ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1682/20 от 03.12.2020 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

18 декабря 2020 года

           Дело № А58-1682/2020

Резолютивная часть решения объявлена 03.12.2020.

Мотивированное решение изготовлено 18.12.2020.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" ( ИНН1435281729, ОГРН 1141447006678) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) признании недействительным предписания в части, с участием заявителя – Егорова В.И. руководителя по паспорту, Ивановой Д.А. по доверенности от 25.11.2019, Захаровой А.В. по доверенности от 03.09.2020, Минфина – Потаповой А.А. по доверенности от 25.09.2019 № 17/16-1-33/22-1728, Луковцевой О.И. по доверенности от 11.05.2020 № 17/16-1-33/22-707, установил:

государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва"– далее ГБУ, Учреждение, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) – далее Минфин о признании недействительным предписания от 27.12.2019 № 17/16-1-11/2349 в части – пункта 1.1 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 4 354 247, 73 рублей в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, в том числе в размере 415 305, 24 рублей за недостижение показателя «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)», в размере 3 804 926, 81 рублей за недостижение показателя «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», в размере 134 015, 68 рублей за недостижение показателя «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий»; пункта 1.2 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 954 445, 64 рублей как нецелевое использование бюджетных средств, в том числе в размере 404 779 рублей средств, предусмотренных на организацию и проведение региональных официальных спортивных мероприятий, и направленных на проведение мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней, в размере 549 666, 64 рублей средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), направленных на расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, и не используемого для выполнения государственного задания; пункта 1.3 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 5 296 701, 33 рублей суммы переплаты налога на имущество.         

В обоснование заявленных требований ГБУ ссылается на то, что в условиях недофинансирования выполнение государственного задания по показателям «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)», «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий» является невозможным; обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ достигается за счет непрерывного процесса подготовки спортивного резерва, что обеспечивается путем реализации программ спортивной подготовки с последовательным переводом спортсменов с одного этапа спортивной подготовки на другой в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта; проведение всех мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней было предусмотрено Единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди учащихся на 2017 год и Планом на 2018 год, Положением о проведении Первенства Дальневосточного федерального округа по настольному теннису среди спортсменов ДД.ММ.ГГГГ года рождения и младше, Положением о проведении Всероссийских соревнований по лыжным гонкам среди школьников на призы заслуженного тренера России ФИО6, Положением о проведении Всероссийских соревнований по дзюдо на призы Ил Дархана среди юношей 2002-2004 г.р. и 2005-2007 г.р., Положением Открытого Международного турнира по вольной борьбе среди юношей 2001-2002 и 2004-2005 г.р. в честь олимпийского чемпиона, трехкратного чемпиона мира, заслуженного матера спорта СССР ФИО7 на призы ОАО «Железные дороги Якутии», утвержденными Минспорта РС (Я); все действия ГБУ, связанные с проведением вышеуказанных мероприятий были согласованы и утверждены Минспорта РС (Я); расчет рыночной стоимости арендной ставки по имуществу, сданному в аренду, проводился по сравнительному методу и в аналогах были включены жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем расходы за холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, тепловую энергию и вывоз и утилизацию отходов были включены в расчетные суммы; в 2017 и 2018 годах ГБУ была оплачена сумма отсроченного налога на имущество за 2016 и 2017 годы, в связи с чем Минфином неправильно произведен расчет суммы переплаты по налогу на имущество, подлежащей восстановлению в государственный бюджет РС (Я).

Минфин не согласен с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве на заявление от 12.05.2020 № 17/16-1-33/22-704 (том 5, л.д. 5 – 12), пояснениях о полномочиях от 13.05.2020 № 17/16-1-33/220714 (том 5, л.д. 14 – 15), дополнении к отзыву от 03.08.2020 № 17/16-1-33/22-1199 (том 5, л.д. 64 – 65), пояснениях от 27.08.2020 № 17/16-1-33/22-1306 (том 14, л.д. 54).

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

На основании приказа Минфина от 15.10.2019 № 01-04/1603 «О назначении выездной проверки в государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва"с 15.10.2019 по 08.11.2019 проведена выездная проверка в ГБУ РС (Я) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва".

По результатам выездной проверки соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2014-2019 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы», в том числе отчетности об исполнении государственных заданий за 2017-2018 годы составлен акт проверки от 25.11.2019, в котором установлены нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на общую сумму 46 831 603, 45 рублей, из них финансовые нарушения при расходовании бюджетных средств – 21 224 888, 71 рублей, в том числе нецелевое расходование бюджетных средств – 1 753 649, 36 рублей; неправомерное расходование бюджетных средств – 14 626 239, 35 рублей; неэффективное использование бюджетных средств – 4 845 000 рублей, кроме того установлено недопоступление доходов в бюджет в размере 4 364 060, 53 рублей, нарушения по планированию в размере 21 240 274, 21 рублей и другие нарушения в размере 2 380 рублей.  

Минфином в адрес Учреждения было вынесено предписание № 17/16-1-11/2349 от 27.12.2019 со сроком исполнения до 31.12.2020 и до 01.07.2021.

Согласно предписанию Минфин предписал Учреждению в срок до 31.12.2020 и 01.07.2021 восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средства на сумму 12 261 460, 53 рублей (до 31.12.2020 – 8 261 460, 53 рублей, до 01.07.2021 – 4 000 000 рублей), в том числе 4 354 247, 73 рублей в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, в том числе в размере 415 305, 24 рублей за недостижение показателя «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)», в размере 3 804 926, 81 рублей за недостижение показателя «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», в размере 134 015, 68 рублей за недостижение показателя «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий»; 1 753 649, 36 рублей нецелевого использования бюджетных средств, в том числе в размере 404 779 рублей средств, предусмотренных на организацию и проведение региональных официальных спортивных мероприятий, и направленных на проведение мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней, в размере 549 666, 64 рублей средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), направленных на расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, и не используемого для выполнения государственного задания, в размере 657 952, 12 рублей средств, предусмотренных на проведение тренировочных сборов детско-юношеских команд РС (Я), и направленных на выполнение государственного задания на 2019 год, в размере 42 368 рублей средств, предусмотренных на проведение тренировочных сборов детско-юношеских команд РС (Я), и направленных на оплату проезда международных специалистов из Монголии для проведения семинара в рамках Всероссийского турнира по дзюдо на призы Главы РС (Я) ФИО8, в размере 47 400 рублей средств, предусмотренных на проведение тренировочных сборов детско-юношеских команд РС (Я), и направленных на командировочные расходы работников Учреждения, в размере 51 483, 60 рублей средств, перечисленных ФИО9 за фактически не произведенные расходы по оформлению железнодорожных билетов; 6 143 750, 64 рублей суммы переплаты бюджетных средств, в то числе 5 296 701, 33 рублей переплаты по налогу на имущество, 614 443, 31 рублей переплаты заработной платы, 64 066 рублей переплаты командировочных расходов, 168 540 рублей переплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно; 9 812, 80 рублей остатка целевой субсидии на проведение тренировочных сборов детско-юношеских команд РС (Я); в срок до 31.12.2020 провести претензионно-исковую работу по взысканию с ФИО10 просроченной дебиторской задолженности в размере 339 900 рублей и перечислить взысканную сумму в доход государственного бюджета РС (Я).           

Учреждение, не согласившись с предписанием Минфина в части – пункта 1.1 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 4 354 247, 73 рублей в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, в том числе в размере 415 305, 24 рублей за недостижение показателя «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)», в размере 3 804 926, 81 рублей за недостижение показателя «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», в размере 134 015, 68 рублей за недостижение показателя «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий»; пункта 1.2 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 954 445, 64 рублей как нецелевое использование бюджетных средств, в том числе в размере 404 779 рублей средств, предусмотренных на организацию и проведение региональных официальных спортивных мероприятий, и направленных на проведение мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней, в размере 549 666, 64 рублей средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), направленных на расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, и не используемого для выполнения государственного задания; пункта 1.3 восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 5 296 701, 33 рублей суммы переплаты налога на имущество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.  

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого распоряжения закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим распоряжением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111 -V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) местных администраций, по осуществлению муниципального финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Саха (Якутия) осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса РФ полномочиями Министерства финансов Республики Саха (Якутия) являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При осуществлении данных полномочий Министерством финансов Республики Саха Якутия): проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе и государственные (муниципальные) учреждения. 

Аналогичная норма содержится в пункте 7 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 № 315 Министерство финансов РС (Я) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с частью 2 статьи 269.2, частью 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 24 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111 -V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», пунктами 9 и 70 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557, пунктом 9 Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов РС (Я) от 07.07.2014 № 01-04/0499-Н (действовавшего на момент проверки), заместитель министра финансов Республики Сaxa (Якутия) выдает предписание, содержащее обязательные для исполнения в указанный срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В соответствии с Указом Главы РС (Я) от 11.03.2016 № 984 «О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)» заместителем министра Республики Саха (Якутия) назначена ФИО11, которой выдано оспариваемое предписание.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано в пределах компетенции Минфина.

Как следует из оспариваемого предписания, Минфин предписал Учреждению восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе 4 354 247, 73 рублей в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, в том числе:

-за недостижение показателя «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)» - 415 305, 24 рублей;

-за недостижение показателя «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд» - 3 804 926, 81 рублей;

-за недостижение показателя «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий» - 134 015, 68 рублей.

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ).

Государственное задание должно содержать:

- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

- порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

- требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

В государственном задании устанавливаются показатели, характеризующие объем государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) бюджетными (автономными) учреждениями. Также могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не установлено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного задания или его части.

Постановлением Правительства Pеспублики Cаха (Якутия) от 13.10.2015 № 370 утвержден Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Pеспублики Cаха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 370 государственное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе в рамках государственного задания, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ, порядок контроля за исполнением государственного задания и требования к отчетности о выполнении государственного задания.

Из акта проверки от 25.11.2019 следует, что в соответствии с расчетами Министерства по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) необходимый объем средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составил 168 677 992, 38 рублей, в том числе: 4 462 860 рублей на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные); 5 363 723 рублей на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (всероссийские); 8 287 215, 60 рублей на организацию и обеспечение подготовки спортивного резерва; 92 904 721, 07 рублей на обеспечение доступа к объектам спорта; 23 169 669 рублей на организацию мероприятий по подготовке спортивных сборных команд; 7 008 629, 24 рублей на организацию и проведение официальных спортивных мероприятий; 27 481 174, 47 рублей на уплату налога на имущество. Министерством объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания был рассчитан за вычетом доходов от платной деятельности на сумму 13 000 000 рублей, т.е. объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2017 год по расчетам Министерства составил 155 677 992, 38 рублей (168 677 992, 38 - 13 000 000). Фактически Учреждению Министерством на финансовое обеспечение выполнения государственного задания было перечислено 144 435 359, 95 рублей: 138 217 371, 15 рублей в 2017 году и 6 217 988, 80 рублей в 2018 году. Сумма недофинансирования составила 11 242 632, 43 рублей.

Проверкой было установлено, что в нарушение п. 3.4.1 Устава и Государственного задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы Учреждением не достигнуты показатели Государственного задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы с учетом допустимого (возможного) отклонения от установленных показателей, в том числе по следующим показателям:

-обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные), при плане 9 мероприятий исполнено 5, или 55,6%;

-организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд, при плане 170 мероприятий исполнено 53, или 31,2%;

-организация и проведение официальных спортивных мероприятий, при плане 82 мероприятия исполнено 68, или 82,9%.

Учреждению на вышеуказанные мероприятия было предусмотрено:

-             на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные) на 9 мероприятий 4 462 860 рублей, объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 8 мероприятий (9 – 1 (10% от 9)); невыполненный объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 3 мероприятия (8-5); затраты, связанные с невыполнением государственного задания, составляют 1 487 620 рублей (4 462 860/9*3);

-             на организацию мероприятий по подготовке спортивных сборных команд на 170 мероприятий 23 169 669 рублей; объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 153 мероприятия (170 - 17(10% от 170)); невыполненный объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 100 мероприятий (153-53); затраты, связанные с невыполнением государственного задания составляют 13 629 217, 06 рублей (23 169 669/170*100);

-             на организацию и проведение официальных спортивных мероприятий на 82 мероприятия 7 008 629, 24 рублей; объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 73 мероприятия (82 - 9(10% от 82)); невыполненный объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 5 мероприятий (73-68); затраты, связанные с невыполнением государственного задания составляют 480 043, 10 рублей (7 008 629, 24/73*5).

Всего размер субсидии в связи с недостижением трех вышеуказанных показателей составил15 596 880, 16 рублей, втом числе: 1 487 620 рублей - обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные); 13 629 217, 06 рублей - организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд; 480 043, 10 рублей - организация и проведение официальных спортивных мероприятий.

С учетом недофинансированного размера субсидии на сумму 11 242 632, 43 рублей, сумма субсидии в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей составила 4 354 247, 73 рублей, в том числе: 415 305, 24 рублей - обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные); 3 804 926, 81 рублей - организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд; 134 015, 68 рублей - организация и проведение официальных спортивных мероприятий.

Материалами дела подтверждается, что при расчете размера субсидии в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей проверкой было учтено недофинансирование со стороны Министерства.

Учреждение не оспаривает того, что действительно мероприятия, предусмотренные государственным заданием, по показателям «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)», «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий» не были исполнены, между тем, считает, что в условиях недофинансирования выполнение государственного задания по вышеуказанным показателям было невозможным; проведение иных мероприятий, не предусмотренных государственным заданием, было предусмотрено Единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди учащихся на 2017 год и Планом на 2018 год и Положениями о проведении тех или иных соревнований, утвержденными Минспорта РС (Я); все действия ГБУ, связанные с проведением вышеуказанных мероприятий, были согласованы и утверждены Минспорта РС (Я).

Доводы Учреждения подлежат отклонению судом по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждается, чтосумма недофинансирования на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в размере 11 242 632, 43 рублей была учтена при расчете размера субсидии, подлежащей восстановлению в доход государственного бюджета РС (Я), в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей; доказательства того, что Учреждением предпринимались в течение финансового года меры по внесению изменений в государственное задание с учетом мероприятий, предусмотренных Единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди учащихся на 2017 год и Планом на 2018 год и Положениями о проведении тех или иных соревнований, утвержденными Минспорта РС (Я), заявителем в материалы дела не представлены; проведение мероприятий, не предусмотренных государственным заданием, но согласованных и утвержденных Минспорта РС (Я), не может служить основанием для вывода суда о том, что Учреждением не допущено нарушения бюджетного законодательства в связи с чем отсутствует необходимость возврата Учреждением средств в связи с недостижением показателей, установленных государственным заданием.

Ссылки заявителя на положения ст. 6, пп. 2 п. 1 ст. 162, п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом, получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, подлежат отклонению судом, т.к. Учреждение по организационно - правовой форме является бюджетным учреждением, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», т.е. Учреждение не является получателем бюджетных средств, следовательно, на него не распространяются вышеуказанные нормы БК РФ.

Суд считает, что Учреждение предвидело или должно было предвидеть неизбежность нарушения условий предоставления субсидии в результате невыполнения показателей государственного задания, но мер по его предотвращению не принимало. Необходимым условием предоставления субсидии является обязанность Учреждения осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.

С учетом изложенного оспариваемое предписание Минфина в части восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств на сумму 4 354 247, 73 рублей в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, в том числе в размере 415 305, 24 рублей за недостижение показателя «Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные)», в размере 3 804 926, 81 рублей за недостижение показателя «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», в размере 134 015, 68 рублей за недостижение показателя «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий» соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ГБУ.

Как следует из оспариваемого предписания, Минфин предписал Учреждению восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе средства в размере 954 445, 64 рублей как нецелевое использование бюджетных средств, в том числе в размере 404 779 рублей средств, предусмотренных на организацию и проведение региональных официальных спортивных мероприятий, и направленных на проведение мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней и в размере 549 666, 64 рублей средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), направленных на расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, и не используемого для выполнения государственного задания.

Статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1).

Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из акта проверки от 25.11.2019 следует, что Учреждению государственные задания были доведены на организацию и проведение региональных официальных спортивных мероприятий: в 2017 году - на организацию 82 мероприятий; в 2018 году - на организацию 60 мероприятий. При этом, Учреждение не выполнило государственное задание:      в 2017 году - вместо 82 мероприятий проведено 68, не проведено 14 мероприятий; в 2018 году - вместо 60 мероприятий проведено 57, не проведено 3 мероприятия.

Между тем, вместо не проведенных региональных мероприятий фактически проведены мероприятия международного, всероссийского и межрегионального уровней, в том числе в 2017 году: Первенство Дальневосточного Федерального округа по настольному теннису спортсменов ДД.ММ.ГГГГ года рождения и младше, прошедшее 22-26 февраля 2017 года; Первенство Дальневосточного Федерального округа по настольному теннису среди мини кадетов 2005 года и младше, прошедшее 13-16 апреля 2017 года; Всероссийские соревнования по лыжным гонкам среди школьников на призы заслуженного тренера России ФИО6, прошедшие 15-16 апреля 2017 года; в 2018 году: Всероссийские соревнования по дзюдо среди мужчин и женщин (ДД.ММ.ГГГГ г.р. и старше), юношей и девушек (2002-2004 г.р,), (2005-2007 г.р.) на призы Ил Дархана, прошедшие 9-11 марта 2018 года; Открытый Международный турнир по вольной борьбе среди юношей 2001-2002 и 2004-2005 г.р., в честь олимпийского чемпиона, трехкратного чемпиона мира, заслуженного мастера спорта СССР ФИО7 на призы ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», прошедший 28 марта-1 апреля 2018 года.

В целях исполнения государственного задания между Министерством и Учреждением были заключены Соглашения от 12.01.2017 № 1 и от 09.01.2018 № 1 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В соответствии с п. 2.3.1 Соглашений Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг, определенными в государственном задании.

На основании вышеуказанных Соглашений Учреждению было перечислено в 2017 году 138 217 371, 15 рублей; в 2018 году - 126 681 783, 66 рублей.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Суд считает, что Учреждение имело право проводить мероприятия сверх установленного в государственном задании, или не предусмотренного в государственном задании, но не за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Проверкой установлено, что Учреждением осуществлены за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, и не используемого для выполнения государственного задания на сумму 549 666, 64 рублей (в 2017 году – 50  436, 02 рублей, в 2018 году – 499 230, 62 рублей).

Учреждение считает, что расчет рыночной стоимости арендной ставки был осуществлен на основании отчетов об оценке рыночной стоимости права аренды со ссылкой на письмо ООО «Ростоценка» от 05.12.2019 № 3029, в котором указано, что в расчет арендной ставки включаются жилищно-коммунальные услуги, следовательно, расходы за холодное водоснабжение, водоотведение, электронергию, тепловую энергию, вывоз и утилизацию отходов включены в суммы оценок за 2017 и 2018 годы.

Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем на праве оперативного пользования, финансовое обеспечение содержания данного имущества учредитель не осуществляет.

Проверкой установлено, что оплата коммунальных расходов сданного в аренду имущества, а также имущества, предоставленного безвозмездно сторонним организациям, произведена полностью за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), что подтверждается материалами дела.

Со ссылкой на письмо ООО «Ростоценка» от 05.12.2019 № 3029 Учреждение считает, что получало от арендаторов оплату за коммунальные услуги, так как не имеет права нести эти расходы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в случае, если средства, которые подлежали перечислению поставщикам коммунальных услуг, Учреждение зачислило в доход и распоряжалось по собственному усмотрению (с учетом содержания вышеуказанного письма), а коммунальные расходы этих организаций-арендаторов полностью оплатило за счет средств субсидии из государственного бюджета.

Суд считает, что независимо от того, была ли включена в арендную плату за сданное в аренду имущество оплата за коммунальные услуги, либо не включена, фактическая оплата коммунальных расходов, в том числе и за переданное в аренду имущество, была произведена полностью за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), что является нецелевым использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

С учетом изложенного оспариваемое предписание Минфина в части восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 954 445, 64 рублей как нецелевого использования бюджетных средств, в том числе в размере 404 779 рублей средств, предусмотренных на организацию и проведение региональных официальных спортивных мероприятий, и направленных на проведение мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней и в размере 549 666, 64 рублей средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), направленных на расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, и не используемого для выполнения государственного задания соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ГБУ.

Как следует из оспариваемого предписания, Минфин предписал Учреждению восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе средства в размере 5 296 701, 33 рублей суммы переплаты налога на имущество.         

Постановлениями Правительства РС (Я) от 26.12.2016 № 456 «О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и от 22.12.2017 № 405 «О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» главным распорядителям (получателям) средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) установлено предусмотреть в полном объеме средства на уплату налогов.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных, фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений PC (Я) и финансового обеспечения, выполнения государственного задания утвержден постановлением Правительства PC (Я) от 13.10.2015 № 370.

Согласно п. 11 Порядка № 370 объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

В силу п. 31 Порядка № 370 в случае, если государственное бюджетное учреждение оказывает сверх установленного государственного задания государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность, затраты на уплату налога на имущество должны осуществляться с учетом коэффициента платной деятельности.

Главный распорядитель бюджетных средств размер субсидии доводит до Учреждения с учетом коэффициента платной деятельности, остальную сумму Учреждение должно оплатить за счет средств от приносящей доход деятельности.

Проверкой установлено и не оспаривается Учреждением, что за проверяемый период уплата налога на имущество произведена полностью за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ), в том числе в 2017 году на сумму 20 296 553 рублей; в 2018 году на сумму 26 692 396, 59 рублей.

Из акта проверки от 25.11.2019 следует, что общая сумма планируемых поступлений Учреждения от оказания платных услуг составляла в 2017 году 11 900 000 рублей, в 2018 году 14 800 000 рублей, коэффициент платной деятельности составляет в 2017 году 0,91 (124 635 300/(124 635 300 + 11 900 000 + 1 100 000); в 2018 году 0,87 (110 467 100/(110 467 100 + 1 200 000 + 14 800 000).

Таким образом, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) на уплату налога на имущество должно было быть направлено в 2017 году - 18 469 863, 23 рублей (20 296 553 рублей*0,91), отклонение составляет 1 826 689, 77 рублей, в 2018 году - 23 222 385, 03 рублей (26 692 396, 59 рублей*0,87), отклонение составляет 3 470 011, 56 рублей. Таким образом, материалами дела подтверждается, что переплата налога на имущество за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) составила 5 296 701, 33 рублей.

Довод Учреждения о том, что в 2017 и 2018 годах ГБУ была оплачена сумма отсроченного налога на имущество за 2016 и 2017 годы, в связи с чем Минфином неправильно произведен расчет суммы переплаты по налогу на имущество, подлежащей восстановлению в государственный бюджет РС (Я) подлежит отклонению судом, т.к. факт уплаты отсроченного налога на имущество за предыдущие годы не изменяет порядок, предусмотренный Порядком № 370.

С учетом изложенного оспариваемое предписание Минфина в части восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 5 296 701, 33 рублей суммы переплаты налога на имущество соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ГБУ.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд считает, что предписание Минфина в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, доводы Учреждения подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Учреждения в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                      Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва» к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от 27.12.2019 № 17/16-1-11/2349 в части отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                          А.Н. Устинова