ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-140/11 от 07.02.2011 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-140/11

резолютивная часть оглашена 07.02.11.

полный текст изготовлен 08.02.11

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э.,

при участии в деле Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) (Управление), индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Арбатской Лены Александровны (Предприниматель),

и в присутствии представителя Управления Делахова К.А., представителя Предпринимателя Арбатского А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В. дело по заявлению Управления о привлечении Предпринимателя к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях, в связи с установлением в ходе проверки нарушения лицензионных условий.

Предприниматель с заявленным Управлением требованием о привлечении её к административной ответственности не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве (с дополнениями).

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса

Арбатская Л.А. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрирована в этом качестве 29 января 1997 года Администрацией г.Якутска Республики Саха (Якутия), ОГРН 304143512800262, ИНН 143500258555.

Предприниматель имеет лицензию рег№ АСС-14-031474 от 22.08.2007 со сроком действия по 22.10.2012, вид деятельности «перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек».

20 декабря 2010 года приказом Управления №1002 назначена плановая проверка Предпринимателя в соответствии с ежегодным планом проведения проверок. С приказом Предприниматель ознакомлена под роспись.

По результатам проверки составлен акт №1-лиц от 22-23 декабря 2010 года. Согласно акту проверкой установлено:

водитель Максимов Э.В. в соответствии с путевым листом №696 закончил работу в 22час. 00мин. 7.12.2010, выехал на линию в соответствии с путевым листом №701 от 8.12.2010 в 6 час. 15 мин.;

водитель Долголенко А.В. в соответствии с путевым листом №697 закончил работу в 21час. 50мин. 7.12.2010, выехал на линию в соответствии с путевым листом №700 от 8.12.2010 в 6 час. 10 мин.;

водитель Назимкин А.Н. в соответствии с путевым листом №704 закончил работу в 21час. 15мин. 10.12.2010, выехал на линию в соответствии с путевым листом №708 от 11.12.2010 в 6 час. 40 мин.;

водитель Скачко К.Л. в соответствии с путевым листом №680 закончил работу в 21час. 30мин. 01.12.2010, выехал на линию в соответствии с путевым листом №683 от 02.12.2010 в 6 час. 30 мин.;

владельцем лицензии Арбатской Л.А. не пройдено повышение квалификации на профкомпетентность,

не полностью пройдены занятия по ежегодной 20-часовой программе водителя,

отсутствует должностная инструкция должностного лица, связанного с обеспечением безопасности движения.

С актом проверки Предприниматель ознакомлен, экземпляр акта с приложениями ей вручен под роспись 24.12.2010.

24 декабря 2010 года в присутствии Предпринимателя ведущим специалистом-экспертом ОАТН УГАДН по РС(Я) составлен протокол №1 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно объяснениям Предприниматель с нарушениями не согласилась.

29 декабря 2010 года Управление обратилось в арбитражный суд по месту нахождения Предпринимателя с заявлением о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128 -ФЗ«О лицензировании отдельных видов деятельности» - далее Закона №128-ФЗ перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию;

В силу статьи 2 Закона №128-ФЗ лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, поскольку это непосредственно влияет на безопасность дорожного движения.

Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

В ходе проверки установлено, что продолжительность междусменного отдыха водителей составляет менее 12 часов. В том числе, у водителей Максимова Э.В. и Долголенко А.В. продолжительность междусменного отдыха в период с 07.12.2010 по 08.12.2010 составила менее 12 часов (8 часов 15 минут и 8 часов 20 минут соответственно); у водителя Назимкина А.Н. продолжительность междусменного отдыха в период с 10.12.2010 по 11.12.2010 составила 9 часов 15 минут; у водителя Скачко К.Л. в период с 01.12.2010 по 02.12.2010 продолжительность междусменного отдыха составила 9 часов.

Указанные обстоятельства Предприниматель не оспаривает.

Приказом Минтранса России от 22 июня 1998 года №75 (зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 1998 г. N 1563) утверждены квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Разделом 1 данных требований предусмотрено, что профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации". Специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Согласно Положению о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом является, в том числе соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении таких перевозок, утверждаемым Министерством транспорта РФ.

Ответственность за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения транспортных средств возлагается на руководителя либо назначенного последним исполнительного руководителя или специалиста (Приказ Минтранса от 09.03.1995 N 27).

В ходе проверки установлено, что Предпринимателем на момент проведения проверки не пройдена переподготовка на соответствие квалификационным требованиям для осуществления перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а срок ранее выданного удостоверения о повышении квалификации от 14.12.2005 истек.

Между тем, Предприниматель, не соглашаясь с требованием Управления, указывает на наличие в штате Предпринимателя специалиста, прошедшего соответствующее обучение. Данный факт Управление не оспаривает. В деле имеется представленная Управлением копия удостоверения от 26.01.2006 о повышении квалификации, выданного Арбатскому А.В., в том, что он прошел обучение по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации.

С учетом содержания пункта 1 вышеуказанных Квалификационных требований и принципа равенства субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отсутствие у Предпринимателя документа (удостоверения) о прохождении обучения по программе "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации", при условии, что такое удостоверение есть у его специалиста, не является нарушением Предпринимателем лицензионных условий. Следовательно, в данном бездействии последнего отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2 (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 1997 г. N 1302) к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности в том числе относятся:

- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;

- организация стажировки водителей;

- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.

Пунктом 2.3.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2, на владельцев автобусов возложена обязанность организовывать проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.

Программа ежегодных 20-ти часовых занятий с водителями автотранспортных организаций утверждена 02.10.01 Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации А.П. Насоновым (РД-26127100-1070-01). Согласно программе и учебно-тематическому плану ежегодных занятий с водителями продолжительность занятий составляет 20 часов и включает, в том числе изучение оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП в количестве 4 часов (раздел 4).

Как установлено проверкой (отражено в акте проверки и протоколе), не в полном объеме пройдены занятия по повышению профессионального мастерства по ежегодной 20-часовой программе водителя. Согласно Приложению № 1 к акту проверки и копии свидетельства от 19.05.2010 № 557 Долголенко А.В. прослушал 16-ти часовую программу по «Правилам дорожного движения, перевозка грузов и пассажиров, требований по обеспечению безопасности дорожного движения» и сдал зачеты. Доказательства прохождения Долголенко А.В. ежегодных занятий в количестве 20–ти часов Предпринимателем не представлено.

Следовательно, Предпринимателем не соблюдаются требования Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. По указанным выше основаниям доводы Предпринимателя об отсутствии в п.2.3.5 Положения требования о проведении занятий по повышению профессионального мастерства по 20-ти часовой программе судом отклоняются как необоснованные.

В целях формирования единой политики в области обеспечения безопасности дорожного движения при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» утверждены Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте.

В соответствии с пунктом 1 Требования настоящие требования распространяются на деятельность предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Требования при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий: назначают на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением.

Согласно протокола об административном правонарушении от 24.12.2010 у Предпринимателя отсутствует должностная инструкция у должностного лица, связанного с обеспечением безопасности движения, чем нарушен п. 2.2 Приказа Минтранса РФ N 15 от 30.03.1994.

Следовательно, отсутствие должностных инструкций лица, связанного с эксплуатацией транспортных средств, не соответствует установленным требованиям.

Доказательств обратного суду не представлено, в ходе судебного разбирательства не заявлено.

Довод Предпринимателя о том, что требование о предоставлении должностных инструкций не является лицензионным требованием, в силу чего их истребование неправомерно, судом отклоняется, поскольку обязательное наличие указанных документов установлено статьей 20 Федерального закона РФ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.95 N 196-ФЗ; п. 4 "б", "в" Постановления Правительства РФ от 30.10.06 N 637; п. 2.2 Приказа Минтранса РФ N 15 от 30.03.94, а также является одним из требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта, утвержденный Приказом Ространснадзора от 01.07.2010 N АК-691фс, не опубликован, в силу не вступил, применению при регулировании правоотношений не подлежит.

Кроме того, исходя из положений п.1 раздел I, п. 5 раздела I, п.31 раздела III Административного регламента, указанный регламент будет определять (в случае вступления в силу) сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды деятельности на основании уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте, поскольку предметом проверки является соответствие сведений, подаваемых в порядке, определенном Федеральным законом от 28.12.2010 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Поскольку на основании приказа от 20.12.2010 № 1002 проведена проверка соблюдения ИП Арбатской Л.А. лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, управление правомерно руководствовалось порядком его проведения, установленным Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным Приказом Минтранса России от 18 декабря 2006 г. N 153. По указанным выше основаниям доводы Предпринимателя о неправомерности действий управления судом отклоняются.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В пункте 17 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года №18 разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.

Поскольку нарушение лицензионных требований, установленных в области осуществляемого Предпринимателем вида деятельности - перевозки пассажиров автомобильным транспортом, нашли свое подтверждение, то в действиях ИП Арбатской Л.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Предпринимателем не представлено доказательств, подтверждающих принятие им своевременных и достаточных мер для соблюдения вышеуказанного законодательства.

Следовательно, вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена и доказана.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, на момент вынесения решения не истек.

Каких либо процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении судом при рассмотрении спора по существу не установлено, управлением соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, права предпринимателя, установленные статьей 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечены.

Поскольку выявленные управлением правонарушения создают значительную угрозу охраняемым общественным отношениям, а именно, безопасности дорожного движения и жизни человека, то оно не может быть квалифицировано как малозначительное.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

По совокупности изложенных обстоятельств и норм права суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения Предпринимателя к административной ответственности и наложения штрафа в размере 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 167-170, 206, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

Р Е Ш И Л :

Индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Арбатскую Лену Александровну, проживающую по адресу г. Якутск, ул. Автодорожная 38/1, зарегистрирован 29 января 1997 года Администрацией г.Якутска Республики Саха (Якутия) за основным государственным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304143512800262, привлечь к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Республике Саха (Якутия) (УГАДН по РС(Я)), ИНН получателя: 1435032881, КПП получателя 143501001, КБК 106 1 16 90040 04 0000 140, ОКАТО 98401000000, расчетный счет 40101810100000010002, Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) г.Якутск, БИК 049805001.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке

Судья В. Григорьева