ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1644/2021 от 22.06.2021 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

29 июня 2021 года

          Дело № А58-1644/2021

Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2021.

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (ИНН 1435033691, ОГРН 1021401057655) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646) о признании решенийоб отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав недействительными в части, с участием представителей: заявителя – Армаевой А.С. по доверенности от 05.11.2020 № 08/36-1635; Управления Росреестра по РС (Я) – Цой А.И. по доверенности от 11.01.2021 № 003, установил:

федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" – далее Учреждение, ФБУ, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением (с учетом уточнения от 15.06.2021 № 08/36-б/н) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) – далее Управление, УФРС о признании недействительными решений об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 15.12.2020 № КУВД-001/2020-13519959/2, № КУВД-001/2020-13519867/2 в части отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: «Берегоукрепление территории нефтебазы Витимского района водных путей и судоходства» по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, мкр «Геолог», находящегося в кадастровом квартале 14:14:020022, на земельном участке с кадастровым номером 14:14:020022:6 по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, по основанию непризнания спорного объекта в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

 В обоснование заявленных требований ФБУ ссылается на то, что объект: «Берегоукрепление территории нефтебазы Витимского района водных путей и судоходства» является объектом недвижимого имущества в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 130 ГК РФ, данное обстоятельство подтверждается выводом экспертной организации – ООО «АЦОК «Интеллект», результатами проведенного Отделением Дальневосточного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» обследования; заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные положениями Федерального закона № 218-ФЗ.

Управление не согласно с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве (поступил в суд 10.06.2021).

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

02.09.2020 Учреждение обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на гидротехническое сооружение: «Берегоукрепление территории нефтебазы Витимского района водных путей и судоходства» по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, мкр «Геолог», находящееся в кадастровом квартале 14:14:020022, на земельном участке с кадастровым номером 14:14:020022:6 по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим.

15.09.2020 Управлением вынесены уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-13519959/1 и № КУВД-001/2020-13519867/1 до 15.12.2020, в том числе со ссылкой на п. 19 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а именно, что указанный объект не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости и не подлежит государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав.

15.12.2020 в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Управлением вынесены уведомления №№ КУВД-001/2020-13519959/2, № КУВД-001/2020-13519867/2 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в соответствии с которыми Управление отказало Учреждению в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: «Берегоукрепление территории нефтебазы Витимского района водных путей и судоходства» по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, мкр «Геолог», находящегося в кадастровом квартале 14:14:020022, на земельном участке с кадастровым номером 14:14:020022:6 по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, в том числе по основанию непризнания спорного объекта в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

Учреждение, не согласившись с указанными уведомлениями, обратилось в пределах сроков, установленных частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и УФРС, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Как следует из оспариваемых уведомлений Управление отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с неустранением причин, явившихся основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, что предусмотрено положениями Закона о государственной регистрации недвижимости, а именно в связи с тем, что объект «Берегоукрепление территории нефтебазы Витимского района водных путей и судоходства» по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, мкр «Геолог», находящийся в кадастровом квартале 14:14:020022, на земельном участке с кадастровым номером 14:14:020022:6 по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим не является объектом недвижимости и не подлежит государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав. 

В соответствии с частями 1, 2 статьи 214 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении); акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

Из материалов дела следует, что в целях государственной регистрации права собственности и оперативного управления на спорный объект Учреждением были поданы в Управление документы без правоустанавливающих документов на основании пункта 10 статьи 40 Федерального закона № 218-ФЗ, в соответствии с которым установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Согласно пункту 2 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ Администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеизложенных положений действующего законодательства под сооружение не требуется оформление земельного участка, т.к. оно расположено в пределах береговой полосы, предназначенной согласно Водному кодексу РФ для общего пользования.

В силу пункта 3 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что заявитель в порядке пункта 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ к заявлению приложил технический паспорт сооружения, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием спорного объекта.

В соответствии с заключением кадастрового инженера гидротехнические сооружения Ленского бассейна не относятся к первому и второму классу, в связи с чем не подпадают под регулирование, установленное статьей 51 ГрК РФ.

Судом подлежит отклонению довод Управления о том, что данный объект не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости, т.к. спорное гидротехническое сооружение является ледозащитной дамбой и защищает берег от эрозионных процессов, т.е. имеет самостоятельное функциональное назначение.

Материалами дела подтверждается, что для строительства сооружения были проведены топографические изыскания и разработан проект в соответствии с действующими нормативными документами – сводами правил по гидротехническим сооружениям, плотинам из грунтовых материалов, земляным сооружениям, гидротехническим речным сооружениям и т.д.  

Проектом предусмотрены строгие размеры сооружения, следовательно демонтаж и перенос сооружения без нарушения целостности невозможен, следовательно, данное сооружение является объектом недвижимого имущества в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 130 ГК РФ.

Более того, данный вывод суда подтверждается представленным в материалы дела экспертным заключением ООО «Аналитический центр оценки и консалтинга «Интеллект» от 28.08.202 № 017-ДС-2020 по строительно-технической экспертизе.

В материалах дела имеется также заключение Отделения Дальневосточного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 20.01.2020 № 17, из которого следует, что спорный объект имеет все признаки недвижимого имущества.

С учетом вышеизложенных норм действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательств суд приходит к выводу о том, что Учреждение при обращении с заявлением в Управление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав представило все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у спорного объекта признаков недвижимого имущества.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения Управления в части отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: «Берегоукрепление территории нефтебазы Витимского района водных путей и судоходства» по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, мкр «Геолог», находящегося в кадастровом квартале 14:14:020022, на земельном участке с кадастровым номером 14:14:020022:6 по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, по основанию непризнания спорного объекта в качестве самостоятельного объекта недвижимости не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах заявленные требования Учреждения подлежат удовлетворению, доводы Управления подлежат отклонению.

При обращении в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей, которая подлежит взысканию с Управления в пользу Учреждения.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                          РЕШИЛ:

решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 15.12.2020 № КУВД-001/2020-13519959/2, № КУВД-001/2020-13519867/2, проверенные на соответствие положениям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», признать недействительными в части отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: «Берегоукрепление территории нефтебазы Витимского района водных путей и судоходства» по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, мкр «Геолог», находящегося в кадастровом квартале 14:14:020022, на земельном участке с кадастровым номером 14:14:020022:6 по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, по основанию непризнания спорного объекта в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей».

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                              А.Н. Устинова