ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1391/16 от 04.04.2017 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

14 апреля 2017 года

Дело № А58-1391/2016

Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2017

Мотивированное решение изготовлено 14.04.2017

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреев В. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" (ИНН 1435032049, ОГРН 1021401062187) от 18.03.2016 без номера к Государственному комитету по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770) о признании недействительным постановления № 317 от 18.12.2015, обязании устранить нарушения действующего закона и прав заявителя, путем включения в состав необходимой валовой выручки в тариф на электрическую энергию на 2018 год  незаконно исключенные расходы из тарифа на электрическую энергию на 2016 год

при участии представителей заявителя Воробьевой Т.В. по доверенности, Карих К.П. по доверенности и представителя Комитета Алексеенко Н.Г.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Якутская топливно-энергетическая компания"   (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Государственному комитету по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) (далее - Комитет, регулирующий орган) о признании недействительным Постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) № 317 от 18.12.2015.

Заявителем неоднократно уточнялись требования. В соответствии с уточнением требования от 26.01.2017, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ Общество просило суд:

- признать недействительным постановление Правления Государственного комитета по ценовой политике PC (Я) № 317 от 18.12.2015 «Об установлении тарифов на электрическую энергию ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» на 2016 г.;

- обязать Государственный комитет по ценовой политике по PC (Я) принять нормативный правовой акт, заменяющий недействительное постановление Правления Государственного комитета по ценовой политике PC (Я) № 317 от 18.12.2015 «Об установлении тарифов на электрическую энергию ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» на 2016 г.;

- обязать Государственный комитет по ценовой политике по PC (Я) устранить нарушения действующего законодательства РФ, а также прав ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания», путём включения в состав необходимой валовой выручки ОАО -ЯТЭК» в тариф на электрическую энергию на 2018 год следующие незаконно исключенные расходы из тарифа на электрическую энергию на 2016 г.:

расходы на оплату труда в размере 4 850 761 рубль 60 копеек;

расходы на отчисления от заработной платы в размере 1 455 224 рубля 50 копеек;

расходы на страховой взнос от несчастных случаев в размере 18 728 рублей 80 копеек;

- расходы на материалы, запасные части для текущего ремонта оборудования размере 928 120 рублей;

-общепроизводственные расходы в размере 4 462 150 рублей;

-расходы на капитальные ремонты в размере 1 755 780 рублей;

расходы на услуги автотранспорта в размере 5 583 290 рублей.

В представленном отзыве на данное заявление Комитет отклонил доводы заявителя, указав, что размер тарифа был определен правомерно в соответствии с анализом представленных Обществом документов и методикой определения ценообразования в электроэнергетике.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами в 2007 году ГКЦ-РЭК PC (Я) Постановлением от 31.10.2007 № 279 определил границы зоны действия гарантирующих поставщиков на территории Республики Саха (Якутия), при этом Общество было определено гарантирующим поставщиком электрической энергии в п. Кызыл - Сыр Вилюйского улуса.

В соответствии со ст. 3, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об электроэнергетике" - гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Поселок Кызыл - Сыр Вилюйского улуса расположен в технологически изолированной зоне энергоснабжения и технологически не связан линиями электропередач с централизованными источниками энергоснабжения республики. В связи с этим в соответствии с федеральным законодательством, тарифы на электрическую энергию, вырабатываемую на ПАЭС ЯТЭК, подлежат обязательному государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 12 Правил государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в энергетики» (далее - Правила) Общество подало заявление на установление тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую на ПАЭС.

Обществом в соответствии с пунктом 17 Правил в регулирующий орган было представлено заявление  об установлении тарифа на 2016 год с приложением следующих обосновывающих установление тарифа документов:

-баланс электрической энергии;

-баланс электрической мощности, в том числе информация об установленной, располагаемой и рабочей генерирующей мощности;

-бухгалтерская  и   статистическая   отчетность  за  предшествующий   период регулирования;

- расчет полезного отпуска электрической энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;

- данные о структуре и ценах потребляемого топлива;

- расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления  регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования  исходных данных;

- пояснительная записка;

заключенные договоры.

Проверив предоставленные Обществом материалы, в соответствии с пунктом 20 Правил, на основании Приказа ГРКЦ - РЭК PC (Я) от 12.05.2015 № 45-ОД было открыто дело об установлении тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую ПАЭС-2500 ГПУ ОАО "Якутская топливно-энергетическая компания" на 2016 год.

Дело об установлении тарифов открыто в соответствии с п. 12 Правил государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетики» и с п. 2 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», утвержденного Приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э.

Регулирующий орган, произведя анализ  экономической обоснованности расходов  по статьям  расходов, отраженных в заявке Общества составил экспертное заключение в соответствии с которым установил следующее:

- Представленный в регулирующий орган бухгалтерский баланс Общества  без выделения такого вида деятельности как «производство электрической энергии». Поскольку основным видом деятельности Общества является добыча природного газа и газового конденсата, произвести оценку финансового состояния по данному виду деятельности не представилось возможным. Из содержания представленного бухгалтерского баланса выручка от продаж за 2014 год составила 5 431,4 млн. руб., себестоимость 2 984,0 млн.руб., валовая прибыль 2 782,4 млн.руб., чистая прибыль 1 128,0 млн. руб., дебиторская задолженность по состоянию на 31.12.2014 года составила 1 036,1 млн.руб, кредиторская задолженность 748,7 млн.руб. Стоимость основных средств увеличилась на 793,7 млн.руб. Стоимость запасов увеличилась на 8,9 млн.руб.

- На основании проведенного анализа расчетно-обосновывающих материалов, представленных Обществом для прохождения процедуры государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, реализуемую на потребительском рынке, эксперты посчитали экономически обоснованным принять расходы по статьям затрат на следующем уровне:

а) Затраты на топливо. По данной статье Обществом заявлено 25 424,4 тыс. рублей. В экспертном заключении затраты на топливо, необходимое для выработки электрической энергии, приняты в размере 20 514,28 тыс. рублей. При расчете затрат  был принят удельный расход топлива на уровне нормативов, утвержденных Приказов Минэнерго России. Расход природного газа учтен в объеме 12 269,89 тыс.куб.м.. цена на природный газ принята в соответствии с приказом ФСТ России от 29 мая 2015 г. N 190-э/3 в размере 1 627,0 руб/куб.м, с применением индекса ИПЦ 102,0 % со второго полугодия, в соответствии с СЭР России на 2016-2018 года. Расход масла МС 20 в объеме 3,78 тонн по цене 75,45 тыс. рублей за тонну исходя из счетов-фактуры. Корректировка по статье относительно заявки Общества в сторону уменьшения составила — 4 910,1 тыс. рублей.

б) Затраты на оплату труда.  Общество заявило расходы по данной статье в
сумме 18 316,3 тыс. рублей, с учетом минимальной тарифной ставки рабочего первого
разряда (ММТС) 7082 рублей. Экспертами ГКЦ - РЭК PC (Я) произведен расчет по статье и принят в расчет тариф численность ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» на уровне 2015 года. Минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда принята на уровне фактической тарифной ставки ОТС в Электроэнергетики РФ 2015 года в размере 6 214 рублей и с учетом индекса ИПЦ 106,4 % учтенного в соответствии с СЭР России на 2016-2018 года. Таким образом, затраты по данной статье были учтены в сумме 13 465,5 тыс.рублей. Корректировка по статье относительно предложения Общества в сторону снижения составила — 4 850,8 млн. рублей.

в) Отчисления на социальные нужды. Обществом заявлены расходы по данной статье в сумме 5 494,9 тыс.рублей. Экспертами ГКЦ - РЭК PC (Я) произведен расчет по статье в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2009г. № 212 - ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Затраты по данной статье были приняты в сумме 4 039,7 тыс.рублей. Корректировка по статье относительно предложения предприятия в сторону снижения составила — 1 455,2 тыс. рублей.

г) Оплата проезда в отпуск. Затраты по данной статье по заявке Общества составили 493,3тыс. рублей. В экспертном заключении затраты по статье приняты в размере 240,0 тыс. рублей. В расчете принята средняя стоимость билетов Якутск-Москва-Якутск по данным ГАВС PC (Я).

д) Амортизация. Затраты по данной статье по заявке Общества составили 9 460,4 тыс. рублей. В экспертном заключении затраты по данной статье регистрирующим органом  приняты в размере 7 426,6 тыс. рублей, исходя из стоимости основных фондов на начало периода, с учетом факта 10 месяцев текущего года, а также проведенной переоценкой основных фондов Общества, согласно приложению № 1 к договору на проведении оценки имущества Общества от 30.10.2014 № 1971/07-14. Всего корректировка по данной статье составила 2 033,8 тыс. рублей.

е) Автотранспорт. Затраты по данной статье по заявке  Общества составили 9 035,7 тыс. рублей.  Поскольку основным видом деятельности Общества является добыча природного газа экспертами регулирующего органа был произведен расчет затрат на услуги автотранспорта исходя из принципа разделения затрат по доле составляющей выручки по видам деятельности Общества по итогам 2014 года, согласно Форме 2 бухгалтерского учета. Стоимость 1 маш.час./тн.км принят по прейскуранту ОАО "Якутская топливно-энергетическая компания" на 2015 год.  В связи с этим, затраты по данной  статье приняты  регулирующим органом в размере 251,5 тыс. рублей. При этом, расчет по автотранспорту, выполняющий общий вид работ, рассчитан по процентной составляющей, согласно доле выручки от продажи электрической энергии. Размер затрат составил 174,4 тыс. рублей. Затраты по автотранспорту, который отнесен непосредственно на обслуживание ПАЭС-2500 ГПУ ОАО "Якутская топливно-энергетическая компания" рассчитаны по прямому принципу и приняты в размере 77,1 тыс. рублей.

ж)  Прочие затраты. Затраты по данной статье по заявке предприятия составили 4 563,0 тыс. рублей. В экспертном заключении затраты по статье учтены в размере 3 084,7 тыс. рублей, с учетом факта 2014 года и с представленными договорами.

 На основании данного анализа, эксперты регулирующего органа пришли к выводу о том, что заявка Общества  должна быть принята не в полном объеме. Рекомендуемые к утверждению затраты составили 60 694,5 тыс.руб., вместо заявленных  Обществом затрат в размере 100 409,7 тыс. рублей, а рекомендуемый к утверждению средний одноставочный тариф должен составлять 4,16 руб./кВтч., против заявленных 6,38 руб./кВтч предложенных Обществом.

Общество не согласилось с предложенным регулирующим органом расчетом тарифа в размере 4,16 руб./кВт и письмом № 2802-18 от 11.12.2015 представило свои возражения в соответствии с которыми просило увеличить размер тарифа в соответствии с ранее поданной заявкой.

18.12.2016 на заседании Правления регулирующего органа был рассмотрен вопрос об установлении тарифов на электрическую энергию вырабатываемую Обществом на 2016 год ( Протокол № 317) и с учетом выводов экспертов  регулирующего органа и возражений представителя Общества Смирнова А.А. участвующего в заседании принято решение установить  экономически обоснованные средние тарифы за электрическую энергию, реализуемую Обществом  на 2016 год в размере 6,20 рублей кВтч.

 На основании данного Протокола было принято оспариваемое Постановление. Заявитель не согласился с данным Постановлением Правления, указав, что регистрирующий орган в нарушение требований не учел  в полном объеме заявленные  экономически обоснованные расходы Общества в части заработной платы, расходов на материалы, запасные части для текущего ремонта оборудования, общепроизводственных расходов, расходов на капитальные ремонты и на услуг автотранспорта, обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд.

В судебном заседании представитель регулирующего органа представил дополнительный отзыв по делу от 04.04.2017. Обществом представлены письменные возражения по дополнительному отзыву, которые приобщены к материалам дела.

 Суд рассмотрев представленные материалы дела, выслушав мнения лиц участвующих в деле не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого акта, закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим актом.

Заявитель полагает, что при установлении регулируемых тарифов в оспариваемом Постановлении  регулирующий орган нарушил процедуру принятия данного решения, а также немотивированно исключил указанные Обществом расходы из состава затрат, что привело к заниженному размеру тарифа.

Обязательность применения необоснованно заниженных тарифов вынуждает заявителя оказывать услуги по заведомо заниженным ценам, выручка от которых не восполняет собственных затрат общества на оказание услуг по выработке электрической энергии, что нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178), которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 25, 26, 28 Правил организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении тарифов должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания, и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения; в случае неявки на заседание представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение дела может быть отложено, а в случае повторного отсутствия рассмотрено без их участия, кроме того, предусмотрено, что основания, по которым отказывается во включении отдельных расходов в тариф, указывается в протоколе заседания.

Судом установлено, что Общество было извещено о назначении рассмотрения дела на 18 декабря 2015 г и принимало участие при его рассмотрении.

Таким образом, нарушений пунктов 25, 26 Правил регулирующим органом не допущено.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) № 468 от 22.11.2007, утвердившего Положение о Государственном комитете по ценовой политике- Региональная энергетическая комиссии Республики Саха(Якутия)  регулирующий орган является органом исполнительной власти Республики Саха(Якутия) осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха(Якутия). Таким образом, судом установлено, что регулирование тарифов в сфере электроэнергетики на территории Республики Саха (Якутия) находится в компетенции регулирующего органа.

В соответствии с пунктами 2, 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.

Как было указано выше, регулирующий орган, рассмотрев заявку общества об установлении тарифов на 2016 год признал заявленные расходы Общества экономически обоснованными  частично.

Суд соглашается с позицией регулирующего органа, и считает, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы Общества, в силу следующего.

В отношении статей затрат "Расходы на оплату труда", "Отчисления на социальные нужды" пунктом 26 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

С учетом того, что производство электрической энергии не является основным видом деятельности Общества, применение  минимальной тарифной ставки рабочего (ММТС) первого разряда установленной в организациях нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительств нефтегазового комплекса РФ, регулирующий орган посчитал необоснованным и применил положения Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз" 18 марта 2013 г. и пролонгированного на  2016-2018 годы, установив ее в размере 6 611,7 руб. в месяц, а не  7 082 рублей.

Суд соглашается с доводами Общества о том, что редакция п.26 Основ не позволяет применять положения ОТС в электроэнергетике Российской Федерации по отношению к организациям которые не являются участниками данного соглашения. Вместе с тем, из содержания заявления и пояснений сторон судом установлено, что в соответствии с Коллективным договором Общества на 2014-2016 годы минимальной тарифной ставки рабочего  первого разряда на 2015 год была установлена в размере 6 285 рублей. В соответствии со сценарными условиями, основными параметрами прогноза Социально-экономического развития Российской Федерации и предельными уровнями цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденными Минэкономразвития России от 28.05.2015года, прогнозный индекс потребительских цен на 2016 год был утвержден на уровне 106,0%.. Таким образом, увеличение данной действующей ставки последнего расчетного периода   на  прогноз индекса потребительских цен, определило  минимальный размер тарифной ставки рабочего  первого разряда на 2016 год, утвержденной регулирующим органом для расчета признания экономически обоснованных расходов по оплате труда.

Довод Общества о том, что в соответствии с условиями Коллективного договора в 2016 году запланировано повышение заработной платы на  12,6 % по сравнению с 2015 годом, не может быть расценен как основания для увеличения соответствующего тарифа на 2016 год в силу следующего.

Как было указано выше, пунктом 26 Основ ценообразования установлено, что расходы на оплату труда, включаемые в НВВ, в частности, определяются исходя из показателей за последний расчетный период регулирования.

Долгосрочный период регулирования - период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования (абзац 5 пункта 2 Основ ценообразования). При этом период регулирования по смыслу абзаца 18 пункта 2 Основ ценообразования представляет период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).

Согласно абзацу 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В фонд заработной платы в соответствии с пунктом 85.1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. N 428, включаются начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

По смыслу пункта 4 приказа Минфина РФ от 06 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) отчетным периодом признается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (часть 1 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете).

По смыслу приведенных норм при расчете расходов на оплату труда необходимо исходить из фактического объема ФОТ за последний расчетный период регулирования, предшествовавший году (отчетной дате) определения данной категории затрат.

Следовательно, последним расчетным периодом регулирования первого долгосрочного периода регулирования для заявителя в 2016 году являлся 2015 год, в связи с чем довод Общества о рассмотрении 2016 года как последнего расчетного периода не может быть признан обоснованным.

Поскольку требования заявителя по статьям "Расходы на оплату труда" и "Расходы на страховые взносы" (расходы на социальные нужды) взаимозависимы, а расходы на оплату труда были рассчитаны регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, требования заявителя по статьям затрат "Отчисления на социальные нужды" (с учетом принятия заявки Общества в части увеличения  размера заработной платы частично) не подлежат удовлетворению.

Отчисления на социальные нужды - это обязательные страховые взносы, установленные законодательством РФ, от суммы заработной платы. Данные расходы определяются в процентном выражении от величины расходов на оплату труда, которые учитываются в тарифах.

Принимая во внимание, что регулирующим органом учтена корректная ставка социальных отчислений, а требования по увеличению данных отчислений были полностью связаны с требованиями заявителя в рамках  спора по статье "Расходы на оплату труда",  отказ в удовлетворении требований Общества по расходам на оплату труда послужил основанием для отказа в удовлетворении прямо связанных с расходами на оплату труда расходами-отчислениями на социальные нужды (страховые взносы).

Согласно пункту 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении НВВ, включаются, в частности, расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования).

По статье "Работы и услуги производственного характера" заявителем был представлен в адрес регулирующего органа расходы по капитальному ремонту электростанции ПАЭС-2500 построенной в 1970 г расчет стоимости расходов на ремонт оборудования  в 2016 году сформированного на основании коммерческого предложения ООО «Дизельсервис» по ремонту газотурбинных двигателей на сумму 16 569,9 рублей. В заявке Общества указало необходимость учета экономически обоснованных расходов на данные цели в размере 14 841 015 рублей. Регулирующим органом приняты данные расходы в размере 13 085 370 рублей.

При этом, расчет ремонтов произведен регулирующим органом в соответствии Правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей СО 34.04.181-2003, утвержденных РАО «ЕЭС России» от 25 декабря 2003 года.

Данные Правила разработаны на основе действующих «Правил технической эксплуатации электростанций и сетей Российской Федерации», которые утверждены приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2003 N 4799) и устанавливаю основные правила организации технического обслуживания и ремонта (ТОиР) основных производственных фондов тепловых и гидравлических электростанций, тепловых и электрических сетей, требования к порядку планирования и финансирования ТОиР, требования к подготовке и производству ремонта, приемке из ремонта, к оценке качества отремонтированного оборудования, зданий и сооружений и выполненных ремонтных работ.

Поскольку Правила организации ТОиР оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей рекомендуются к применению электростанциями, предприятиями тепловых и электрических сетей, управляющими, генерирующими и сетевыми компаниями, а также всеми предприятиями и организациями, привлекаемыми к планированию, подготовке, организации и производству ремонтных работ, разработке технической документации на ремонт оборудования, зданий и сооружений, суд считает, что расчет расходов Общества установленный регулирующим органом по данной статье является обоснованным.

Судом также принимается во внимание, что при расчете тарифа на электрическую энергию на 2016 год затраты Общества по статье «Ремонтный фонд (кап.ремонт)» учтены с ростом 314,7% или 3,15 раза выше учтенных в плане 2015 года.

Поскольку в качестве обосновывающих документов для подтверждения указанных расходов заявителем предоставлен коммерческое предложение по ремонту ООО «Дизельсервис», те. Расходы определенные данным документом основаны не на договоре, заключенном по результатам  проведения аукциона или конкурса,, расходы (цены), указанные в данном документе (согласно подпункту 2 пункта 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) не могут служить экономическим обоснованием по данной статье.

Суд также соглашается с позицией регулирующего органа о том, что при установлении тарифа на электрическую энергию, вырабатываемую на ПАЭС ЯТЭК были учтены расходы на амортизацию оборудования.

Амортизационные отчисления — отчисления части стоимости основных фондов для возмещения их износа. Амортизационные отчисления включаются в издержки производства или обращения. Производятся коммерческими организациями на основе установленных норм и балансовой стоимости основных фондов, на которые начисляется амортизация.

Поскольку в соответствии с пунктом 32 Постановления № 1178 - средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а капитальный ремонт подразумевает восстановление или замену всех изношенных элементов на новые, более долговечные и экономичные,  расходы учтенные на амортизацию также  должны являться источником для проведения капитального и восстановительного ремонта.

В части правомерности определения экономически обоснованных расходов Общества по статье «материалы и запасные части для текущего ремонта оборудования суд приходит к следующим выводам.

Регулирующий орган, установив из представленных заявителем документов факт  не освоения Обществом затрат по статье «Материалы и запчасти для текущего ремонта оборудования» за 2014 год в размере 2 782 200.рублей, руководствуясь положениями пункта 7. Постановления признал обоснованными размер расходов в указанном размере. Общество не согласилось с данным подходом регулирующего органа, и просил учесть данные расходы в размере 3 060 720 рублей представив в подтверждение расчет затрат по данной статье и отчет по проводкам за период январь 2015- ноябрь 2015.

 При этом Общество не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

В силу пункта 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в т.ч. расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (пункт 7); первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования (пункт 8).

Таким образом, в соответствии требованиями названных норм права Общество должно было документально подтвердить затраты, фактически понесенные на приобретение основных средств, тогда как из представленных Обществом документов невозможно с достоверностью установить данные о понесенных затратах на приобретение указанного имущества.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности выводов регулирующего органа при определении экономически обоснованных расходов Общества по данной статье расходов.

Доводы заявителя о неправомерности  такого подхода регулирующего органа не могут быть признаны обоснованными, поскольку Комит как регулирующий орган осуществляет контроль правильности и полноты представленных сведений, необходимых для установления необходимой валовой выручки обществу, оказывающему услуги по регулируемым государствам тарифам, а также за соответствие данных расходов принципам тарифного регулирования.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 Основ ценообразования).

Согласно Положению по бухгалтерскому учету первоначальная стоимость основных средств - это сумма фактических затрат, состоящих из суммы, уплачиваемой по договору купли-продажи поставщику (продавцу), и суммы, уплачиваемой за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования. Предсталвенные Обществом расчет и бухгалтерские проводки сами по себе не позволяют установить  фактические затрате Общества, которые необходимо было доказать для включения понесенных расходов в необходимую валовую выручку.

По аналогичным основаниям суд также отклоняет доводы Общества в отношении неполного учета потребностей по расходам на услуги автотранспорта в размере 5 583 290 рублей и общепроизводственных расходов в размере 4 462 150 рублей.

Суд также принимает во внимание, что с учетом отсутствия представления Обществом документов, свидетельствующих о понесенных затратах по указанным статьям, регулирующий орган правомерно определил размер данных расходов общества  на 2016 год в соответствии с прогнозным индексом потребительских цен к плановым значениям 2015 года.

При таких обстоятельствах, учитывая, что необходимая валовая выручка и тариф на выработку электрической энергии на 2016 год установлена для Общества был определен с ростом 118,1 %, (что значительно выше предельного максимального уровня тарифов на электрическую энергию, утвержденного Приказом ФАС России от 06.11.2016г. № 1057/15 по Республики Саха (Якутия) на 2016 год),  а по  расчетам, предоставленных Обществом тариф должен был составлять 6,38 руб/кВТч.), определение размера тарифа на 2016 год  в размере 6,20 руб/кВТч. Является обоснованным и не нарушает прав и законных интересов Общества.

Довод Общества о том, что установленный регулирующим органом тариф на 2016 год уменьшился по сравнению с установленных тарифом на 2015 год как нарушения пункта 11 Основ суд признает необоснованным, поскольку из содержания данного пункта не следует запрета на уменьшение размера ранее установленного тарифа при необоснованном завышении ранее установленного тарифа. Из пояснений  сторон, судом установлено, что Обществом до 2016 года  в нарушения требований закона применялись разные тарифы «для нужд собственного потребления» и для «прочих потребителей». При регулировании тарифов на 2016 год, регулирующим органом устранено возможность данного нарушения со стороны Общества. Наличие убытков Общества вызванных неправильным применением регулирования тарифов за предыдущие периоды не может являться основанием для увеличения тарифов в последующие годы.

На основании изложенного заявления Обществу подлежит отказу в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                                     В. А. Андреев