ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1626/08 от 02.04.2009 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Якутск А58-1626\2008

9.04.2009года

Резолютивная часть решения оглашена 2.04.2009года, решение изготовлено 9.04.2009года.

Арбитражный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в судебном разбирательстве дело по заявлению Открытого акционерного общества «Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота» к Северо-Восточному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации о признании незаконным бездействия по неисполнению решения суда и обязании исполнить решение , восстановить запись о государственном судовом реестре о правах на теплоходы, обязании выдать свидетельства о праве собственности на теплоходы,

при ведении протокола судебного заседания судьей в порядке пункта 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с участием представителя от заинтересованного лица ФИО1 по доверенности от 3.07.2007г. №10\723 ,

установил:

ОАО «Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота», общество, с заявлением в арбитражный суд к Северо-Восточному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, заинтересованное лицо, о признании незаконным бездействия по неисполнению решения суда и обязании исполнить решение , восстановить запись о государственном судовом реестре о правах на теплоходы, обязании выдать свидетельства о праве собственности на теплоходы.

Северо-Восточное Управление Государственного морского и речного надзора (ранее Ленское БУГН на ВВТ), заинтересованное лицо, с заявлением не согласно, ссылаясь на то, что осуществление вторичной записи о погашении права за ЗАО «Северный морской путь» невозможно, т.к. запись о погашении такого права была произведена 01.09.2005 года, после регистрации сделки между ЗАО «Северный морской путь» и ООО «Северный морской путь»; Ленским БУГН на ВВТ, как органом, которому предписано исполнить решение суда, принимались меры по уточнению способа такого исполнения, о чем свидетельствует переписка с Иркутским Арбитражным, судом, службой судебных приставов, ОАО «Киренская РЭБ флота», но иной способ исполнения решения суд не предписал.

Определением арбитражного суда от 15.08.2008года производство по делу А58-1626\2008 приостановлено до рассмотрения по существу дела А58-4500\2008 по заявлению ОАО «Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота» к ООО «Северный морской путь» , ЗАО «Северный морской путь», третьи лица Северо-Восточное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, Территориальное управление ФАУФИ по Иркутской области и УОБАО о признании недействительным двух договоров о продаже теплоходов (СОТ-1118. СОТ-1115) б\н от 10.10.2004г., двух договоров о продаже баржи-площадки (МП-2564, МП-2572) и применении последствий в виде прекращения записи в Государственном судовом реестре РФ.

Решением арбитражного суда по делу А58-4500\2008 от 2.02.2009года признаны недействительными (ничтожными) четыре договора купли-продажи суда от 10.10.2004года (теплоход СОТ-1118, теплоход СОТ-1115, баржи-площадки МП2564, баржи-площадки МП2572), заключенные между ЗАО «Северный морской путь» и ООО «Северный морской путь», зарегистрированных в Государственном судовом реестре РФ 01.09.2005года (№№ 2089, 2090, 2091, 2092).

Определением арбитражного суда от 26.01.2009года производство по делу А58-1626\2008 возобновлено.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании объявлен перерыв с 26.03.2009года до 14 час.15 мин. 2.04.2009года.

Судом установлены обстоятельства дела.

15 сентября 2003 года между Обществом и ЗАО «Северный морской путь» заключены договоры купли-продажи недвижимого имущества ( теплоходов СОТ-1115». «СОТ-1118», «МП-2564», «МП-2572»).

28 октября 2004 года после передачи судов новому владельцу и оплаты по акту приема-передачи о 15.09. 2003 года и акту приема-передачи коммерческих векселей от 30.03.2004 года, зарегистрирован переход права собственности, Свидетельства о праве собственности т/х «СОТ-1115». «СОТ-1118», МП-2564. МП-2572 ликвидированы, запись о праве собственности ОАО «Киренская РЭБ флота» в Государственном судовом реестре РФ по Ленскому бассейну погашена в соответствии с требованиями п.58 и раздела ХУ Правил государственной регистрации судов, утвержденного приказом Минтранса РФ № 144 от 26.09.2001 г.; собственником указанных судов зарегистрировано ЗАО «Северный морской путь».

10 октября 2004 года между ЗАО «Северный морской путь» и ООО «Северный морской путь» заключен договор купли- продажи теплоходов СОТ-1115». «СОТ-1118», «МП-2564», «МП-2572»).

В декабре 2004 года, по правилам, предусмотренным для изменения названий судов, теплоходы «СОТ-1115» и «СОТ-1118» переименованы соответственно: «Севморпуть-15» и «Севморпуть-18».

01 сентября 2005 года в Государственном судовом реестре РФ по Ленскому бассейну зарегистрировано право собственности ООО «Северный морской путь» на теплоходы «Севморпуть-15», «Севморпуть-18», МП-2564 и МП-2572;

свидетельства о праве собственности на указанные суда, ранее зарегистрированные за ЗАО «Северный морской путь», ликвидированы, записи о праве собственности ЗАО «Северный морской путь» погашены.

22.02.2006года решением Арбитражного суда Иркутской области по делу по иску ФИО2 к ОАО «Киренская РЭБ флота» и ЗАО «Северный морской путь» о признании сделок недействительными и применении последствий установлена обязанность регистрирующего органа - Ленского БУГН на ВВТ о восстановлении записи о праве собственности в Государственном судовом реестре РФ по Ленскому бассейну за ОАО «Киренская РЭБ флота».

Ленским БУГН на ВВТ в адрес Арбитражного суда Иркутской области было направлено заявление о разъяснении решения.

Определениями суда от 11.04.2006года, 4.12.2006года разъяснено, что применение последствия недействительности сделок купли-продажи теплоходов СОТ-1115 от 15.09.2003года, СОТ -1118 от 15.09.2003г., баржи МП 2564 от 15.09.2003года, баржи МП-2572 от 15.09.2003г. , совершенных Киренским РЭБ и ЗАО «Северный морской путь», восстановив запись в судовом реестре о правах ОАО «Киренская РЭБ», означает совершение действий, предусмотренных п.58 и разделом 15 Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса от 26.09.2001года №144.

Суд, изучив доводы сторон, материалы дела, установил.

Согласно пункту 2 Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144, далее Правил, под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством (п. 3 ст. 16 КВВТ).

Пунктом 3 Правил государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 16 КВВТ).

Согласно пункту 4 Правил государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5 ст. 16 КВВТ).

Согласно пункту 58 Правил при прекращении права или его ограничении соответствующая запись Государственного судового реестра Российской Федерации погашается. Процедуры погашения регистрационных записей устанавливаются в разделе XV настоящих Правил.

Поскольку из материалов дела на момент обращения Общества в Северо-Восточное Управление Государственного морского и речного надзора право собственности было зарегистрировано за юридическим лицом ООО «Северный морской путь», право собственности которого не было оспорено, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для внесения записи в государственном судовом реестре о правах на теплоходы на Общество, выдаче свидетельства о праве собственности на теплоходы.

Суд согласен с доводом заинтересованного лица о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-29466/05-14, принятое в интересах ОАО «Киренская РЭБ флота лота», восстанавливающее его право на незаконно изъятое имущество и правильное по содержанию, на момент обращения Общества было невозможно исполнить, поскольку способ его исполнения ущемляло на тот момент права третьего лица ООО «Северный морской путь», права которого были зарегистированы в установленном законом порядке в Государственном судовом реестре, не оспорены в установленном законом порядке.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненорматив­ного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у орга­на или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (без­действие).

Исходя из совокупности установленных обстоятельств дела, норм закона, не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявления ОАО «Киренская РЭБ» о признании незаконным бездействия по неисполнению решения суда и обязании исполнить решение , восстановить запись о государственном судовом реестре о правах на теплоходы, обязании выдать свидетельства о праве собственности на теплоходы, поскольку на тот момент у Северо-Восточного Управления Государственного морского и речного надзора отсутствовали правовые основания для совершения заявленных действий.

Однако как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) делу А58-4500\2008 от 2.02.2009года признаны недействительными (ничтожными) четыре договора купли-продажи суда от 10.10.2004года (теплоход СОТ-1118, теплоход СОТ-1115, баржи-площадки МП2564, баржи-площадки МП2572), заключенные между ЗАО «Северный морской путь» и ООО «Северный морской путь», зарегистрированных в Государственном судовом реестре РФ 01.09.2005года (№№ 2089, 2090, 2091, 2092).

При таких условиях, при обращении Общества в период после вступления в законную силу судебного акта от 02.202.2009года по делу А58-4500\2008 в установленном порядке в Северо-Восточное Управление Государственного морского и речного надзора заинтересованное лицо в порядке, установленном Правилами о государственной регистрации судов, обязано произвести соответствующие записи в Государственном судовом реестре о правах ОАО «Киренская РЭБ».

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации , суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота» отказать.

Судья Е.Б.Бадлуева