АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Якутск Дело № А58-1736\2010
24.03.2010года
Резолютивная часть решения оглашена 22.03.2010г., решение в полном объеме изготовлено 24.03.2010г.
Арбитражный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Исток» к Государственному комитету по ценовой политике – Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления , при ведении протокола судебного заседания судьей, с участием представителей от заявителя – ФИО1 по доверенности от 1.01.2010 б\н, от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 11.01.2010 №2,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Исток», далее Общество, заявитель, обратилось с заявлением к Государственному комитету по ценовой политике – Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) , далее, административный орган, о признании незаконным и об отмене постановления № 10\44-АП от 02.03.2010г.
В судебном заседании представитель Общества поддержал требование, письменно дополнил основания требования; в заявлении ссылается на составление постановления о возбуждении производства по делу с нарушением срока, установленного статьей 28 КоАП РФ; совершенное правонарушение является малозначительным в виде отсутствия в действиях существенной угрозы охраняемым административным законом общественным отношениям; общество предприняло все меры для не допущения административного правонарушения, в подтверждение довода представлена в материалы копия приказа от 28.12.2009; кроме того, заявлено о сбое программного обеспечения в ходе переоценки алкогольной продукции.
В судебном заседании административный орган с заявлением не согласился, дополнил возражения в отзыве от 22.03.2010; указывает на соблюдение порядка привлечения к административной ответственности; отсутствие основания для признания совершенного правонарушения, посягающего на установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования, малозначительным;
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании объявлен перерыв с 18.03.2010 до 22.03.2010 (15 час.30 мин.)..
Судом установлены обстоятельства дела.
Из материалов дела следует:
ООО Торговый дом «Исток» зарегистрировано Якутским городским представительством Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) 18.02.2002, по адресу Республика Саха (Якутия) <...> Советской Армии, 9; обществу выдана по магазину «Блюз», по адресу <...> Советской Армии 9, выдана лицензия на право розничной продажи алкогольной продукции сроком действия с 19.06.2006 по 19.06.2011.
25.01.2010 Прокуратурой Республики Саха (Якутия) в административный орган направлено требование в порядке статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» об организации проверки на предмет соблюдения законодательства в сфере ценообразования на алкогольную продукцию.
Приказом административного органа от 02.02.2010 №32 назначена проверка общества в период с 02.02.2010 по 18.02.2010. Копия приказа получена представителем юристом ФИО1 В.02.02.2010.
02.02.2010 должностными лицами административного органа проведена внеплановая проверка в отношении общества при участии представителя юриста общества ФИО1, по результатам проверки составлен акт проверки. Проверкой установлено: в нарушение приказа от 30.11.2009 №17н установлена розничная цена на водку «Русский стандарт» 0,7 л – 114 руб.80 коп., изготовитель Московская область г.Кашира ГОСТ Р 51355-99.
16.02.2010 административным органом направлены в Прокуратуру Республики Саха (Якутия) материалы проверки.
24.02.2010 заместителем прокурора г.Якутска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении; при вынесении постановления заместителем прокурора получено объяснение от представителя общества.
26.02.2010 заместителем прокурора направлены материалы в административный орган.
27.02.2010 определением заместителя руководителя административного органа назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 02.03.2010. Копия определения вручена 01.03.2010 представителю ФИО1
02.03.2010 постановлением №10\44-АП заместителя руководителя административного органа общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа 100 000 рублей.
Общество, не согласившись с заявлением, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы стороны, установил.
В соответствии с частями 6,7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 1 части 1 статья 25.11. КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 28.4 Кодекса).
Часть 2 статьи 14.6 КоАП РФ устанавливает, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в сумме ста тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Статьей 5 Федерального закона « О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 «О МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ)» утверждены перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;
перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации отнесены в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Согласно пункту п. 5.2.4 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка федеральная служба по регулированию алкогольного рынка принимает акты, устанавливающие минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации.
Приказом Росалкогольрегулирования от 30.11.2009 N 17н "Об установлении и введении с 1 января 2010 года минимальной цены на водку для розничной продажи установлена с 1 января 2010 г. минимальная цена на водку для розничной продажи, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации в размере 89 руб. за 0,5 л готовой продукции.
Согласно пункту 2 приказа №17н минимальная цена на водку для розничной продажи, розлитую в потребительскую тару иной емкости, рассчитывается пропорционально минимальной цене, установленной за 0,5 литра готовой продукции.
Согласно информационному сообщению Росалкогольрегулирования от 22 января 2010 г. «О МИНИМАЛЬНОЙ ЦЕНЕ НА ВОДКУ ДЛЯ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ» указанная минимальная цена на водку для розничной продажи является конечной минимальной ценой для реализации потребителям, в том числе при проведении рекламных акций, маркетинговых (включая расчеты дисконтными картами) и иных мероприятий.
Материалами дела, отчетом о движении товаров за период с 01.01.2010 по 02.02.2010 подтверждено, что в магазине «Блюз», принадлежащим ООО ТД «Исток», установлена розничная цена на реализованную водку «Русский стандарт», изготовитель ООО «Русь-Алко», Московская область г.Кашира ГОСТ Р 51355-99 емкостью 0,7 л., в размере 114 руб.80 коп., т.е. по цене ниже установленной минимальной цены на водку; всего за указанный период по цене 114 руб.80 коп. реализовано 91 бутылка.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие, что ООО Торговый дом «Исток» предпринял все зависящие от него меры, в том числе по контролю за соблюдением установления с 1 января 2010 года минимальной цены на водку «Русский стандарт» 0,7 л. для розничной продажи, осуществляя в течение двух месяцев с начала 2010 года водку «Русский стандарт» 0,7 л. по заниженной цене. Доказательства сбоя программного обеспечения, в результате которого не была произведена переоценка на единственную позицию – водку «Русский стандарт» 0,7 л., заявителем в материалы дела не представлены.
Довод заявителя о малозначительности совершенного им правонарушения проверен, однако не может быть учтен судом.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Вопросы ценообразования на алкогольную продукцию, оборот алкогольной продукции находятся под особым государственным контролем и совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере ценнобразования, а также на оборот алкогольной продукции, а также на интересы граждан в области торговли и оказания услуг. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении ООО Торговый дом «Исток» к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО Торговый дом «Исток» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170,176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении №10/44-АП Государственного комитета по ценовой политике – Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 02.03.2010 года, вынесенное в г.Якутске, о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Исток» (Республика Саха (Якутия) г.Якутск ул.50 лет Советской Армии) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа 100 000 рублей , отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия;
в Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.
Судья Е.Б.Бадлуева