АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-1480/2008-0324
резолютивная часть оглашена 02 апреля 2008 года
решение в полном объёме изготовлено 02 апреля 2008 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шевелева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданского обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) без даты и номера к Индивидуальному предпринимателю Касаткину Алексею Викторовичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составив протокол в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил:
Заявитель просит привлечь Индивидуального предпринимателя Касаткина Алексея Викторовича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заинтересованное лицо представило письмо, в котором указало, что пожарная сигнализация на объектах Открытого акционерного общества «Сахателеком» была смонтирована в 1988 году согласно проекту, замена тепловых датчиков на дымовые в здании ЯТЦ ул. Курашова 22, Каландарашвили, 36, была произведена в 2002 году, а в настоящее время проверка правил пожарной безопасности была проведена по нормативным документам 2004 года, согласно НПБ от одиночного силового кабеля освещения расстояние не менее 0,25 м, в ЯТЦ по улице Курашова 22 4,5 этажи на табло «Выход» лампочки заменены, кабинет 1-го этажа (отдел кадров) был заблокирован автоматической пожарной сигнализацией; перепланировка кабинета ОК была сделана в феврале 2008 года (из одного большого помещения сделаны три помещения) и заказ на восстановление ПС заказчик пока не давал, пятый этаж относится к Отрытому акционерному обществу «Сахателеком» и заинтересованным лицом не обслуживается, в ЯТЦ по улице Каландарашвили 36 дымовые извещатели под фальшпотолком находятся над извещателями потолочными; в детской академии по улице Островского 2 (монтаж проводился в марте 2008 года) все пункты устранены.
На разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, явились представители: заявителя – Романов А.С. по доверенности от 20.02.2007 года, Аседулин С.И. по доверенности от 20.02.2007 года, заинтересованного лица – Индивидуальный предприниматель Касаткин А.В., Швырков Ю.В. без доверенности.
Касаткин Алексей Викторович родился 07 декабря 1962 года в городе Рыбинск Ярославской области, проживает по адресу: город Якутск, улица Ярославского, 6, квартира 65, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 09 ноября 2000 года Представительством территориального органа юстиции Российской Федерации – Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) в городе Якутске, регистрационный номер 1346.
12 марта 2008 года согласно распоряжению главного государственного инспектора Республики Саха (Якутия) по пожарному надзору № 16 от 21.02.2008 года государственными инспекторами Республики Саха (Якутия) по пожарному надзору Аседулиным С.И. и Романовым С.И. проведена плановая проверка соблюдения Индивидуальным предпринимателем Касаткиным Алексеем Викторовичем лицензионных требований и условий при производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, имеющим лицензию от 11 августа 2004 года № 2/09169.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения требований нормативных документов:
1. В Якутском техническом центре эксплуатации по улице Курашова 22 в городе Якутске:
- приемно-контрольный прибор установлен на стене, отделанной горючими материалами (п. 12.49 НПБ 88-01);
- на 4-м и 5-м этажах светоуказатели «Выход» находятся в неисправном состоянии (п. 34 ППБ 01-03 и п. 5.6 РД009-01-96);
- провода (кабели) системы оповещения и управления эвакуацией проложены частично в не в коробах (каналах) из негорючих материалов (п. 3.9 НПБ 104-2003);
- не выдержаны расстояния от оповещателей системы оповещения до потолка (не менее 150 мм) (п. 3.21 НПБ 104-2003);
- кабинеты 1-го этажа (отдел кадров) не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 НПБ 110-03);
- в кабинетах 1-го этажа (отдел кадров) установлено по одному дымовому пожарному извещателю (п. 12.16 НПБ 88-2001);
- на 5-м этаже в приемной технического директора установлены тепловые пожарные извещатели (п. 3 НПБ 110-03);
2. В Якутском техническом центре эксплуатации по улице Каландаришвили, 36 в городе Якутске:
- приемно-контрольный прибор установлен на стене отделанной горючими материалами (п. 12.49 НПБ 88-01);
- не обеспечена возможность определения пожарных извещателей установленных под фальшпотолком (п. 12.23 НПБ 88-01);
- не установлены дымовые пожарные извещатели в общих коридорах ограниченных выступающими от потолка (более 40 см) строительными конструкциями (п. 12.20 НПБ 88-01);
- провода (кабели) системы оповещения и управления эвакуации проложены не в коробах (каналах) из негорючих материалов (п. 3.9 НПБ 104-2003);
3. В Детской академии по улице Островского 2 в городе Якутске:
- провода (кабели) системы оповещения и управления эвакуацией проложены не в коробах (каналах) из негорючих материалов (п. 3.9 НПБ 104-203)4
- над входной дверью не установлен световой указатель «Выход» (НПБ 104-03);
- расстояние от силовых кабелей до кабелей пожарной сигнализации менее 0,5 м. (п. 12.67 НПБ 88-2001);
- не обеспечена возможность определения пожарных извещателей, установленных под фальшпотолком (п. 12.23 НПБ 88-01);
- не выдержано расстояние от оповещателя системы оповещения до потолка (не менее 150 мм) (п. 3.21 НПБ 104-2003);
4. монтаж пожарной автоматики в Якутском техническом центре эксплуатации по улице Курашова 22 и по улице Каландаришвили, 36 выполнен без проектной документации (п. 2.1.3 РД009-01-96 и п. 1.1 РД 78.145-93).
По результатам проверки составлены три акта проверки от 12 марта 2008 года.
13 марта 2008 года на основании материалов проверки государственным инспектором Республики Саха (Якутия) по пожарному надзору Аседулиным Саидом Исаевичем составлен протокол об административном правонарушении № 9 в отношении Индивидуального предпринимателя Касаткина Алексея Викторовича по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 3 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 года № 625, установлено, что лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно Перечню должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённому Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданского обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) от 06 февраля 2006 года № 6, главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители, государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.16, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьями 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частями 1 и 2 статьи 19.19 и статьями 19.20, 19.26, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, протокол об административном правонарушении № 9 от 13 марта 2008 года в отношении Индивидуального предпринимателя Касаткина Алексея Викторовича составлен уполномоченным должностным лицом.
При составлении протокола об административном правонарушении № 9 от 13 марта 2008 года присутствовал Индивидуальный предприниматель Касаткин Алексей Викторович, которому разъяснены его права и обязанности и которому вручена под расписку копия протокола.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении № 9 от 13 марта 2008 года соблюдены процессуальные гарантии защиты, предусмотренные статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.
Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 года № 625, к лицензионным требованиям и условиям относятся выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьёй 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 года № 625, невыполнение требований подпункта «г» указанного положения является грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности.
Согласно пункту 12.49 НПБ 88-2001 приборы приемно-контрольные и приборы управления следует устанавливать на стенах, перегородках и конструкциях, изготовленных из негорючих материалов. Установка указанного оборудования допускается на конструкциях, выполненных из горючих материалов, при условии защиты этих конструкций стальным листом толщиной не менее 1 мм или другим листовым негорючим материалом толщиной не менее 10 мм. При этом листовой материал должен выступать за контур устанавливаемого оборудования не менее чем на 100 мм.
На момент проверки по улице Курашова 22 и по улице Каландаришвили 36 приемно-контрольные приборы установлены на стенах, отделанных горючими материалами.
В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 № 313, противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
На момент проверки на 4-м и 5-м этажах светоуказатели «Выход» находились в неисправном состоянии.
Согласно пункту 3.9 норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утверждённых приказом МЧС Российской Федерации от 20.06.2003 № 323, (далее – НПБ 104-03) провода и кабели соединительных линий системам оповещения и управления эвакуацией следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов.
На момент проверки провода (кабели) системы оповещения и управления эвакуацией проложены частично в не в коробах (каналах) из негорючих материалов.
В соответствии с пунктом 3.21 НПБ 104-03 настенные речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
На момент проверки не выдержаны расстояния от оповещателей системы оповещения до потолка (не менее 150 мм).
Согласно пункту 12.16 норм пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» НПБ 88-2001, утверждённому Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 № 31, (далее НПБ 88-2001) в каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей.
На момент проверки в кабинетах 1-го этажа (отдел кадров) установлено по одному дымовому пожарному извещателю.
Согласно пункту 3 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.
Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
Тот факт, что кабинеты 1-го этажа (отдел кадров) не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией, не свидетельствует о нарушении пункта 3 НПБ 110-03, так как пунктом 3 НПБ 110-03 не установлена обязательность блокирования автоматической пожарной сигнализацией.
Установка на 5-м этаже в приемной технического директора тепловых пожарных извещателей также не свидетельствует о нарушении пункта 3 НПБ 110-03, так как пунктом 3 НПБ 110-03 не установлен запрет на установку тепловых пожарных извещателей.
Согласно пункту 12.23 НПБ 88-2001 пожарные извещатели, установленные под фальшполом, над фальшпотолком, должны быть адресными либо подключены к самостоятельным шлейфам пожарной сигнализации, и должна быть обеспечена возможность определения их места расположения. Конструкция перекрытий фальшпола и фальшпотолка должна обеспечивать доступ к пожарным извещателям для их обслуживания.
На момент проверки не обеспечена возможность определения пожарных извещателей установленных под фальшпотолком.
В соответствии с пунктом 12.20 НПБ 88-2001 точечные дымовые и тепловые пожарные извещатели следует устанавливать в каждом отсеке потолка шириной 0,75 м и более, ограниченном строительными конструкциями (балками, прогонами, ребрами плит и т.п.), выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м.
Если строительные конструкции выступают от потолка на расстояние более 0,4 м, а образуемые ими отсеки по ширине меньше 0,75 м, контролируемая пожарными извещателями площадь, указанная в таблицах 5, 8, уменьшается на 40%.
При наличии на потолке выступающих частей от 0,08 до 0,4 м контролируемая пожарными извещателями площадь, указанная в таблицах 5, 8, уменьшается на 25%.
При наличии в контролируемом помещении коробов, технологических площадок шириной 0,75 м и более, имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстояние более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними необходимо дополнительно устанавливать пожарные извещатели.
На момент проверки не установлены дымовые пожарные извещатели в общих коридорах ограниченных выступающими от потолка (более 40 см) строительными конструкциями.
Согласно пункту 12.67 НПБ 88-2001 при параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей пожарной сигнализации с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м.
Допускается прокладка указанных проводов и кабелей на расстоянии менее 0,5 м от силовых и осветительных кабелей при условии их экранирования от электромагнитных наводок.
Допускается уменьшение расстояния до 0,25 м от проводов и кабелей шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации без защиты от наводок до одиночных осветительных проводов и контрольных кабелей.
Расстояние от силовых кабелей до кабелей пожарной сигнализации менее 0,5 м. не свидетельствует о нарушении пункта 12.67 НПБ 88-2001, так как при этом не установлено, экранированы ли указанные провода и кабели от электромагнитных наводок, является ли силовой кабель одиночным.
Таким образом, материалами дела подтверждается совершение Индивидуальным предприниматель Касаткиным Алексеем Викторовичем административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в грубом нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Срок давности, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Суд расценивает в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, то, что Индивидуальный предприниматель Касаткин Алексей Викторович ранее не привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и привлечении Индивидуального предпринимателя Касаткина Алексея Викторовича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Руководствуясь частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь Индивидуального предпринимателя Касаткина Алексея Викторовича (родился 07 декабря 1962 года в городе Рыбинск Ярославской области, проживает по адресу: город Якутск, улица Ярославского, 6, квартира 65, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 09 ноября 2000 года Представительством территориального органа юстиции Российской Федерации – Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) в городе Якутске, регистрационный номер 1346) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Зачислить сумму административного штрафа в местный бюджет (расчетный счет № 40101810100000010002, Банк плательщика ГРКЦ НБ Респ. Саха (Якутия) Банка России г. Якутск, БИК 049805001, в поле «Получатель платежа» УФК по Республике Саха (Якутия) (ГУ МЧС России по РС(Я)), в поле «ИНН получателя» 1435154181, в поле «КПП получателя» 1435011001, в расчетных документах на перечисление обязательных доходов 177 116 27000 01 0000 140).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья В.В. Шевелев