Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
03 июня 2014 года
Дело № А58-1599/2014
Резолютивная часть решения объявлена 27.05.2014
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2014
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шамаевой Т.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "ВИМ-АВИА" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 27 484 719,56 руб.,
с участием представителей истца ФИО1 по доверенности, ФИО2 по доверенности, ответчика ФИО3 по доверенности,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Якутия" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "ВИМ-АВИА" о взыскании задолженности по договору фрахта воздушного судна от 04.10.2013 №ВИМ-27.09.13/281 в размере 27 928 819,56 руб.
Определением от 29.04.2014 принято уменьшение суммы иска до 27 484 719,56 руб.
Суд расценивает данное заявление как уточнение суммы иска, принимает уточнение в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требования обоснованы наличием договора от 04.10.2013 №ВИМ-27.09.13/281 и ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг.
В качестве правового обоснования указаны статьи 309, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 104 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик отзыв на исковое заявление, возражения суду не представил. Представитель ответчика сообщил, что с иском не согласен частично.
Как следует из материалов дела, 04.10.2013 между Открытым акционерным обществом «Авиакомпания «Якутия» (исполнитель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» заключен договор фрахта воздушного судна Boeing 757-200 №ВИМ-27.09.13/281, в соответствии с условиями которого, исполнитель обязуется предоставить заказчику за плату для выполнения гарантированной программы рейсов на воздушном судне Boeing 757-200 для воздушной перевозки пассажиров/багажа/грузов/почты с предоставлением услуг по управлению и техническому обслуживанию (оперативному и периодическому) ВС персоналом исполнителя.
В соответствии с пунктом 2.3. договора воздушное судно будет эксплуатироваться летным и кабинным экипажем исполнителя, имеющим допуск к выполнению полетов, предусмотренных условиями настоящего договора.
Исполнитель берет на себя ответственность по выполнению оперативного и базового (периодического) технического обслуживания (пункт 2.5. договора).
Маршрут полета, аэропорт вылета и прилета, количество и тип загрузки определяются по желанию заказчика и указываются в заявке на выполнение рейса. Время и дата выполнения каждого рейса согласовываются с исполнителем. Подтверждением выполнения исполнителем своих обязательств, возникших из настоящего договора, является подписанный уполномоченным представителем заказчика Акта-отчет о полете (пункты 2.7., 2.10. договора).
В соответствии с пунктами 3.2.4., 3.2.6 договора заказчик (ответчик) обязуется самостоятельно и за свой счет организовывать наземное обслуживание в аэропортах назначения; в случае эстафетных рейсов, предоставлять летному и кабинному экипажам исполнителя проживание в гостинице с предоставлением питания.
В соответствии с пунктом 4.1. договора заказчик должен оплатить исполнителю сумму в размере $200,000 (двухсот тысяч долларов США) двумя платежами в качестве страхового депозита за пользование воздушным судном, из которых первый платеж в размере $100,000 (сто тысяч долларов США) подлежит оплате до передачи воздушного судна во фрахт. Второй платеж на сумму $100,000 (сто тысяч долларов США) подлежит оплате не позднее, чем через 10 (десять) календарных дней с момента передачи воздушного судна во фрахт заказчику. Данная сумма подлежит возврату после истечения срока данного договора, либо по согласованию сторон, может быть зачтена в счет крайнего платежа за пользование воздушным судном.
Плата за пользование транспортным средством устанавливается в Приложении №1 к настоящему договору. Все платежи, подлежащие выплате по данному договору должны осуществляться очищенными от любых налогов, сборов и удержаний, включая, но не ограничиваясь НДС, налоги на прибыль, операционные и иные налоги и сборы. По настоящему договору устанавливается минимальный гарантированный налет: 250 (двести пятьдесят) летных часов за календарный месяц. Заказчик в случае не использования часов налета в течение календарного месяца производит оплату за весь объем гарантии, предусмотренной в пункте 4.3. настоящего договора. В случае превышения налета часов заказчик производит оплату фактического налета часов по ставке, установленной в Приложениях к настоящему договору (пункты 4.2., 4.3., 4.4.).
В соответствии с пунктом 4.5.1. договора в случае превышения фактического налета над гарантией заказчик производит оплату превышения налета над гарантией до 5-го числа месяца следующего за отчетным месяцем.
Исполнитель дополнительно производит оплату аэронавигационного и метеорологического обслуживания рейсов заказчика с последующим перевыставлением счетов заказчику. Заказчик производит оплату таких счетов в течение 3 дней с момента выставления счета. Все платежи по данному договору должны осуществляться в рублях по курсу Центробанка РФ на момент осуществления платежа (пункты 4.7., 4.8. договора).
Согласно Приложению №1 к договору плата за пользование транспортным установлена с фактической даты выполнения рейсов в размере 2750 долларов США за один летный час, не включая налоги.
Передача исполнителем воздушного судна Boeing 757-200 заказчику подтверждается актом приема-передачи воздушного судна (том 1, л.д.19).
Исполнение истцом обязательств по договору (налет часов, метеорологическое обеспечение полетов, аэронавигационное обслуживание полетов на воздушных трассах, проживание, питание экипажа, услуги по предоставлению специализированной информации в области гидрометеорологии, представительские услуги) подтверждается заданиями на полет с отчетами о полете, реестрами выполненных полетов, реестрами самолето-вылетов, актами выполненных работ.
Для оплаты истцом выставлены счет-фактуры от 13.01.2014 №Д00000232 на сумму 26 450 руб., от 10.01.2014 №Д00000230 на сумму 19 116 руб., от 06.01.2014 №Д00000120 на сумму 3 390 руб., от 20.01.2014 №Д0000078 на сумму 60 416 руб., от 31.01.2014 №Д000001 на сумму 36 195,32 руб., от 31.01.2014 №Д000001408 на сумму 451 745,08 руб., от 31.01.2014 №Д00001405 на сумму 827 776 руб., от 31.01.2014 №Д00001409 на сумму 315 791,32 руб., от 31.01.2014 №Д00001413 на сумму 28 000 руб., от 20.01.2014 №Д00000209 на сумму 14 915 797,66 руб., от 31.01.2014 №Д0000310 на сумму 12 868 842,18 руб.
Ответчиком произведена оплата долга на сумму 2 048 800 руб. по соглашениям о взаимозачете от 17.03.2014 №Д00000310, от 17.03.2014 №Д000033, от 12.03.2014 №Д000014, от 06.02.2014 №Д00005, от 31.01.2014 №Д000003, что указано в уточненном расчете и ответчиком не оспорено.
Между сторонами подписан акт сверки налета часов самолета по договору за период с 01.01.2014 по 31.01.2014 (том 1, л.д.24,26).
Истец обратился к ответчику с претензией от 03.02.2014, без номера с требованием об оплате суммы долга по договору за январь 2014 года в размере 28 379 212,46 руб.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском. Сумма долга ответчика перед истцом составляет 27 484 719,56 руб.
Ответчик отзыв на исковое заявление суду не представил. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что с иском не согласен, ввиду несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора, отсутствуют доказательства передачи воздушного судна. Ответчик полагает, что заключенный между сторонами договор является договором аренды.
Истец пояснил, что досудебный порядок им соблюден, полагает, что отношения, вытекают из договора перевозки, а не договора аренды.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Согласно статье 632 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
В соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом (ст.104).
Согласно статье 104 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом.
Согласно статье 105 Воздушного кодекса Российской Федерации договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Таким образом, договоры аренды транспортного средства и договор фрахта (чартера) отличны.
Указанные договоры в системе гражданско - правовых договоров имеют разную родовую принадлежность и представляют собой отдельные виды различных типов гражданско - правовых договоров: соответственно договора аренды и договора перевозки, - которые, в свою очередь, различаются по предмету договора. Предметом договора аренды, а стало быть и договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства, является предоставление определенного имущества (транспортного средства) во временное владение и пользование арендатора.
Предметом договора перевозки, и, следовательно, договора фрахтования (чартера), является доставка пассажиров, грузов, почты и багажа в пункт назначения.
В отличие от договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства по договору фрахтования (чартера) само транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость (либо ее часть) транспортного средства. Это означает только то, что за фрахтователем резервируется место для пассажиров, грузов, багажа при сохранении в неизменном виде существа обязательства по их перевозке в пункт назначения.
По договору фрахтования (чартера) в отличие от договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства фрахтовщик не оказывает фрахтователю никаких услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Управление транспортным средством равно как и его техническая эксплуатация составляют элементы существа обязательства перевозчика по доставке пассажиров, грузов, багажа в пункт назначения.
Таким образом, предоставление фрахтователю вместимости (ее части) транспортного средства для перевозки грузов, пассажиров, багажа является квалифицирующим признаком договора фрахтования (чартера), позволяющим выделить его в отдельный вид договора перевозки при сохранении его родовой принадлежности к этому типу гражданско - правовых договоров.
Таким образом, заключенный сторонами договор является договором фрахта (чартера), разновидностью договора перевозки.
Сопоставляя нормы пункт 3 статьи 607, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что передача обусловленного договором конкретного транспортного средства является обязанностью передающей стороны договора только при заключении договора аренды транспортного средства.
При заключении договора перевозки в обязанность перевозчика вменяется осуществление непосредственно перевозки. Законодатель не запрещает перевозчику произвести замену транспортного средства для осуществления обусловленных договором услуг.
Факт осуществления полетов, обусловленных договором, подтверждается заданиями к полету, переданными истцу в соответствии с договором, сведениями о выполнении задания, непредоставлением ответчиком доказательств обратному, осуществление ответчиком частичной оплаты долга.
Этими же доказательствами подтверждается и количество летного времени для осуществления полетов.
Доказательства передачи ответчику воздушного судна подтверждается актом приема-передачи (приложение №5 к договору от 04.10.2013 №ВИМ—27.09.13/281), соответственно довод ответчика об отсутствии доказательств передачи воздушного суда является необоснованным.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт выполнения истцом договорных обязательств, также подтверждается частичная оплата ответчиком суммы долга по договору, доказательства оплаты суммы долга в полном объеме отсутствуют. Доказательства обратного ответчиком суду не представлены.
Расчет исковых требований арифметически ответчиком не оспаривался.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора судом отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Пунктом 6.2. стороны предусмотрен претензионный порядок урегулирования споров. Претензия должна быть рассмотрена виновной стороной в десятидневный срок с момента получения.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 03.02.2014, без номера с требованием об оплате суммы долга в размере 28 379 212,46 руб. 10-дневный срок (том 1, л.д.21,22). Указанная претензия получена ответчиком 13.03.2014 (уведомление – том 1, л.д.23).
Срок получения ответа на претензию истек 23.03.2014. Исковое заявление, датированное 01.04.2014, поступило суд 03.04.2014.
Таким образом, претензионный порядок истцом соблюден.
Ответчиком заявлено ходатайство со ссылкой на подпункт 3 пункта 2 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы. В обоснование ходатайства ответчик указал, что местом его нахождения является город Москва, кроме того, места, в которых имели фактические правоотношения сторон, не связаны с Республикой Саха (Якутия), поскольку маршрутная сеть ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» не охватывает данный регион, аэропортом базирования является аэропорт Домодедово.
Как усматривается из материалов дела, требование истца о взыскании долга основано на договоре фрахта воздушного судна Boeing 757-200 №ВИМ-27.09.13/281, подписанном между ОАО АК «Якутия» и ООО «ВИМ-Авиа».
В пункте 6.1. указанного договора стороны предусмотрели, что споры, вытекающие из условий настоящего договора, решаются путем переговоров между сторонами. Споры, по которым стороны не пришли к соглашению, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия).
Таким образом, сторонами согласована договорная подсудность, и истец основывает свои требования именно на договоре фрахта воздушного судна Boeing 757-200 №ВИМ-27.09.13/281. Дело принято с соблюдением правил о подсудности, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Таким образом, ходатайство ответчика о передаче дела по подсудности суд оставляет без удовлетворения.
При сумме иска 27 928 819,56 руб. государственная пошлина составляет 162 644,09 руб. При обращении с иском в суд истец уплатил государственную пошлину в размере 164 896,06 руб., что подтверждается платежным поручением от 01.04.2014 №3046.
С учетом уменьшения суммы иска до 27 484 719,56 руб. государственная пошлина составит 160 423,60 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 145 423,60 руб., государственная пошлина в размере 19 472,46 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При изготовлении текста резолютивной части допущена описка при указании взыскиваемой государственной пошлины.
В соответствии со статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым исправить допущенную описку при изготовлении мотивированного решения, указав вместо суммы 164 896,06 руб. верную сумму – 160 423,60 руб., добавить абзац следующего содержания: «Возвратить Открытому акционерному обществу "Авиакомпания "Якутия" (юридический адрес: 677014, <...>; зарегистрировано в качестве юридического лица 09.06.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия); идентификационный номер налогоплательщика <***>, основной государственный регистрационный номер <***>) из федерального бюджета 4 472,60 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 01.04.2014 №3046».
руководствуясь статьями 110, 159, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства Общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "ВИМ-АВИА" о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд г.Москвы отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "ВИМ-АВИА" (юридический адрес: 121087, <...>; зарегистрировано в качестве юридического лица 15.10.2002 Инспекцией Федеральной налоговой службы №13 по городу Москве; идентификационный номер налогоплательщика <***>, основной государственный регистрационный номер <***>) в пользу Открытого акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" (юридический адрес: 677014, <...>; зарегистрировано в качестве юридического лица 09.06.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия); идентификационный номер налогоплательщика <***>, основной государственный регистрационный номер <***>) 27 484 719,56 руб. основного долга; а также 160 423,60 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Авиакомпания "Якутия" (юридический адрес: 677014, <...>; зарегистрировано в качестве юридического лица 09.06.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия); идентификационный номер налогоплательщика <***>, основной государственный регистрационный номер <***>) из федерального бюджета 4 472,46 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 01.04.2014 №3046.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Т.С. Шамаева