ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1695/12 от 16.05.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-1695/2012

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2012 года.

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2012 года.

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),   рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» (заявитель)  к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Саха (Якутия) (налоговый орган  ) о признании недействительным решения, с участием представителей заявителя Николаева О.В. (доверенность от 26.04.11 , налогового органа Рафаилова А.Н. (доверенность от 16.01.12 №02), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Портнягиной Е.Н.,

установил:

заявитель обратился в суд с требованием, письменно уточненным заявлением от 09.05.12, без номера, о признании частично недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.12.11 №30 на сумму 540 914руб. налога на добавленную стоимость.

Мотивом несогласия с оспариваемым решением налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС) указывает, что, предоставляя коммунальные услуги, не являлся плательщиком НДС в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налоговым органом факт выставления покупателям счетов-фактур с выделением сумм НДС не установлен.

Налоговый орган не согласен с требованием заявителя по основаниям, изложенным в отзыве от 11.04.12 №01-125/2084, и просит полностью отказать в заявленном требовании.

Налоговым органом с 07.11.11 по 29.11.11 проведена выездная налоговая проверка заявителя, в том числе по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, в частности, НДС за период с 01.01.08 по 31.12.10.

По итогам проверки составлен акт от 01.12.11 №31, врученный руководителю заявителя 01.12.11.

По результатам рассмотрения указанного акта, письменных возражений заявителя на акт, руководителем налогового органа Иринеевой И.И. при участии руководителя заявителя Кардашевского Е.Н., вынесено оспариваемое решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.12.11 № 30, которым заявителю доначислены, в частности, 540 914 руб. НДС за 2-4 кварталы 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года

Оспариваемым решением пени по НДС не начислены и санкции по НДС не применены.

Оспариваемое решение налогового органа решением Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 24.04.12№ 04-22/17/01953 по апелляционной жалобе заявителя от 18.01.12 № 10 на акт налогового органа ненормативного характера оставлено без изменения, утверждено.

Как следует из оспариваемого решения заявитель согласно выраженной им воле (уведомление о применении УСН от 10.12.03 №16-9/24827) с 08.12.03 являлся плательщиком УСН с объектом налогообложения – доходы.

В материалах дела имеется муниципальный контракт на услуги водоотведения для потребителей в многоквартирных жилых домах от 01.06.08, согласно которому УК ООО «Стройсервис» поручило, а заявитель принял на себя обязательства по оказанию потребителям (собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, находящегося у УК ООО «Стройсервис» в управлении) услуг водоотведения. Пунктом 2.2.1 муниципального контракта на услуги водоотведения для потребителей в многоквартирных жилых домах от 01.06.08 заявитель обязался оказывать услуги по откачке и вывозу бытовых сточных вод потребителям. Согласно пункту 3.1 муниципального контракта на услуги водоотведения для потребителей в многоквартирных жилых домах от 01.06.08 оплата за предоставленные услуги по настоящему договору производится абонентами – нанимателями и собственниками жилья, проживающими в муниципальном жилом фонде через МУП РКЦ по тарифам, утвержденным в установленном порядке для населения. На момент заключения договора тариф с учетом НДС – за водоотведение 9,59 руб. за 1 куб. м. (т.2, л.д.134-135).

Аналогичные контракты на услуги водоотведения для потребителей в многоквартирных жилых домах заключены 01.06.08 заявителем с ЗАО «Хангаласский Газстрой», ООО «ТЭТИМ», товариществом собственников жилья «Соседи 7». В пункте 3.1 контрактов указано, что оплата за предоставленные услуги по контракту производится абонентами-нанимателями, собственниками жилья, проживающими в муниципальном жилищном фонде через МУП РКЦ по тарифам, утверждаемым в установленном порядке для населения, на момент заключения договора тариф с учетом НДС за водоотведение составляет 9,59 руб. за куб. м. (т.2, л.д.149-150, 147-148, т.3, л.д.1-2).

Заявителем заключены 01.01.09 муниципальные контракты на услуги водоотведения для потребителей в многоквартирных жилых домах с ТСЖ «Лена», ООО «ТЭТИМ», УК ООО «Стройсервис», ТСЖ «Нефтяник», ООО УК «Селена Плюс» (т.3, л.д.23-24, 27-28, 31-32, 36-37, 40-41).

Заявителем заключен 01.01.10 муниципальный контракт на услуги водоотведения от жилищного фонда микрорайона ДСР-6 села Качикатцы с УК ООО «Стройсервис» (т.3, л.д.54-55).

Заявителем заключен 01.01.10 договор с ООО УК «Селена плюс» на водоотведение от жилищного фонда (т.3 л.д.57-61).

Между МУП «Жилищно-коммунальные системы» и заявителем заключен договор № К-18-08 муниципального заказа на вывоз сточных бытовых вод от жилищного фонда от 01.01.2008, согласно которому заявитель обязуется оказывать услуги на откачку бытовых сточных вод абонентам (пункт 2.2.1), оплата за предоставление заявителем услуги по договору производится абонентами-нанимателями собственниками жилья, проживающими в муниципальном жилищном фонде по тарифам, утвержденным распоряжением Главы МО «Хангласский улус» от 29.12.2007 №1539-Р (пункт 3.1), наниматели и собственники жилья осуществляют расчеты с заявителем за оказанные услуги через МУП «РКЦ» (пункт 3.2) (т.2, л.д.140-142).

Между УК ЗАО «Хангаласский Газстрой» и заявителем заключен договор №СО-08 муниципального заказа на вывоз бытовых отходов от жилищного фонда от 01.06.08, согласно которому заявитель принял на себя обязательство по выполнению работ по вывозу бытовых отходов. Согласно пункту 3.1 договора оплата за предоставляемые услуги производится абонентами – нанимателями, собственниками жилья в муниципальном жилищном фонде по тарифам, утверждаемым Распоряжением Главы «Хангаласский улус». Наниматели и собственники жилья осуществляют расчеты и заявителем за оказанные услуги через МУП «РКЦ» (т.3, л.д.5-6).

Аналогичные договоры муниципального заказа на вывоз бытовых отходов от жилищного фонда заключены заявителем 01.06.2008 с товариществом собственников жилья «Нефтяник», ООО «ТЭТИМ», управляющей компанией «Селена», товариществом собственником жилья «Соседи 7» (т.3, л.д.5-6, 9-10, 13-14, 16-17, 19-20).

Заявителем заключены 01.01.09 договоры на вывоз бытовых отходов от жилищного фонда с ООО «ТЭТИМ», ТСЖ «Лена» (т.3, л.д.44—45, 46-47).

Заявителем заключен 01.01.10 договор на вывод бытовых отходов от жилищного фонда микрорайона ДСР-6 села Качикатцы (т.3, л.д.52-53).

Заявителем заключены 01.04.10 договоры на вывоз бытовых отходов от жилищного фонда: №СО-04-10 с ТСЖ «Горожане», № СО-04-10 с ТСЖ «Центр» (т.3, л.д.64-65, 67-68).

Между УК ООО «Стройсервис» и заявителем заключен договор на техническое обслуживание жилищного фонда микрорайона ДСР-6 села Качикатцы от 01.03.10, согласно которому заявитель обязан обеспечить надлежащее содержание и ремонт общего имущества жилищного фонда: внутридомовых инженерных сетей, электрооборудования, канализационных сетей, сборников (септиков) сточных вод, несущих и ненесущих ограждающих конструкций жилых домов. Согласно пункту 3.1 договора оплата за предоставляемые услуги производится по тарифам, установленным собственниками жилищного фонда и местными органами самоуправления (т.3, л.д.50-51).

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления относятся владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а также местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 07.03.1995 №239, а также пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» от 02.08.99 №887 оплата населением жилья и коммунальных услуг осуществляется по ценам (тарифам), установленным органами местного самоуправления.

Распоряжением Главы муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения» от 29.12.07 №1539-р утверждены тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения Хангаласского улуса, вводимые с 01.01.2008.

Согласно указанному распоряжению тарифы на коммунальные услуги, в том числе отопление, горячую воду, холодную воду, канализацию установлены с учетом НДС (т.4, л.д.112-113).

Распоряжением Главы администрации муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) «О тарифах на жилищные услуги для населения на 2009» от 17.12.2008 № 1501-р утверждены тарифы на жилищные услуги для населения Хангаласского улуса, вводимые с 01.01.2009.

Распоряжением Главы администрации муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) от 28.01.09 №42-р внесены изменения в распоряжение от 17.12.08 №1501-р.

Согласно указанному распоряжению «О тарифах на жилищные услуги для населения на 2009» от 17.12.08 №1501-р, с учетом изменений внесенных распоряжением от 28.01.09 №42-р, тарифы на жилищные услуги, в том числе плату за найм, плату за содержание и ремонт жилого помещения (техническое обслуживание, уборка дворовых территорий, уборка лестничных клеток), вывоз бытовых отходов установлены с учетом НДС (т.4, л.д.114-118).

Распоряжением Главы администрации муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) «О тарифах на коммунальные услуги для населения на 2009 год» от 17.12.2008 № 1503-р утверждены тарифы на коммунальные услуги для населения Хангаласского улуса, вводимые с 01.01.09.

Согласно указанному распоряжению тарифы на коммунальные услуги, в том числе отопление, горячую воду, холодную воду, канализацию установлены с учетом НДС (т.4, л.д.119).

Распоряжением Главы администрации муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) «О тарифах на коммунальные услуги для населения на 2010 год» от 18.12.09 № 1688-р утверждены тарифы на коммунальные услуги, том числе отопление, горячую воду, холодную воду, водоотведение, для населения Хангаласского улуса, вводимые с 01.01.10.

Согласно указанному распоряжению тарифы на коммунальные услуги установлены с учетом НДС (т.4, л.д.121).

Распоряжением Главы администрации муниципального образования «Качикатский наслег» Хангаласского Республики Саха (Якутия) «О тарифах на жилищные услуги для населения на 2010» от 22.12.09 №214 утверждены тарифы на жилищные услуги для населения Муниципального образования «Качикатский наслег», вводимые с 01.01.2010.

Согласно указанному распоряжению тарифы на жилищные услуги, в том числе плату за найм, плату за содержание и ремонт жилого помещения (техническое обслуживание, уборка дворовых территорий, уборка лестничных клеток), вывоз бытовых отходов установлены с учетом НДС (т.4, л.д.122-123).

Учитывая вышеизложенное, услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, оказываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, управляющими компаниями и иными предприятиями и организациями, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с фактической цены их реализации, то есть по ценам (тарифам), установленным органами местного самоуправления.

Между заявителем и МУП «РКЦ» 01.01.08 заключен агентский договор на оказание услуг по начислению платежей, оформлению льгот и субсидий за жилищные и коммунальные услуги населению, согласно которому МУП «РКЦ» обязалось осуществлять начисление платежей, пеней населению за жилищные и коммунальные услуги, оказываемые заявителем с учетом недопоставленных услуг, оформлять и начислять льготы, субсидии квартиросъемщикам за жилищные и коммунальные услуги, оказываемые заявителем, ежемесячно, не позднее 10 числа следующего за отчетным периодом, перечислять полученные денежные средства за минусом агентского вознаграждения на расчетный счет заявителя (т.3, л.д.70-73).

Согласно платежным поручениям: №358 от 22.05.08, №465 от 17.06.08, №481 от 24.06.08 во 2 квартале 2008 года МУП «РКЦ» были приняты от населения платежи и перечислены заявителю денежные средства в сумме 430 000руб., в том числе НДС в сумме 65 593,22руб.

Согласно платежным поручениям: №511 от 03.07.08, №539 от 14.07.08, №554 от 23.07.08, №579 от 28.07.08, №638 от 11.08.08, №655 от 18.08.08, №687 от 26.08.08, №706 от 02.09.08, №738 от 17.09.08 в 3 квартале 2008 года МУП «РКЦ» были приняты от населения платежи и перечислены заявителю денежные средства в сумме 622 000руб., в том числе НДС в сумме 94 881,36руб.

Согласно платежным поручениям: № 796 от 08.10.2008, № 821 от 16.10.2008, № 836 от 23.10.2008. № 892 от 05.11.2008, № 957 от 20.11.2008, № 991 от 01.12.2008, № 1045 от 10.12.2008, № 1069 от 15.12.2008, № 1094 от 22.12.2008, № 1152 от 29.12.2008 в 4 квартале 2008 года МУП «РКЦ» были приняты от населения платежи и перечислены заявителю денежные средства в сумме 1 942 000 рублей, в том числе НДС в сумме 296 237,30руб.

Согласно платежным поручениям: №43 от 02.02.09, №69 от 09.02.09, №84 от 16.02.09, №112 от 26.02.09, №145 от 10.03.09, №170 от 16.03.09, №184 от 23.03.09, №227 от 30.03.09 в 1 квартале 2009 года МУП «РКЦ» были приняты от населения платежи и перечислены заявителю денежные средства в сумме 477.000руб. в том числе НДС в сумме 72 762,27руб.

Согласно платежным поручениям: №359 от 29.04.09, №372 от 07.05.09 во 2 квартале 2009 года МУП «РКЦ» были приняты от населения платежи и перечислены заявителю денежные средства в сумме 200 000руб., в том числе НДС в сумме 30 508,48руб.

Согласно платежным поручениям: №845 от 08.09.09, №903 от 23.09.09, в 3 квартале 2009 года МУП «РКЦ» были приняты от населения платежи и перечислены заявителю денежные средства в сумме 50 000руб., в том числе НДС в сумме 7 627,12руб.

Согласно платежным поручениям: №1009 от 01.10.09, №74 от 15.10.09, №104 от 29.10.09, №150 от 11.11.09, №176 от 18.11.09, №209 от 25.11.09, №235 от 02.12.09, №284 от 16.12.09, №351 от 29.12.09, №387 от 31.12.09 в 4 квартале 2009 года МУП «РКЦ» были приняты от населения платежи и перечислены заявителю денежные средства в сумме 117 000руб., в том числе НДС в сумме 17 847,46руб.

Согласно платежным поручениям: №32 от 26.01.10, №184 от 10.03.10 в 1 квартале 2010 года МУП «РКЦ» были приняты от населения платежи и перечислены заявителю денежные средства в сумме 33 000руб., в том числе НДС в сумме 5 033руб.

Согласно платежным поручениям: №292 от 01.04.10, №349 от 22.04.10, №477 от 27.05.10, №570 от 17.06.10, №617 от 24.06.10 во 2 квартале 2010 года МУП «РКЦ» были приняты от населения платежи и перечислены заявителю денежные средства в сумме 90 000руб., в том числе НДС в сумме 13 728,81руб.

Согласно платежным поручениям: №648 от 02.07.10, №665 от 08.07.10, №683 от 15.07.10, №701 от 22.07.10, №751 от 29.07.10, №930 от 16.09.10, №954 от 24.09.10, №13 от 30.09.10 в 3 квартале 2010 года МУП «РКЦ» были приняты от населения платежи и перечислены заявителю денежные средства в сумме 202 000руб., в том числе НДС в сумме 30.813,56руб.

Согласно платежным поручениям: №28 от 07.10.10, №56 от 14.10.10, №66 от 21.10.10, №119 от 28.10.10, №190 от 18.11.10, №216 от 25.11.10, №280 от 02.12.10, №293 от 09.12.10, №329 от 15.12.10, №372 от 21.12.10, №418 от 27.12.10, № 448 от 30.12.10 в 4 квартале 2010 года МУП «РКЦ» были приняты от населения платежи и перечислены заявителю денежные средства в сумме 435 000руб., в том числе НДС в сумме 66 355,93руб.

Заявитель не отрицает и не оспаривает факт оплаты населением, приема МУП «РКЦ» денежных средств за коммунальные услуги с НДС по тарифам, установленным органами местного самоуправления, их перечисления с НДС заявителю.

Таким образом, поскольку стоимость жилищно-коммунальных услуг включала в себя НДС, то, соответственно, и сумма 3 546 000руб., уплаченная населением за оказанные услуги и перечисленная заявителю, содержала в себе НДС.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Гражданское законодательство, в частности, Жилищный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 35 «Наем жилого помещения»), различают правоотношения по предоставлению (передаче) жилого помещения во владение и (или) пользование и по эксплуатации, содержанию, ремонту жилого помещения.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.10.07 №57 разъяснил, что при толковании подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что гражданское законодательство различает правоотношения по предоставлению (передаче) имущества во владение и (или) пользование и правоотношения, возникающие по поводу эксплуатации, содержания и ремонта полученного во владение (пользование) имущества.

Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации разграничивает плату за пользование жилым помещением (плату за наем), которая взимается с нанимателя жилого помещения, и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взимаемую как с нанимателя, так и с собственника (арендатора) жилого помещения.

Следовательно, в налоговую базу по НДС не подлежит включению только плата за пользование жилым помещением (плата за наем), а услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме подлежат налогообложению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по НДС определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.

Статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации закреплены принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения. Пунктом 13 указанной статьи предусмотрена специальная норма, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Как уже было указано выше заявитель с 08.12.03 применяет упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС. При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма НДС, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Заявитель не выставлял покупателям счета-фактуры.

Между тем, услуги оказывались непосредственно населению, то есть физическим лицам, выставление счетов-фактур которым не предусмотрено, а заявитель, оказывая жилищно-коммунальные услуги, получал плату за них с учетом НДС, следовательно, по аналогии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации должен был исчислить и уплатить в бюджет полученные им суммы НДС.

На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела суд приходит к следующим выводам:

доводы заявителя являются необоснованными;

доводы налогового органа являются обоснованными;

оспариваемое в части решение соответствует закону, его смыслу и духу, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с этим в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В заявленном требовании отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

В.В. Столбов