ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1758/10 от 08.04.2010 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-1758\2010

13.04.2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 8.04.2010, решение в полном объеме изготовлено 13.04.2010.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Бадлуевой Е.Б,., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (заявитель) к Государственному унитарному предприятию «Аэропорт «Якутск» (заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии в заседании от заявителя – ФИО1 по доверенности от 5.04.2010, ФИО2 по доверенности от 5.04.2010, от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 11.01.2010 №1\4, с перерывом в судебном заседании с 7.04.2010 до 8.04.2010 (15 час.00мин.),

установил:

Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, далее Управление, обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному унитарному предприятию «Аэропорт «Якутск», далее ГУП «Аэропорт «Якутск», привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа.

ГУП «Аэропорт «Якутск» представило отзыв на заявление, просит отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности.

Судом установлены обстоятельства дела.

Как видно из материалов дела, на основании приказа 5.02.2010 №11 Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дельневосточному Федеральному округу назначена внеплановая проверка ОАО АК «Якутия» в связи с авиационным событием 4.02.2010, происшедшем при выполнении рейса Якутск-Олекминск, по факту обнаружения на борту ВС, принадлежащему эксплуатанту, безбилетного пассажира 10.12.2009; пунктом 11 приказа назначено проведение расследования по факту обнаружении\ на борту безбилетного пассажира, прибывшего рейсом 477 Якутск-Москва 10.12.2009; материалы расследования представить в УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора 12.02.2010.

19.02.2010 и.о. начальника УГАН НОТБ ДФО утержден акт расследования по факту безбилетного пролета пассажира ФИО4 10.12.2009 на ВС Боинг -757 ОАО АК «Якутия»; актом расследования установлено: причиной безбилетного пролета стал беспрепятственный проход в стерильную зону аэропорта «Якутск», отсутствие контроля должностных лиц Службы авиационной безопасности, инспектора по досмотру группы перронного контроля; по результатам расследования рекомендовано ГУП «Аэропорт «Якутск» привлечь должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

5.03.2010 генеральному директору ГУП «Аэропорт «Якутск» направлено извещение о составлении протокола об административном правонарушении, направлении представителя с доверенностью; извещение получено ГУП «Аэропорт «Якутск» 5.03.2010, вход.№351.

9.03.2010 государственным инспектором Саха (Якутского) территориального отдела государственного авиационного надзора УГАН и НОТБ по ДФО ФИО1 составлен протокол №82 об административном правонарушении; протоколом зафиксировано:

действия ГУП «Аэропорт «Якутск» квалифицированы как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий для деятельности по обеспечению авиационной безопасности;

при составлении протокола об административном правонарушении участвовал представитель ФИО3, действующей на основании доверенности от 11.01.2010 №1\4;

представителем ФИО3 дано объяснение о несогласии с привлечением к административной ответственности ГУП «Аэропорт «Якутск» в связи с тем, что по факту нарушения к административной ответственности могут быть привлечены должностные лица предприятия.

В порядке, установленном частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело рассматривается в порядке, определенном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

При таких условиях у административного органа имеются полномочия по осуществлению контроля, за соблюдением лицензиатом условий лицензии и составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ.

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации государственному унитарному предприятию «Аэропорт «Якутск» выдана лицензия на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности серии АБ №0908047 от 15.04.2008 сроком до 15.04.2013, место осуществления лицензируемого вида деятельности – г.Якутск, аэропорт.

В соответствии с подпунктом 98 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома.

Согласно пункту 4 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Пунктом 3 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142 (далее - Правила) предусмотрено, что авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Обязанность по соблюдению лицензионных требований Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, Положения о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности возложена на юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию.

Согласно пункту 45 Правил воздушные суда подлежат обязательному предполетному досмотру в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации».

Согласно пункту 46 Правил предполетный досмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой цели сотрудниками службы авиационной безопасности. Численность групп предполетного досмотра воздушного судна при этом определяется с учетом аспектов регулярности полетов (в зависимости от режима работы, количества и типов воздушных судов и их технической оснащенности), но не менее 4 - х человек».

Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.12.2009 гражданка ФИО4 с помощью двух граждан через незакрытые технологические ворота (для вывоза мусора и снега) ограждения аэропорта Якутск без личного досмотра, без досмотра ручной
 клади проникла на летное поле в районе техдомика авиакомпании «Якутия»; затем на
 машине службы авиационной безопасности (далее САБ), управляемой водителем ФИО5 ФИО4 доставлена к стоянке воздушного судна (ВС) Боинг-757-200, который совершал рейс №477 по маршруту Якутск- Внуково;

специалисты службы авиационной безопасности ГУП «Аэропорт Якутск", в функциональные обязанности которой входит предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и контроль за обеспечением авиационной безопасности в аэропорту Якутск, не провели предполетный личный досмотр, досмотр багажа гражданки ФИО6, вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей фактически осуществили доступ постороннего лица в контролируемую зону аэропорта.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Неисполнение юридическим лицом условий лицензирования вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работниками не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от установленной законом ответственности.

Исходя из анализа представленных документов, суд приходит к выводу о том, что ГУП «Аэропорт «Якутск» не предпринял зависящих от него мер по выполнению лицензионных требований и условий для деятельности по обеспечению авиационной безопасности, тем самым вина в совершении административного правонарушения доказана.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") предусмотрено, судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензии, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Исходя из установленных обстоятельств дела, суд считает, что выявленное правонарушение выражается в ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, то есть является длящимся. В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ сроки, установленные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть со дня выявления факта его совершения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2008 N 11938/07.

Давность привлечения к административной ответственности, установленная статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пропущена. Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.

При определении размера наказания суд учитывает в качестве смягчающих обстоятельств, следующее: ранее заинтересованное лицо не привлекалось к административной ответственности. При таких обстоятельствах суд считает подлежащим удовлетворению заявление Управления о привлечении ГУП «Аэропорт «Якутск» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 30000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

Р Е Ш И Л:

Государственное унитарное предприятие Аэропорт Якутск», находящегося по адресу: <...> свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2001 года серии 14 №000201345 от 25.10.2002, ОГРН <***>,

привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа 30 000 рублей.

Зачислить сумму административного штрафа по реквизитам:

Банк получателя : получатель: УФК по Хабаровскому краю ( УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) , ИНН <***>, КПП 272101001, расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, БИК 040813001, КБК 106 1 1601000010000140, ОКАТО 08401000000.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Е.Б.Бадлуева