АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-1642/11
28 апреля 2011 года
Судья Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Заместителя Нерюнгринского транспортного прокурора Стахова А.Г. (административный орган ) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания» (лицо, привлекаемое к административной ответственности ) к административной ответственности, с участием от лица, привлекаемого к административной ответственности, руководителя Шестакова С.А. (паспорт серия 9801 №169818, выдан 21.12.01 Нерюнгринским ГУВД РС(Я), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.12.10, без номера, приказ от 01.10.09 №27) и представителей Скотаренко С.Ю. (доверенность от 01.04.11 №38), Бескровного С.В. (доверенность от 25.04.11 №71), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Евсеевой М.В.,
установил:
административный орган просит привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не согласно с заявленным требованием по основаниям, изложенным в возражении от 25.03.11 №41, дополнении к возражению от 11.04.11 №53, отзыве на возражение прокурора от 22.04.11 №70.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Административным органом в лице Нерюнгринского транспортного прокурора Стахова А.Г., в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – его директора Шестакова С.А., по результатам рассмотрения материалов проверки, проведенной Нерюнгринской транспортной прокуратурой, по обстоятельствам осуществления лицензируемой погрузочно—разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса согласно постановлению от 05.03.11, без номера.
Как следует из указанного постановления лицо, привлекаемое к административной ответственности, осуществляя на основе лицензии от 06.09.09 серии ПРД №1404767, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, нарушает лицензионные требования.
Как следует из указанного постановления, нарушение лицензионных условий, влекущее ответственность по части 3 статьи 14.1 Кодекса, а именно подпункта б) пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, погрузочно-разгрузочные сооружения и устройства, имеющиеся в наличии у лица, привлекаемого административной ответственности, не соответствуют требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами и иными актами к погрузочно-разгрузочным сооружениям и устройствам, используемым при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте, выразилось в следующих обстоятельствах:
железнодорожный путь необщего пользования лица, привлекаемого к административной ответственности, со сливной эстакадой предназначен для сквозного проезда локомотива, что не соответствует пункту 6.26 главы I «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте», утвержденных МПС РФ 11.11.92 №ЦУО-112, пункту 5.3 «Строительные нормы и правила. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» СНиП 2.11.03-93, п.3.4.2 «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций» ПОТ РМ 021-2002, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 06.05.02 №33, пункта 7.102 правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.03 №232. Данный путь арендован лицом, привлекаемым к административной ответственности, у ООО «Владис»;
место слива опасных грузов (эстакада ГСМ, фронт выгрузки опасных грузов на железнодорожном пути необщего пользования) лица, привлекаемого к административной ответственности, расположено на расстоянии менее 100 метров от станционного сооружения станции Беркакит (топливный склад Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения), что не соответствует пункту 3.3.1 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки битума, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества (протокол от 21-22.05.09 №50).
Как следует из указанного постановления:
место совершения административного правонарушения – место нахождения нефтебазы лица, привлекаемого к административной ответственности, по адресу: Республика Саха (Якутия), город Нерюнгри, поселок Беркакит, 560 метров на северо-запад от железнодорожного вокзала ст. Беркакит;
время совершения правонарушения – 17.02.11, наличие признаков правонарушения установлено 18.02.11 после составления акта проверки (согласно акту проверки исполнения соблюдения лицензионных требований отдельных видов деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта (погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам) в ООО «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания» от 18.02.11, без номера, в данной проверке принимал участие административный орган).
Постановление административного органа о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса от 05.03.11, без номера, содержит отметки о разъяснении прав и обязанностей, о получении копии постановления, подпись, а также объяснение законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из объяснения законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, усматривается его несогласие с вменяемым административным правонарушением.
В соответствии со статьей 28.4 Кодекса при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации (часть 1). О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса (часть 2).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.03.11, без номера, вынесено Заместителем Нерюнгринского транспортного прокурора Стаховым А.Г. и содержит все необходимые сведения, указанные в статье 28.2 Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензионные требования и условия — это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Следовательно, по условиям осуществления деятельности, указанной в лицензии, владелец лицензии обязан выполнять требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом обязательному лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Согласно подпункту б) пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.06 №134 лицензионными условиями осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертифицированных в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, погрузочно-разгрузочных устройств и сооружений (крытых и открытых складов и платформ, площадок для контейнеров, тяжеловесных и других грузов, эстакад, повышенных путей, грузосортировочных платформ, площадок для контрейлеров и автопоездов и др.), соответствующих требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям, используемым при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами.
Лицу, привлекаемому к административной ответственности, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации выдана лицензия от 06.09.09 серии ПРД №1404767 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 09.02.11 по делу №33-488/11 указано, что:
рассмотренное Нерюнгринским городским федеральным судом дело связано с иском Нерюнгринского транспортного прокурора к ООО «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания» о запрещении деятельности;
в иске Нерюнгринскому транспортному прокурору отказано;
из материалов дела следует – выявлены нарушения требований пожарной безопасности на производственных объектах ООО «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания», в частности, на сливно-наливной эстакаде;
«не нашли подтверждения доводы прокурора о том, что эстакада устроена на путях, предназначенных для сквозного проезда. Ответчик (ООО «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания») доказал, что сквозным данный путь не является ввиду установленных на пути запрещающих знаков. По общему правилу наличие запрещающего знака на пути свидетельствует о невозможности проезда»;
решение Нерюнгринского городского федерального суда от 13.12.10 оставлено без изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, для суда имеет преюдициальное значение обстоятельство, установленное вступившим в законную силу решением Нерюнгринского городского федерального суда от 13.12.10 и подтвержденное Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 09.02.11 по делу №33-488/11, а именно – железнодорожный путь необщего пользования лица, привлекаемого к административной ответственности, со сливной эстакадой не предназначен для сквозного проезда локомотива.
Кроме того отсутствие сквозного проезда пути необщего пользования лица, привлекаемого к административной ответственности, со сливной эстакадой подтверждается техническим паспортом пути необщего пользования ООО «Владис», примыкающего к станции Беркакит, изменением №1 в Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО «Владис», примыкающем к железнодорожной станции Беркакит Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги, согласованного 17.02.11 Заместителем начальника дороги по региону Дальневосточной железной дороги – филиала РЖД Пироговым Ю.А.
Согласно пункту 3.3.1 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки битума, утвержденных протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества от 21-22.05.09 №50 места слива опасных грузов должны быть удалены, в частности, от станционных сооружений, на расстояние не менее 100 м, если иное не предусмотрено национальным законодательством.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не оспаривает, что место слива опасных грузов (эстакада ГСМ, фронт выгрузки опасных грузов на железнодорожном пути необщего пользования) лица, привлекаемого к административной ответственности, расположено на расстоянии менее 100 метров от топливного склада Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения.
При этом данный объект и его расположение по отношению к топливному складу Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения остается неизменным с 1983 года, то есть с постройки и сдачи (схема привязки резервуара емкостью 2.000м.куб, датированная маем 1982 года).
Согласно акту проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий от 28.07.09 №ОНОГиЧС/103, составленному Дальневосточным управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, установлено на основе подпункта б) пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.06 №134, что погрузочно-разгрузочные сооружения и устройства, имеющееся в наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, соответствуют требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям, используемым при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте.
Данным актом сделан вывод о том, что у лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется возможность выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте.
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.03.11, без номера, не содержится сведений о доказательствах, подтверждающих, что топливный склад Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения является станционным сооружением станции Беркакит.
Между тем, согласно письму Заместителя начальника службы движения Дальневосточной дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – Филиала ОАО «РЖД» Анненкова А.В. от 21.04.11 №ДТУ-11/101 пути, а также здания и сооружения, находящиеся на балансе Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения не могут являться станционными устройствами станции Беркакит, так как находятся вне границы станционных путей и непосредственно в перевозочном процессе не участвуют.
На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела, суд считает, что административным органом не установлено и не доказано событие административного правонарушения вмененного лицу, привлекаемому к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является, в частности, отсутствие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Суд в порядке части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что событие административного правонарушения отсутствует, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования полностью.
Руководствуясь статьями 167-170,176,206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л :
В заявленном требовании отказать полностью.
Судья В.В. Столбов