ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1367/2012 от 19.04.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-1367/2012

25.04.2012 года

резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2012 года

мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2012 года

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)  , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания по обслуживанию жилого фонда «ЖКХ Губинский» (заявитель  ) к Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) (административный орган  ) о признании незаконным и отмене постановления, с участием представителя заявителя Николаева О.В. (доверенность от 19.03.12, без номера), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации помощником судьи Евсеевой М.В.,

установил:

на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, представители административного органа не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного органа, извещенного о времени и месте судебного разбирательства согласно сведениям об отслеживании регистрируемых почтовых отправлений по почтовому идентификатору № 67700048106799 о вручении 30.03.12 административному органу заказного письма с копией определения суда от 28.03.12.

Заявитель обратился в суд 27.02.12 с требованием (заявление без даты и номера), о признании незаконным и отмене постановления административного органа о назначении административного наказания от 08.12.11 № 163.

Заявитель считает, что оспариваемое постановление вынесено незаконно, так как заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего жилищного законодательства, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом, не имеющим полномочий, и с участием лица, не имеющего соответствующих полномочий.

Административный орган представил отзыв от 18.04.12, без номера, в котором приводит доводы своего несогласия с заявленным требованием, и просит в его удовлетворении отказать.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Государственным жилищным инспектором Республики Саха (Якутия) Романовым А.А. в присутствии защитника Сунхалырова М.Б., действующего по доверенности от 11.11.11 № 2/1975, составлен протокол об административном правонарушении от 11.11.11 № 228/11 о совершении заявителем правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

Как следует из данного протокола, правонарушение было выявлено 08.11.11 в 10 час. 00 мин. по адресу: город Якутск, проспект Ленина, дом 42, и выразилось в разрушении кровельного покрытия (шифера), скоплении снега на чердаке, разрушении над третьим подъездом воздуховода системы вентиляции дома в нарушение п. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, пунктов 10 и 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Данный протокол содержит отметки о разъяснении прав и обязанностей, о получении копии протокола, подписи защитника заявителя и его объяснение, что в данном доме 1964 г.п. с момента эксплуатации не был произведен капитальный ремонт, кровля дома шиферная, дом принят на обслуживание с 2007, в 2010 была подана заявка в ДЖКХ.

Законный представитель заявителя был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается уведомлением от 10.11.11 № 460 и отметками на нем о его получении, а также указанной выше доверенностью защитника заявителя.

И.о. главного государственного жилищного инспектора Республики Саха (Якутия) Сутемьевой А.Ю. в присутствии защитника заявителя Сунхалырова М.Б., действующего по доверенности от 08.12.11 № 2/2137, на основании протокола об административном правонарушении от 11.11.11 № 228/11 в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 08.12.11 № 163, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса в виде штрафа в размере 40.000руб. за правонарушение, выразившееся в обстоятельствах, отраженных в указанном протоколе.

Законный представитель заявителя был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, окончившегося вынесением оспариваемого постановления, что подтверждается определением о переносе даты рассмотрения административного дела от 25.11.11 и отметками на нем о его получении.

В соответствии со статьей 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со статьей 23.55 Кодекса органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям рассматривают дела об административных правонарушениях предусмотренных, наряду с другими, статьей 7.22 Кодекса (часть 1). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.

Согласно пункту 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия), утвержденному Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.10.99 № 535 Государственная жилищная инспекция Республики Саха (Якутия) является органом государственного контроля. Главной задачей Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и республиканских стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от их принадлежности и форм собственности.

В соответствии с пунктом 1.6 указанного Положения Государственные жилищные инспекторы Республики Саха (Якутия) являются должностными лицами Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия), которым в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 18.07.02 № 149, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 29.10.02 № 3888, предоставляются полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 - 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют служебные удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименованием Инспекции.

Следовательно, протокол об административном правонарушении был составлен, а оспариваемое постановление было вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.

В соответствии со статьей 7.22 Кодекса нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следовательно, нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет ответственность по статье 7.22 Кодекса.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Как следует из протокола об административном правонарушении от 11.11.11 № 228/11 и оспариваемого постановления, что указано выше, правонарушение выразилось в разрушении кровельного покрытия (шифера), скоплении снега на чердаке, разрушении над третьим подъездом воздуховода системы вентиляции дома, расположенного по адресу: город Якутск, проспект Ленина, дом 42, что является нарушением п. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, пунктов 10 и 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.06 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 № 170 и зарегистрированными в Минюсте РФ от 15.10.03 № 5176, определены правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.

Так, согласно пункту 4.6.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

Пунктом 4.6.1.10 Правил установлен предельный срок в одни сутки для устранения неисправностей, являющихся причиной протечек кровли.

В соответствии с пунктом 4.6.1.2. Правил следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке).

В соответствии с пунктом 5.7.2. Правил персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить:

плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы;

замену сломанных вытяжных решеток и их крепление;

устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах;

устранение засоров в каналах;

устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.

В силу абзаца 2 пункта 5.5.6. Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.

Следовательно, заявитель нарушил правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, а именно:

не обеспечил исправное состояние кровли;

не выполнял технические осмотры и профилактические работы в установленные сроки;

не провел плановые осмотры и не организовал устранение всех выявленных неисправностей системы вентиляции.

Факт нарушения вышеуказанных требований Правил подтверждается актом проверки от 08.11.11 № 344, протоколом об административном правонарушении от 11.11.11 № 228/11, постановлением об административном правонарушении от 08.12.11 № 163 и не оспаривается заявителем.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, заявитель осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу город Якутск, проспект Ленина, 42.

Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.06 № 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Довод заявителя о том, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, в частности, что внеочередным общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома было принято решение о проведении капитального ремонта кровли, заявителем направлена заявка на включение многоквартирного дома в муниципальный адресный план капитального ремонта в МУ «Департамент ЖКХ и Э» ГО «Город Якутск» судом не принимается.

Поскольку обязанность по обеспечению исправного состояния кровли, по устранению неисправностей системы вентиляции возложена непосредственно на управляющую организацию.

Подлежит отклонению судом также довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен с участием лица, не имеющего соответствующих полномочий.

Учитывая, что законный представитель заявителя был надлежаще извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 11.11.11 № 228/11, административный орган правомерно допустил к участию при составлении протокола об административном правонарушении Сунхалырова М.Б. в качестве защитника заявителя. Кроме того, Сунхалыров М.Б. действовал по специальной доверенности, выданной генеральным директором Кырдажагасовым А.А. на участие в конкретном административном деле.

Из материалов дела не усматривается, что у заявителя не имелось возможности для соблюдения названных правил, за нарушение которых статьей 7.22 Кодекса предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Рассматривая дело и изучив указанные выше документы, суд не установил нарушений административным органом процессуальных требований, предусмотренных статьями 22.1, 22.2, 23.30, 25.1, 25.4, 25.5, 28.1-28.3, 29.10 Кодекса, касающихся установленного порядка привлечения к ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, административным органом не пропущен.

На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела суд приходит к выводам о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, принято полномочным административным органом, имеются законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Таким образом, доводы заявителя являются необоснованными, доводы административного органа являются обоснованными, в удовлетворении заявленного требования следует отказать полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В заявленном требовании отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в 4 арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья В.В. Столбов