ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1708/10 от 20.07.2010 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело № А58-1708/10

26.07.2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2010 г.

Полный текст решения изготовлен 26.07.2010 г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Семеновой У. Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Семеновой У.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги

к Администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", Муниципальному образованию "Городское поселение" "Поселок Хани" Нерюнгринского района, Муниципальному учреждению КУМИ г. Нерюнгри

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Саха (Якутия)

о понуждении к принятию объектов в муниципальную собственность,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 по доверенности от 15.10.2009 г. № 849;

от ответчиков:

Администрации МО «Нерюнгринский район»: не явился, извещен

МО «Городское поселение «Поселок Хани»: не явился, извещен

МУ КУМИ г.Нерюнгри: не явился, извещен

от третьего лица: ФИО2 по доверенности от 08.12.2009 г. № 100.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Нерюнгринский район», муниципальному образованию «Городское поселение «Поселок Хани» Нерюнгринского района, муниципальному учреждению КУМИ г. Нерюнгри об обязании ответчиков принять в муниципальную собственность объекты, не включенные в уставной капитал ОАО «Российские железные дороги»: здание трансформаторной подстанции 35/10 кВ № 7, инв. № 010117, расположенное по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани (ТП-10/0,4 кВ № 7); линии энергоснабжения инвентарный номер 30135, расположенные по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани; линии энергоснабжения, инвентарный номер 039991, расположенные по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани.

Определением суда от 06.04.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Саха (Якутия).

Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Суд, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассматривает дело в отсутствие ответчиков.

22.06.2010г. истец уточнил исковые требования, в котором просит обязать Администрацию муниципального образования «Городское поселение «Поселок Хани» принять в муниципальную собственность объекты, не включенные в уставной капитал открытое акционерное общество «Российские железные дороги», а именно: здание трансформаторной подстанции 35/10 кВ № 7, инв. № 010117, расположенное по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани (ТП-10/0,4 кВ № 7); линии энергоснабжения инвентарный номер 30135, расположенные по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани; линии энергоснабжения, инвентарный номер 039991, расположенные по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани.

Третье лицо подтвердило, что им получена копия иска.

Истец уточнил ответчика по заявленному иску, просит в качестве ответчика считать муниципальное образование «Городское поселение» «Поселок Хани», остальных ответчиков истец просит исключить из числа ответчиков по настоящему иску.

Истец уточнил исковые требования, в котором просит обязать принять муниципальное образование «Городское поселение» «Поселок Хани» в установленном порядке имущество в муниципальную собственность по перечню указанному в 22.06.2010г.

Третье лицо не возражает против возможности принятия судом уточнений исковых требований.

Суд, руководствуясь ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ принимает уточнение истцом ответчика по делу- муниципальное образование «Городское поселение» «Поселок Хани». Исключает из числа ответчиков: администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район», муниципальное учреждение КУМИ г. Нерюнгри.

Суд, руководствуясь ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ принимает уточнение истцом исковых требований, так как не установил противоречий закону и нарушений прав других лиц.

Истец поддержал исковые требования с учетом уточнений в полном объеме.

Третье лицо с исковыми требованиями не согласно, отзыв на иск не представило.

Лицами, участвующими в деле ходатайств не заявлено; лица, присутствующие в судебном заседании от выступлений в прениях отказались.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд,

УСТАНОВИЛ:

Согласно выписке из реестра федерального имущества объекты: здание трансформаторной подстанции 35/10 кВ № 7, инв. № 010117, расположенное по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани (ТП-10/0,4 кВ № 7); линии энергоснабжения инвентарный номер 30135, расположенные по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани; линии энергоснабжения, инвентарный номер 039991, расположенные по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани числятся в реестре федерального имущества.

На указанные объекты истец изготовил техническую документацию: технический паспорт БТИ на здание трансформаторной подстанции, инвентарный номер 98:000:001:005400410; технический паспорт БТИ на линии энергоснабжения, общей протяженностью 10, 446 км; технический паспорт БТИ на линии энергоснабжения, общей протяженностью 5, 875 км, а также землеустроительные дела на объекты, подлежащие передачи в муниципальную собственность.

Указанные объекты находятся на балансе Тындинской дистанции электроснабжения Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается справкой, инвентарными карточками учета объектов основных средств.

Истец осуществляет содержание указанных объектов, а также дополнительно несет затраты на их обслуживание, которые ответчиком не возмещаются.

На основании совместного распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р Тындинская дистанция электроснабжения Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» письмами № 2389 от 08.12.2008 г., № 90 от 11.01.2009 г., № 462 от 16.03.2009 г., № 1902 от 20.10.2009 г., № 2389 от 08.12.2009 г., № 2389 от 08.12.2009 г., № 2250 от 11.12.2009 г. обратилась к Администрации «Городское поселение» «Поселок Хани» с заявлением о принятии в муниципальную собственность здания трансформаторной подстанции и линий электроснабжения, с приложением перечня объектов, подлежащих передаче, о согласовании порядка и условий передачи объектов, сообщении состава комиссии, которая будет осуществлять приемку объектов.

Также истцом были направлены письма в МО «Нерюнгринский район» № 08 от 11.01.2009 г., № 338-НОДПФ от 26.02.2009 г. о принятии в муниципальную собственность объектов.

МО «Нерюнгринский район» отказалось в письме от 17.02.2009 г. № 251 в приеме объектов в муниципальную собственность, ссылаясь на то, что в 2006 году произведено разграничение полномочий и имущества между МО «Нерюнгринский район» и вновь образованным МО «Городское поселение» «Поселок Хани» и предложило передать эти объекты в муниципальную собственность «Городское поселение» «Поселок Хани».

Между тем, ответчик – МО «Городское поселение» «Поселок Хани» уклоняются от принятия и оформлении из федеральной собственности в муниципальную собственность спорных объектов.

Данный факт явился основанием, для обращения истца в арбитражный суд с заявлением об обязании ответчика принять в муниципальную собственность объекты, не включенные в уставной капитал ОАО «Российские железные дороги»: здание трансформаторной подстанции 35/10 кВ № 7, инв. № 010117, расположенное по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани (ТП-10/0,4 кВ № 7); линии энергоснабжения инвентарный номер 30135, расположенные по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани; линии энергоснабжения, инвентарный номер 039991, расположенные по адресу: 678976, РС(Я), Нерюнгринский район, п. Хани.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», принятого в соответствии со ст. 3, 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения в его уставный капитал единого хозяйствующего субъекта было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Пунктом 7 указанного Постановления Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации поручено утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Во исполнение данного Постановления указанные министерства издали совместное распоряжение от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р, приложением № 1 к которому был установлен перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации.

Пунктом 3 указанного распоряжения территориальным управлениям Министерства имущества России, органам по управлению государственным имуществом, наделенным полномочиями территориальных органов Минимущества России, с участием ОАО «Российские железные дороги» предписано осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (согласно приложения № 1) к настоящему распоряжению, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

В приложении № 1 к распоряжению в числе объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, указаны объекты энергообеспечения: здание трансформаторной подстанции 35/10 кВ. № 7, инв. № 010117, расположенное по адресу: 678976, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Хани (ТП-10/0,4 кВ № 7); линии энергоснабжения, инвентарный номер 30135, расположенные по адресу: 678976, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Хани; линии энергоснабжения инвентарный номер 039991, расположенные по адресу: 678976, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Хани.

Таким образом, в соответствии с названным распоряжением указанное имущество подлежало передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Городское поселение» «Поселок Хани».

Факт включения имущества в указанный перечень не оспаривается сторонами и подтверждается выпиской из приложения № 1 к распоряжению от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р.

Поскольку распоряжение № 1499-р/110а/Т-92р было принято с участием Министерства имущественных отношений Российской Федерации, суд считает, что фактическая передача имущества в муниципальную собственность осуществлялась, в том числе и на основании решения органа, уполномоченного распоряжаться федеральным имуществом.

После принятия указанных актов, оформивших решение собственника о передаче объектов в муниципальную собственность, у ответчика возникла обязанность совершить соответствующие действия по принятию передаваемых объектов.

Суд, считает, что обращение истца с заявлением о принятии имущества в муниципальную собственность не является действиями по распоряжению федеральным имуществом, а направлено на реализацию властных предписаний органов власти о передаче соответствующего имущества с целью освобождения данной организации от не свойственных ей функций социального и культурно-бытового характера.

Действия, связанные с непринятием имущества в муниципальную собственность, нарушают права и законные интересы истца, так как налагают на истца не свойственные для него обязанности.

Истцом представлены необходимые для принятия в муниципальную собственность документы, а именно технические паспорта, содержащие сведения по каждому из передаваемых объектов, прошедших инвентаризационный учет, позволяющие индивидуализировать передаваемое имущество.

Подлежащие передаче здание трансформаторной подстанции и линии энергоснабжения относятся к упомянутым в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 объектам инженерной инфраструктуры городов и обязанность по принятию их в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.

Согласно абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. По смыслу указанных норм закона, согласие стороны, обязанной принять имущество, не требуется.

Факт уклонения ответчика от оформления принятия из федеральной собственности в муниципальную собственность здания трансформаторной подстанции и линий энергоснабжения документально подтвержден.

На основании изложенного, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При подаче иска в Арбитражный суд РС(Я) истцом произведена уплата государственной пошлины в сумме 4 000 руб. по платежному поручению № 81595 от 10.03.2010 г.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результатов рассмотрения дела с ответчика следует взыскать в пользу истца государственную пошлину в полном объеме.

Руководствуясь статьями 47, 49, 110, 159, 167-170, 171, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Принять уточнение открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги исковых требований.

Принять уточнение открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги ответчика по делу – муниципальное образование «Городское поселение» «Поселок Хани».

Исключить администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район», муниципальное учреждение КУМИ г. Нерюнгри из числа ответчиков по делу.

Обязать муниципальное образование «Городское поселение» «Поселок Хани» принять в установленном порядке в муниципальную собственность следующее имущество: здание трансформаторной подстанции 35/10, инвентарный номер №010117, кадастровый номер 14:19:214001:0057:98:000:001:005400410, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Хани (ТП10/0,4кв №7); линии энергоснабжения, инвентарный номер 30135, кадастровый номер 14:19:214001:0115, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Хани; линии энергоснабжения, инвентарный номер 039991, кадастровый номер 14:19:214001:0079, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Хани.

Взыскать с муниципального образования «Городское поселение» «Поселок Хани» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги 4 000 руб. расходов истца по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный арбитражный суд.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию – Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья Семенова У. Н.