ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-13729/18 от 14.10.2019 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

21 октября 2019 года

Дело № А58-13729/2018

Резолютивная часть решения объявлена 14.10.2019

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2019

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Федоровой М. И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Файзрахмановым Е.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) к Товариществу собственников жилья "Борисовка-2" (ИНН 1435139909, ОГРН 1031402060722) об обязании обеспечить доступ к местам установки общедомовых приборов учета в жилых домах №1-16,

при участии:

от истца: не явился, извещен, после перерыва ФИО1 по доверенности

(паспорт);

от ответчика: ФИО2 по доверенности (паспорт);

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Товариществу собственников жилья "Борисовка-2" (далее - ответчик) с требованием об обязании обеспечить доступ к местам установки общедомовых приборов учета в жилых домах №1-16.

Определением суда от 22.05.2019 к участию в дело в качестве специалиста привлечен представитель Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) ФИО3

19.09.2019 в суд от истца поступили возражения. К возражению истец приложил копию Указа Президента Республики Саха (Якутия) №2433 от 30.12.2013.

Представленные документы приобщены судом к материалам дела в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

07.10.2019 в суд от ответчика поступили возражения на возражение истца.

Представитель ответчика заявил устное ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседания для представления сопроводительного письма о направлении актов в комиссию Окружной администрации города Якутска для принятия решения об исключении многоквартирных домов ТСЖ «Борисовка-2» из региональной программы капитального ремонта.

Суд, удовлетворил ходатайство ответчика, объявил перерыв в судебном заседании, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 10 час. 13 мин. 07.10.2019 до 10 час. 00 мин. 14.10.2019.

После перерыва судебное заседание продолжено 14.10.2019 в 10 час. 27 мин. в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания тем же секретарем.

После перерыва в судебное заседание явились представители:

от истца: ФИО1 по доверенности (паспорт);

от ответчика: ФИО2 по доверенности (паспорт).

14.10.2019 в суд от УГСЖН РС(Я) поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика представил дополнение к отзыву на исковое заявление. К дополнению ответчик приложил копию письма №б/н от 19.08.2019, копию письма №1479-04-01 от 20.08.2019.

Представленные документы приобщены судом к материалам дела в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что многоквартирные дома в региональной программе капитального ремонта не имеются.

Представитель ответчика исковые требования не признает.

Суд, изучив и исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении настоящего спора.

Ответчик с 08.07.2003 осуществляет управление жилыми домами №1 - 16, расположенными по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. Борисовка-2, что подтверждается протоколом общего собрания собственников от 08.07.2003.

Ответчик не обеспечил оснащение указных жилых домов общедомовыми приборами учета электрической энергии. Истец приобрёл приборы учета электрической энергии, заключил с ООО «СеверТрансСтрой» договор подряда от 19.08.2017 №121/08 на установку общедомовых приборов учета электрической энергии, в т.ч. и на жилые дома, управляемые ответчиком.

Истец направлял неоднократно ответчику уведомления (от 29.08.2017 исх. №ГСУ/6224, от 01.02.2018 №247/878, от 16.02.2018 г. №247/512), в которых указал на необходимость обеспечения допуска к месту установки общедомового прибора учета.

В письме от 01.02.2018 247/512 истец указал о намерении произвести монтаж общедомовых приборов учета 09.02.2018 в 10:00. В письме от 16.02.2018 №247/512 указано о намерении произвести монтаж общедомовых приборов учета 28.02.2018 г. в 10:00. В письме от 29.08.2017 №ГСУ/6224 истец указал о необходимости сообщить информацию об ответственном лице до 01.09.2017.

ООО «СеверТрансСтрой» 15.08.2017 направило письмо в адрес ответчика с просьбой обеспечить доступ к местам установки коллективных приборов учета. На данное письмо ответчиком направлено письмо от 22.08.2017 с отказом от установки приборов учета в связи с тем, что собственники жилых помещений отказались от установки коллективных приборов учета.   

09.02.2018 и 28.02.2018 представителями истца и ООО «СеверТрансСтрой» с участием двух незаинтересованных лиц составлены акты недопуска к местам установки приборов учета в спорных жилых домах.

Указанный недопуск послужил основанием для подачи иска ответчика.

В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление и дополнение к отзыву, в которых выразил свое несогласие с исковыми требованиями, поскольку в соответствии с экспертными заключениями на предмет установления ПУ косвенного включения трансформаторного тока на объект, установка ПУ в многоквартирные дома №№1-16 микрорайона Борисовка-2 не представляется возможной без соблюдения порядка и условий, установленным и утвержденным Законом об энергосбережении и приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №627.

В своих возражениях истец с доводами ответчика не согласен, поскольку представленные экспертные заключения не отвечают требованиям, предъявляемым к акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета, которые утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 29.12.2011 №627, а именно в экспертных заключениях не указаны конкретные выявленные в ходе обследования критерии отсутствия технической возможности установки прибора учета.

В материалах дела имеется отзыв специалиста Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 17.06.2019 №6300 в котором, указал, что исковое заявление ПАО «Якутскэнерго» к ТСЖ «Борисовка-2» об обязании обеспечить доступ к местам установки общедомовых приборов учета в жилых домах №№1-16 подано в пределах представленных ему полномочий и в соответствии с установленными требованиями Закона.

Суд, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (пункт 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), приходит следующим выводам.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Частью 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В части 2 статьи 162 ЖК РФ установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу ст. 138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 (далее – Правила №491), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Пунктом 5 Правил N491 определено, что установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж").

Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N 354), возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности от 23.11.2009 г. №261-ФЗ (далее - Закон об энергосбережении №261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 5 названной статьи до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении №261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

В части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении №261-ФЗ предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Из части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении №261-ФЗ следует, что до 01.07.2013 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Управляющие организации и товарищества собственников жилья выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.

Факт того, что спорные дома находятся в управлении у ответчика им не опровергаются, подтверждаются материалами дела (протокол общего собрания собственников от 08.07.2003 г.).

Независимо от действий собственников многоквартирного дома товарищество собственников жилья, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности ТСЖ в силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.

Факт неисполнения ответчиком обязанности по установке общедомового прибора учета подтверждается актами недопуска от 09.02.2018 г. и от 28.02.2018 г., составленными в присутствии подрядной организации и двух незаинтересованных лиц, а также предписанием Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 24.05.2019 г. №08-02-137-18 об устранении нарушений жилищного законодательства и в срок до 01.07.2019 г. обеспечить допуск ресурсоснабжающей организаций к местам установки прибрав учета (из отзыва Третьего лица от 17.06.2019 г. №6300).

Исследовав материалы дела и на основании вышеизложенных норм права, суд приходит к выводу об обязанности Ответчика, как лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по оснащению спорных домов приборами учета, осуществить допуск Истца к местам установки приборов учета.  

Ответчик не обеспечил оснащение вышеуказанных домов общедомовыми приборами учета, поэтому данная обязанность в силу законодательства возлагается на истца.

Представленные ответчиком экспертные заключения на спорные дома: №№02-ТЭ-18, 02/1-ТЭ-18, 02/2-ТЭ-18, 02/3-ТЭ-18, 02/4-ТЭ-18, 02/5-ТЭ-18, 02/6-ТЭ-18, 02/7-ТЭ-18, 02/8-ТЭ-18, 02/9-ТЭ-18, 02/10-ТЭ-18, 02/11-ТЭ-18, 02/12-ТЭ-18, 02/13-ТЭ-18, 02/14-ТЭ-18, 02/15-ТЭ-18 от 20.07.2018 г. не могут быть относимыми доказательствами в силу того, что не соответствуют требованиям, предъявляемым к акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета, которые утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 29.12.2011 г. №627, а именно в экспертных заключениях не указаны выявленные в ходе обследования критерии отсутствия технической возможности установки прибора учета. В экспертных заключениях отсутствует выявление наличия хотя бы одного из указанных в Приложении №1 к приказу Минэкономразвития РФ критериев.   

Суд не находит оснований для назначения экспертизы по делу о наличии (отсутствии) технической возможности установки общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирные дома, расположенные в микрорайоне Борисовка-2 поскольку, в силу своего статуса - исполнителя коммунальных услуг, ответчик обязан соблюдать требования законодательства об энергосбережении и обязан совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Довод ответчика о том, что обязанность по оснащению общедомовыми приборами учета в спорных домах невозможна виду физического износа основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) свыше семидесяти процентов, не может быть принят во внимание, поскольку для освобождения собственников (исполнителей коммунальных услуг) от обязанности по установке общедомовых приборов учета в силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона об энергосбережении №261-ФЗ необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: физический износ свыше 70% и отсутствие жилого дома в региональной программе. Ответчиком не представлено доказательств того, что спорные дома исключены из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), утверждённой Указом Президента РС(Я) от 30.12.2013 г. №2433.

При таких обстоятельствах требование истца об обязании ответчика обеспечить доступ к местам установки общедомовых коллективных приборов учета в жилых домах №1-16, расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. Борисовка-2 подлежит удовлетворению.

В силу части 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.

В связи с тем, что Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" срок совершения действий в исковом заявлении не определило, суд считает возможным определить такой срок указать, а именно: обязать обеспечить доступ в течение 30 дней с даты вступления настоящего решения в законную силу.

Истец при подаче иска оплати государственную пошлину в размере 6000 руб. по платежному поручению №306681 от 18.12.2018 г.

Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Ответчика в пользу Истца подлежит взысканию сумма в размере 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Обязать Товарищество собственников жилья "Борисовка-2" (ИНН <***>, ОГРН <***>) обеспечить доступ Публичному акционерному обществу "Якутскэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к местам установки общедомовых коллективных приборов учета в жилых домах №1-16, расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. Борисовка-2

Взыскать с Товарищества собственников жилья "Борисовка-2" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

М.И. Федорова