ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1690/08 от 16.11.2009 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-1690/2008

16 ноября 2009 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)   в лице судьи Григорьевой В.Э.,

при участии в деле открытого акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» (Общество), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (Управление), общества с ограниченной ответственностью Судоходная компания «Якутск» - третье лицо, общества с ограниченной ответственностью «Контейнерный центр «Сахатранслогистик» - третье лицо,

и в присутствии представителя Общества Мартынова К.В., представителя Управления Емельяновой Л.В., представителя общества с ограниченной ответственностью «Контейнерный центр «Сахатранслогистик» Жарниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества о признании недействительными решения и предписания Управления,

УСТАНОВИЛ:

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Управлению по признании недействительными решения и предписания по следующим основаниям:

заявитель не отказывал в заключении договоров с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку грузов в Олекминском районе внутренним водным транспортом;

третьи лица и Управление смешали понятие грузовой и коммерческой работы, которая является составной частью перевозочного процесса, погрузо-разгрузочные работы и «переработку груза»,

выполнение грузовой и коммерческой работы для других перевозчиком не входит в уставную деятельность Общества;

письма от 19 февраля 2009 года исх ПС-15 и от 14.09.09 исх №36, полученные Обществом от третьих лиц, невозможно считать офертой как не содержащие существенных условий договора,

в ответах Общества, следуя их буквальному толкованию, нет отказа в заключении договоров на «переработку» контейнеров и груза, а лишь предлагается уточнить перечень работ и технологию приема выдачи грузов в порту Олекминск,

речной порт Общества не является портом общего пользования согласно перечню опубликованного в Сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта №216, значит применение статьи 426 ГК к отношениям сторон необоснованно,

погрузочно-разгрузочные работы определены Федеральной службой по тарифам как неотъемлемая часть выполняемого им перевозочного процесса,

Управление заявленного требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве от 22 сентября 2009 года

ООО Судоходная компания «Якутск» считает заявленное требование подлежащим отказу в удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве от 08 сентября 2009 года №286.

ООО «Контейнерный центр «Сахатранслогистик» позицию Управления поддерживает.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса.

Дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенного общества с ограниченной ответственностью Судоходная компания «Якутск» (почтовое уведомление №40699).

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

18 июня 2009 года приказом Управления №113 возбуждено дело по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»

23 июня 2009 года дело назначено к рассмотрению на 03 июля 2009 года в 10 часов 00 минут

03 июля 2009 года рассмотрение дела отложено на 20 июля 2009 года в 14 часов 30 минут

20 июля 2009 года рассмотрение дела отложено на 27 июля 2009 года в 14 часов 30 минут

27 июля 2009 года рассмотрение дела отложено на 30 июля 2009 года в 16 часов 00 минут.

30 июля 2009 года Управлением в присутствии представителей Общества, общества с ограниченной ответственностью Судоходная компания «Якутск», общества с ограниченной ответственностью Контейнерный центр Сахатранслогистик» рассмотрено дело №02-107/09А, оглашена резолютивная часть решения. Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2009 года.

30 июля 2009 года Управлением оглашено, 10 августа изготовлено в полном объеме предписание №02-107/09А

28 августа 2009 года в арбитражный суд по месту нахождения Управления поступило заявление Общества о признании решения недействительным.

Подпунктом5 пункта 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц - экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Общество состоит в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной позиции деятельность внутреннего водного грузового транспорта, ОКВЭД 61.20.2 в географических границах Республики Саха (Якутия).

Таким образом, на деятельность Общества распространяются требования, установленные ФЗ «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

Также Общество состоит в Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в разделе 3 – услуги порто и (или) транспортных терминалов под №14/3/5.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ «Об естественных монополиях» субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Федеральной службой по тарифам в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Приказом от 03 августа 2007 года №153-т/13 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 августа 2007 г. N 10043) утверждены

тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", согласно приложению 1;

Правила применения тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", согласно приложению 2.

Согласно приложению 2 к Приказу Федеральной службы по тарифам от 3 августа 2007 года N 153-т/13

тарифы применяются для расчетов за погрузочно-разгрузочные работы (далее - ПРР) и связанные с ними услуги, оказываемые в портах (пристанях) ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" (далее - Порт) (пункт 1.1.);

при расчете тарифов учитывается стоимость следующих работ и услуг:

1.7.1. Взятие груза из штабеля, формирование подъема груза, погрузка в судно (вагон, автомашину), перемещение и укладывание в трюм (на палубе судна, в вагоне, в автомашине).

1.7.2. Перемещение грузов в порту от склада до борта (вагона, автомашины) в соответствии с установленным порядком перегрузочных работ.

1.7.3. Выгрузка грузов из судна (вагона, автомашины); перемещение от места выгрузки до места складирования на причалах общего пользования на установленное технологией расстояние, расформирование подъема груза и укладывание в штабель.

1.7.4. Подача (уборка) поддонов к месту их загрузки (разгрузки) на причале общего пользования.

1.7.5. Выгрузка вагоностоек и прокладок из вагонов и уборка сепарации.

1.7.6. Составление сводного месячного графика завоза грузов в Порт.

1.7.7. Прием грузов.

1.7.8. Документальное оформление недостач, излишков и повреждений грузов и тары в процессе их транспортировки.

1.7.9. Сдача грузов.

1.7.10. Составление обязательного комплекта приемосдаточных и других документов (включая стоимость бланков).

1.7.11. Предоставление информации грузовладельцу о движении груза в Порту.

1.8. Все работы и услуги, связанные с ПРР и не упомянутые в п. 1.7, оплачиваются по договорным тарифам.

Общество с ограниченной ответственностью Судоходная компания «Якутск» обратилось к Обществу с письмом от 19 февраля 2009 года ПС-15, которым просило заключить договора на переработку 3,5,20 тн контейнеров и груза в ОАО Олекминском речном порту на навигацию 2009 года.

Письмом от 06 марта 2009 года №16-4/11-135 Общество на письмо ООО Судоходная компания «Якутск» №ПС-15 от 19 февраля 2009 года просило уточнить перечень работ составляющих «переработку» грузов и предполагаемую технологию приема выдачи грузов в п. Олекминск. При этом сообщило, что Общество не имеет возможности оказывать услуги по грузовой и коммерческой работе сторонним перевозчикам где бы то ни было.

Письмом от 16 марта 2009 года ПС-51 общество с ограниченной ответственностью Судоходная компания «Якутск» на исх Общества №16-4/11-135 сообщил: при перевозке груза и контейнеров до п. Олекминск коммерческой работой, а именно расскредитовка по доверенности накладной и выдача груза гурзополучателю будет заниматься команда судна. При оплате погрузо-разгрузочных работ в Олекминском речном порту можно рассмотреть два варианта:

1. грузополучатель оплачивает самостоятельно услуги порта,

2. сумма за переработку выставляется Компании.

Письмом от 24 марта 2009 года №16-4/11-153 Общество на письмо ООО Судоходная компания «Якутск» №ПС-15 от 16 марта 2009 года сообщило что организовать выдачу грузов через Олекминский речной порт по предлагаемой схеме не представляется возможным.

Общество с ограниченной ответственностью Контейнерный центр Сахатранслогистик» обратилось с письмом к Обществу, которым для создания равных условий доставки грузов в контейнеров из центральных районов России для грузополучателей населенных пунктов реки Лена (Ленск, Пеледуй, Витим, Олекминск, Якутск), а также для обеспечения сохранности контейнерного парка ОАО «Трансконтейнер» при проведении погрузо-разгрузочных работ просило заключить договор на переработку грузов в контейнерах на пр. Олекминск в навигационный период 2009 года.

Письмом от 18 мая 2009 года №16-4/11-204 Общество на письмо Контейнерный центр Сахатранслогистик» №36 от 14.05.2009 просило уточнить перечень работ составляющих «переработку» грузов и предполагаемую технологию приема выдачи грузов в п. Олекминск. При этом Общество сообщило, что Общество не имеет возможности оказывать услуги по грузовой и коммерческой работе сторонним перевозчикам где бы то ни было.

Речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования (статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта)

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Гражданского кодекса договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. При этом согласно пункту 1 стать 433 ГК договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Общество предложения третьих лиц заключить договоры не акцептовало, указав на то, что Общество не имеет возможности оказывать услуги по грузовой и коммерческой работе сторонним перевозчикам где бы то ни было.

Таким образом, Общество в нарушение пункта 1 статьи 8 ФЗ «Об естественных монополиях» уклонился от заключения договора с обществом с ограниченной ответственностью Судоходная компания «Якутск», обществом с ограниченной ответственностью «Контейнерный центр «Сахатранслогистик» на оказание услуги порта в городе Олекминске.

По совокупности изложенных обстоятельств и норм права заявленное требование Общества о признании недействительными решения и предписания Управления подлежат отказу в удовлетворении.

Руководствуясь статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции», статьями 101, 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований о признании недействительными ненормативных правовых актов отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный арбитражный Суд

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья В. Григорьева