Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
31 августа 2018 года
Дело № А58-1450/2018
Резолютивная часть решения объявлена 27.08.2018
Мотивированное решение изготовлено 31.08.2018
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шамаевой Т.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Муниципальному унитарному предприятию "Приморский" (основанное на праве хозяйственного ведения) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 5 435 153,44 руб.,
в отсутствие надлежаще извещенных сторон,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Приморский" (основанное на праве хозяйственного ведения) о взыскании 5 435 153,44 руб. субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение части затрат по приобретению в 2013 году специализированной техники, передвижных домов, балков, товарно-материальных ценностей.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.03.2018 исковое заявление принято к производству по упрощенной процедуре.
Согласно определению от 04.05.2018 дело рассматривается по общим правилам искового производства.
Ходатайством от 21.08.2018 истец просит отложить судебное разбирательство в связи с невозможностью явки представителя на судебное заседание по причине его нахождения в очередном отпуске.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
При этом, отложение судебного заседания является правом суда, а не его обязанностью. Суд считает указанную ответчиком причину для отложения судебного разбирательства неуважительной, сторона по делу должна была принять меры для обеспечения явки представителя в судебное заседание, а также для сбора доказательств по делу заблаговременно.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об оставлении ходатайства истца об отложении судебного разбирательства без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 22.08.2018 объявлен перерыв до 12 часов 10 минут 27.08.2018. По окончании перерыва судебное заседание продолжено.
Ходатайством от 27.08.2018, без номера, поступившим в суд 27.08.2018, в связи с занятостью представителя в Якутском городском суде и отсутствием в г.Якутске директора ответчика, ответчик просит провести судебное заседание без его участия. Ответчик указал о пропуске срока исковой давности 12.03.2018, просит отказать в иске.
Судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.02.2013 №46 «О правилах предоставления в 2013 году субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы», приказом Министерства от 27.09.2013 №890 «Об утверждении перечня получателей субсидии и объемов бюджетных ассигнований на возмещение части затрат по приобретению в 2012-2013 годах специализированной вездеходной и снегоходной техники для оленеводов» и на основании Соглашения от 01.10.2013 №01-14/1615 ответчику перечислена субсидия на возмещение затрат по приобретению в 2012-2013 годах специализированной вездеходной и снегоходной техники для оленеводов в размере 3 439 353,44 руб. субсидия предоставлена на возмещение части затрат по приобретению гусеничного транспортера МТ-ЛБ в количестве 1 шт.
1.01.10.2013 Министерством и МУП «Приморский» заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по приобретению в 2012-2013 годах специализированной вездеходной техники для оленеводов №01-14/1615.
Предметом соглашения является предоставление Министерством субсидии на возмещение части затрат по приобретению в 2012-2013 годах специализированной вездеходной и снегоходной техники для оленеводов на сумму 3 439 353,44 руб. (пункт 1 соглашения).
В соответствии с пунктом 3.4. соглашения получатель субсидии предоставляет документы, подтверждающие приобретение специализированной вездеходной и снегоходной техники. Документом, подтверждающим факт оплаты и транспортных расходов признается заверенная организацией копия платежного поручения с отметкой банка о проведении платежа, заверенные организацией копии расходного кассового ордера, корешка к приходному кассовому ордеру, кассового чека, акта приема-передачи товара, товарно-транспортная накладная.
Соглашение действует с момента его подписания и до 31.12.2013 (пункт 6.3 соглашения).
Сумма субсидии в размере 3 439 353,44 руб. перечислена на счет ответчика платежным поручением от 13.11.2013 №4210 (л.д.56).
2.Между истцом и ответчиком 01.10.2013 заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по приобретению или строительству в 2013 году передвижных домов для оленеводов, балков для тундровой и лесотундровой зон №01-14/1606, предметом которого является предоставление Министерством субсидии на возмещение части затрат по приобретению или строительству в 2013 году передвижных домов для оленеводов, балков для тундровой и лесотундровой зон на сумму 1 500 000 руб.
В соответствии с пунктом 3.4. соглашения получатель субсидии предоставляет документы, подтверждающие приобретение или строительство в 2013 году передвижных домов для оленеводов, балков для тундровой и лесотундровой зон. Документом, подтверждающим факт оплаты и транспортных расходов признается заверенная организацией копия платежного поручения с отметкой банка о проведении платежа, заверенные организацией копии расходного кассового ордера, корешка к приходному кассовому ордеру, кассового чека, акта приема-передачи товара, товарно-транспортная накладная.
Соглашение действует с момента его подписания и до 31.12.2013 (пункт 6.3 соглашения).
Сумма субсидии в размере 1 500 000 руб. перечислена на счет ответчика платежным поручением от 15.10.2013 №4047 (л.д.64).
3.Между истцом и ответчиком 11.09.2013 заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по приобретению в 2013 году товарно-материальных ценностей на поддержку северного оленеводства №03-14/1425, предметом которого является предоставление Министерством субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части затрат по приобретению в 2013 товарно-материальных ценностей на поддержку северного оленеводства на сумму 495 800 руб.
В соответствии с пунктом 3.4. соглашения получатель субсидии предоставляет документы, подтверждающие приобретение товарно-материальных ценностей. Документом, подтверждающим факт оплаты и транспортных расходов признается заверенная организацией копия платежного поручения с отметкой банка о проведении платежа, заверенные организацией копии расходного кассового ордера, корешка к приходному кассовому ордеру, кассового чека, акт приема-передачи.
Соглашение действует с момента его подписания и до 31.12.2013 (пункт 6.3 соглашения).
Сумма субсидии в размере 495 800 руб. перечислена на счет ответчика платежным поручением от 13.11.2013 №3679 (л.д.72).
По результатам проверки целевого использования субсидий, проведенной истцом, установлено нецелевое расходование ответчиком бюджетных средств в сумме 5 435 153,44 руб.
Истец обратился к ответчику с письмом от 23.01.2015 N 01-308/10/2 о возврате денежных средств, выданных в качестве субсидии.
Ответчик возврат субсидии не произвел, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 и абз. 4 п. 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07.10.2011 №934 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы» утверждена программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2016 годы".
Правила предоставления в 2013 году субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме «Развитие животноводства» утверждены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.02.2013 №46.
Получателем субсидии является следующая категория лиц: сельскохозяйственный товаропроизводитель (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признаваемый таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
По результатам проведенной проверки, отраженным в Акте от 21.11.2014, установлено, что:
- ответчиком заключен договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) от 26.02.2012 №11 с ИП ФИО1 на покупку гусеничного транспортера МТ-ЛБ 1985 года выпуска ПТС №ВЕ 519789 в сумме 4 900 тыс.руб. Оплата производится согласно графику платежа с 26.02.2012 по 05.07.2013 по 100 тыс.руб. за 1 платеж. По состоянию на 20.11.2014 ответчиком фактически оплачено 1 900 тыс.руб., транспортное средство в основных средствах предприятия не оприходовано, на учет в Ростехнадзоре по РС(Я) не поставлено.
- заключен договор купли-продажи передвижных жилых домов (блок контейнера) для оленеводов от 10.07.2013 №5 на жилой дом в количестве 3 150 тыс.руб. По состоянию на 20.11.2014 оплата по договору со стороны ответчика не произведена и жилые дома для оленеводов не приобретены.
- ответчик заключил договор от 30.07.2013 №16-ТМЦ на поставку товарно-материальных ценностей в сумме 766 тыс.руб. Вместе с тем, оплата по договору была произведена на сумму 219 тыс.руб.
Таким образом, материалами дела подтверждается и ответчиком не опровергнуто, что доказательства использования денежных средств, полученных в виде субсидии, по целевому назначению в полном объеме, отсутствуют.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, участвующего в деле, право которого нарушено.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление от 29.09.2015 N 43) разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются данным Кодексом и иными законами.
Учитывая, что истец обратился в суд 12.03.2018, а предоставление субсидии имело место в 2013 году, приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании субсидии, предоставленной в 2013 году.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных норм права, суд отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Т.С. Шамаева