ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1446/2018 от 14.05.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск

30 мая 2018 года

Дело № А58-1446/2018

Резолютивная часть решения объявлена 14.05.2018.

Мотивированное решение изготовлено 30.05.2018.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В.А.,рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Саха Голд Майнинг" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 07.03.2018 №119 к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления №15 от 26.02.2018, без вызова сторон.

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Саха Голд Майнинг" (далее – общество, ЗАО «Саха Голд Майнинг») обратилось в арбитражный суд с заявлением от 07.03.2018 №119 к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (далее – административный орган) об отмене постановления №15 от 26.02.2018.

Определением арбитражного суда от 15.03.2018 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

11.04.2018 административный орган представил отзыв от 11.04.2018 №10-24-368 с материалами дела об административном правонарушении, просит в удовлетворении требования отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

От общества поступило ходатайство об уточнении заявленного требования, просит признать незаконным и отменить постановление о наложении административного штрафа №15 от 26.02.2018 по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу.

04.04.2015 от административного органа поступило дополнение к отзыву от 03.05.2018 №10-24-445 с приложением копий документов.

Поступившее уточнение судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

14.05.2018 судом принято решение путем подписания резолютивной части решения в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение, принятое в порядке упрощенного производства, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.03.2018 14:31:47 МСК.

22.05.2018 в арбитражный суд поступило заявление общества о составлении мотивированного решения арбитражного суда.

Согласно части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Таким образом, административный орган с заявлением о составлении мотивированного решения обратился в срок, установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Из материалов дела судом установлено.

ЗАО «Саха Голд Майнинг» осуществляет свою деятельность по недропользованию на основании лицензии серии ЯКУ №04077 БЭ от 26.11.2014 на участке Большой Куранах (погребная россыпь) по добыче золота на территории Алданского района.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Алданского района проведена проверка соблюдения законодательства о недрах в части предоставлении соответствующей статистической отчетности в уполномоченный федеральный орган (Управление по недропользованию по РС (Я)) за 2017 год.

В соответствии с постановлением Федеральной службы Государственной статистики от 04.06.2007 №43 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых» ЗАО «Саха Голд Майнинг» являясь недропользователем, обязано предоставить статистический отчет формы 2-ЛС за 2017 год в срок до 20.01.2018.

Однако в нарушении указанных требований закона ЗАО «Саха Голд Майнинг» не представило в установленный срок в уполномоченный орган статистические данные по форме 2-ЛС за 2017 год, что подтверждается информацией Управления по недропользования РС (Я) от 25.01.2018.

02.02.2018 заместителем прокурора Алданского района младшим советником юстиции Тарасовым М.Е. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Саха Голд Майнинг» за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, а именно за нарушение порядка преставления первичных статистических данных от имени указанного юридического лица по форме федерального статистического наблюдения № 2-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых» за 2017 год в адрес Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия). Срок сдачи отчета истек -20.01.2018.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.02.2018 и другие материалы дела с сопроводительным письмом за исх. № 7-04-2018 от 07.02.2018 поступили в административный орган 19.02.2018 вх.№81029.

21.02.2018 заместитель руководителя территориального органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Саха Голд Майнинг» определением рассмотрение дела назначил на 26.02.2018 в 16 час. 00 мин.

Постановлением от 26.02.2018 по делу об административном правонарушении №15 ЗАО «Саха Голд Майнинг» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему был назначен административный штраф в размере 20 000 рублей. Копия постановления в тот же день вручена представителю по доверенности от 22.02.2018 №Д-2018/7 Шум О.В.

Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением об освобождении ЗАО «Саха Голд Майнинг» от административной ответственности в силу малозначительности вменяемого правонарушения на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее – Положение №620), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620. первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Первичные статистические данные предоставляются по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

На основании пункта 14 Положения N 620 непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приказом Росстата от 04.06.2007 №43 утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых», в соответствии с которой юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых от дельно по каждому участку недр, предоставляют данную форму территориальному орган) Роснедра в субъекте Российской Федерации - Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия), ежегодно 20 января после отчетного периода.

В случае если последний день срока представления государственной статистической отчетности отчитывающимися субъектами по формам государственного статистического наблюдения приходится на нерабочий день, днем окончания срока представление-отчетности отчитывающимися субъектами считается ближайший следующий за ним рабочий день (Постановление Госкомстата РФ от 07.03.2000 N 18).

Из материалов дела видно и судом установлено, что ЗАО «Саха Голд Майнинг» в нарушение пункта 4 Постановления N 620 не выполнена обязанность по предоставлению в формы № 2-ЛС «Сведения выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых» за 2017 год - 22 января 2018 года, так как 20 января 2018 года нерабочий день - суббота.

В пояснении от 22.02.2018 №1003 ЗАО «Саха Голд Майнинг» пояснил, что несвоевременная сдача отчета связана с поздним получением паспорта-расчета №021844А от 25.01.2018 по форме №22 ДМ, который необходим для заполнения раздела 4 отчета по форме № 2-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых» за 2017 год. В связи с этим, отчет по форме №2-ЛС за 2017 год был предоставлен только 05.02.2018г, при сроке сдачи 22.01.2018.

Таким образом, своими бездействиями, выразившимся в непредставлении в установленный срок в адрес Управления по недропользованию по РС (Я) первичной статистической информации по форме федерального статистического наблюдения №2-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых» за 2017 год ЗАО «Саха Голд Майнинг» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения заявителем вышеизложенных требований действующего законодательства, выразившийся в несвоевременном предоставлении Обществом субъекту официального статистического учета первичных статистических данных, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, самим Обществом по существу не оспаривается и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах суд поддерживает выводы административного органа о наличии в деянии ЗАО «Саха Голд Майнинг» состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела усматривается, что административным органом на рассмотрение суда поставлен вопрос о невозможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.

Рассмотрев доводы, суд приходит к следующему.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.

По смыслу указанной нормы оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Применение положений о малозначительности является правом суда.

Обосновывая возможность применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Общество сослалось на то, что несвоевременная сдача статистического отчета по форме 2-ЛС за 2017 год связана с обработкой отправленного драгметалла аффинажным заводом ОАО «Красцветмет» и получением Обществом паспорта – расчета №021844А от 25.01.2018 по форме №22 ДМ, который необходим для заполнения раздела 4 отчета по форме № 2-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых» за 2017 год 30.01.2018.

Обществом отчет был представлен в Якутский филиал ФБУ «ТФГИ по ДВФО» 05.02.2018непослдственно после получения паспорта-расчета №021844А драгоценных металлов 30.01.2018 от ОАО «Красцветмет».

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения и конкретные обстоятельства его совершения, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, полагает, что совершенное ЗАО «Саха Голд Майнинг» правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, не повлекло существенного нарушения интересов граждан, общества и государства, в силу чего суд считает возможным признать правонарушение малозначительным.

Обществом правонарушение совершено впервые, что является смягчающим обстоятельством; обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

По мнению суда, применение в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным, поскольку фактом возбуждения дела об административном правонарушении достигнута предупредительная функция, охраняемым законом государственным и общественным интересам обеспечена соответствующая защита.

Суд учитывает, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит ограничений в ее применении в отношении каких-либо административных правонарушений, в связи с чем доводы ответчика о формальном составе вмененного правонарушения не исключают возможности применения положений о малозначительности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и квалификации совершенного правонарушения как малозначительного.

Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не пропущен.

Нарушений процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлено.

Требования общества подлежат удовлетворению.

В абзаце 2 пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.

Руководствуясь статьями 49, 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

РЕШИЛ:

уточнение к заявлению принять.

Заявленное требование Закрытого акционерного общества "Саха Голд Майнинг" от 07.03.2018 №119удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 26.02.2018 по делу об административном правонарушении № 15 о наложении административного штрафа, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Закрытого акционерного общества "Саха Голд Майнинг" (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Решение подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья

В. А. Андреев