Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-173/11
25марта 2011 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э.,
при участии в деле открытого акционерного общества Акционерная компания «Железные дороги Якутия» - заявитель, Дорожной инспекции и организации движения ГИБДД ОВД по Алданскому району Республики Саха (Якутия) –административный орган,
рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола секретарем судебного заседания Жирковой Л.В. дело по заявлению Общества с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 15.12.2010 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.12.2010 административного органа о назначении административного наказания.
Административный орган с заявлением Общества не согласен по основаниям, изложенным в отзыве от 15.02.2011 № 31-145.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и административного органа, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 19, параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования, поскольку судом установлены допущенные административным органом существенные нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности:
Открытое акционерное общество «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» является юридическим лицом, зарегистрировано в этом качестве 02.10.1995 на основании распоряжения Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) от 02.10.1995 № 644-п-95, что подтверждается представленной копией свидетельства о государственной регистрации № 1574.
Из материалов дела следует, что специалистом Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) совместно с представителями администрации МО «Город Томмот», Алданского ГИБДД при проведении проверки обследования автобусного маршрута № 12 Томмот- Синегорье установлены нарушения содержания железнодорожного переезда, о чем составлен акт от 20.10.2010. Акт от 20.10.2010 вручен заявителю 22.10.2010 за вх.№ 2525/е.
Акт обследования от 20.10.2010 и предписание от 21.10.201 0№ 4 сопроводительным письмом от 25.10.2010 № 01/1108-э направлен в адрес Якутской транспортной прокуратуры для принятия мер в отношении ОАО АК «Железные дороги Якутии» по устранению выявленных нарушений и согласовании необходимых документов.
22.11.2010 заявителем в адрес Якутской транспортной прокуратуры Республики Саха (Якутия) сопроводительным письмом № 2152 направлены по требованию от 16.11.2010 № 2-01-10 следующие копии документы по железнодорожному переезду станция Томмот –ПТО Вагонов Синегорье: карточка на железнодорожный переезд ОАО АК «ЖДЯ» (категории 4, станция Томмот 33 путь, вид пользования общий ,вид переезда нерегулируемый); распоряжение от 17.02.2010 № 9 местная инструкция по эксплуатации железнодорожного переезда на 33 пути станции Томмот, приложение № 1 (схема оповещения), приложение № 2 (технические данные переезда)паспорт железнодорожного пути необщего пользования Томмот; письмо об исполнении предписания от ноября 2010, направленное в адрес инспектора УГАДН по РС(Я); план расположения земельного участка ОАО АК «Железные дороги Якутии, ж/д станция Томмот, межевой план ,кадастровый паспорт земельного участка от 08.11.2010 № 1402/101/10-1571.
Требованием от 01.12.2010 № 2-01-10 заместитель Якутского транспортного прокурора Егоров Д.А. обязал ОАО «Железные дороги Якутии» обеспечить явку представителя заявителя 06.12.2010 11 часов 30 минут для составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
06.12.2010 заместителем Якутского транспортного прокурора Егоровым Д.А. в присутствии ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя. Согласно указанному постановлению установлены нарушения содержания железнодорожного переезда, а именно: отсутствие паспорта железнодорожного переезда на перегоне ст.Томмот –Депо; не обеспечена видимость водителям транспортных средств, находящихся на удалении не более 50 м от ближнего рельса; настил проезжей части имеет повреждения; поверхности дорожных знаков 1.2, 1.3.1, 1.4.1-1.4.6 загрязнены, что затрудняет их восприятие; на переезде отсутствуют аварийные запасы противогололедных материалов (ПГС, щебень. Мешки с песком).
В тот же день изъяты объяснения представителя ФИО1, права разъяснены, копия постановления вручена 06.12.2010.
Сопроводительным письмом от 07.12.2010 № 2-01и-10 постановление направлено в адрес начальника ОВД по Алданскому району для рассмотрения.
Уведомлением от 13.12.2010 № 31-13521 Отделение госавтоинспекции ОВД по Алданскому раойну предложило заявителю явиться 15 декабря 2010 в 10 часов 00 минут для составления протокола по делу об административном правонарушении, возбужденному Якутской транспортной прокуратурой 06.12.2010 по ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Уведомление поступило заявителю 13.12.2010 за вх. № 2979/е.
15.12.2010 госинспектором ДИ и ОД ГИБДД ОВД по Алданскому району, старшим лейтенантом милиции ФИО2 в присутствии представителя ФИО1 составлен протокол № 14 АА 170854 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя. Согласно указанному протоколу на ж/д переезде ст. Томмот –Депо 20.10.2010 установлены нарушения, а именно: настил переезда имеет разрушения; дорожные знаки на подъезде к переезду не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93; отсутствуют противоскользящие материалы; технический паспорт на железнодорожный переезд отсутствует.
15.12.2010 госинспектором ДИ и ОД ГИБДД ОВД по Алданскому району, старшим лейтенантом милиции ФИО2 в присутствии ФИО1 вынесено постановление о привлечении ОАО АК «Железные дороги Якутии» к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000,0 руб.
24.12.2010 заявитель обратился с заявлением о признании постановления незаконным.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности на основании статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрении дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе об участии законного представителя юридического лица в составлении протокола.
Пункт 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" содержит разъяснение о том, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности суд проверяет, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Как усматривается из материалов дела постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заявителя составлено 06.12.2010 в присутствии ФИО1 (без указания даты и номера доверенности).
В материалах дела приложена доверенность на ФИО1 от 01.01.2010 № 5, которая определяет общие полномочия на представление интересов заявителя и ее выдача не связана с участием в конкретном административном деле.
Определениями суда от 30.12.2010, 31.01.2011, 16.02.2011 административному органу предложено представить материалы административного дела, определением суда от 14.03.2011 административному органу предложено представить доказательства вручения требования прокуратуры от 01.12.2010 № 2-01-10 заявителю.
Определения суда заявителем не исполнены, доказательства вручения указанного требования заявителю не представлены, в том числе и с сопроводительным письмом от 24.03.2011 № 31-3088.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление от 06.12.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в отсутствие доказательств извещения законного представителя заявителя о времени и месте его составления.
Госинспектором ДИ и ОД ГИБДД ОВД по Алданскому району, старшим лейтенантом милиции ФИО2 повторно составлен протокол об административном правонарушении от 15.12.2010 № 14 АА 170854. Указанный протокол составлен в присутствии представителя заявителя ФИО1 на основании общей доверенности при наличии уведомления от 13.12.2010 № 31-13521, полученного заявителем 13.12.2010.
Между тем, судом установлено и из материалов дела следует, что в тот же день состоялось рассмотрение административного дела, окончившееся вынесением постановления от 15.12.2010 по делу об административном правонарушении, то есть составление протокола и рассмотрение материалов проверки имели место в один и тот же день – 15.12.2010, что фактически означает лишение заявителя возможности реализовать предоставленные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права.
Более того, уведомлением от 13.12.2010 № 31-13521 заявитель извещен о дате составления протокола по делу об административном правонарушении. Доказательства о надлежащем извещении заявителя о рассмотрении материалов проверки административным органом в материалы дела не представлены. ФИО1, присутствовавший при рассмотрении материалов дела, действовал на основании общей доверенности на представление интересов заявителя и ее выдача не связана с участием в конкретном административном деле.
При этом положения главы 28, 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разграничивает понятия «составление протокола об административном правонарушении» и «рассмотрение дела об административном правонарушении».
При таких обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Тем самым указанное лицо лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника. Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении административным органом гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных статьей 28.2, 25.1, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 августа 2004 года N 5960/04 указано, что подобные процессуальные нарушения (составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение административного дела в один день при отсутствии надлежащих доказательств извещения о времени и месте рассмотрения дела) являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
По совокупности изложенных обстоятельств и норм права заявленное требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить полностью постановление от 15.12.2010 о назначении наказания по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии».
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья В. Григорьева