ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1529/2021 от 29.07.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

05 августа 2021 года

Дело № А58-1529/2021

Резолютивная часть решения объявлена 29.07.2021.

Полный текст решения изготовлен 05.08.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковлековым А.М., рассмотрев дело по заявлению Федерального бюджетного учреждения «Администрации Ленского бассейна внутренних водных путей» (ИНН 1435033691, ОГРН 1021401057655) от 05.03.2021 № 08/36-973 к Северо-Восточному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 1435158193, ОГРН 1051402062580) о признании недействительными постановления от 23.09.2019, решения от 23.09.2019 и заключения от 13.02.2020 № 16-И,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Публичного акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 05.11.2020 № 08/36-1632 (паспорт, диплом), ФИО2 по доверенности от 28.07.2021 № 0;8/36- (паспорт) к участию в судебном заседании допущен;

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 11.01.2021 без номера (паспорт, диплом);

от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 01.01.2021 № 11 (паспорт, диплом),

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей  обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) (далее – заявитель, учреждение) с заявлением от 05.03.2021 № 08/36-973 к Севеоро-Восточному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2019.

Заявитель заявлением об изменении требований от 21.05.2021 № 08/36-без номера просит признать недействительными постановление от 23.09.2019, решение от 23.09.2019 и заключение от 13.02.2020 № 16-И по результатам повторного расследования Управлением транспортного происшествия, произошедшего 13.08.2019 на 1349 км реки Лена от устья, с теплоходом «Ленанефть-2030».

Определением суда от 24.05.2021 указанное заявление от 21.05.2021 № 08/36-без номера принято к рассмотрению.

Заявитель обратился с заявлением от 05.03.2021 № 08/36-972 о восстановлении срока подачи заявителем заявления о признании недействительным постановления Управления от 23.09.2019 по транспортному происшествию, произошедшему 13.08.2019 в 09:15 якутского времени на 1349 км реки Лена от устья, с теплоходом «Ленанефть-2030».

Дополнением к заявлению о восстановлении пропущенного срока от 25.05.2021, поступившим в арбитражный суд 25.05.2021, заявитель просит признать недействительным постановление от 23.09.2019, решение от 23.09.2019 и заключение от 13.02.2020 № 16-И по результатам повторного расследования Управлением транспортного происшествия, произошедшего 13.08.2019 на 1349 км реки Лена от устья с теплоходом «Ленанефть-2030».

Управление представило отзыв от 12.04.2021 № 05-12-102, просит в удовлетворении требования отказать.

Заявитель представил возражения на отзыв от 30.06.2021 № 08/36-3375/1.

Определением суда от 24.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Публичное акционерное общество «Ленское объединенное речное пароходство» (далее – третье лицо).

Третье лицо представило отзыв от 30.06.2021 № 24.1-14-131 о том, что в заключении № 16-И место происшествия указано верно, в заявлении подтверждается факт корректировки расположения судоходных знаков на месте транспортного происшествия, что свидетельствует о том, что знаки были установлены неверно, что привело к транспортному происшествию, в заявлении указано, что глубины менее 2,5 м. начинаются на расстоянии не менее 40 метров от оси судового хода, согласно информационным бюллетеням № 97 от 12.08.2019 и № 98 от 13.08.2019 перекат ФИО5 глубина 270 и 260 соответственно, соответственно глубины на перекате не соответствовали указанным в информационных бюллетенях, знаки навигационной обстановки расположены неверно, действия заявителя после транспортного происшествия свидетельствуют о том, что навигационная обстановка на перекате не обеспечивала безопасное и беспрепятственное движение судов, осадка судна 250 см соответствовала величине запаса 15 см, приведенной в приложении № 5 к Приказу Минтранса России от 19.01.2018 № 19 «Об утверждении Правил плавания судов по внутренним водным путям», просит в удовлетворении требования отказать.

Из материалов дела судом установлено.

23.09.2019 вр.и.о. Управления по транспортному происшествию, произошедшему 13.08.2019 в 09:15 якутского времени на 1349 км реки Лена от устья, с теплоходом «Ленанефть-2030», следовавшим рейсом пос. Нижний Бестях – пос. Белая Гора, вынесено постановление, в соответствии с которым транспортное происшествие отнесено на учет учреждения.

23.09.2019 вр.и.о. руководителя Управления по указанному транспортному происшествию принято решение, в соответствии с которым причина транспортного происшествия: неудовлетворительное содержание пути, вид транспортного происшествия: удар о подводное препятствие, классификация транспортного происшествия: удар о подводное препятствие, классификация транспортного происшествия: инцидент, утверждено заключение по транспортному происшествию от 23.09.2019 № 16-И.

Указанные постановление и решение от 23.09.2019 основаны на заключении № 16-И по результатам расследования транспортного происшествия от 23.09.2019.

Не согласившись с выводами, изложенными в указанных актах, заявитель обратился с жалобой № 08/36-5433 на решение, постановление и заключение Управления № 16-И от 23.09.2019 в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 14.11.2019 № 8.14-2217 назначено повторное расследование транспортного происшествия комиссией ответчика.

По результатам повторного расследования 13.02.2020 Управлением вынесено заключение по результатам повторного расследованиям № 16-И, которым решение, постановление и заключение № 16-И, вынесенные 23.09.2019 по транспортному происшествию, произошедшему 13.08.2019 на 1349 км реки Лена от устья, с теплоходом «Ленанефть-2030» оставлены в силе, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Согласно выводам, сделанным Управлением в заключении от 13.02.2020, мастер пути допустил проведение траления и аварийного траления с нарушением Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей, своевременно не выставил красный буй № 342, допустил смещение белого буя № 383, что привело к совершению транспортного происшествия с теплоходом «Ленанефть-2030» на 1349 км реки Лена, чем нарушил пункты 421, 422 Технического регламента, пункты 72, 87 117, 118, 126, 127 Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей.

Исходя из того, что заключение вручено заявителю 19.02.2021 вх. № 01/9, дело подлежит рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.

Не согласившись решением и постановлением от 23.09.2019 и заключением Управления № 16-И по результатам повторного расследования транспортного происшествия, от 13.02.2020, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Согласно заключению 13.08.2019 теплоход «Ленанефть-2030» с грузом – дизельное топливо, следовал вниз рейсом пос. Нижний Бестях – пос. Белая Гора. При следовании по перекату ФИО5 по линии створ 1282 на участке 1351 – 1348 реки Лена, произошел удар днищевой частью левого борта о подводное препятствие, вследствие чего, на 1349 км реки Лена теплоход «Ленанефть-2020» получил пробоину в машинном отделении судна.

Заявителем оспариваются выводы Управления указанные в заключении.

Заявитель, утверждая о том, что место транспортного происшествия определено не верно, ссылается на то, что до происшествия и после происшествия глубины соответствуют гарантированным, при тралении никаких препятствий не обнаружено, батиметрическая область, обозначенная в заключении как подводное препятствие расположена на 1348,75 км за правой кромкой на расстоянии 60 м. от оси судового хода, на левой кромке и за ее пределами никаких препятствий не обнаружено, причиной пробоины стал удар за пределами судового хода (за правой кромкой), данные координат не соответствуют ни одной из принятых систем координат.

При проведенном Управлением анализе представленных материалов, следует, что указанная заявителем точка нахождения подводного препятствия не могла стать причиной транспортного происшествия, в связи с тем, что удар левой днищевой частью теплохода «Ленанефть-2030» не мог быть совершен на данном участке, вследствие недостаточности глубин (на данном участке они составляли 220-230-240 см), левее данного подводного препятствия проходит изобата с глубиной 250см. Таким образом, осадка судна 250 см не позволяла подойти к месту предположительного ФБУ «Администрация Ленского бассейна» подводного препятствия. Согласно акту транспортного происшествия, составленному на борту теплохода «Путейский-417», касание грунта произошло в районе 1349 км реки Лена, не доходя до белого буя № 383, находящегося за левой кромкой судового хода. В результате касания танкер получил пробоину в районе машинного отделения с левого борта и встал на якорь на 1345 км реки Лена за левой кромкой судового хода. Следовательно, он не мог быть за правой кромкой судового хода. В информации места транспортного происшествия указаны географические координаты места транспортного происшествия: 1349 км реки Лена, взятые из информационной системы, разработанной ФГУП «Морсвязьспутник» «КИИС МоРе».

Согласно заявлению заявителя, как следует из результатов траления гидролокатором, за правой кромкой судового хода была обнаружена батиметрическая область с глубиной 220 см, идентифицированная капитаном теплохода «Ленанефть-2030» ФИО6 как место удара о подводное препятствие. Визуальность нахождения на створной линии знаков № 1282 при проведении траления гидролокатором, отмеченная в акте ПАО «ЛОРП», определена ФИО6 единолично. По результатам обработки данных видно, что данная область расположена на 1348,75 км за правой кромкой судового хода.

Вместе с тем, на основании представленных материалов, при проведении данного траления присутствовали капитан теплохода  «Ленанефть-2030» ФИО6 и представитель Якутского района водных путей и судоходства ФБУ «Администрация Ленского бассейна» ФИО7 Данный факт подтверждается и в ранее направленной жалобе заявителя в адрес Ространснадзора (далее - жалоба) (по пункту 10.2 Заключения, п. 3). Кроме того, на основании представленных материалов, совместный акт промеров представителями заявителя и третьего лица составлен не был в связи с несогласием представителей третьего лица с планом русловой изыскательской съемки от 14.08.2019.

В заявлении заявитель указывает на то, что корректировка расположения судоходных знаков проводилась по результатам русловой изыскательной съемки и промеров глубин, выполненных обстановочной бригадой. На корректировку знаков повлияла жалоба на низкую чувствительность створов и необходимость в установке дополнительного красного буя для ориентирования судоводителей при переходе со створ № 1282.

Управление возражает, что при рассмотрении плана от 22.08.2019 установлено, что перенесенные створные знаки № 1282 направлены на место удара о подводное препятствие теплохода «Ленанефть-2030», указанное капитаном теплохода «Ленанефть-2030» ФИО6 Красный буй № 342, установленный 16.08.2019, расположен в 20 м от оси судового хода, а именно в месте, на которое и указывал капитан теплохода ФИО6, который до момента переноса судового хода, располагался на левой кромке судового хода.

В соответствии с РЕЧ-22 от 14.08.2019 глубина в перекате Белогорском составила 255 см, ширина 100 м. Заявитель считает, что ввиду того, что путевая информация о фактических габаритах судового хода передается на установленную минимальную ширину судового хода, а батиметрическая область обнаружена за кромкой судового хода, утверждение о несоответствии заявленной глубины неверно.

Однако отсутствуют документы, подтверждающие нахождение подводного препятствия, на которое указывал ФИО6 за кромкой судового хода. Об этом свидетельствует только акт аварийного траления от 14.08.2019, который не был подписан сторонами в связи с несогласием с данным выводом. Между тем, неясна связь информации о глубинах от 14.08.2019 с транспортным происшествием, произошедшим 13.08.2019.

По мнению заявителя, несогласие представителей третьего лица с планом русловой съемки от 14.08.2019 связано с наличием в акте аварийного траления от 14.08.2019 информации о том, что согласно наложению координат предполагаемого препятствия на изыскательную съемку участка 1348,4-1352,6 км реки Лена, расстояние от предполагаемого препятствия до оси судового хода составило 100 метров, т.е. в 50 метрах за правой кромкой судового хода.

Управление считает, что повторное траление указанного участка проводилось 14.08.2019 гидролокатором бокового обзора представителем Якутского района водных путей и судоходства ФБУ «Администрация Ленского бассейна» ФИО7 с капитаном теплохода «Ленанефть-2030» ФИО6 Остальные участники, указанные в акте аварийного траления при проведении траления не присутствовали. В ходе выполненных тральных работ гидролокатором «Гидра» было обнаружено подводное препятствие на глубине 220 см с координатами 63 45.601, 127 58.665; 63 45.585, 127 58.707. При наложении представителями ФБУ «Администрация Ленского бассейна» координат подводного препятствия на изыскательский план участка 1348-1352 км реки Лена от 14.08.2019 было установлено местоположение подводного препятствия в 100 метрах от оси судового хода, т.е. в 50 метрах за правой кромкой судового хода. По результатам проведения тральных работ было решено произвести корректировку плавучих знаков в перекате ФИО5.

Данный акт не был подписан представителями третьего лица, по причине несогласия с координатами подводного препятствия и тем, что данное подводное препятствие находится в 50 метрах за правой кромкой судового хода. Старший государственный инспектор Якутского линейного отдела Северо-Восточного УГМРН Ространснадзора ФИО8 также не подписал данный акт, в связи с тем, что не присутствовал при проведении повторного траления гидролокатором «Гидра» и при наложении точек координат на изыскательный план участка 1348-1352 км реки Лена. Представители Управления и третьего лица не были приглашены на процесс обработки данных при нанесении координат на план русловой изыскательской съемки. Заявитель  не представил документы, подтверждающие верность нанесенных координат на план русловой изыскательской съемки.

Заявитель ссылается на несоответствие ширины судового хода в месте удара теплохода «Ленанефть-2030» о подводное препятствие не соответствует действительности, так как гарантированная ширина судового хода не менее 100 м, изобата, находящаяся на 1348,7 км на расстоянии 20 м от оси судового хода, а глубины менее 2,5 м в этом месте начинаются на расстоянии не менее 40 м от оси судового хода.

Согласно информационному бюллетеню № 98 от 13.08.2019 на всем перекате ФИО5 габариты судового хода должны составлять не менее 260 см/100 м. Отклонения от указанных габаритов не допускаются в целях обеспечения безопасности судоходства. Управление считает, что удар левой днищевой частью теплохода «Ленанефть-2030» не мог быть совершен на данном участке, вследствие недостаточности глубин (на данном участке они составляли 220-230-240 см). Осадка судна 250 см не позволяла подойти к месту предположительного ФБУ «Администрация Ленского бассейна» подводного препятствия.

Заявитель полагает, что на основании плана изыскательской съемки участка реки Лена 1348,4-1352,6 км от 14.08.2019 местоположение белого буя № 383 должно находиться на 50 метров ближе к судовому ходу. Данное обстоятельство можно объяснить смещением белого буя № 383 с места установки под действием сил течения или другого внешнего воздействия.

Между тем, согласно вышеуказанному плану изыскательской съемки, смещение указанного буя не могло быть совершено действиями сил течения, так как буй был смещен против течения. До момента совершения транспортного происшествия с теплоходом «Ленанефть-2030» в информационных бюллетенях не было информации о смещении белого буя № 383. Согласно акту, составленному представителями третьего лица, при проведении траления также было замерено расстояние между створными щитами створ № 1282. Расстояние между первым и вторым щитом снизу вверх составило 14 метров, между вторым и третьим щитом - 15 метров. Замер проводился по верхним квадратным щитам, с чем представители заявителя не были согласны и данный акт не был ими подписан.

Согласно информационному бюллетеню № 101 от 16.08.2019, на участке 1368 - 1238 км реки Лена в перекате ФИО5, створы № 1282 перенесены ниже на 200 м, действуют тем же действием до пересечения со створами № 1279 на 1351 км реки Лена. Белый буй № 383 смещен вправо на 100 м. Установлен дополнительный красный буй № 342 на 1348,5 км реки Лена (в месте нахождения предполагаемого капитаном теплохода «Ленанефть-2030» ФИО6 подводного препятствия).

Из заявления следует, что 18.07.2019 было проведено местное траление Белогорского переката, на перекате действовала судоходная обстановка, в том числе в составе: створно-перевальных знаков № 1282 действием вверх до пересечения со створами № 1279, а также плавучие знаки, следовательно, в данном перекате траление должно проводиться на ширину судового хода, огражденного плавучими знаками.

Управление, возражая против указанного довода заявителя, исходя из положений пункта 72, пункта 87 Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей, утвержденной протоколом от 25.11.1996 (далее - Инструкция по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей), согласно пункта 421, пункта 422 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 (далее - Технический регламент) считает, что указанная в жалобе плавучая обстановка была установлена на 1351 км реки Лена, а в месте совершения транспортного происшествия был установлен только белый буй № 383, который был смещен со штатного места, и как было указано ранее, согласно представленным материалам, красный буй № 342 на 1348,5 км реки Лена был установлен 15.08.2019, после совершения транспортного происшествия.

Таким образом, при том, что до момента транспортного происшествия красный буй № 342 на 1348,5 км реки Лена не был выставлен, и при возникновении смещения белого буя № 383 плавучая обстановка не действовала исправно, а равно отсутствовала, траление должно было проводиться в пределах тройной гарантированной ширины судового хода, согласно п. 126 Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей, что своевременно выявило бы точное положение подводного препятствия и его ограждение.

Управление не согласно с доводом заявителя, основанном на информационном бюллетене от 22.08.2019 № 107,  поскольку проведенная ФБУ «Администрация Ленского бассейна» работа по установке красного буя № 342 и уменьшению ширины судового хода на данном участке от 22.08.2019 не могла повлиять на причины транспортного происшествия, произошедшего 14.08.2019.

В заявлении приводятся доводы о том, что капитан теплохода «Ленанефть-2030» ФИО6 нарушил пункт 79 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Минтранса России от 19.01.2018 № 19 (далее - Правила плавания), согласно которому длина, ширина, надводный высотный габарит, осадка судов (составов) и плавучих объектов (далее - габариты) должны быть меньше соответствующих габаритов судового хода и мостов на величину запасов, приведенных в приложении № 5 к настоящим Правилам.

В ходе расследования транспортного происшествия, капитан теплохода «Ленанефть-2030» был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.7 КоАП РФ, за нарушение пункта 79 Правил плавания.

Но данный факт не был отнесен Управлением к причине транспортного происшествия по следующим основаниям:

с момента выхода в рейс до момента совершения транспортного происшествия в перекате ФИО5 с гарантированными габаритами судового хода 260 см/100 м, теплоход «Ленанефть-2030» с неизменной осадкой 250 см прошел лимитирующие перекаты: Ат-Арынская с гарантированными габаритами судового хода 260 см/100 м и Усть-Алданский с гарантированными габаритами судового хода 260 см/100 м. Оба участка являются затруднительными для судоходства с извилистыми судовыми ходами, русловыми переформированиями и галечно-песчаным грунтом. Вместе с тем, осадка судна не помешала прохождению данных участков, а в перекате ФИО5 с теплоходом «Ленанефть-2030» произошла не посадка на мель, а удар о подводное препятствие левой днищевой частью судна, что доказывает наличие препятствия. Кроме этого, в материалах дела имеется выписка из судового журнала теплохода «Путейский-417» от 13.08.2019, согласно которой, после подхода теплохода «Путейский-417» к теплоходу «Ленанефть-2030» для выяснения обстоятельств произошедшего, мастер пути - капитан теплохода «Путейский - 417» ФИО9 осуществил промеры переката ФИО5 и отразил в журнале, что минимальные глубины составляют 2,80 метра, что противоречит информации, полученной от заявителя, а также отражает действительное место совершения транспортного происшествия.

Факт нарушения капитаном теплохода «Ленанефть-2030» ФИО6 пункта 79 Правил плавания не может быть признан причиной транспортного происшествия, так как с момента выхода в рейс до момента совершения транспортного происшествия в перекате ФИО5 с гарантированными габаритами судового хода 260 см/100 м, теплоход «Ленанефть-2030» с неизменной осадкой 250 см прошел лимитирующие перекаты: Ат-Арынская и Усть-Алданский с аналогичными габаритами судового хода. Оба участка являются затруднительными для судоходства с извилистыми судовыми ходами, русловыми переформированиями и галечно-песчаным грунтом. Вместе с тем, осадка судна не помешала прохождению данных участков, а в перекате ФИО5 с теплоходом «Ленанефть-2030» произошла не посадка на мель, а удар о подводное препятствие левой днищевой частью судна

Таким образом, согласно пункту 117 Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей, глубину на участках с каменистым руслом определяют путем траления жесткими тралами (рамами) различных конструкций.

На основании пункта 118 Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей, на участках, где кромки судового хода не ограждены, ширину полосы траления определяют, в зависимости от группы водного пути.

В соответствии с пунктами 126 Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей, на участках, где отсутствуют плавучие знаки и судовой ход обозначен только береговыми знаками, траление на водных путях I группы проводятся в пределах тройной гарантированной ширины судового хода.

Согласно пункту 127 Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей, аварийное траление при транспортном происшествии с судном или плотом проводят на объявленную глубину в месте предполагаемого удара о препятствие. Если препятствие в указанном месте не обнаружено, аварийное траление проводят на объявленную глубину и, если на участках водных путей Iгруппы, где кромки судового хода не обозначены плавучими знаками или ограждена только одна кромка - в полосе, равной тройной гарантированной ширине.

Исходя из акта аварийного траления от 14.08.2019, при не обнаружении подводных препятствий в ходе выполненных тральных работ судовым тралом, траление должно было проводиться в полосе, равной тройной гарантированной ширине жестким тралом, так как данный участок имеет каменистое русло.

Таким образом, при том, что до момента транспортного происшествия красный буй № 342 на 1348,5 км реки Лена не был выставлен, и при возникновении смещения белого буя № 383 плавучая обстановка не действовала исправно, а равно отсутствовала, траление должно было проводиться в пределах тройной гарантированной ширины судового хода, согласно п. 126 Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей, что своевременно выявило бы точное положение подводного препятствия и его ограждение.

Суд соглашается с выводом Управления в заключении, поскольку является доказанным, что нарушение капитаном теплохода «Ленанефть-2030» ФИО6 пункта 79 Правил плавания не может быть признано причиной транспортного происшествия, так как с момента выхода в рейс до момента совершения транспортного происшествия в перекате ФИО5 с гарантированными габаритами судового хода 260 см/100 м, теплоход «Ленанефть-2030» с неизменной осадкой 250 см прошел лимитирующие перекаты: Ат-Арынская и Усть-Алданский с аналогичными габаритами судового хода. Оба участка являются затруднительными для судоходства с извилистыми судовыми ходами, русловыми переформированиями и галечно-песчаным грунтом. Вместе с тем, осадка судна не помешала прохождению данных участков, а в перекате ФИО5 с теплоходом «Ленанефть-2030» произошла не посадка на мель, а удар о подводное препятствие левой днищевой частью судна. Мастер пути ФИО9 допустил проведение траления и аварийного траления с нарушением Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей, своевременно не выставил красный буй № 342, допустил смещение белого буя № 383, что привело к совершению транспортного происшествия с теплоходом «Ленанефть-2030» на 1349 км реки Лена, чем нарушил пункты 421, 422 Технического регламента; пункты 72, 87, 117, 118, 126, 127 Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей.

Довод заявителя, изложенный в возражении на отзыв от 30.06.2021 № 08/36-3275/1, о том, что подтверждение объявленных глубин в перекате ФИО5 изыскательской съемкой от 14.08.2019, а также отсутствие обнаруженного препятствия в границах судового хода, подтверждает тот факт, что транспортное происшествие с теплоходом «Ленанефть-2030 произошло за пределами судового хода, то есть причиной касания корпуса теплохода «Ленанефть-2030» о скальное ложе переката стало превышение допустимой осадки и уклонение теплохода за кромку судового хода не подтверждается материалами проверки, обстоятельствами дела, установленными в заключении и другими доказательствами, которые бы подтверждали указанное заявителем в возражениях на отзыв в момент совершения происшествия.

Указанные в возражении на отзыв от 30.06.2021 № 08/36-3275/1 доводы заявителя никак не опровергают установленные Управлением выводы в заключении от 13.02.2021.

Обстоятельства транспортного происшествия, установленные Управлением в заключении, соответствуют обстоятельствам, указанным в отзыве третьего лица.

Заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ обратное относимыми и допустимыми доказательствами не доказано.

В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением, а также законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт.

Иные нормативные правовые акты, кроме Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденному приказом Минтранса России от 29.12.2003 № 221, в заявлении заявителем не указаны, несоответствие оспариваемых ненормативных актов Положению по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации заявителем также не доказано.

Судом также не установлено нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми актами.

Платежным поручением от 03.03.2021 № 581600 заявитель уплатил госпошлину в сумме 3 000 рублей.

Судебные расходы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.

На основании изложенного, в удовлетворении требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Кодексу внутреннего водного транспорта, Положению по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденному приказом Минтранса России от 29.12.2003 № 221, Техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623, Правилам плавания судов по внутренним водным путям, утвержденным приказом Минтранса России от 19.01.2018 № 19 в удовлетворении требования отказать полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                           Р.И. Эверстова