Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
18 мая 2015 года | Дело № А58-1356/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2015.
Полный текст решения изготовлен 18.05.2015.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Л.Э., рассмотрев заявление открытого акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ИНН 1435191592, ОГРН 1071435012439) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435152480, ОГРН 1041402057960) о признании постановлений о привлечении к административной ответственности незаконным и отмене полностью,
с объявлением перерывов в судебных заседаниях в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 12.05.2015 до 15.05.2015, с 15.05.2015 до 18.05.2015, о чем размещены публичные объявления на официальном сайте суда в сети Интернет,
при участии в судебных заседаниях:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности,
от административного органа: ФИО2 по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Теплоэнергосервис" (далее – общество, заявитель) обратилось Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлениями к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление Росприроднадзора, административный орган) с уточнениями от 16.04.2014 № 01119 о признании постановлений от 13.03.2014 №№ 03-032/2014, 03/043/2014, 03-029/2014, 03-041/2014, 03-036/2014, 03-033/2014 о привлечении к административной ответственности незаконным и отмене полностью.
Определением арбитражного суда от 22.05.2014 дела №№ А58-1357/2014, А58-1361/2014, А58-1362/2014, А58-1366/2014, А58-1372/2014 объединены с делом № А58-1356/2014 для их совместного рассмотрения с присвоением номера дела № А58-1356/2014; производство по делу № А58-1356/2014 было приостановлено до вступления в законную силу решений Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу № А58-1368/2014 и по делу № А58-1371/2014; производство по делу возобновлено определением суда от 17.03.2015.
Управление Росприроднадзора представило отзывы от 22.04.2015, 21.05.2014, просит в удовлетворении требования отказать.
Судом установлено.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 29.08.2007, ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>.
Общество является обладателем лицензий на право пользования недрами:
- серии ЯКУ 03186 ВЭ от 29.05.2012 с целевым назначением и видами работ: на добычу подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на Нижне-Куранахском месторождении (6 одиночных скважин №№ 4, 5, 5а, 6, 10, 11) на территории МО «Поселок Нижний Куранах» Алданского района РС (Я);
- серии ЯКУ 03223 ВП от 13.06.2012 с целевым назначением и видами работ: на геологическое изучение участка 4 одиночных водозаборных скважин в пос. Ленинский с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории МО «Поселок Ленинский» Алданского района РС (Я);
- серии ЯКУ 03183 ВП от 29.05.2012 с целевым назначением и видами работ: на геологическое изучение участка скважины № 1 в с. Чагда с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории с. Чагда МО «Чагдинский наслег» Алданского района РС (Я);
- серии ЯКУ 03199 ВП от 30.05.2012 с целевым назначением и видами работ на геологическое изучение участков скважин №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пос. Лебединый с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории МО «Поселок Ленинский» Алданского района РС (Я);
- серии ЯКУ 03194 ВЭ от 30.05.2012 с целевым назначением и видами работ на добычу подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на Орто-Салинском месторождении (20 скважин группового водозабора, 2 одиночные скважины) на территории МО «Город Алдан» Алданского района РС (Я);
- серии ЯКУ 03187 ВП от 29.05.2012 с целевым назначением и видами работ на геологическое изучение участка шахтного колодца в с. Якокит с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории с. Якокит МО «Поселок Нижний Куранах» Алданского района РС (Я).
На основании приказа от 15.01.2014 № 24 должностными лицами Управления Росприроднадзора в период с 03.02.2014 по 28.02.2014 года была проведена плановая выездная проверка общества по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки было установлено, что общество при пользовании недрами на основании лицензии серии ЯКУ 03186 ВЭ, серии ЯКУ 03194 ВЭ не обеспечило выполнение следующих условий лицензионных соглашений:
- согласно п.п. а) пункта 3.2. условий лицензионного соглашения к лицензии недропользователь обязан не позднее 31.12.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проектные документы, в том числе проект водозабора, включая раздел об организации и эксплуатации ЗСО, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
- в соответствии с пунктом 4.2 условий лицензионного соглашения недропользователь обязуется обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.
В ходе проверки было установлено, что общество при пользовании недрами на основании лицензий серии ЯКУ 03223 ВП, серии ЯКУ 03183 ВП, серии ЯКУ 03199 ВП, серии ЯКУ 03187 ВП не обеспечило выполнение следующих условий лицензионных соглашений:
- согласно подпункту а) пункта 3.2.1 условий лицензионного соглашения к лицензии недропользователь обязан не позднее 30.11.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
- согласно подпункту б) пункта 3.2.1 условий лицензионного соглашения к лицензии недропользователь обязан не позднее 31.12.2012 приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр;
- в соответствии с пунктом 4.2 условий лицензионного соглашения к лицензии недропользователь обязуется обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 28.02.2014 № 03-ЗЮ и явились основанием для возбуждения в отношении общества дел об административном правонарушении, о чем должностным лицом Управления Росприроднадзора 06.03.2014 составлены соответствующие протоколы №№ 03-032/2014, 03-043/2014, 03-029/2014, 03-041/2014, 03-036/2014, 03-033/2014.
Протоколы об административном правонарушении составлены в присутствии представителя общества ФИО3 по доверенности от 04.03.2014 № 197.
Постановлениями Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 №№ 03-032/2014, 03/043/2014, 03-029/2014, 03-041/2014, 03-036/2014, 03-033/2014 о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 300 000 рублей по каждому постановлению.
Постановления вынесены в присутствии представителя общества ФИО4 по доверенности от 12.03.2014 № 203.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с вышеуказанным заявлением.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации, выражается, в том числе, в действиях или бездействии, состоящих в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Субъектами ответственности по части 2 данной статьи за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), могут быть только недропользователи.
Как следует из материалов дела, общество является обладателем лицензий ЯКУ серии ЯКУ 03186 ВЭ, серии ЯКУ 03194 ВЭ серии ЯКУ 03223 ВП, серии ЯКУ 03183 ВП, серии ЯКУ 03199 ВП, серии ЯКУ 03187 ВП(далее-лицензии).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, состоящих в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В свою очередь, в преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) указано, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
На основании статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Частью 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья (пункт 1); соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (пункт 7); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункт 10).
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 данного Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Порядок предоставления лицензии на право пользования недрами урегулирован Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 (далее - Положение о лицензировании пользования недрами), а особенности лицензирования при добыче подземных вод - Инструкцией Роскомнедра от 14.04.1994 "По применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 1.2.1.1 Инструкция применяется при предоставлении лицензий на право пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ.
Из пункта 3.4.1 Инструкции следует, что на первом этапе в установленные лицензией сроки ее владелец осуществляет разведку недр, доводя изученность месторождения до степени, позволяющей освоить разведанные запасы в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, и ведет подготовку проекта (технологической схемы) разработки недр. Завершением этого этапа является экспертиза запасов с их утверждением соответствующим уполномоченным государственным органом и последующей постановкой запасов подземных вод на государственный учет, составление и согласование проекта (технологической схемы) разработки недр.
Согласно пункту 8.4.1 Инструкции на первом этапе пользования недрами, осуществляемом после получения лицензии, недропользователь проводит необходимые дополнительные гидрогеологические исследования и составляет проект бурения скважины, неотъемлемым разделом которого является оценка воздействия на окружающую среду. Этот проект проходит необходимую экспертизу запасов, экологическую экспертизу и другие согласования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение № 118).
В соответствии с Положением № 118 проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом (пункт 5).
Комиссия осуществляет согласование проектной документации, в частности, в отношении добычи полезных ископаемых (пункт 8).
Комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении подземных вод: при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод - проект водозабора; при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, - проект опытно-промышленной разработки месторождения, технологическая схема разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка) (пункт 9).
Проектная документация на добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи иных видов полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов согласовывается в составе проектной документации на разработку соответствующего вида полезного ископаемого или в виде самостоятельного проекта (пункт 10).
Основные требования к проектной документации, порядок и сроки ее согласования установлены в разделах III и IV Положения № 118.
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод утверждены приказом Минприроды России от 22.10.2010 № 463.
Этим нормативным правовым актом предусмотрено, что проект водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод должен предусматривать, в частности, мероприятия по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации водозабора и мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами (мероприятия по охране атмосферного воздуха, мероприятия по охране водных объектов, мероприятия по охране недр, обоснование нормативов потерь, мероприятия по охране земельных ресурсов, растительного и животного мира и т.д.).
Таким образом, действующим законодательством о недропользовании установлена обязанность недропользователей по осуществлению добычи подземных вод исключительно в соответствии с утвержденными техническими проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке, а также получившими положительное заключение государственной экспертизы.
Лицензионным соглашением об условиях недропользования (приложение № 1 к лицензиям серии ЯКУ 03187 ВЭ, серии ЯКУ 03194 ВЭ) предусмотрено, что недропользователь обязался не позднее 31 декабря 2012 года:
- разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проектные документы, в том числе проект водозабора, включая раздел об организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения, составленных на основании действующих стандартов, инструкций и иных нормативных документов, при этом проектные документы должны получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз (подпункт а) пункта 3.2.2);
- обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ (пункт 4.2).
Факт пользования обществом недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользование недрами серии ЯКУ 03193 ВЭ и лицензионным соглашением, подтверждается в полном объеме имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: актом проверки, протоколами об административном правонарушении, указанными лицензиями на право пользования недрами серии ЯКУ 03187 ВЭ, серии ЯКУ 03194 ВЭ, лицензионными соглашениями об условиях недропользования.
Так, в ходе проверки было установлено, что согласно статистической отчетности по форме № 4-ЛС за 2013 год по лицензии ЯКУ 03194 ВЭ недропользователем добыто 337,322 тыс.м3 воды. по лицензии ЯКУ 03187 ВЭ недропользователем добыто 40,12 тыс.м3 воды. Добытая вода используется для питьевого водоснабжения и технического обеспечения водой объектов промышленности на территории МО "город Алдан". Добыча подземных вод осуществляется из скважины, расположенной не на первом водоносном горизонте, в целях централизованного водоснабжения.
Данные обстоятельства Обществом ни при производстве по делу об административном правонарушении не отрицались. Более того, в объяснениях, данных при составлении протоколов об административных правонарушениях, ОАО "Теплоэнергосервис" подтвердило, что на момент проверки технические проекты отсутствовали.
Невыполнение условий недропользования, предусмотренных подпунктом а) пункта 3.2.2 и пунктом 4.2 лицензионных соглашений, Обществом по существу не оспаривается.
Таким образом, ОАО "Теплоэнергосервис" при фактическом пользовании недрами, по лицензиям серии ЯКУ 03186 ВЭ, серии ЯКУ 03194 ВЭ, допустило нарушение условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами, то есть совершило правонарушение, предусмотренное частью 2 статьей 7.3 КоАП РФ.
По условиям пункта 4.2 лицензионных соглашений недропользователь обязался обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.
В связи с отсутствием утвержденных технических проектов административным органом был сделан вывод о том, что названное условие обществом не соблюдалось.
Между тем, исходя из взаимосвязанных положений статьи 23.2 Закона о недрах, Положения № 118, Инструкции и приказа Минприроды России от 22.10.2010 № 463, разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами (в частности, при добыче подземных вод необходимо предварительно разработать проект бурения и проект водозабора).
Следовательно, фактическое пользование недрами (добыча подземных вод из скважин в целях централизованного водоснабжения) без утвержденных технических проектов (проектов водозабора), то есть в нарушение требований упомянутых нормативных правовых актов, свидетельствует о несоблюдении Обществом на протяжении длительного периода времени (как минимум, 2013 года) условий пользования недрами, определенных пунктом 4.2 лицензионных соглашений.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
По сути, аналогичное понятие длящегося административного правонарушения приведено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.06.2007 № 1373/07 и от 26.02.2008 № 9199/07.
Суд считает, что лицо, осуществляющее пользование недрами с нарушением условий лицензии, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока такая деятельность не прекращена.
В настоящем деле допущенное обществом правонарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 4.2 лицензионных соглашений, то есть является длящимся.
Аналогичная позиция по поводу характера административного правонарушения, связанного с осуществлением деятельности с нарушением лицензионных требований, выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8.07.2008 № 1097/08.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении условия пользования недрами, определенного пунктом 4.2 лицензионного соглашения к лицензии серии ЯКУ 03186 ВЭ, лицензии серии ЯКУ 03194 ВЭ, было выявлено в ходе проведенной, в период с 3 по 28 февраля 2014 года выездной плановой проверки и, соответственно, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления № 03-032/2014, № 03-036/2014 от 13.03.2014 - не истек.
При изложенных фактических обстоятельствах постановление № 03-032/2014, № 03-036/2014 от 13.03.2014 являются законными, довод о незаконности постановлений по мотиву истечения срока давности привлечения к административной ответственности не может быть признан обоснованным.
По указанному факту каких-либо нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
В частности, протоколы об административном правонарушении составлены, а оспариваемые постановления вынесены уполномоченными должностными лицами Управления Росприроднадзора. Требования статей 25.1, 25.4 и 28.2 КоАП РФ административным органом также соблюдены (Общество заблаговременно и надлежащим образом извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела, его представителю были разъяснены предусмотренные законом права и обязанности).
Относительно незаконности постановлений Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 № 03-029/2014, № 03-033/2014, № 03-041/2014, № 03-043/2014 лицензии серии ЯКУ 03223 ВП, серии ЯКУ 03183 ВП, серии ЯКУ 03199 ВП, серии ЯКУ 03187 ВП выданы обществу на геологическое изучение скважин и шахтного колодца с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципальных образований.
Статьей 6 Закона о недрах определены виды пользования недрами:
- регионального геологического изучения, включающего региональные геологогеофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Таким образом, для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий:
- непосредственно пользование обществом недрами в виде геологического изучения;
- совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных предоставленной Обществу лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Поскольку, на момент проведения проверки недропользователь по лицензиям серии ЯКУ 03223 ВП, серии ЯКУ 03183 ВП, серии ЯКУ 03199 ВП, серии ЯКУ 03187 ВП не приступил к полевым работам по геологическому изучению участка недр, а фактически осуществлял добычу воды (с указанием объемов добычи по каждой лицензии), учитывая отсутствие совмещенной лицензия для геологического изучения, разведки и добычи в границах предоставленного геологического отвода, суд приходит к выводу, что осуществление деятельности по добыче подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, без оформленной в установленном порядке лицензии на право добычи подземных вод образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, поскольку оспариваемые постановления от 13.03.2014 № 03-029/2014, № 03-033/2014, № 03-041/2014, № 03-043/2014 содержат неправильную квалификацию правонарушения (действия общества квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ), суд признает указанные постановления Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 о привлечении ОАО "Теплоэнергосервис" к ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ - незаконными и отменяет их.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 515-ФЗ).
Федеральный закон от 31.12.2014 № 515-ФЗ вступил в силу с 11.01.2015.
На основании части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральный закон от 31.12.2014 № 515-ФЗ, безусловно, улучшает положение лиц, совершивших административные правонарушения до 11.01.2015, и поэтому имеет обратную силу и должен быть применен при рассмотрении настоящего дела.
Часть 3.2 КоАП Российской Федерации предусматривает, что назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, возможно при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также исходя из имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
По мнению суда, исходя из смысла анализируемой нормы, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела является наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Пунктом 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П прямо предусмотрено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, вплоть до внесения в КоАП Российской Федерации надлежащих изменений.
Таким образом, после внесения законодателем в КоАП Российской Федерации соответствующих изменений применению подлежат именно нормы закона и соответственно суд снижает сумму административного штрафа до 150 000 руб. по каждому постановлению.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать незаконными и отменить полностью постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от 13.03.2014 № 03-029/2014, № 03-033/2014, № 03-041/2014, № 03-043/2014 о назначении открытому акционерному обществу "Теплоэнергосервис" административного штрафа.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 13.03.2014 № 03-32/2014 в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Назначить открытому акционерному обществу "Теплоэнергосервис" (ИНН <***>, ОГРН <***>) административное наказание по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 13.03.2014 № 03-36/2014 в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Назначить открытому акционерному обществу "Теплоэнергосервис" (ИНН <***>, ОГРН <***>) административное наказание по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | Р.И. Эверстова |