ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1450/18 от 27.08.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

31 августа 2018 года

Дело № А58-1450/2018

Резолютивная часть решения объявлена 27.08.2018

Мотивированное решение изготовлено 31.08.2018

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шамаевой Т.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Муниципальному унитарному предприятию "Приморский" (основанное на праве хозяйственного ведения) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 5 435 153,44 руб.,

в отсутствие надлежаще извещенных сторон,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Приморский" (основанное на праве хозяйственного ведения) о взыскании 5 435 153,44 руб. субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение части затрат по приобретению в 2013 году специализированной техники, передвижных домов, балков, товарно-материальных ценностей.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.03.2018 исковое заявление принято к производству по упрощенной процедуре.

Согласно определению от 04.05.2018 дело рассматривается по общим правилам искового производства.

Ходатайством от 21.08.2018 истец просит отложить судебное разбирательство в связи с невозможностью явки представителя на судебное заседание по причине его нахождения в очередном отпуске.

В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

При этом, отложение судебного заседания является правом суда, а не его обязанностью. Суд считает указанную ответчиком причину для отложения судебного разбирательства неуважительной, сторона по делу должна была принять меры для обеспечения явки представителя в судебное заседание, а также для сбора доказательств по делу заблаговременно.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об оставлении ходатайства истца об отложении судебного разбирательства без удовлетворения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 22.08.2018 объявлен перерыв до 12 часов 10 минут 27.08.2018. По окончании перерыва судебное заседание продолжено.

Ходатайством от 27.08.2018, без номера, поступившим в суд 27.08.2018, в связи с занятостью представителя в Якутском городском суде и отсутствием в г.Якутске директора ответчика, ответчик просит провести судебное заседание без его участия. Ответчик указал о пропуске срока исковой давности 12.03.2018, просит отказать в иске.

Судом установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.02.2013 №46 «О правилах предоставления в 2013 году субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы», приказом Министерства от 27.09.2013 №890 «Об утверждении перечня получателей субсидии и объемов бюджетных ассигнований на возмещение части затрат по приобретению в 2012-2013 годах специализированной вездеходной и снегоходной техники для оленеводов» и на основании Соглашения от 01.10.2013 №01-14/1615 ответчику перечислена субсидия на возмещение затрат по приобретению в 2012-2013 годах специализированной вездеходной и снегоходной техники для оленеводов в размере 3 439 353,44 руб. субсидия предоставлена на возмещение части затрат по приобретению гусеничного транспортера МТ-ЛБ в количестве 1 шт.

1.01.10.2013 Министерством и МУП «Приморский» заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по приобретению в 2012-2013 годах специализированной вездеходной техники для оленеводов №01-14/1615.

Предметом соглашения является предоставление Министерством субсидии на возмещение части затрат по приобретению в 2012-2013 годах специализированной вездеходной и снегоходной техники для оленеводов на сумму 3 439 353,44 руб. (пункт 1 соглашения).

В соответствии с пунктом 3.4. соглашения получатель субсидии предоставляет документы, подтверждающие приобретение специализированной вездеходной и снегоходной техники. Документом, подтверждающим факт оплаты и транспортных расходов признается заверенная организацией копия платежного поручения с отметкой банка о проведении платежа, заверенные организацией копии расходного кассового ордера, корешка к приходному кассовому ордеру, кассового чека, акта приема-передачи товара, товарно-транспортная накладная.

Соглашение действует с момента его подписания и до 31.12.2013 (пункт 6.3 соглашения).

Сумма субсидии в размере 3 439 353,44 руб. перечислена на счет ответчика платежным поручением от 13.11.2013 №4210 (л.д.56).

2.Между истцом и ответчиком 01.10.2013 заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по приобретению или строительству в 2013 году передвижных домов для оленеводов, балков для тундровой и лесотундровой зон №01-14/1606, предметом которого является предоставление Министерством субсидии на возмещение части затрат по приобретению или строительству в 2013 году передвижных домов для оленеводов, балков для тундровой и лесотундровой зон на сумму 1 500 000 руб.

В соответствии с пунктом 3.4. соглашения получатель субсидии предоставляет документы, подтверждающие приобретение или строительство в 2013 году передвижных домов для оленеводов, балков для тундровой и лесотундровой зон. Документом, подтверждающим факт оплаты и транспортных расходов признается заверенная организацией копия платежного поручения с отметкой банка о проведении платежа, заверенные организацией копии расходного кассового ордера, корешка к приходному кассовому ордеру, кассового чека, акта приема-передачи товара, товарно-транспортная накладная.

Соглашение действует с момента его подписания и до 31.12.2013 (пункт 6.3 соглашения).

Сумма субсидии в размере 1 500 000 руб. перечислена на счет ответчика платежным поручением от 15.10.2013 №4047 (л.д.64).

3.Между истцом и ответчиком 11.09.2013 заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по приобретению в 2013 году товарно-материальных ценностей на поддержку северного оленеводства №03-14/1425, предметом которого является предоставление Министерством субсидии за счет средств республиканского бюджета на возмещение части затрат по приобретению в 2013 товарно-материальных ценностей на поддержку северного оленеводства на сумму 495 800 руб.

В соответствии с пунктом 3.4. соглашения получатель субсидии предоставляет документы, подтверждающие приобретение товарно-материальных ценностей. Документом, подтверждающим факт оплаты и транспортных расходов признается заверенная организацией копия платежного поручения с отметкой банка о проведении платежа, заверенные организацией копии расходного кассового ордера, корешка к приходному кассовому ордеру, кассового чека, акт приема-передачи.

Соглашение действует с момента его подписания и до 31.12.2013 (пункт 6.3 соглашения).

Сумма субсидии в размере 495 800 руб. перечислена на счет ответчика платежным поручением от 13.11.2013 №3679 (л.д.72).

По результатам проверки целевого использования субсидий, проведенной истцом, установлено нецелевое расходование ответчиком бюджетных средств в сумме 5 435 153,44 руб.

Истец обратился к ответчику с письмом от 23.01.2015 N 01-308/10/2 о возврате денежных средств, выданных в качестве субсидии.

Ответчик возврат субсидии не произвел, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 и абз. 4 п. 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, по общему правилу субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07.10.2011 №934 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы» утверждена программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2016 годы".

Правила предоставления в 2013 году субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме «Развитие животноводства» утверждены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.02.2013 №46.

Получателем субсидии является следующая категория лиц: сельскохозяйственный товаропроизводитель (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признаваемый таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

По результатам проведенной проверки, отраженным в Акте от 21.11.2014, установлено, что:

- ответчиком заключен договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) от 26.02.2012 №11 с ИП ФИО1 на покупку гусеничного транспортера МТ-ЛБ 1985 года выпуска ПТС №ВЕ 519789 в сумме 4 900 тыс.руб. Оплата производится согласно графику платежа с 26.02.2012 по 05.07.2013 по 100 тыс.руб. за 1 платеж. По состоянию на 20.11.2014 ответчиком фактически оплачено 1 900 тыс.руб., транспортное средство в основных средствах предприятия не оприходовано, на учет в Ростехнадзоре по РС(Я) не поставлено.

- заключен договор купли-продажи передвижных жилых домов (блок контейнера) для оленеводов от 10.07.2013 №5 на жилой дом в количестве 3 150 тыс.руб. По состоянию на 20.11.2014 оплата по договору со стороны ответчика не произведена и жилые дома для оленеводов не приобретены.

- ответчик заключил договор от 30.07.2013 №16-ТМЦ на поставку товарно-материальных ценностей в сумме 766 тыс.руб. Вместе с тем, оплата по договору была произведена на сумму 219 тыс.руб.

Таким образом, материалами дела подтверждается и ответчиком не опровергнуто, что доказательства использования денежных средств, полученных в виде субсидии, по целевому назначению в полном объеме, отсутствуют.

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, участвующего в деле, право которого нарушено.

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление от 29.09.2015 N 43) разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются данным Кодексом и иными законами.

Учитывая, что истец обратился в суд 12.03.2018, а предоставление субсидии имело место в 2013 году, приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании субсидии, предоставленной в 2013 году.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных норм права, суд отказывает в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Т.С. Шамаева