подлежащих изъятию земельных участков было принято только 05.04.2019 (Распоряжение Администрации № 235») мероприятия указанные в пункте 1 статьи 56.5 ЗК РФ, которые должны были предшествовать принятию решения об изъятии Администрацией проведены не были.

Суд также отмечает, что в силу требований закона изъятие имущества находящегося на изымаемом земельном участке может производиться  исключительно при правомерном изъятии соответствующего земельного участка.

Вместе с тем, доказательств того, что земельный участок  с кадастровым номером 14:29:100002, на котором расположен объект недвижимости заявителя и принадлежащий ему на праве аренды до 27.09.2054, был изъят для муниципальных нужд в установленном законом порядке, со стороны Администрации не представлено.

С учетом изложенного оспариваемое распоряжение является незаконным и нарушающим прав и законные интересы заявителя.

Довод Администрации о пропуске срока обжалования подлежат отклонению в силу следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений в порядке главы 24 может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со статьей 280 ГК РФ лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом лица, указанные в настоящей статье, несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 11 статьи 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

В материалах дела отсутствуют доказательства извещения заявителя о направлении в его адрес оспариваемого решения. При таких обстоятельствах суд признает, что датой когда он узнал о нарушении своего права является 27.12.2021.

С учетом того, что заявитель обратился в суд 21.02.2021 срок установленный законом для обжалования решения не является пропущенным.

С учетом изложенного суд признает уточненные требования заявителя законными и обоснованными, а требования подлежащими удовлетворению.

При обращении в суд заявитель произвел расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, при необходимых в 300 рублей, которые в силу требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на Администрацию, а излишне оплаченные подлежат возврату из федерального бюджета.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении ходатайства Администрации муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) об истребовании доказательств отказать.

Уточнение требований о признании пункта 3  Приложения № 2 к Распоряжению «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд муниципального района «Усть – Алданский улус (район)» Администрации муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) от 22.04.2019 №258 принять.

Требование индивидуального предпринимателя ФИО1 от 21.02.2022 без номера, удовлетворить.

Признать пункт 3 приложения № 2 к Распоряжению «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд муниципального района «Усть – Алданский улус (район)» Администрации муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) от 22.04.2019 №258 недействительным.

Обязать Администрацию муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Взыскать с Администрации муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2700 рублей, уплаченную платежным поручением от 18.02.2022 №1, выдать справку. 

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

В.А. Андреев